Урок - викторина по повести М.Булгакова Собачье сердце в 11 классе. «Цилиндр мой я с голодухи на базар снёс. Но сердце и мозг не понесу на базар, хоть.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Михаил Афанасьевич Булгаков Жизнь, творчество, личность (1891 – 1940) Работу выполнили: Годунова Лера,Мельникова Таня.
Advertisements

Михаил Афанасьевич Булгаков Жизнь, творчество, личность (1891 – 1940)
«Собачье сердце» Ю.Н.Евдокимова 2009 г.. История создания фильма Режиссер: Владимир Бортко; Авторы сценария: Михаил Булгаков, Владимир Бортко; В главных.
М ИХАИЛ А ФАНАСЬЕВИЧ Б УЛГАКОВ 3 (15) МАЯ 1891, К ИЕВ – 10 МАРТА 1940, М ОСКВА. «Собачье сердце»- шедевр булгаковской сатиры. Сатира Булгакова – умная.
Урок развития речи по русскому языку в 6 классе Тема: Описание помещения как приём характеристики его обитателя (хозяина) Учитель русского языка и литературы.
Жестокий опыт или рождение новой жизни? (По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
. « На разрисованными райским цветами тарелках с черной широкой каймой лежала тонкими ломтиками нарезанная семга, маринованные угри. на тяжелой доске кусок.
Тишина Е.А., Правдюк Л.С., учителя начальных классов МОУ СОШ 6, г.Георгиевска 2009 год.
Здание, комната, квартира, школа, дача, кинотеатр, музеи, магазины, театры, дом и т.д., где помещается кто, что – либо… » Каждое помещение имеет свой интерьер.
Сложноподчинённые предложения с одним придаточным Сложноподчинённые предложения с одним придаточным.
Вы замечали, что некоторым людям очень тяжело произнести слово «нет»? Они боятся, что это слово может разрушить их добрые отношения с собеседником, и.
120-летию со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова посвящается.
ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» в контексте эпохи ( проблематика произведения )
7 класс Учитель МОУ Новлянской основной общеобразовательной школы Лебедева Евгения Игоревна.
Презентацию подготовила: Карандашова Е.П. учитель начальных классов МОУ-СОШ 13 г.Бердск.
Тема: Домовой – правда или выдумка? Выполнил: Ермакова Софья Игоревна ученица 3 г класса. Проверил: Фризен Алена Игоревна.
УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ... ЗАЧЕМ? О ЧЁМ? КАК?. Сегодня мы поговорим о таком типе речи, как рассуждение. Есть даже в детских книгах герои, любящие порассуждать.
Михаил Афанасьевич Булгаков
Литературная игра. Цель: Познакомить детей с творчеством К.И. Чуковского, привить любовь к чтению его произведений Познакомить детей с творчеством К.И.
Транксрипт:

Урок - викторина по повести М.Булгакова Собачье сердце в 11 классе. «Цилиндр мой я с голодухи на базар снёс. Но сердце и мозг не понесу на базар, хоть издохну». (Из книги «Записки на манжетах») Учитель русского языка и литературы МОУ Зырянская СОШ З ахарова Лидия Афанасьевна

Цель: Проверка усвоения биографии и повести М.Булгакова Собачье сердце. Развитие интереса к творчеству М.Булгакова. Развитие коммуникативных навыков учащихся.

1. Задание: расставить знаки препинания в выделенном предложении. На следующий день на пса надели широкий блещущий ошейник. В первый момент он расстроился. Но очень скоро... отлично сообразил, что значит в жизни ошейник. Бешеная зависть читалась в глазах встречных псов,... а когда вернулись, Федор – швейцар собственноручно отпер переднюю дверь и впустил Шарика. Ошейник все равно что портфель - сострил мысленно пес и виляя задом проследовал в бельэтаж как барин. 1 тур. Русский язык. Ответ: Ошейник все равно что портфель, -сострил мысленно пес и, виляя задом, проследовал в бельэтаж, как барин.

В доме 13 по Алексеевскому спуску изразцовая печка в столовой грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку. Как часто читался у пышущей жаром изразцовой печки «Саардамский плотник», часы играли гавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зелёных ветвях. Вопрос : В каких произведениях М.Булгаков описал этот дом? 2 тур. 1 вопрос.

