РЕЧЬ КАК ОСОБОЕ ЯВЛЕНИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА АВТОР ПРЕЗЕНТАЦИИ УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: ДУБРОВА АНАСТАСИЯ СЕРГЕЕВНА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГИА С2! ГИА! С2? С2 ?? !!. Варианты заданий Т е к с т.
Advertisements

ГИА С2! ГИА! С2? С2 ?? !!. Варианты заданий Т е к с т.
Выполнила : Студентка 205 группы Лечебного факультета Джиоева Надежда.
Мухортиков и Кумышь. Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива.
Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ.
Функции языка (прежде всего речи) коммуникативная, или функция общения передача и усвоение общественно- исторического опыта знаковая планирующая. экспрессивная.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «РЕЧЬ» План 1. Понятие о речи и языке 2. Понятие о слове 3. Функции языка 4. Функции речи 5. Виды речи 6. Физиологическая основа речи 7. Развитие.
Понятие связной речи Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логических сочетающихся предложений) единое смысловое и структурное целое,
Сообщение для педагогов Тема: «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей детей»
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Речь. Виды речи.
Особенности развития речи у детей с умственной отсталостью
СОЧИНЕНИЕ ГИА 9 класс. 1. Местоименные слова – слова вторичные, слова - заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без.
МБОУ «Начальная школа-детский сад» Воспитатели: Махарандина С.В., Бучинская Г.В. Помощник воспитателя: Якушонок М.В.
«Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма…» Л.С.Выготский.
Работа выполнена студентками 2 курса Ермолиной Юлией Косовой Анастасией.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе.
Принципы обучения – это исходные положения, которые определяют цели, содержание, технологию и проявляются во взаимосвязи и взаимообусловленности.
Транксрипт:

РЕЧЬ КАК ОСОБОЕ ЯВЛЕНИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА АВТОР ПРЕЗЕНТАЦИИ УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: ДУБРОВА АНАСТАСИЯ СЕРГЕЕВНА

РЕЧЬ ЯЗЫК сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. система знаков любой физической природы, служащая средством осуществления человеческого общения, мышления.

ЯЗЫК: ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА Основные единицы РЕЧЬ: ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА СЛОВО ПРЕДЛОЖЕНИЕ

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ ЗВУКОВОЙ СОСТАВ СЛОВАРИГРАММАТИЧЕС- КИЙ СТРОЙ ФОНЕТИКА ЛЕКСИКО- ЛОГИЯ ГРАММАТИКА МОРФОЛОГИЯ СИНТАКСИС

Физиологические основы речи РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР РЕЧЕСЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РЕЧИ

Физиологические основы речи Центр Брока Центр Вернике «центр» зрительных представлений слов РЕЧЕДВИГА- ТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР РЕЧЕСЛУХОВОЙ ЦЕНТР

ФУНКЦИИ РЕЧИ СИГНИФИКА- ТИВНАЯ КОММУНИКА- ТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ОБОБЩЕНИЯ ТРИ СТОРОНЫ ИНФОРМАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯВОЛЕИЗЪЯВИТЕЛЬНАЯ

КАЧЕСТВА РЕЧИ СОДЕР- ЖАТЕЛЬ- НОСТЬ ПОНЯТ- НОСТЬ ВЫРАЗИ- ТЕЛЬ- НОСТЬ ДЕЙСТ- ВЕН- НОСТЬ характеризуется объемом выраженных в ней мыслей, обеспечивается подготовленность ю говорящего обусловлена в основном объемом знаний слушателей, обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям связана с эмоциональной насыщенностью, обеспечивается интонацией, акцентом определяется влиянием на мысли, чувства, поведение, обеспечивается учетом индивидуальных особенностей слушателей

ВИДЫ РЕЧИ ВНУТРЕН- НЯЯ РЕЧЬ ВНЕШНЯ Я РЕЧЬ ВОСПРИЯТИЕ ЧУЖОЙ РЕЧИ ВЫРАЖЕНИЕ СВОЕЙ МЫСЛИ УСТНАЯ РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ АУДИРОВАНИЕ ЧТЕНИЕ ГОВОРЕНИЕ ПИСЬМО

