Тамбовское областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Заворонежский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тамбовское областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Заворонежский.
Advertisements

«Настоящий человек начинается там, где есть святыни души. Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном изучении понимания вещей окружающего.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления 1» Проект «Наш любимый детский сад» г. Ачинск. 2011г.
Программа « Волшебные острова» 1.воспитание направлено на всестороннее развитие ребёнка, основой развития младшего школьника является нравственное формирование.
Кружок « Люби и знай свой край родной » Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» п. Березово Автор презентации:
Автор проекта - воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида 29 «Журавушка» Лунева Татьяна Анатольевна.
«Патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность» Воспитатель: Губанова Ольга Валерьевна МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ.
Духовно-нравственное воспитание. Важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности и духовности. От него зависит наша внутренняя устойчивость.
Проект «Развитие светлой души». План реализации проекта 1. Экскурсии по достопримечательным местам РБ -пещера Салавата Юлаева -пещера Салавата Юлаева.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида 100 "Сосенка" Петрозаводск 2014 г. Проект «Мой Петрозаводск»
Смирнова Р.Н.,учитель истоков,истории Потрусовской ООШ.
Автор проекта : учитель начальных классов МБОУ СОШ 20 Е. В. Шпак Научный руководитель : к. п. н Н. В. Подосинникова, доцент кафедры технологии и предпринимательства.
Педагогический проект «Ненаглядная краса России».
« Добровольческое движение как средство развития социальной компетентности школьников» учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ 12 г. Ржева Шубелевой.
Кострома – Костромушка, родимая сторонушка.. Информационная карта проекта База на которой реализуется проект МБДОУ г.Костромы «Детский сад 28» автор Воспитатель.
Управление процессом нравственного воспитания учащихся на этнокультурной основе Автор презентации: Смольякова Валентина Ивановна.
ЦЕЛЬ: ЦЕЛЬ: создание благоприятных условий для выявления и самореализации творческих возможностей учеников, формирование на основе исторических и культурных.
просматривается на социальном, теоретико- методологическом и практическом уровнях. Социальная значимость формирования ценностных ориентаций у обучающихся.
Духовно-нравственное воспитание учащихся учитель МБОУ СОШ 7 Капленко Ирина Сергеевна.
Совместное заседание Кафедры педагогики и МО классных руководителей.
Транксрипт:

Тамбовское областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Заворонежский детский дом» ПРОЕКТ ПРОЕКТ Автор: воспитатель Ряшенцева Л.В.

Вид проекта: информационно-практико- ориентированный. Вид проекта: информационно-практико- ориентированный. Доминирующая деятельность: сбор информации и её реализация. Доминирующая деятельность: сбор информации и её реализация. Руководитель: Ряшенцева Л.В. Руководитель: Ряшенцева Л.В. Рабочая группа: воспитатели, педагог-психолог, волонтеры (студенты МичГАУ), священнослужитель отец Дмитрий- настоятель храма с.Гавриловка, Мичуринского района, инструктор по труду, руководители творческих объединений, библиотекарь. Рабочая группа: воспитатели, педагог-психолог, волонтеры (студенты МичГАУ), священнослужитель отец Дмитрий- настоятель храма с.Гавриловка, Мичуринского района, инструктор по труду, руководители творческих объединений, библиотекарь. Благополучатели: воспитанники Заворонежского детского дома. Благополучатели: воспитанники Заворонежского детского дома. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

п В настоящее время Россия переживает непростой исторический период. Материальные ценности преобладают над духовными. Представления о милосердии, великодушии, гражданственности и патриотизме у молодёжи искажены. Её отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Актуальность проблемы в том, что: В настоящее время Россия переживает непростой исторический период. Материальные ценности преобладают над духовными. Представления о милосердии, великодушии, гражданственности и патриотизме у молодёжи искажены. Её отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Актуальность проблемы в том, что: Реальные формы социализации подменились виртуальными. Снизилась ценность других людей и участие в их жизни. Результат- эгоизм детей, рост агрессивности, за которыми скрываются страх, одиночество, неуверенность в своём будущем. Реальные формы социализации подменились виртуальными. Снизилась ценность других людей и участие в их жизни. Результат- эгоизм детей, рост агрессивности, за которыми скрываются страх, одиночество, неуверенность в своём будущем. Разрушены нравственные представления о браке и семье. По данным Госкомстата за последнее десятилетие назрела демографическая ситуация. Разрушены нравственные представления о браке и семье. По данным Госкомстата за последнее десятилетие назрела демографическая ситуация. Проведя диагностирование было выяснено, что не все воспитанники владеют понятиями о тех высоких духовных ценностях, хранителем которых выступает Православная Церковь. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями православной культуры. На мой взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта «Дорогой добра, к истокам веры». Следовательно, считаю данную проблему актуальной не только для нашего детского дома, но и для других учреждений интернатного типа. Проведя диагностирование было выяснено, что не все воспитанники владеют понятиями о тех высоких духовных ценностях, хранителем которых выступает Православная Церковь. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями православной культуры. На мой взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта «Дорогой добра, к истокам веры». Следовательно, считаю данную проблему актуальной не только для нашего детского дома, но и для других учреждений интернатного типа. АКТУАЛЬНОСТЬ

