Педагогический проект на тему: «Сказочная птица» в русском фольклоре» Учитель начальных классов МОУ «Старосеславинская СОШ» Первомайского района Козлова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Весна!» - читаешь в каждом взоре… Проектная работа учащихся 4 б класса.
Advertisements

Актуальность: семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место.
Д А И Б В Ж Е ЗКА Б В Ж З Е К Развитие исследовательской деятельности и формирование коммуникативных навыков через интеграцию урочной.
Автор проекта: Кондратьева Галина Петровна школьный библиотекарь МОУ СОШ 4 П. Чегдомын ПРОЕКТ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (4 КЛАСС)
* Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. * Для повышения.
АВТОР: Цейтлина Наталья Николаевна, учитель начальных классов МОУ «ЛИЦЕЙ» города Камышлова Свердловской области ПРОЕКТ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (2КЛАСС)
Проект: «Волшебные узоры Урала». (Знакомство с Урало-Сибирской росписью). Региональный компонент. Автор проекта: воспитатель Дворская Л.Р.
Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность.
Группа среднего дошкольного возраста «Полянка» Социокультурные истоки Проект на тему: «Любимые сказки» Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Проект «КНИЖКИН ДОМ» Библиотека Школа 761 ГБОУ ДОУ ЦРР д\с1327 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр развития ребенка.
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ Руководитель проекта: учитель КабаковаЛ.А. Участники проекта: ученики 6 класса.
Формирование ключевых компетенций у детей с ограниченным интеллектом в процессе проектной деятельности. Безрякова Светлана Аркадьевна, учитель начальных.
« Авторская идея в моей педагогической практике » ( концептуальное изложение ) « Система работы по формированию интереса у детей к книге через русские.
Творческий проект «Русские народные сказки». Автор проекта: Сельцова Е.В. Учитель начальных классов «Дядьковской ООШ».
Проблема: Снижение интереса к художественной литературе (к устному народному творчеству) у детей и родителей. Актуальность: Художественная литература.
Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный. Цель: формирование у детей младшего дошкольного возраста интереса к чтению сказок. Задачи: Вызвать.
Неделя литературного чтения в начальной школе Подготовила: учитель начальных классов Грозав Зинаида Алексеевна.
Презентация проекта «Сказочная птица в русском фольклоре». (форма презентации – урок)
МОУ СОШ С.Ягодное декабрь 2010г.. создание условий, максимально благоприятствующих получению качественного образования и воспитания каждым учеником в.
Презентация муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 73» г.Красноярска Октябрьского района.
Транксрипт:

Педагогический проект на тему: «Сказочная птица» в русском фольклоре» Учитель начальных классов МОУ «Старосеславинская СОШ» Первомайского района Козлова Людмила Николаевна

Учебный предмет, в рамках которого производится работа: Учебный предмет, в рамках которого производится работа: литературное чтение. литературное чтение. Учебные дисциплины, близкие к теме предмета: русский язык, изобразительное искусство, технология. Учебные дисциплины, близкие к теме предмета: русский язык, изобразительное искусство, технология. Состав учащихся: 3 класс Состав учащихся: 3 класс Тип проекта: информационный, творческий, долгосрочный. Тип проекта: информационный, творческий, долгосрочный.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА: Приобщение детей к народной культуре, историческим корням русского народа. Приобщение детей к народной культуре, историческим корням русского народа. Воспитание уважения к истории родного края. Воспитание уважения к истории родного края. Активизация творчества и выразительности речи. Активизация творчества и выразительности речи.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: Развивать умения обобщать и сравнивать собранный материал. Развивать умения обобщать и сравнивать собранный материал. Развивать рефлексивные умения: осмысливать поставленную задачу; отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для достижения поставленной цели?» Развивать рефлексивные умения: осмысливать поставленную задачу; отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для достижения поставленной цели?» Расширять кругозор; прививать навыки работы в сотрудничестве: взаимопомощь в группе в решении общих задач. Расширять кругозор; прививать навыки работы в сотрудничестве: взаимопомощь в группе в решении общих задач. Развивать речь через использование выразительных средств языка. Развивать речь через использование выразительных средств языка. Развивать умения кратко излагать мысли. Развивать умения кратко излагать мысли. Развивать интерес к историческому прошлому своего народа. Развивать интерес к историческому прошлому своего народа.

