Восточнославянские языческие святилища. Хотя в летописях нет никаких данных о языческих храмах, археологические раскопки дают некоторое представление.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЯЗЫЧЕСТВО Верования древних славян.. Тотемы Медведя и Волка.
Advertisements

Выполнила: ученица 6 класса: Айтпаева Карина.. Известия летописей, находки археологов,записи старинных обычаев и поверий, сделанные учёными XIX в., позволяют.
Язычество восточных славян План 1. Религия древних славян. Язычество. 2. Пантеон славянских богов. 3. Духи и существа.
Богиня Лада.. Немного о Ладе. Богиня Лада является одной из самых главных богинь в языческом пантеоне. Она дочь Рода (иногда считается женской ипостасью.
Верования восточных славян. Презентация к уроку «Занятия, верования и общественный строй славян», 6 класс Досимова К.У., учитель МБОУ «Сизобугорская СОШ»
Славянские боги. С древнейших времен, еще задолго до принятия христианства, наши предки обожествляли непонятные им силы природы и поклонялись рекам, скалам,
Реконструкция лиц по методу М. Герасимова. балтыславяне западныеюжныевосточные украинцы белорусы русские 4 тыс. лет назад 5 век до н.э. 5 век нашей эры.
Галактионова Н.В. Учитель истории и обществознания МБОУ «БСОШ»
Урок изобразительного искусства 5 класс Тема: «Древние образы в народном искусстве» I четверть.
В период образования государства славяне придерживались языческий верований В период образования государства славяне придерживались языческий верований.
Урок изобразительного искусства 5 класс Тема: «Древние образы в народном искусстве» I четверть.
«Мы – славяне» Более тысячи лет назад по берегам реки Днепр и его притоков жили племена, которые называли себя славянами..
Выполнила: ученица 10 «а» класса Никотина Евгения Учитель: Липунцова А.Ф.
«Мифы древних славян» УМК по развивающей системе Л.В. Занкова литературное чтение 3 класс Автор презентации: Клочко Г.Ф., учитель начальных классов МОУ.
Перун главный бог, покровитель князя и дружины, также громовержец.
Подготовила ученица 4 класса А МОУ «Первомайская сош» Руководитель: Ногтикова Т.П. учитель начальных классов.
балтыславяне западныеюжныевосточные украинцы белорусы русские 4 тыс. лет назад 5 век до н.э. 5 век нашей эры.
РОД Род - Родитель всего живого и сущего. Род породил все что мы видимо вокруг. Некоторые ученые считают Рода самым древнейшим божеством, покровителем.
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ. Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все.
История Отечества 3 класс. Давным –давно на территории нашей Родины жило множество племён – восточных славян (сейчас это русские; украинцы, белорусы).
Транксрипт:

Восточнославянские языческие святилища

Хотя в летописях нет никаких данных о языческих храмах, археологические раскопки дают некоторое представление о том, как выглядели восточнославянские языческие святилища. Они располагались обычно на вершине холма или на большой поляне в лесной болотистой местности и представляли собой ровную площадку округлой формы иногда с чуть приподнятой серединой или, наоборот, с воронкообразным углублением в центре. Площадка окружалась одним или двумя рвами и невысокими валами. Иногда внутренний вал ограждался частоколом. В центре стоял деревянный столб (идол), а рядом жертвенник, где и сейчас ещё находят кости животных, принесённых в жертву. Места, где поклонялись идолам, назывались «капища» (от старославянского «капь» - изображение, идол), а те, где приносились жертвы (требы), - «требища». Возможно, первоначально, в глубокой древности, жертвенниками служили горы, скалы, камни огромной величины, деревья с большими кронами.

Одно из таких святилищ, посвящённых Перуну, согласно Новгородской летописи, находилось в урочище Перынь близ озера Ильмень, недалеко от Новгорода. Здесь стоял деревянный идол Перуна, который, как сообщает летопись, после крещения Руси в 988 г. был срублен и сброшен в реку Волхов. Ров, окружавший культовую площадку, имел восемь дугообразных выступов в виде цветка, на которых разжигали ритуальные костры во время языческих праздников, а на восточном выступе горел неугасимый огонь. В центре возвышались вертикальный столб или статуя бога, вокруг которой располагались изображения других славянских божеств. Из поколения в поколение передавалось предание о священном Перуновом холме. Даже в XIX в. моряки, проходившие на судах мимо Перыни, бросали в воду монеты - приносили жертву Перуну.

Известные на сегодняшний день славянские языческие святилища условно можно отнести к пяти различным типам: 1. Круглые площадки - капища, с идолом в центре и ограниченные рвом или системой ям. 2. Малые городища - святилища, круглые площадки огороженные рвом и невысоким валом. 3. Храмы - деревянные постройки, внутри которых находились идолы. 4. Городища - убежища, на которых располагались святилища. 5. Большие культовые центры в которых сочетались все типы святилищ и почитание отдельных природных объектов

Збручский идол славянский каменный идол, найденный у села Гусятин в реке Збруч (приток Днестра) в 1848 году. Идол представляет собой четырёхгранный столб высотой 2,67 м, высеченный из серого известняка. Столб разделен на три яруса, на каждом из которых высечены различные изображения. Нижний ярус изображает подземное божество, средний мир людей, верхний богов. Идол венчает круглая шапка. Дата создания идола приблизительно X век. Хронологически дата создания идола совпадает с периодом существования збручского культового центра. По данным археологических раскопок идол был установлен на территории святилища, расположенного на горе Бохит.Гусятин Збруч збручского культового центра

Верхняя часть идола оформлена в виде округлой шапки с меховой опушкой, под шапкой расположены четыре лица. Идол разделен на три горизонтальных яруса. Высота верхнего яруса 160 см, среднего 40 см, нижнего 67 см. Таким образом, на идоле имеется 12 отдельных секций. Одна из секций нижнего яруса пуста, остальные же 11 содержат по одному изображению.шапки На грани нижнего яруса, противопоставленной пустой, изображён усатый мужчина, стоящий на коленях и поддерживающий обеими руками средний ярус. На двух прилегающих гранях нижнего яруса эта же фигура показана сбоку, и обращена коленями к пустой грани. Таким образом, представляется возможным определить лицевую сторону всего идола. Верхний ярус содержит крупные изображения двух женщин и двух мужчин в длинной подпоясанной одежде. Одна женщина изображена с рогом, вторая с кольцом. Мужчины соответственно изображены один с конём и мечом, второй с солярным знаком на одежде, кругом с шестью лучами внутри него. Средний ярус схож с верхним, однако его фигуры значительно мельче. Фигуры также разделяются по полу под женскими фигурами верхнего ряда также изображены женские, под мужскими мужские. Одежды людей также длинные, но без пояса. Фигуры изображены с расставленными руками, как бы образуя хоровод.хоровод

Женская фигура с рогом идентифицируется учёными как Макошь, богиня плодородия, а фигура с кольцом как Лада, богиня весны, покровительница брака и любви. Мужская фигура с мечом и конём легче всего поддаётся определению, эти атрибуты свойственны Перуну, богу грозы и войны. Божество с солярным символом может быть определено либо как Хорс, бог солнца, либо как Дажьбог, бог плодородия и солнечного света. Скорее всего здесь изображён именно Дажьбог, для которого солярный знак был лишь опознавательным символом, из-за чего солнце изображено не в руках, а на одежде бога. Мужское божество, держащее на себе землю может быть сопоставлено с Велесом (Волосом).МакошьЛада ПерунуХорсДажьбог Велесом (Волосом)