Данный проект рассчитан на детей лет, направлен на возрождение духовно- нравственных традиций подрастающего поколения. Основной особенностью проекта является моделирование деятельности, в процессе которой такие духовно-нравственные ценности, как доброта, сострадание, совестливость, милосердие, великодушие, становятся нравственными качествами личности воспитанников. Данный проект рассчитан на детей лет, направлен на возрождение духовно- нравственных традиций подрастающего поколения. Основной особенностью проекта является моделирование деятельности, в процессе которой такие духовно-нравственные ценности, как доброта, сострадание, совестливость, милосердие, великодушие, становятся нравственными качествами личности воспитанников. В ходе реализации проекта дети получают теоретический материал о наиболее значимых событиях, праздниках православной церкви. Знакомятся с историей, культурой, религией и жизнью других народов. Всё это способствует развитию эрудированной личности, способной к творческому развитию и самореализации в современном мире. В ходе реализации проекта дети получают теоретический материал о наиболее значимых событиях, праздниках православной церкви. Знакомятся с историей, культурой, религией и жизнью других народов. Всё это способствует развитию эрудированной личности, способной к творческому развитию и самореализации в современном мире. « При подготовке методических и учебных пособий по этим предметам руководствоваться основной целью - воспитанию честных, порядочных, терпимых людей, которые с интересом относятся к внешнему миру, с уважением относятся к взглядам и убеждениям своих сограждан» « При подготовке методических и учебных пособий по этим предметам руководствоваться основной целью - воспитанию честных, порядочных, терпимых людей, которые с интересом относятся к внешнему миру, с уважением относятся к взглядам и убеждениям своих сограждан» Дмитрий Медведев Дмитрий Медведев президент России президент России РИА "Новости", РИА "Новости", АННОТАЦИЯ

В работе над проектом использованы методики: В. А.Караковского В. А.Караковского Ю. К. Бабанского. Ю. К. Бабанского. А. С. Макаренко А. С. Макаренко К.Д.Ушинского К.Д.Ушинского МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Формирование духовно- нравственного здоровья детей. 1. Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, ценить добро, творить добро. 1. Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, ценить добро, творить добро. 2.Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. 2.Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. 3.Способствовать развитию у детей познавательного интереса к окружающему миру, содействовать развитию творческих способностей. 3.Способствовать развитию у детей познавательного интереса к окружающему миру, содействовать развитию творческих способностей. 4.Содействовать формированию положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях,умению анализировать ситуацию, в которой находишься и самостоятельно принимать решения. 4.Содействовать формированию положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях,умению анализировать ситуацию, в которой находишься и самостоятельно принимать решения. 6.Способствовать сплочению коллектива, воспитывать чувство ответственности и взаимовыручки. 6.Способствовать сплочению коллектива, воспитывать чувство ответственности и взаимовыручки. 7.Обеспечивать в ходе занятий получение детьми теоретических знаний, практических умений и навыков 7.Обеспечивать в ходе занятий получение детьми теоретических знаний, практических умений и навыков ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Новизна опыта заключается в комплексном подходе к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, построенному на принципах православной педагогики, педагогике сотрудничества, воспитании успехом. Новизна опыта заключается в комплексном подходе к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, построенному на принципах православной педагогики, педагогике сотрудничества, воспитании успехом. Фотографии и фотоматериалы выполнены автором проекта, использовался материал, разработанный самим автором (в силу специфики интернатного учреждения). Фотографии и фотоматериалы выполнены автором проекта, использовался материал, разработанный самим автором (в силу специфики интернатного учреждения). НОВИЗНА ПРОЕКТА