2 тур. 2 вопрос В этом городе М. Булгаков провел юношеские годы, возвращался туда в годах, чтобы найти покой в душе, но не нашел. Он, по его собственному выражению, «хотел бесстрастно встать над красными и белыми». Вопрос: Где, в каком городе, местные художники изобразили эти сцены из любимых произведений М.Булгакова?

2 тур. 3 вопрос..?.: Мы ваше письмо получили. Читали с товарищами. Вы будете по нему благоприятный ответ иметь. А, может быть, правда, вас пустить за границу? Что, мы вам очень надоели? Булгаков: Я много думал в последние годы, может ли русский писатель жить без родины, и мне кажется, что не может…...?: Вы правы. Я тоже так думаю. Вы где хотите работать? В Художественном театре? Булгаков: Да, я хотел бы, но я говорил об этом, мне отказали...?.: А вы подайте заявление туда. Мне кажется, что они согласятся. Нам бы нужно встретиться, поговорить с вами… Вопрос: С кем у М. Булгакова состоялся этот телефонный разговор? «Произведя анализ моих альбомов вырезок, я обнаружил в прессе СССР за десять лет моей литературной работы 301 отзыв обо мне. Из них: похвальных - было 3, враждебно-ругательных – 298.» М.Булгаков.

Каждый образ отражает в себе конкретно- историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц и образцы речи: 1.Не били вас сапогом? Били. Кирпичом по ребрам получали? Кушано достаточно. Все испытал, с судьбою своею мирюсь...Но вот тело мое – изломанное, битое, надругались над ним...достаточно. 2.Еда, Иван Арнольдович, штука хитрая. Есть нужно уметь, и представьте, большинство людей вовсе есть не умеет. Нужно не только знать, что есть, но и когда и как.И что при этом говорить, да-с! 3.Что-то вы, папаша, больно утесняете.Да что вы все... то не плевать, то не кури...туда не ходи...Что вы мне жить не даете?.. 4.Помилуйте, да ежели его еще обработает этот Швондер, что ж из него получиться? Боже мой, я только теперь начинаю понимать,что может выйти из этого Шарикова! 5.Довольно странно, профессор. Как документы вы называете идиотскими! Я не могу допустить пребывания в доме бездокументного жильца, да еще не взятого на воинский учет милицией. А вдруг война с империалистическими хищникам и Профессор Преображенский. Шарик. Швондер. Доктор Борменталь. Шариков.

3 тур. Алфавит Шарика 1 вопрос Какую букву, по мнению Шарика, означает черный кран от самовара, возглавлявший слово, обозначающий бывшего хозяина Чичкина, горы голландского красного, зверей -приказчиков, ненавидевших собак, опилки на полу и гнуснейший, дурно пахнущий бакштейн ?. Ответ: буква С

3 тур. Алфавит Шарика 1 вопрос Подбегать ему было удобнее с хвоста слова рыба, потому что при начале слова стоял милиционер Ответ: буква Б

3 тур. Алфавит Шарика 1 вопрос Если в окнах висели несвежие окорока ветчины и лежали мандарины Если темные бутылки с плохой жидкостью... Ответ: Гау-гау...га...гастрономия и Ве-и- ви,нэ-а –вина.

3 тур. 2 вопрос...Двум богам нельзя служить! Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборанцев! Это никому не удастся... И тем более людям, которые вообще отстав в развитии от европейцев лет на двести, до сих пор еще не совсем уверенно застегивают собственные штаны... Вопрос: Кому принадлежат эти слова и по какому поводу они произнесены? Ответ : Слова принадлежат профессору Преображенскому. Сказаны они по поводу разрухи в головах строителей Нового Государства.

3 тур. 3 вопрос Никаких сомнений нет в том, что это его незаконнорожденный (как выражались в гнилом буржуазном обществе) сын. Вот как развлекается наша псевдоученая буржуазия! Семь комнат каждый умеет занимать до тех пор, пока блистающий меч правосудия не сверкнул над ним красными лучами! Вопрос: Чью заметку читает профессор Преображенский и кто этот незаконнорожденный сын? Ответ: заметка написана Швондером о профессоре Преображенском, а незаконнорожденный сын – это Шариков.

