Как добиться успеха в подготовке учащихся к итоговой аттестации по биологии?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методика подготовки учащихся к ЕГЭ Рекомендации Г.И. Лернера © Разинькова Е.А год.
Advertisements

Вид: критерии и структура. Аристотель Вид – совокупность сходных особей. Аристотель.
1. Объект изучения биологии живая природа 2. Признаки живых организмов и их многообразие 3. Уровневая организация живой природы и эволюция 4. Методы познания.
Автор: Бобряшова Ирина Александровна, учитель биологии ГОУ СОШ 329.
Уровни организации живой материи. Окружающий нас мир живых существ это совокупность биологических систем разной степени сложности, образующих единую иерархическую.
Цитоплазма (от греч. κύτος «клетка» и πλάσμα здесь «содержимое») внутренняя среда живой или умершей клетки, кроме ядра и вакуоли, ограниченная плазматической.
15 Всего заданийВремя тестированиямин. Тест по биологии Тест по биологии (I курс) (I курс) Тема: Свойства живого. Уровни организации живого. Начать тестирование.
Биология 10 класс. Окружающий нас мир живых существ это совокупность биологических систем разной степени сложности, образующих единую иерархическую структуру.
Чем живое отличается от неживого Химический состав клетки Строение растительной и животной клеток Деление клетки Ткани растений и животных Органы цветковых.
Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. 9 класс Урок – презентация Учитель Вдовиченко Ольга Николаевна МОУ лицей «Технико – экономический» г. Новороссийск,
Тренажёрный тест Биология как наука.. 1. Предметом изучения общей биологии является: Строение и функции организма Природные явления Закономерности развития.
Биология 10 классОкружающий нас мир живых существ это совокупность биологических систем разной степени сложности, образующих единую иерархическую структуру.
Метаболизм 2 Цели урока: 1.Формирование общих представлений о клеточном метаболизме и его биологическом значении. 2.Развитие навыков самостоятельной работы.
Общая биология Тема урока: УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ.
Уровни организации живой материи. Живая природа представляет собой сложно организованную иерархическую систему. Ученые на основании особенностей проявления.
Рекомендации по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальности Биология.
Презентация к уроку по биологии (10 класс) на тему: Уровни организации живой материи
Жизнь, свойства живого и их относительность. Почему очень сложно дать определение понятия «жизнь»?
Шабля М.В. учитель биологии МБОУ лицея 64 г. Краснодара.
Уровни организации жизни. Жизнь – охватывает совокупность всех живых организмов на Земле и условия их существования. Сущность жизни заключается в том,
Транксрипт:

Как добиться успеха в подготовке учащихся к итоговой аттестации по биологии?

Обеспечение необходимого уровня усвоения основных понятий, законов, закономерностей, составляющих общебиологическую подготовку выпускников Программа подготовки учащихся к итоговой аттестации по биологии Цели: Формирование у учащихся универсальных учебных действий (работа с учебником, справочной литературой, с текстом, моделирование, кодирование информации, создание алгоритма деятельности и др.) 23 1 Формирование у учащихся внутренней мотивации к успешной сдаче экзамена

Основные принципы Целенаправленность и систематичность работы по подготовке учащихся к итоговой аттестации Учёт индивидуальных особенностей учащихся Обеспечение высокой познавательной активности школьников Использование нескольких видов памяти

Направления работы Add Your Text Анализ результатов ЕГЭ по выявлению трудностей в освоении выпускниками ЗУНов и организация работы по их преодолению Add Your Text Подготовка учащихся к выполнению заданий со свободным ответом Add Your Text Формирование у учащихся навыков применения знаний и умений в стандартной, изменённой и новой ситуациях Add Your Text Систематизация и обобщение базовых биологических знаний курса основной школы

Клетка как биологическая система (часть 1) строение и функции органических веществ в клетке химические связи в молекулах белка и нуклеиновых кислот метаболизмсравнение процессов митоза и мейоза Какие темы вызывают наибольшие затруднения?