Не следует ждать от воспитанников немедленного проявления любви ко всему окружающему. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории православия, традициях своего народа, семьи, будут знать имена святых, чьи славные дела прославили Россию, начнут проявлять интерес к событиям повседневной жизни, самостоятельно анализировать свои поступки и отражать это в продуктивной деятельности( что повысит их уровень воспитанности), то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены. Не следует ждать от воспитанников немедленного проявления любви ко всему окружающему. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории православия, традициях своего народа, семьи, будут знать имена святых, чьи славные дела прославили Россию, начнут проявлять интерес к событиям повседневной жизни, самостоятельно анализировать свои поступки и отражать это в продуктивной деятельности( что повысит их уровень воспитанности), то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены. ГИПОТЕЗА

1. Между расширяющимся информационным потоком и снижением интереса детей к культурно- историческому прошлому своего народа. 1. Между расширяющимся информационным потоком и снижением интереса детей к культурно- историческому прошлому своего народа. 2. Между необходимостью систематического изучения материала и непостоянством интересов детей. 2. Между необходимостью систематического изучения материала и непостоянством интересов детей. 3. Между осознанием физического и духовного здоровья, как одной из главных жизненных ценностей и привычным образом жизни. 3. Между осознанием физического и духовного здоровья, как одной из главных жизненных ценностей и привычным образом жизни. ПРОТИВОРЕЧИЯ

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Ноябрь 2010 г. Ноябрь 2010 г. Декабрь 2010 г- Март 2011г. Декабрь 2010 г- Март 2011г. Апрель 2011г. Апрель 2011г. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ОСНОВНОЙ Заключительный Реализация проекта рассчитана на 6 месяцев

Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру. Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру. Воспитание чувства патриотизма, сформированность истинных ценностей: любовь, семья, долг, честь, Родина, вера. Воспитание чувства патриотизма, сформированность истинных ценностей: любовь, семья, долг, честь, Родина, вера. Сформированность позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям, потребности к сопереживанию. Сформированность позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям, потребности к сопереживанию. Повышение уровня самооценки. Повышение уровня самооценки. Умение работать в коллективе, быть цепочкой звена, брать ответственность за свои дела и поступки. Умение работать в коллективе, быть цепочкой звена, брать ответственность за свои дела и поступки. Воспитанники получают необходимые знания, умеют применить их на практике. Воспитанники получают необходимые знания, умеют применить их на практике. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Сбор и изучение литературы по теме «Духовно- нравственное воспитание учащихся». Сбор и изучение литературы по теме «Духовно- нравственное воспитание учащихся». Создание команды единомышленников. Создание команды единомышленников. Подготовка материала для проекта (разработка мероприятий тематической направленности, составление конспектов занятий, экскурсий, бесед и т.д.) Подготовка материала для проекта (разработка мероприятий тематической направленности, составление конспектов занятий, экскурсий, бесед и т.д.) Разработка диагностического материала для детей с целью выявления знаний к началу проекта. Разработка диагностического материала для детей с целью выявления знаний к началу проекта. Подбор, изготовление и обновление наглядного оборудования для реализации задач проекта. Подбор, изготовление и обновление наглядного оборудования для реализации задач проекта. Повышение компетентности педагогов по теме. Изучение опыта работы других педагогов, используя интернет- ресурсы. Повышение компетентности педагогов по теме. Изучение опыта работы других педагогов, используя интернет- ресурсы. Установление взаимосвязи между детским домом Установление взаимосвязи между детским домом и учреждениями города. и учреждениями города. Разработка критериев эффективности проекта. Разработка критериев эффективности проекта. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Главным показателем эффективности реализации проекта является нравственное развитие ребенка и становление его личностных характеристик. Объективную оценку определяли социологическими и психолого- педагогическими исследованиями (наблюдение, анкетирование, социометрия, ситуация выбора, тестирование воспитанников и педагогов). Используемые диагностики: диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана); диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана); диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова); диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова); диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой); диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой); диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана); диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана); диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной); диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной); диагностика осознанности гражданской позиции учащихся. диагностика осознанности гражданской позиции учащихся. УСПЕШНОСТИ КРИТЕРИИ