ГИПОТЕЗА Знакомство с культурой и традициями русского народа, путем исследования русских народных сказок, которое будет способствовать воспитанию любви к народному творчеству, а также развитию выразительности речи и творческого письма. Знакомство с культурой и традициями русского народа, путем исследования русских народных сказок, которое будет способствовать воспитанию любви к народному творчеству, а также развитию выразительности речи и творческого письма.

ПРОТИВОРЕЧИЯ Между уровнем преподавания и различным уровнем способностей; Между уровнем преподавания и различным уровнем способностей; Между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению. Между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ПРОДУКТ ПРОЕКТА: Газета «Мир вокруг нас» (заметки на тему: «Птица счастья завтрашнего дня…») Газета «Мир вокруг нас» (заметки на тему: «Птица счастья завтрашнего дня…»)

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА I этап – Подготовительный (1 неделя): объявление темы проекта объявление темы проекта выбор творческого направления выбор творческого направления формирование исследовательских тем формирование исследовательских тем разработка планов исследований разработка планов исследований обсуждение источников информации обсуждение источников информации II этап – Основной (1 месяц): самостоятельная работа над решением поставленных задач, форма проектной деятельности: самостоятельная работа над решением поставленных задач, форма проектной деятельности: выставка рисунков; выставка рисунков; коллективная работа «Сказочная птица» (аппликация); коллективная работа «Сказочная птица» (аппликация); книжная выставка; книжная выставка; работа групп над вопросами проекта; работа групп над вопросами проекта; подготовка учащимися презентации по темам исследований подготовка учащимися презентации по темам исследований III этап – Заключительный (2 недели): заметки в газету «Мир вокруг нас» на тему: «Птица счастья завтрашнего дня…»; заметки в газету «Мир вокруг нас» на тему: «Птица счастья завтрашнего дня…»; презентация проекта; презентация проекта; план дальнейшей деятельности; план дальнейшей деятельности; формирование выводов по теме проекта; формирование выводов по теме проекта; контроль знаний: контроль знаний: - выбор лучших работ, вручение приза. - выбор лучших работ, вручение приза. - объявление благодарности всем, кто помог в проведении проекта. - объявление благодарности всем, кто помог в проведении проекта.

ВОПРОСЫ ПРОЕКТА: Почему нельзя прожить без сказок? Почему нельзя прожить без сказок? Особенности русских народных сказок. Особенности русских народных сказок. Образ сказочной птицы в русских народных сказках. Образ сказочной птицы в русских народных сказках. Символика изображений птиц. Символика изображений птиц. Русский фольклор о птицах. Русский фольклор о птицах. Пословицы о народной мечте. Пословицы о народной мечте. Заветные мысли автора (народа), которые выражают герои русских народных сказок. Заветные мысли автора (народа), которые выражают герои русских народных сказок. Использование выразительных средств языка для объяснения значений слов. Использование выразительных средств языка для объяснения значений слов.

I. Подготовительный этап. Идеей создания данного проекта послужило чтение пьесы М. Метерлинка «Синяя птица». Дети с увлечением работали над пьесой, а затем решили исследовать русские народные сказки, рассмотреть вопрос, есть ли в них образ «синей птицы счастья». Определили тему проекта «Сказочная птица в русском фольклоре». Учащиеся решили подготовить и написать творческую работу «Птица счастья в моей жизни». Составили график этапов, определили сроки выполнения этапов. Привлекли родителей с целью оказания помощи в работе над проектом. Обсудили источники информации: подготовили необходимые книги, дидактический материал, занимательный материал. Учащиеся объединились в группы: получилось 4 группы. Каждая группа выбрала тему исследований и разработала план исследований.

Работа групп над вопросами проекта. I группа учащихся работала над темой исследования: «Об особенностях русских народных сказок». I группа учащихся работала над темой исследования: «Об особенностях русских народных сказок». II группа учащихся исследовала русские народные сказки, чтобы рассмотреть вопрос, есть ли в них образы сказочных птиц. II группа учащихся исследовала русские народные сказки, чтобы рассмотреть вопрос, есть ли в них образы сказочных птиц. III группа учащихся работала над вопросом о символике изображений птиц. III группа учащихся работала над вопросом о символике изображений птиц. IV группа учащихся исследовала тему: «Русский фольклор о птицах». Они подбирали пословицы и поговорки о птицах. IV группа учащихся исследовала тему: «Русский фольклор о птицах». Они подбирали пословицы и поговорки о птицах. Также каждая группа учащихся получила задание: объяснить смысл пословиц о народной мечте (по 2 пословицы на группу). Также каждая группа учащихся получила задание: объяснить смысл пословиц о народной мечте (по 2 пословицы на группу).