Организм как биологическая система (часть 1) анализирующее скрещивание методы изучения генетики человека виды мутаций Какие темы вызывают наибольшие затруднения?

Часть 2 задания с выбором нескольких верных ответов из шести задания на выявление последовательности процессов и явлений задания на выявление соответствия процессов, явлений изучаемому объекту Какие типы заданий вызывают наибольшие затруднения?

Часть 3 (задания со свободным ответом) отвечать по существу поставленного вопроса делать выводы излагать материал правильно кратко и чётко аргументировать свой ответ определять основную и второстепенную информацию С какими трудностями сталкиваются выпускники при выполнении заданий высокого уровня сложности?

Многообразие организмов, их строение, жизнедеятельность Систематика, основные систематические категории Регуляция процессов жизнедеятельности растений и животных Поведение животных и человека Усложнение растений и животных в процессе эволюции Роль растений и животных в природе и жизни человека Организм человека Органы, системы органов и их взаимосвязь Регуляция деятельности организма человека Гомеостаз Обмен веществ Высшая нервная деятельность. Поведение. Размножение человека Биосоциальная природа человека Организация повторения учебного материала за основную школу

Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность. Систематика. Основные систематические категории. Регуляция процессов жизнедеятельности растений и животных Поведение животных и человека Усложнение растений и животных в процессе эволюции Роль растений и животных в природе и жизни человека Организм человека Органы, системы органов и их взаимосвязь Регуляция деятельности организма человека Гомеостаз Обмен веществ Высшая нервная деятельность. Поведение. Размножение человека Биосоциальная природа человека Примеры заданий с выбором нескольких ответов: По каким признакам грибы отличаются от животных? питаются готовыми органическими веществами питаются готовыми органическими веществами имеют клеточное строение имеют клеточное строение растут в течение всей жизни растут в течение всей жизни имеют тело, состоящее из нитей – гифов имеют тело, состоящее из нитей – гифов всасывают питательные вещества поверхностью тела всасывают питательные вещества поверхностью тела имеют ограниченный рост имеют ограниченный рост Сходство грибов и животных состоит в том, что у них гетеротрофный способ питания у них гетеротрофный способ питания у них автотрофный способ питания у них автотрофный способ питания клеточная стенка грибов и покровы членистоногих состоят клеточная стенка грибов и покровы членистоногих состоят из хитина из хитина в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком в их клетках отсутствует хлорофилл в их клетках отсутствует хлорофилл их тело состоит из тканей их тело состоит из тканей

Примеры заданий на установление соответствия: Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критерием вида, который она характеризует ПРИЗНАК КРИТЕРИИ ВИДА А) тело покрыто мантией 1) морфологический Б) раковина имеет две створки 2) экологический В) обитает в пресных водоёмах Г) кровеносная система незамкнутая Д) питается водными микроорганизмами Е) личинка развивается в воде АЕДГВБ

Примеры заданий на установление последовательности биологических процессов и явлений: Установите последовательность движения крови у человека по большому кругу кровообращения Установите последовательность движения крови у человека по большому кругу кровообращения А) левый желудочек Б) капилляры В) правое предсердие Г) артерии Д) вены Е) аорта

Примеры заданий на установление последовательности биологических процессов и явлений: Установите последовательность действия движущих сил эволюции в популяции растений, начиная с мутационного процесса Установите последовательность действия движущих сил эволюции в популяции растений, начиная с мутационного процесса А) борьба за существование Б) размножение особей с полезными изменениями В) появление в популяции разнообразных наследственных изменений наследственных изменений Г) сохранение преимущественно особей с полезными в данных условиях наследственными изменениями в данных условиях наследственными изменениями Д) формирование приспособленности к среде обитания обитания