Исторические документы, книги о православии. Исторические документы, книги о православии. Методическая, краеведческая, художественная литература. Методическая, краеведческая, художественная литература. Видео, аудио материал духовно-нравственной тематики. Видео, аудио материал духовно-нравственной тематики. Фотографии, буклеты, наборы открыток, иллюстрации по теме. Фотографии, буклеты, наборы открыток, иллюстрации по теме. ПРОЕКТА ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В ходе данного этапа идёт реализация проекта, дети приобретают теоретические знания и навыки по следующим блокам: 1. Историческое краеведение « Тамбовщина- ты Родина моя» 2. Православные праздники и традиции русского народа. 3. « Жизнь как подвиг» 4. Памятники истории и культуры. 5. « Дом, в котором я живу» Методы реализации проекта: Методы реализации проекта: НАГЛЯДНЫЙ( иллюстрированный рассказ( лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; работа с текстами, картинами, картами. НАГЛЯДНЫЙ( иллюстрированный рассказ( лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; работа с текстами, картинами, картами. СЛОВЕСНЫЙ( чтение литературных произведений, фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством воспитателя; анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; проведение сюжетно- ролевых игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров. СЛОВЕСНЫЙ( чтение литературных произведений, фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством воспитателя; анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; проведение сюжетно- ролевых игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров. П РАКТИЧЕСКИЙ( организация продуктивной деятельности воспитанников, экскурсии) П РАКТИЧЕСКИЙ( организация продуктивной деятельности воспитанников, экскурсии) ОСНОВНОЙ ЭТАП

Индивидуальные и групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания. Индивидуальные и групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания. Лекции православной тематики. Лекции православной тематики. Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно- прикладного творчества. Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно- прикладного творчества. Проведение праздников и мероприятий. Проведение праздников и мероприятий. Исследовательская деятельность воспитанников( рефераты, доклады, сообщения). Исследовательская деятельность воспитанников( рефераты, доклады, сообщения). Использование мультимедийных технологий( заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций). Использование мультимедийных технологий( заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций). Экскурсии. Экскурсии. Организация выставок, участие в конкурсах, викторинах. Организация выставок, участие в конкурсах, викторинах. Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности); Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности); Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; Методы стимулирования поведения и деятельности. Методы стимулирования поведения и деятельности. МЕТОДЫ РАБОТЫ: ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

( прошлое и настоящее края, знаменитые люди, забытые ремёсла нашего края) « ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ ТАМБОВА» НАШИ ЭКСКУРСИИ ноябрь- декабрь

«Этот город самый лучший, город на земле» «Этот город самый лучший, город на земле» ноябрь- декабрь

январь- февраль

ЕВГЕНИЙ РОДИОНОВ, ПРОСЛАВИВШИЙСЯ МУЧЕНИЧЕСКИМ ПОДВИГОМ В ЧЕЧНЕ. ОТКРЫТИЕ ПАМЯТНИКА ВОИНУ РОДИОНУ. ОТКРЫТИЕ ПАМЯТНИКА ВОИНУ РОДИОНУ. « ЖИТИЕ СВЯТЫХ СПОДВИЖНИКОВ» « ЖИТИЕ СВЯТЫХ СПОДВИЖНИКОВ» март- апрель

ОФОРМЛЕНИЕ СТЕНДА В МОЛЕЛЬНОЙ КОМНАТЕ ОСВЯЩЕНИЕ МОЛЕЛЬНОЙКОМНАТЫ ОФОРМЛЕНИЕ СТЕНДА «Я РИСУЮ» ОФОРМЛЕНИЕ СТЕНДА «Я РИСУЮ» « МЫ В СТОЛОВОЙ» « НАШИ СПАЛЬНЫЕ КОМНАТЫ» « МЫ В ШВЕЙНОЙ МАСТЕРСКОЙ» ноябрь- апрель