ВОПРОСЫ - Почему нельзя прожить без сказок? - Почему нельзя прожить без сказок? - Какие герои противопоставляются в сказках? - Какие герои противопоставляются в сказках? - Какие качества характера ценит русский народ в любимых героях? - Какие качества характера ценит русский народ в любимых героях? - Почему положительные герои находят волшебных птиц и они помогают им? - Почему положительные герои находят волшебных птиц и они помогают им? - Назовите качества героев, которые сказки высмеивают, представляют в неприглядном виде? - Назовите качества героев, которые сказки высмеивают, представляют в неприглядном виде? - Какие заветные мысли народа выражают герои сказок? - Какие заветные мысли народа выражают герои сказок? - Можно ли владеть Синей птицей счастья? - Можно ли владеть Синей птицей счастья? - В чем же счастье? - В чем же счастье? - А что такое счастье для вас? Напишите заметку в нашу газету «Птица счастья завтрашнего дня…» - А что такое счастье для вас? Напишите заметку в нашу газету «Птица счастья завтрашнего дня…»

II. Основной этап. Работая над проектом, использовали уроки чтения, внеклассного чтения. Работая над проектом, использовали уроки чтения, внеклассного чтения. Находили, читали или вспоминали ранее изученные сказки, в которых есть образы сказочных птиц. Например, «Елена Премудрая», «Финист- ясный сокол», «Марья – Моревна», «Иван-царевич и серый волк», «Семь Симеонов», «Птичий язык», «Поли туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» и др. Находили, читали или вспоминали ранее изученные сказки, в которых есть образы сказочных птиц. Например, «Елена Премудрая», «Финист- ясный сокол», «Марья – Моревна», «Иван-царевич и серый волк», «Семь Симеонов», «Птичий язык», «Поли туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» и др. Подбирали материал для оформления выставки книг «Сказочная птица в русских народных сказках». Подбирали материал для оформления выставки книг «Сказочная птица в русских народных сказках».

На уроках изобразительного искусства учащиеся рисовали сказочных птиц. Практической работе предшествовала беседа, в которой дети вспоминали образы сказочных птиц из прочитанных ими произведений, например, Жар-птица, Финист – ясный сокол, Царевна Лебедь, Соловей-вещун, Петух – золотой гребенек, маслена головка и др.. На уроках изобразительного искусства учащиеся рисовали сказочных птиц. Практической работе предшествовала беседа, в которой дети вспоминали образы сказочных птиц из прочитанных ими произведений, например, Жар-птица, Финист – ясный сокол, Царевна Лебедь, Соловей-вещун, Петух – золотой гребенек, маслена головка и др.. Учащиеся изображали сказочную птицу. У всех она получилась разная: у одних – это синяя птица счастья, у других – волшебная птица, с золотыми крыльями, у третьих – в сияющем венце, у четвертых - с хвостом как у Жар-птицы, у пятых – с длинной шеей, как у лебедя и т.д.. Но все учащиеся постарались изобразить сказочную птицу доброй, мудрой. Учащиеся изображали сказочную птицу. У всех она получилась разная: у одних – это синяя птица счастья, у других – волшебная птица, с золотыми крыльями, у третьих – в сияющем венце, у четвертых - с хвостом как у Жар-птицы, у пятых – с длинной шеей, как у лебедя и т.д.. Но все учащиеся постарались изобразить сказочную птицу доброй, мудрой. Из этих рисунков была оформлена выставка «Сказочная птица в русских народных сказках». Из этих рисунков была оформлена выставка «Сказочная птица в русских народных сказках».

На уроках технологии выполняли коллективную работу «Сказочная птица» (аппликация). Это интегрированное занятие: технология и изобразительное искусство. На уроках технологии выполняли коллективную работу «Сказочная птица» (аппликация). Это интегрированное занятие: технология и изобразительное искусство. На основе наблюдательности учащиеся пытались строить художественный образ; их индивидуальное творчество видно в коллективной работе «Сказочная птица», где полно раскрываются усилия каждого. На основе наблюдательности учащиеся пытались строить художественный образ; их индивидуальное творчество видно в коллективной работе «Сказочная птица», где полно раскрываются усилия каждого. Основу для приклеивания отдельных перьев готовила учитель. Основу для приклеивания отдельных перьев готовила учитель.