Система вопросов и заданий Вопросы первого уровня требуют поиска ответа непосредственно в тексте, например, параграфа. К таким вопросам относятся те, в тексте, например, параграфа. К таким вопросам относятся те, которые требуют от учащихся прямых ответов – кто, когда, где, которые требуют от учащихся прямых ответов – кто, когда, где, как называется и т.д. как называется и т.д. Вопросы второго уровня побуждают учащихся к вариативным, но все еще репродуктивным действиям – осмысленному но все еще репродуктивным действиям – осмысленному пересказу текста, решению задач по образцу, обозначению пересказу текста, решению задач по образцу, обозначению деталей рисунков, поиску связей между ближайшими деталей рисунков, поиску связей между ближайшими элементами системы. элементами системы. Более сложны вопросы третьего и четвертого уровней. Они требуют от учащихся установления взаимосвязей между требуют от учащихся установления взаимосвязей между информацией, содержащейся в отдельных параграфах, главах, информацией, содержащейся в отдельных параграфах, главах, разделах учебника. В ряде случаев необходим поиск разделах учебника. В ряде случаев необходим поиск дополнительного материала. Вопросы этих уровней дополнительного материала. Вопросы этих уровней стимулируют творческое отношение к учебному материалу, стимулируют творческое отношение к учебному материалу, умения аргументировать свои ответы и делать умения аргументировать свои ответы и делать серьезные выводы. серьезные выводы.

В качестве примеров вопросов различных уровней можно привести следующие: Первый уровень Как называются внезапные наследственные Как называются внезапные наследственные изменения признака? изменения признака? Ответ: мутации. Второй уровень В чем заключаются различия между мутациями и В чем заключаются различия между мутациями и модификациями? модификациями? Ответ: мутации наследуются или приводят к гибели потомства. Модификации не гибели потомства. Модификации не наследуются и зависят от прямого наследуются и зависят от прямого влияния условий внешней среды. влияния условий внешней среды.

В качестве примеров вопросов различных уровней можно привести следующие: Третий уровень Как можно практически отличить мутацию от Как можно практически отличить мутацию от модификации? Например, у одуванчика, живущего в горах и модификации? Например, у одуванчика, живущего в горах и на равнине, или у лис, живущих на севере и в пустынях. на равнине, или у лис, живущих на севере и в пустынях. Ответ: мутации индивидуальны, модификации затрагивают всех особей популяции. На основании наблюдений за всех особей популяции. На основании наблюдений за большим количеством особей можно сделать большим количеством особей можно сделать выводы о групповом или индивидуальном выводы о групповом или индивидуальном наследовании признака. Также можно сделать наследовании признака. Также можно сделать выборочный генетический анализ особей популяции выборочный генетический анализ особей популяции и выяснить характер изменений в хромосомах в и выяснить характер изменений в хромосомах в случае мутации. Если изменения относятся к случае мутации. Если изменения относятся к модификационным, то на уровне генов или хромосом модификационным, то на уровне генов или хромосом они обнаружены не будут. они обнаружены не будут.

В качестве примеров вопросов различных уровней можно привести следующие: Четвертый уровень Предложите несколько вариантов гипотез и планирования экспериментов по их проверке, планирования экспериментов по их проверке, объясняющих, почему на зеленых листьях объясняющих, почему на зеленых листьях деревьев чаще встречаются зеленые гусеницы деревьев чаще встречаются зеленые гусеницы бабочек, а на серых листьях – серые. бабочек, а на серых листьях – серые.

Примеры заданий со свободным ответом: Докажите, что клетка является открытой саморегулирующейся системой Критерии правильного ответа: Клетка является системой, т.к. состоит из множества Клетка является системой, т.к. состоит из множества взаимосвязанных и взаимодействующих элементов – взаимосвязанных и взаимодействующих элементов – органоидов и других структур органоидов и других структур Свойства клетки отличаются от свойств составляющих Свойства клетки отличаются от свойств составляющих ее элементов ее элементов Открытость системы связана с обменом между клеткой и Открытость системы связана с обменом между клеткой и окружающей ее средой веществами и энергией окружающей ее средой веществами и энергией Клетка, как самостоятельная живая система может Клетка, как самостоятельная живая система может существовать неопределенно долго благодаря процессам существовать неопределенно долго благодаря процессам саморегуляции – поддержанию постоянства своего состава саморегуляции – поддержанию постоянства своего состава Клетка может быть как самостоятельным организмом, так и Клетка может быть как самостоятельным организмом, так и его частью его частью Клетке свойственна способность реагировать на раздражители Клетке свойственна способность реагировать на раздражители

