Стандарты второго поколения и реализация образовательной системы «Школа -2100» Средняя общеобразовательная школа 135 г. Казани.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Advertisements

Новые требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования С 1 января 2010 года в действие вступил федеральный государственный.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ второго поколения.
ФГОС НОО Примерная основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа образовательного учреждения Федеральный.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ООО РМО учителей биологии и химии Школа молодого педагога Октябрь 2013.
Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Основная образовательная программа I ступени как объект стандартизации общего образования.
1 ФГОС НОО Содержание Примерной основной образовательной программы НОО.
Разработка и утверждение образовательной программы начального общего образования.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Основные образовательные программы начального общего образования школ: первые результаты анализа Копотева Г.Л.
Основные образовательные программы начального и основного Основные образовательные программы начального и основного общего образования.
Дополнительное образование в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
МБОУ Лицей 1 городского округа город Мантурово костромской области.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в учебно-методическом комплекте «Школа России»
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ФГОС 2011.
СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОУ гимназии 6 на период 2010 – 2014 гг 26 января 2011 г.
Транксрипт:

Стандарты второго поколения и реализация образовательной системы «Школа -2100» Средняя общеобразовательная школа 135 г. Казани

Национальная инициатива «Наша новая школа» 1.Переход на новые образовательные стандарты 2.Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Развитие учительского потенциала 4.Изменение инфраструктуры школьной сети 5.Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ

Ключевые слова Новые образовательные стандарты

выявление и согласование потребностей в общем образовании личность общество государство Стандарт как общественный договор: ориентиры развития

Назначение ФГОС ФГОС определяют общие Требования к результатам начального образования, которые конкретизируются и детализируются в системе нормативных документов – «Планируемых результатах освоения программ начального образования», примерных учебных программах по предметам, программе формирования универсальных учебных действий, материалах системы оценивания и других.

Требования (ТРИ «Т») Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями,

Структура ФГОС (ТРИ «Т») 1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы 2. Требования к структуре основной образовательной программы 3. Требования к условиям освоения основной образовательной программы

Отличительная особенность образовательных стандартов второго поколения Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентация на результат образования.

государ- ство интересы и потребности личности, общества, государства целевые установки согласование операциональ- ное описание ТРЕБО- ВАНИЯ К РЕЗУЛЬ- ТАТАМ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: предметные метапредметные личностные учет специальных целей образования Требования к результатам образования

Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая: развитие основ российской гражданской идентичности; формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно- образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций, в т.ч. морально-этических, отражающих индивидуально-личностные позиции, социаль- ные чувства и личностные качества.

Под метапредметными результатами в стандарте понимаются универсальные способы деятельности: познавательные коммуникативные регулятивные

Основным объектом оценки метапредметных результатов являются: - способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, контролировать оценивать и корректировать свои действия, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении - умение осуществлять поиск, сбор и выявление существенной информации из различных источников - умение осуществлять логические операции сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий - умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, для создания схем решения учебно-познавательных и практических задач - умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Основное содержание оценки метапред- метных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться – совокупности способов действий, обеспечивающих способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

мониторинг динамики потребностей личности, общества, государства в общем образовании учебный план, ядро содержания, программа воспитания система оценки гигиенические и ресурсные требования, их оценка легитимизация и контроль исполнения стандарта учебные программы, процедуры оценки, примеры планов и программ … учебники и ЦОР, учебное оборудование, педобразование, … педагоги- ческие технологи и учебные модули, порталы … Стандарт и его сопровождение

Тема нашего с вами разговора Программы начального общего образования

Отличие стандартов первого и второго поколения Стандарты первого поколения созданы в рамках «знаниевой» парадигмы, в которой целью образования становится передача учащемуся определенной суммы знаний, а главным элементом образовательного процесса репродукция этих знаний. Этим объясняется ведущая роль Обязательного минимума содержания образовательных программ в конструкции этих стандартов. Стандарт второго поколения перестает быть «обязательным минимумом», а становится «обязательной базой», позволяющей обеспечить максимально возможное многообразие жизненного выбора.

Закон РФ «Об образовании» Ст.14 Основная образовательная программа утверждается и реализуется образовательным учреждением самостоятельно Основная образовательная программа образовательного учреждения разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ

Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС).Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.

