Ценности в современной России: итоги экспертного исследования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование гражданственной идентичности как инновационное направление в развитии образования Лобжанидзе А.А. доцент кафедры экономической и социальной.
Advertisements

КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Модель Гражданско-патриотического воспитания МОУ Методический центр в системе дополнительного педагогического образования (повышения квалификации)
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
Вербицкая Наталья Олеговна, доктор педагогических наук, профессор.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
«Федеральный государственный образовательный стандарт» МКОУ «Нижнеиртышская СОШ»
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Проблемы социализации воспитанников детского дома и пути их решения Панова Н.В., к.п.н., доцент научный консультант детского дома.
Формирование социально-активной личности российского студента – гражданина, патриота Проректор по УВР ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»
Политика Деятельность социальных групп и индивидов в осознании и представлении своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
Патриотическое воспитание « Школьник, сидящий за партой, становится гражданином, когда видит перед собой путь, по которому ему идти в жизнь, чтобы ещё.
Новая роль воспитательной работы в связи с введением ФГОС. Концепция духовно- нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Главный специалист.
Первостепенная задача современной образовательной системы – духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
Транксрипт:

Ценности в современной России: итоги экспертного исследования

Параметры исследования Сроки проведения 15 июля по 10 сентября 2007 года Состав экспертной группы Представители этнорелигиозных организаций:6 чел. Представители партий и молодежных общественно-политических организаций:7 чел. Иностранные граждане, долгое время проживающие в России:4 чел. Представители гуманитарной интеллигенции: политологи, преподаватели вузов, т.д.:9 чел. Представители бизнес-сообщества:4 чел. Журналисты:3 чел. «Профиль» фокус-групп 1. Интеллектуальная столичная молодежь. 2. Аполитичная столичная молодежь, объединяющая лиц «модной» творческой ориентации. 3. Политически активная региональная молодежь. 4. Аполитичная региональная молодежь среднего уровня образования и невысокого достатка.

Задачи исследования Изучить мнения о ключевых ценностях, доминирующих в российском обществе на современном этапе. Определить вектор коррекции аксиологических предпочтений различных религиозных, этнических и возрастных групп россиян. Выявить авторитетные для массовой аудитории инструменты влияния на ценностный базис. Зафиксировать понимание различными аудиториями понятия «национальная идеология», а также прогнозы экспертов в отношении выработки национальной идеи России. Определить ценностные приоритеты российской молодежи, связанные с ними политические предпочтения и электоральные планы.

Общие характеристики современной ценностной системы Степень сформированности Хаотична: переживает трансформацию; в своем новом качестве не сложилась окончательно. Структура Нет единой ценностной системы: сосуществует множество ценностных подсистем, сформировавшихся в соответствии с интересами и потребностями различных социальных групп. Векторы происходящих процессов Единого вектора в динамике ценностных настроений общества нет. На оформление ценностной картины нашего общества влияют: 1. Национально-религиозный плюрализм. 2. Смена поколений: приход молодой генерации, выражающей острый запрос на ценностные ориентиры. 3. Экспансия псевдоисламских ценностей как угроза аутентичности России. Существуют равнозначные по силе, но противоположные по сути ценностные настроения: 1. По принципу современности: модернизация – традиционализация. 2. По принципу национальной ориентированности: русский – западный (нерусский). Проблемные зоны современной ценностной системы 1. Нивелирование авторитета базовых ценностей. 2. Нарастание ценностного разрыва территорий.

Перспективы формирования «новой» ценностной системы Сроки Попытки корректировать аксиологическую сторону общественного сознания на текущем этапе искусственны: переходный период 90-х годов разрушил потребность в ценностной детерминации. Процесс прогнозируется длительный. Параметры Объединение на основе «единства многообразия». Не должна носить ярко выраженного национально-этнического характера. Риски 1. Обострение национального и религиозного противостояния в обществе. 2. Усиление диверсификации общества. 3. Формирование территориальных анклавов, различных по ценностным тенденциям и политическим настроениям. Усиление угрозы распада государства Запрос на консолидирующую систему ценностей

Доминирующие ценности 1. Материальное благополучие. 2. Ценность «Я» (индивидуализм). 3. Карьера (самореализация). 4. Семья. 5. Стабильность. 6. Свобода. 7. Уважение к старшим. 8. Бог (вера в Бога). 9. Патриотизм. 10. Долг и честь.