4 тур. 1 вопрос На разрисованных райскими цветами тарелках с черной широкою каймою лежала тонкими ломтиками нарезанная семга, маринованные угри. На тяжелой доске- кусок сыру в слезах, и в серебряной кадушке, обложенной снегом, - икра, краковская колбаса. Меж тарелками – несколько тоненьких рюмочек и три хрустальных графинчика. Все эти предметы помещались на маленьком мраморном столике, уютно присоединившемся у громадного резного дуба буфета, изрыгавшего пучки стеклянного и серебряного света. Посредине комнаты тяжелый, как гробница, стол, накрытый белой скатертью, а на ней два прибора, салфетки, свернутые в виде папских тиар, и три темных бутылки. Вопрос: По какому случаю накрыт стол и чего не было и не должно было быть на нем? Ответ: краковская кобаса.

4 тур. 2 вопрос Дверь впустила особенных посетителей: - Мы к вам, профессор,... - Мы – управление дома пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир... Общее собрание просит вас добровольно, в порядке трудовой дисциплины, отказаться от столовой. Столовых ни у кого нет в Москве. -- Даже у... --А где я должен принимать пищу? --В спальне. -- Но я не... Я буду обедать в столовой, а оперировать в операционной! Вопрос: Даже у кого, по мнению домкома, нет столовой? Ответ: У Айседоры Дункан.

4 тур. 3 вопрос...Если вы заботитесь о своем пищеварении, вот добрый совет:.... И боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет!... Вопрос: Какой добрый совет дал профессор Преображенский доктору Борменталю? Ответ:... не говорите за обедом о большевизме и медицине...

Кто это? Жадная тварь. Вы гляньте когда-нибудь на его рожу: ведь он поперек себя шире! Вор с медной мордой. Вот он ближе, ближе. Этот ест обильно и не ворует. Этот не станет пинать ногой, но и сам никого не боится, а не боится потому, что вечно сыт. Еще шире распахнулась дверь, и ворвалась еще одна личность мужского пола в халате. Давя битые стекла, она кинулась не ко псу, а к шкафу... Затем личность навалилась на пса сверху животом, причем пес с увлечением тяпнул ее повыше шнурков на ботинке. Личность охнула, но не потерялась

Дополните характеристики персонажей 1.Если у этого человека левая нога не сгибается, а правая прыгает, как у детского щелкуна, то какого цвета у него волосы? 2.Если пиджак порван под левой мышкой, а полосатые брюки продраны на коленях, то какая у него обувь? 3.Если жрец надевает белый халат, а поверх него – резиновый фартук, то какую мелодию он напевает?

ФИНАЛ. Основная сюжетная схема повести заимствована из библейского сказания о сотворении человека. Вопрос: Какие еще библейские ассоциации возникают при знакомстве с повестью М.А. Булгакова Собачье сердце? Ответ: Фамилия профессора указывает на функцию всесильного божества, способного переделать мир; название улицы Пречистенка, на которой располагается квартира профессора, ассоциируется с образом Пресвятой Богородицы; потоп, устроенный Шариковым, вызывает в памяти библейский потоп; помощник Преображенского выполняет функцию нового евангелиста, записывающего в журнал этапы жизни нового человека.

1.Первое слово Шарикова 2.Прозвище доктора Борменталя 3. Единственный способ, который, по мысли профессора, возможен в обращении с живым существом. 4. Донор Шарикова. 5. Город, где, по мнению Шарикова, находятся все господа. 6. Сорт колбасы, которой профессор Преображенский кормил Шарика. 7.Самая гнусная, по мнению Шарика, мразь из всех пролетариев. 8. Председатель домкома. б у л г а к о в Кроссворд.

1.Первое слово Шарикова 2.Прозвище доктора Борменталя 3. Единственный способ, который, по мысли профессора, возможен в обращении с живым существом. 4. Донор Шарикова. 5. Город, где, по мнению Шарикова, находятся все господа. 6. Сорт колбасы, которой профессор Преображенский кормил Шарика. 7.Самая гнусная, по мнению Шарика, мразь из всех пролетариев. 8. Председатель домкома. а быр тяпнутый ласка чугункин париж краковская дворник швондер Ответ.

«На широком поле словесности российской в СССР я был один- единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя» (Из письма И. В. Сталину, март 1930 г.)

Использованная литература: 1.Булгаков М.А. Собрание сочинений в четырех томах.-М.,Мир книги, Фадеева Т.М. Тематическое и поурочное планирование по литературе.-М., Экзамен, Иллюстрации к повести М.Булгакова Собачье сердце из Интернет -портала.