С учётом указанных критериев ответ учащегося может выглядеть следующим образом: Клетка является открытой саморегулирующейся живой Клетка является открытой саморегулирующейся живой системой, потому что - состоит из взаимодействующих и взаимосвязанных - состоит из взаимодействующих и взаимосвязанных между собой органоидов, между собой органоидов, - способна к метаболизму с окружающей средой, ибо в - способна к метаболизму с окружающей средой, ибо в клетке постоянно происходят процессы синтеза и клетке постоянно происходят процессы синтеза и распада. распада. Кроме того, клетка как самостоятельный организм Кроме того, клетка как самостоятельный организм способна к саморегуляции, т. е. поддержанию гомеостаза. Как часть многоклеточного организма клетка структурно и Как часть многоклеточного организма клетка структурно и функционально связана с окружающими ее клетками. В клетке происходят контролируемые на генетическом В клетке происходят контролируемые на генетическом уровне процессы роста, размножения и развития. Открытость системы подтверждается и способностью Открытость системы подтверждается и способностью клетки к адекватной реакции на сигналы, поступающие из внешней среды.

Сравните между собой организменный и Сравните между собой организменный и популяционно-видовой уровни организации живых систем Критерии правильного ответа: Указание на различия в характере взаимодействия элементов внутри каждой из систем. Указание на различия в характере взаимодействия элементов внутри каждой из систем. Указание на организм, как элементарную единицу по отношению к популяции и виду. Указание на организм, как элементарную единицу по отношению к популяции и виду. Указание на то, что отдельный организм не эволюционирует, живет меньше, чем популяция в целом. Указание на то, что отдельный организм не эволюционирует, живет меньше, чем популяция в целом. Эволюция начинается с популяции при условии свободного скрещивания составляющих ее особей. Эволюция начинается с популяции при условии свободного скрещивания составляющих ее особей. Примеры заданий со свободным ответом:

Организм – это самостоятельная система, не способная к Организм – это самостоятельная система, не способная к эволюции. Элементами системы «организм» являются органоиды или системы органов. Из организмов, сходных по своим морфофизиологическим, биохимическим, генетическим и другим критериям, состоят популяции и виды. Следовательно, организмы становятся взаимодействующими Следовательно, организмы становятся взаимодействующими и взаимовлияющими элементами популяции. Изолированный организм существует относительно недолго в сравнении с существованием популяции и вида. Естественный отбор направлен на сохранение популяции, а не Естественный отбор направлен на сохранение популяции, а не отдельного организма. Именно на уровне популяций начинаются микроэволюционные процессы. Популяция считается единицей эволюции в том случае, если ее члены свободно скрещиваются друг с другом. Мутации, присутствующие в отдельном организме, могут исчезнуть вместе с ним. Мутации, накопившиеся в генофонде популяции, будут распространяться в ней и, проявляясь, подвергаться давлению естественного отбора. С учётом указанных критериев ответ учащегося может выглядеть следующим образом:

Выяснить предпосылки возникновения научной теории Выяснить предпосылки возникновения научной теории Проанализировать основные факты, лежащие в основе теории Проанализировать основные факты, лежащие в основе теории Изложить основные положения теории Изложить основные положения теории Указать на прогностические возможности теории Указать на прогностические возможности теории Система изучения научной теории, законов, закономерностей

Работа с рисунком и схемой Строение ствола древесного растения рисуноксхема

Наличие набора определённых знаний и умений по биологии Психофизиологическое состояние ученика Способность логически мыслить Умение найти ответ из нескольких вариантов в ситуации неопределённости Воображение и интуиция Факторы успеха

Что делать ученику, если у него нет готового ответа? (советы) Не паникуйте! Используйте информацию из смежных областей знаний Максимально отчётливо вспомните ту страницу учебника, где встречался данный материал (визуализация) Подключите логику Используйте метод исключения Никогда не отступайте и боритесь до конца!