Внедрение стандартов второго поколения Особенно актуальной становится проблема разработки учебных программ в период перехода на стандарты общего образования второго поколения с учетом региональных условий

Вариант 2 базисного учебного (образовательного) плана предназначен для общеобразовательных учреждений, где обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России.

Вариант 3 базисного учебного (образовательного) плана предназначен для общеобразовательных учреждений, где обучение ведется на родном ( нерусском языке), в том числе в образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, в которых законодательно установлено государственное двуязычие.

Предметные области Учебные предметы Классы Количество часов в неделюВсего часов IIIIIIIV Обязательная часть Филология Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение Иностранный язык–2226 Математика и информатика Математика Обществознание и естествознание Окружающий мир22228 Основы духовно- нравственной культуры народов России Основы духовно- нравственной культуры народов России * –––0/10,5 Искусство Музыка11114 Изобразительное искусство Технология Физическая культура Итого: ,592,5 Часть, формируемая участниками образовательного процесса –110,52,5 Максимально допустимая недельная нагрузка Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) Всего к финансированию Базисный учебный план Вариант 2

Предметные области Учебные предметы Классы Количество часов в неделюВсего часов IIIIIIIV Обязательная часть Филология Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение Иностранный язык–2226 Математика и информатика Математика Обществознание и естествознание Окружающий мир22228 Основы духовно- нравственной культуры народов России Основы духовно- нравственной культуры народов России * –––0/10,5 Искусство Музыка11114 Изобразительное искусство Технология Физическая культура Итого: ,592,5 Часть, формируемая участниками образовательного процесса –110,52,5 Максимально допустимая недельная нагрузка Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) Всего к финансированию

Что мы учитывали и что брали за основу в период работы по составлению рабочих программ? С чего начинали? В первую очередь изучили и взяли за основу «Примерные программы начального общего образования».

Рабочая учебная программа Рабочая учебная программа – учебная программа, разработанная на основе примерной для конкретного образовательного учреждения, вносящая изменения и дополнения в содержание учебного предмета, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и т.п.

Требования к структуре основной образовательной программы (ФГОС) Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы: пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов

Рабочая учебная программа отдельного рабочего курса может содержать титульный лист; пояснительную записку; требования к уровню подготовки; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; контроль уровня обученности; перечень литературы и средств обучения

Пояснительная записка место данного учебного предмета в решении целей цели и задачи данного учебного предмета в области формирования системы знаний, умений, ключевых компетенций ( новизна данной учебной программы, межпредметные связи: особенности организации учебного процесса по предмету; предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетания; предпочтительные формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового).

Требования к уровню подготовки. В них отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности; перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет.

Учебно-тематический план В плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, показывается распределение учебных часов по разделам и темам из расчета максимальной учебной нагрузки

Содержание учебного предмета Раздел «Содержание учебного предмета» - основная часть программы. Он строится по разделам и темам в соответствии с тематическим планом. При разработке следует опираться на требованиям к уровню содержания, определенным ФГОС. Все дидактические единицы должны быть отражены и конкретизированы в содержании учебного материала.

Контроль уровня обученности Раздел включает систему контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета. Средства контроля должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.

Литература и средства обучения В разделе указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно- методическая литература, перечень рекомендуемых средств обучения. В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для учителя. Литература оформляется в соответствии с ГОСТом.

Структура тематического планирования (дано в пособии) Содержание курса Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся СинонимыСлова- синонимы. Использование синонимов в тексте -1час Объяснять, какое слово из ряда синонимов наиболее подходит для заполнения пропуска в тексте

Примерная форма календарно- тематического планирования урока Дата Тема уроков, Цели урока Оборудование Дидактические материалы, наглядные пособия, демонстрации Тип урока Ожидаемый результат. Формируемые общеучебные умения и способы деятельности Повторение Дом.зад.

Характеристика деятельности учащихся Конструирование содержания и выбор приемов деятельности требуют учета следующих трех аспектов: - логико-содержательного; - логико-психологического; - ценностно-смыслового

Логико-содержательный аспект Логико- содержательный аспект является определяющим при построении учебной дисциплины. При этом понятия, законы и факты располагаются в логике развития изучаемой отрасли знаний;

Логико-психологический аспект Логико- психологический аспект предполагает дидактическую переработку этого содержания с учетом возрастных особенностей учащихся;

Ценностно-смысловой аспект, Ценностно-смысловой аспект предполагает включение воли, эмоций, чувства и действий ученика в процессе освоения предметного содержания.