Антиценности 1. Культ денег. 2. Безразличие и индивидуализм. 3. Вседозволенность. 4. Циничный прагматизм. Культ карьеры. 5. Крах семьи. 6. Социальное иждивенчество. 7. Сексуальная распущенность. 8. Вредные привычки: наркомания, алкоголизм, сквернословие. 9. Коррупция. 10. Ксенофобия. Место ценностей в России во многом заняли антиценности

«Идеальные» консолидирующие Ценности Труд «трудолюбие»; «профессиональное самовыражение индивида»; «честное, порядочное отношение к своим обязанностям», «добросовестное исполнение своего рабочего долга». Патриотизм «любовь к отеческим гробам»; «любовь к близким, которые живут в этой стране»; «внимание к согражданам»; «честное отношение к своему государству»; «готовность защищать государство с оружием в руках». Инструменты утверждения патриотизма: 1. Фиксирование внешней угрозы. 2. Актуализация истории российского государства. 3. Представление России как «наднациональной» Родины. 4. Возвращение понятия «русский» вместо «россиянин» как элемента гражданской классификации (реабилитация «русскости»). Ценность русского языка. Свобода Указали либерально ориентированные эксперты (в основном, представители молодежной аудитории): «Идеология свободы - основа развития всех групп общества». Остальные участники опроса отводят ей в своих мнениях периферийное место: «Свобода в системе ценностей далеко не главная».

Формы управления 1. Регулирование регламентация. 2. Влияние поступательное построение. Аргументы Курс: возвращение традиционных ценностей. Ключевая аудитория: молодежь. Управление ценностной сферой «ПРОТИВ» 1. Противоречит Конституции РФ. 2. Память о неблагоприятном опыте советской эпохи в отношении управления ценностями. 3. Может нанести существенный вред т. н. гражданским свободам. 4. Может происходить только по решению суда. «ЗА» 1. Сфера общественного самосознания в настоящий момент оказалась незащищенной от внешнего влияния. 2. Сформированы стихийные ценностные регуляторы деструктивного характера, что угрожает национальной безопасности перспективой разрушения общественного самосознания и, как следствие, политико-экономических институтов. 3. Объектом нравственного разрушения становятся дети. 4. Возвращение к традиционной ценностной системе есть инструмент защиты личности и условие сохранения индивида.

Инструменты влияния на ценностный базис 1. Ресурсы государственного аппарата. 2. Общественные институты. 3. Традиционные религиозные институты. Ресурсы государственного аппарата Создание соответствующей законодательной базы. Цензура: привлечь профессионалов; регламентировать законодательно; ориентироваться на опыт ХIХ века идеальную модель цензуры; в ероятная форма введения данного механизма – учреждение специальных общественных советов, которые будут компенсировать риски чрезмерных запретов со стороны власти. Влияние на общественные институты. Общественные институты Не упомянуты: Институты, являющиеся элементами гражданского общества (Общественная палата, гражданские союзы, пр.). Упомянуты: СМИ и образовательные учреждения.

Традиционные религиозные институты как инструмент влияния на ценностный базис Ожидаемая форма активности 1. Работа с детьми (в т.ч. сиротами) как основа воспитания «правильного поколения». 2. Совместные действия со светскими институтами (просветительская активность). Ресурсы религиозных институтов 1. Опыт противостояния чуждым деструктивным ценностям (в т.ч. сектантским). 2. Опыт идейной консолидации нации (Куликовская битва, борьба со Смутой, патриотическая деятельность в годы Великой Отечественной войны пр.). 3. Опыт преодоления социальной диверсификации («особое отношение к обездоленным»). Однако Представители религиозных институтов предостерегают от попыток превращения веры в пропагандистский инструмент. Граждане демонстрируют высокую лояльность религии и религиозным институтам, что означает лояльность базовому характеру их ценностных доктрин Свидетельствует о запросе на коррекцию нынешней индивидуалистской системы ценностей Общество готово к расширению социальных полномочий религиозных институтов

Национальная идея глазами россиян Дефиниции и структура Характер Многоуровневый феномен Идейный феномен Идеологическая страетегия, определяющая базовые ценности и вектор духовного развития нации Идейно-практический феномен Идеологический проект, который объединяет граждан на определенном временном этапе Подчиняет духовному пафосу нации многообразие духовной, социально-политической и экономической жизни государства Есть прикладная составляющая национальной идеи. Носит конкретный характер, ориентированный на решение насущных проблем граждан Национальная идеология: стратегияНациональный приоритет: тактика