Устная речьПисьменная речь Говорящий и слушающий не только слышат, но часто и видят друг друга Пишущий не видит и не слышит того, кому предназначена его речь, он может лишь мысленно представлять себе – более или менее конкретно - будущего читателя. Во многих случаях зависит от реакции слушателей, может изменяться в зависимости от этой реакции. Не зависит от реакции адресата. Рассчитана на слуховое восприятие.Рассчитана на зрительное восприятие Устное высказывание может быть воспроизведено только при наличии специальных технических устройств Читатель может повторно буквально перечитывать написанное столько раз, сколько потребуется. Говорящий говорит без подготовки, исправляя по ходу изложения лишь то, что сумеет заметить в процессе речи. Пишущий может неоднократно возвращаться к написанному и многократно совершенствовать его.

Устная речьПисьменная речь Состоит (обозначается) знаками, которые выражают разные функции Звуки устной речиЗнаки-буквы Особенности характера Разговорная Личная Непосредственные Деловая Безличная Отвлеченное содержание переживания Их особенности в построении и средствах Свернутый характерРазвернутое построение т.к. существует общая ситуация Допускает пропуск отдельных компонентов Требует систематического логического связного изложения Выразительные средства Многочисленны: Жесты Мимика Интонация. Ограничены: курсив абзац знаки препинания

Кинетическая (жестовая речь) * Kinesis – в переводе с греческого означает «движение»

Устная речь имеет две формы Монологическая речь Диалогическая речь Формы речи

I. Развитие речи: доречевой период Крик: с рождения. Крик: с рождения. Гуление: с 2 до 5-7 месяцев. Гуление: с 2 до 5-7 месяцев. Лепет: с 4 до 7,5 месяцев Лепет: с 4 до 7,5 месяцев Первое слово: с месяцев. Первое слово: с месяцев.

II. Развитие речи: речевой период 1. Ранний возраст Речь ситуативная. Слово понимается в конкретной ситуации. Со временем оно выходит за рамки ситуации и начинает соотноситься с конкретным предметом или действием. Появляется интерес к речи взрослых, понимание речи качественно изменяется. К концу второго года ребенок употребляет до 300, а к концу третьего года - от 500 до 1500 слов Автономная речь – не похожа на речь взрослых, ситуативна, многозначна и неопределенна. Одно и то же «слово» используется по отношению к предметам, имеющим совершенно разные признаки. Одновременно с расширением словаря и уточнением произношения слов в раннем детстве происходит усвоение грамматического строя родного языка К концу раннего возраста дети довольно хорошо согласовывают слова в предложении.

2. Дошкольный возраст Ребенок интенсивно овладевает речью как средством общения. Совершенствуется практическое употребление речи в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Развивается «языковое чутье» - интуитивное владения языком, проявляющийся в понимании и использовании идиоматических, лексических, стилистических и прочих конструкций еще до целенаправленного овладения языком в обучении Ребенок овладевает умением сочетать слова в предложении по законам грамматики. Усваивается морфологическая система родного языка, ребенок овладевает сложными предложениями, соединительными союзами, а также большинством распространенных суффиксов Совершенствуется фонематический слух: к пяти годам ребенок способен различать все звуки родной речи. К пяти годам ребенок полностью овладевает произношением всех звуков родной речи.

Метаморфозы речи в дошкольный период От ситуативной речи К контекстной речии объяснительной речи Эгоцентрическая речь: речь ребенка, возникающая во время деятельности и обращенная к себе самому Интериоризация (сворачивание) Во внутреннюю речь

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ РЕЧИ Речь как средство общения: Коммуникативная функция Речь как средство планирования и регуляции собственного поведения: Планирующая и регулирующая функция Речь как знаковая форма деятельности: Знаковая функция Речь как средство экспрессии – выражения собственных эмоций: Экспрессивная функция

Итак, давайте подведем итоги: 1. Чем различаются речь и язык? 2. Какими структурными компонентами обладает речь? 3. Какие два вида анализаторов составляют физиологическую основу речи? 4. Помните ли вы функции речи? 5. Как классифицированы виды речи? 6. Назовите основные формы устной речи. 7. Перечислите основные этапы развития речи в доречевой период. 8. Что наиболее характерно для речи ребенка раннего возраста? 9. Какие изменения происходят в дошкольный период? 10. Какие функции речи интенсивно развиваются в дошкольном возрасте?

БЛАГОДАРЮ ЗА РАБОТУ!