Презентация проекта - открытое занятие «Спешите делать добро» с участием студентов МичГАУ. Презентация проекта - открытое занятие «Спешите делать добро» с участием студентов МичГАУ. Диагностика теоретических знаний, уровня воспитанности, самооценки воспитанников к концу проекта и др. Диагностика теоретических знаний, уровня воспитанности, самооценки воспитанников к концу проекта и др. Анализ результатов проектной деятельности. Анализ результатов проектной деятельности. Участие в конкурсах, выставка творческих работ воспитанников. Участие в конкурсах, выставка творческих работ воспитанников. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Уровень знаний на начало и конец проекта. + начало проекта + конец проекта Критерии знаний Историческое краеведение «Тамбовщина- ты Родина моя Православные праздники и традиции русского народа "Жизнь как подвиг" Памятники истории и культуры "Дом, в котором я живу" Уровни знанийВСНВСНВСНВСНВСН Список воспитанников 1.ЖирковИван Швец Андрей Филимонов Антон Подольницкий Василий Ненашев Александр Тимофеев Александр Коржавин Валерий Октябрьский Сергей Ведищев Сергей Мурнин Ричард Минаков Олег Фролова Нина Красникова Анна

Уровень воспитанности на начало и конец проекта

В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты: По результатам тестирования расширились представления об историческом, духовном наследии нашей Родины. По результатам тестирования расширились представления об историческом, духовном наследии нашей Родины. Повысился уровень воспитанности, самостоятельности, самооценки воспитанников. Повысился уровень воспитанности, самостоятельности, самооценки воспитанников. Дети стали доброжелательнее относиться друг к другу, повысилась их коммуникативность, сформировалось позитивное отношение к окружающему миру. Дети стали доброжелательнее относиться друг к другу, повысилась их коммуникативность, сформировалось позитивное отношение к окружающему миру. Один воспитанник бросил курить. Один воспитанник бросил курить. Дети приняли участие в международном, международном- онлайн,всероссийском, областном конкурсах рисунка, где заняли 1,2, 3 места. Дети приняли участие в международном, международном- онлайн,всероссийском, областном конкурсах рисунка, где заняли 1,2, 3 места. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Анализ проделанной работы показал, что данный проект реализован, цели и задачи достигнуты. Анализ проделанной работы показал, что данный проект реализован, цели и задачи достигнуты. Проект достаточно эффективен, так как он малозатратный. Проект достаточно эффективен, так как он малозатратный. Он может быть использован в работе учреждений интернатного типа, детских домах и любых общеобразовательных учреждениях. Он может быть использован в работе учреждений интернатного типа, детских домах и любых общеобразовательных учреждениях. Данный проект может быть реализован как целиком, так и частично лечь в основу других педагогических проектов, направленных на формирование гармонично развитой личности. Данный проект может быть реализован как целиком, так и частично лечь в основу других педагогических проектов, направленных на формирование гармонично развитой личности. ВЫВОДЫ:

На личном сайте На личном сайте На моём творческом веб-узле На моём творческом веб-узле Сайты, которыми мы пользовались в ходе реализации проекта: Сайты, которыми мы пользовались в ходе реализации проекта: РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА

Алексеев С. Ради жизни на земле – М.: Педагогика, 1990; Алексеев С. Ради жизни на земле – М.: Педагогика, 1990; Базаркина Е.Л. Беседы о нравственности со старшеклассниками. – М.: Учитель, 2006; Базаркина Е.Л. Беседы о нравственности со старшеклассниками. – М.: Учитель, 2006; Васильев В.В., Головина Л.А. Кантемировская модель воспитания. – Воронеж, 2001; Васильев В.В., Головина Л.А. Кантемировская модель воспитания. – Воронеж, 2001; Обычаи и обряды русского народа: от крестин до поминок (Авт.- сост. И.А. Панкеев. М.: Олимп, 2008); Обычаи и обряды русского народа: от крестин до поминок (Авт.- сост. И.А. Панкеев. М.: Олимп, 2008); Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989; Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989; История России в лицах и датах. Словарь-справочник. – СПб, 1995; История России в лицах и датах. Словарь-справочник. – СПб, 1995; Смоленский М.Б. Семейное право России. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004; Смоленский М.Б. Семейное право России. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004; Янушкявич С.Р. Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов. – 3-е издание, испр. и доп. М.: Про- Пресс, 2000; Янушкявич С.Р. Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов. – 3-е издание, испр. и доп. М.: Про- Пресс, 2000; Девятова С. Великие старцы XX столетия (М.: Артос-Медиа, 2007); Девятова С. Великие старцы XX столетия (М.: Артос-Медиа, 2007); Максимчук Л.В. Три ангела: Духовная поэзия (М.: Петит, 2009). Максимчук Л.В. Три ангела: Духовная поэзия (М.: Петит, 2009). СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