Поиск национальной идеи: стратегия Факторы, определяющие формирование национальной идеи Историзм:связь с глубиной освоения обществом истории России. Стратегический образ России:осознание гражданами будущего образа России. Вероятные образы: международное лидерство: геополитическое, экономическое, военное; сбалансированная «внутригосударственная жизнь»; экономический приоритет развития, материальное и социальное благополучие. Внимание к человеку:большее внимание к индивидуальным запросам граждан. Стремление к благосостоянию:благополучие граждан как основа социально-психологического здоровья нации. Согласование с традиционной ценностной доктриной: опора на традиционные ценности Православия как религиозный и культурный феномен базисный общекультурный код, который пропитывает ткань исторического сознания народа и согласовывается с интересами и правами верующих иных религий. «Собирание» как ключевая задача: желание консолидировать территориальные и человеческие ресурсы, но также намерение активно работать на благо построения эффективного государства. Интегрированность в мировое сообщество: согласованность с реалиями глобальных процессов и общими «для всего человечества взглядами». «Надполитическая» ориентация:отказ от отождествления с доминированием той или иной политической доктрины.

Поиск национальных приоритетов: тактика Материальная обеспеченность граждан и социальная стабильность Допустимый «градус» индивидуализма - решение насущных общественно- практических задач. Энергетическая программа России: Ресурс конкурентоспособности страны на международной арене и основа экономической безопасности граждан. Материальная защищенность индивида является залогом его социальной лояльности, а экономическая мощь государства способствует национальной консолидации. Демографический вопрос:Фактор сохранения национальной идентичности. Налаживание социального диалога: Налаживание диалога различных групп российского общества, который «позволит людям понять друг друга, а значит уважать и нормально взаимодействовать». Наибольший ресурс налаживания диалога существует у религиозного населения, поскольку «базовые ценности верующих практически идентичны, а отличия возникают лишь на догматическом уровне».

Ключевые тренды развития российской ценностной доктрины Тренд 1. Усиление конфликта между существующей и «идеальной» ценностной системами. Тренд 2. Усиление ценностно-идеологического основания диверсификации российского общества как доминанты потенциальных социальных конфликтов. Тренд 3. Усиление запроса этнических и религиозных групп российского общества на формулирование «объединяющих» ценностей как способ осмысления сосуществования множества национальностей и конфессий в едином государстве. Тренд 4. Молодежная аудитория выражает более острый запрос на коррекцию ценностного состояния общества, нежели среднее и старшее поколения. Тренд 5. Усиление общественного запроса на активность государства в сфере регулирования российской ценностной системы. Тренд 6. Общество выражает запрос на формулирование национальной идеи России, сбалансировано представляющей традиционное «русское мессианство» и важность каждого члена общества в отдельности. Тренд 7. Национальная идея, фиксирующая историческую роль России, способна стать инструментом мотивации гражданской активности россиян. Сохранение существующей ценностной системы будет усиливать гражданскую пассивность.

Молодежная аудитория: парадоксы В одних и тех же группах прагматизм сосуществует со стремлением его дополнения ценностными ориентирами. Персональная ценностная позиция молодых людей не коррелируется с ценностями политической идеологии, которой они отдают предпочтение. Рост числа и активности молодежных организаций сопровождается политической апатией массовой молодежной аудитории. Значительный ценностный и социальный отрыв демонстрируют молодежные группы, незначительно оторванные по возрасту. Запрос на традиционные ценности выражают очевидные прагматики. Кто он – молодой россиянин?

Черты портрета молодого человека Прагматизм Способствует росту среднего класса Гражданская апатия Может быть преодолена в случае острой угрозы индивидуальной стабильности и Родине Ностальгия по «настоящим великим делам» С данным фактором связана перспектива социальных настроений: депрессия – оптимизм «Разность» Способствует усилению закрытости различных групп в молодежной среде, повышает отчуждение и риски конфликта Что объединит молодежь? Что будет способствовать социальному оптимизму «поколений будущего»?

Молодежная политическая карта Рост непредсказуемости действий молодежной аудитории Активность молодежных организаций: высокая Характер молодежной политики: имитация К чему может привести:к формированию поколения циничных политиков Оценка актива:«марионетки в руках государственных мужей»; демонстрируют гражданскую незрелость, упрощенно видят властные механизмы и политические процессы

Участие в предстоящих выборах На предстоящих выборах в Государственную Думу российская молодежь не будет проявлять серьезной активности Эксперты о причинахМолодые о причинах Особенности молодежного самосознания – прагматизм и апатия Недоверие к институту выборов Политическая повестка дня «неинтересна молодежи, поскольку напрямую не затрагивает волнующие ее проблемы» Недоверие к российской политике В элитах отсутствуют яркие личности, представляющие актуальную для молодежи идеологию и способные повести за собой Политическая безграмотность

Запрос на ценности это запрос на действия Исторический шанс сформировать поколение россиян, сочетающее прагматизм и умение эффективно работать с конструктивной ценностной ориентацией