«Ребенок…. Захватывает будущее, предсказывая особенностями своей речи будущее состояние племенного языка, а только впоследствии пятится, так сказать, назад, все более приноравливаясь к нормальному языку окружающих» И.А. Бодуэн де Куртенэ
Тема: «Детская речь» Выполнила: Пилюгина Мария, ученица 10 «А» класса МОУ СОШ 6.
Цель: Раскрыть особенности детской речи.
Задачи: Определить, в каких частях речи, в каких группах слов наблюдается наибольшее количество совпадений детской речи с фактами истории языка. Определить, какие процессы в области словообразования и лексических значений можно считать тождественным для исторического прошлого языка и детской речи. Раскрыть особенности усвоения детьми морфологических норм. Выявить роль окказионализмов в речи детей. Объяснить причины типичных ошибок в речи детей.
Методы и приемы: Изучение научной литературы на данную тему. Составление конспектов и тезисов. Социальный опрос. Аналитический метод.
Первая группа: Отглагольные существительные, образованные безаффиксным способом. За ворот- поворот. Капь - капать.
Вторая группа. Отглагольные существительные с суффиксами – ений -, - ний – Бежание- бегать. Боление- болеть Гулянье- прогулка.
Глаголы с приставкой из-. Изворовать, изморорить. Глаголы с приставкой на- Нагрязнить, наискать, наспаться.
Совпадение в синтаксисе. 1. Оформление отрицательных конструкций и безличных предложений; 2. Постепенный переход от бессоюзия к союзию; 3. Обилие начинательных частиц; 4. Цепное нанизывание предложений.
Категория рода в речи детей. «Это у Муси царапина, а я мальчик, у меня царап». «Синица- тетенька, а дяденька- синиц!» « Твой слуг», « какой пьяниц».
«Кай старался отцепить санки, а они точно приросли, а седок поворачивался и мотал головой».
Образование глагольных форм. «Прижмался», «поцелул», « спей», «нарисовай».
Частотность употребления частей речи у детей Прилагательные 7% существительные., глаголы 20% существительные, имеющие характер глагола 53%
Употребление частей речи
Типичные ошибки. Паутина Пружинка Милиционер Буравчик Рецепт Коклюш Паукина Кружинка Улиционер Дырявчик Прицепт Кашлюш
Субы Тонь Бячик Хумка Сляпа Бомик Дишня Кодка Зубы Конь Мячик Сумка Шляпа Домик Вишня Лодка Типичные ошибки
Особенность детских приставок. « Я сперва боялся трамвая, а потом вык, вык и привык».
1.Закрепление ударения за определенным слогом в слове «стола нет», « землю копали». 2. Устранение чередования е и о с нулём звука, то есть беглости гласных. «Пёсов надо жалеть», « кусоки всюду валяются», « над костёром дым»
«Ребенок не знает никаких исключении из общего правила» К.И. Чуковского.
«Изо всех щенячьих сил Нищий щен заголосил». В.В. Маяковский.
Окказионализмы в речи детей. « сердитки», «духлая», « красавлюсь», «всехный».
шутить/пошутить шут шутный пошутитель шутка шутно по-шутному шуточка шуточный шутилкашутливыйшутливо по-шуточномушуточно Детское словотворчество.
Детская речь- именно речь, и, записывая высказывания малышей, мы не можем забывать, что перед нами разговорный стиль речи, эталоном которой для ребенка служит разговорная речь взрослых.
«Ребенок все же обаятелен и гениален, и нам смотреть на него сверху вниз не приходится». А. Н. Гвоздев.