Что необходимо учесть при составлении рабочей программы? Прежде всего учитываем специфику УМК.

Требованием времени является тот факт, что современное образование призвано обеспечить у школьника готовность к дальнейшему развитию. Это, значит, учить детей так, чтобы даже самые глубокие изменения в окружающем мире не смогли поставить их в тупик. Ориентировать ребенка на возможное обучение, в создании которого ему так или иначе придется участвовать. Эти линии достаточно наглядно реализуются в системе "Школа 2100".

«Школа 2100» Ориентирована на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. 1. Самостоятельное открытие детьми нового знания 2. Преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики 3.Формирование единой картины мира 4. Разноуровневое обучение, возможность продвижения каждого ребенка своим темпом 5.Максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности. 6. Развитие вариативного мышления 7. Программа «Школа 2100» отражает один из подходов к развивающему обучению, разработанный с позиции деятельностной парадигмы образования

Программа «Школа 2100» Программа «Школа 2100» отражает один из подходов к развивающему обучению, разработанный с позиции преемственности научных взглядов и интеграции, не конфликтующих между собой идей из новых концепций.

Психическая деятельность ученика, закончившего начальную школу, должна характеризоваться тремя новообразованиями произвольность рефлексия внутренний план действий.

Одной из важнейших содержательно - целевых линий развития в начальном образовании, обеспечивающих конечные (целевые) требования к ребенку, завершающему начальный этап образования, следует считать формирование учебно - познавательной деятельности ребенка.

Овладение учебным материалом Формирование умений свободного перехода от учебной к неучебной деятельности. Переход от решения системы учебных задач к ориентировке в проблемных ситуациях реальной деятельности Линии развития Формирование учебной деятельности

В основу образовательной программы «Школа 2100» и стандартов второго поколения положена деятельностная парадигма образования, которая выдвигает в качестве в качестве цели образования «развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности». Деятельностная парадигма образования

Совокупность ключевых задач Личностное развитие Интеллектуальное развитие Общекультурное развитие Познаватель- ные умения Социальное развитие Коммуникатив- ное развитие Ключевые задачи

Виды универсальных учебных действий личностныерегулятивные общепозна- вательные коммуни- кативные

Новое содержание литературного образования приобщает детей к литературе как к искусству, обеспечивает благоприятные условия для практического включения ребенка в мир литературы, позволяет развивать литературные способности, самостоятельную творческую деятельность, культуры речевой коммуникации учащихся.

Уроки литературного чтения Освоение учащимися социальных норм и ценностей в учебной деятельности. Формирование нравственно ориентированной личности путем приобщения учащихся к мировой литературе.

Отличительной особенностью новых программ по русскому языку является более успешная реализация принципов развития речи, коммуникативной функции языка, практической направленности обучения. Новым направлением в развитии содержания русского языка является обучение искусства речи, умение общаться с собеседником, умение убеждать словом, отстаивать свою точку зрения.

Новое содержания областей естествознания («Окружающий мир» ориентировано на раскрытие неразрывной связи человека с окружающей средой и обществом, формирование у учащихся целостной картины мира.

Окружающий мир Формирование природоведческих знаний учащихся, развитие практически – деятельностного отношения к окружающей среде. Формирование представлений о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентирован на развитие творческих возможностей ребенка и формирование стремлений учащихся к самообразованию.

Взаимодействие игровой и учебно - познавательной деятельности младшего школьника в учебном процессе. Развитие самостоятельности учащихся как составляющей части социально активной личности.

Изменение содержания, принципа преемственности требует иных подходов к построению школьного курса математики. Общая цель современного математического образования школьников – формирование всесторонне образованной и инициативной личности, до сознания которой доведена система взглядов, идейно-нравственных, культурных и эстетических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят подрастающее поколение к активной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире.

Современное содержание математического образования направлено, главным образом, на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности их мышления. Существенное усиление алгебраической и геометрической пропедевтики, включение системы содержательно-логических заданий, игр, вопросов направлены на развитие познавательных процессов у детей.

В процессе изучения математики в сознании школьников должна формироваться математическая картина мира, которая отражает представления человека о пространственных формах и количественных отношениях – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Она является, несомненно, основополагающим элементом математической культуры человека

Такой подход к построению «Рабочей программы начального общего образования», на наш взгляд, согласуется с целями современного образования, задачами которые решает внедрение ФГОС, и способствует его успешному обеспечению.