Учащиеся наносили декоративный узор на голову и шею, раскрашивали перья, обведенные по шаблону или созданные ими, декоративным узором, используя растительный, геометрический или абстрактный орнамент, заполняя всю поверхность пера. Учащиеся наносили декоративный узор на голову и шею, раскрашивали перья, обведенные по шаблону или созданные ими, декоративным узором, используя растительный, геометрический или абстрактный орнамент, заполняя всю поверхность пера. Затем перья приклеивали к основе сказочной птицы. Затем перья приклеивали к основе сказочной птицы. Такая коллективная работа, которой обязательно предшествует индивидуальная творческая работа, стимулирует интерес к урокам изобразительного искусства и художественного труда, приносит удовлетворение, способствует созданию сплоченного классного коллектива, где успех работы зависит от вклада каждого. Такая коллективная работа, которой обязательно предшествует индивидуальная творческая работа, стимулирует интерес к урокам изобразительного искусства и художественного труда, приносит удовлетворение, способствует созданию сплоченного классного коллектива, где успех работы зависит от вклада каждого.

На уроках русского языка работали над выразительными средствами языка для объяснения значения слов. Подбирали синонимы слов, антонимы, однокоренные слова. На уроках русского языка работали над выразительными средствами языка для объяснения значения слов. Подбирали синонимы слов, антонимы, однокоренные слова. Работали в группах. Заменяли устойчивые словосочетания фразеологизмами. Работали в группах. Заменяли устойчивые словосочетания фразеологизмами. Объясняли фразеологизмы. Например, одна из групп получила задание объяснить следующие фразеологизмы: Объясняли фразеологизмы. Например, одна из групп получила задание объяснить следующие фразеологизмы: Работая над проектом, большое внимание уделяли занимательному материалу по данной теме: кроссворды, викторины, пословицы, загадки, заклички… Работая над проектом, большое внимание уделяли занимательному материалу по данной теме: кроссворды, викторины, пословицы, загадки, заклички…

III. Заключительный этап. Заметки в газету «Мир вокруг нас» на тему: «Птица счастья завтрашнего дня…». Заметки в газету «Мир вокруг нас» на тему: «Птица счастья завтрашнего дня…». Презентация проекта. Презентация проекта.

План дальнейшей деятельности. Продолжить работу над изучением устного народного творчества, с целью углубления знаний детей о русском фольклоре, приобщение детей к народной культуре. Продолжить работу над изучением устного народного творчества, с целью углубления знаний детей о русском фольклоре, приобщение детей к народной культуре.

Формирование выводов по теме проекта. Данный проект помог приобщить детей к изучению русского фольклора. Учащиеся чаще стали обращаться в библиотеки за книгами по устному народному творчеству, так как детей заинтересовало историческое прошлое своего народа. Данный проект помог приобщить детей к изучению русского фольклора. Учащиеся чаще стали обращаться в библиотеки за книгами по устному народному творчеству, так как детей заинтересовало историческое прошлое своего народа. Благодаря проекту активизировалось творчество детей, улучшилась выразительность речи. Благодаря проекту активизировалось творчество детей, улучшилась выразительность речи. Творческая коллективная работа над проектом повысила интерес учащихся к урокам литературного чтения, русского языка и другим урокам, способствовала сплочению классного коллектива, где успех всей работы зависит от вклада каждого. Творческая коллективная работа над проектом повысила интерес учащихся к урокам литературного чтения, русского языка и другим урокам, способствовала сплочению классного коллектива, где успех всей работы зависит от вклада каждого.

Контроль знаний. Выбор лучших работ, вручение удостоверений и призов. Выбор лучших работ, вручение удостоверений и призов. УДОСТОВЕРЕНИЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ Вручается знатоку русского фольклора за старание изучить историческое прошлое своего народа, за проявленный интерес к народному творчеству, к родному краю, за мастерство творческого письма. Объявление благодарности родителям за оказанную ими помощь в проведении проекта. Объявление благодарности родителям за оказанную ими помощь в проведении проекта.

Информационные ресурсы: Список использованных источников. 1. Гостимская Е.С., Байкова М.И., Кутявина С.В. «Поурочные разработки по литературному чтению» - Москва «Вако» 2006г. 2. Дроздова С.Б. Поурочные разработки по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе». – Волгоград «Учитель – АСТ, 2004г. 3. Носкова Н.И. «Сказочная птица» - «Начальная школа» г. 4. Шаповалова Н.Г. Метод проектов: практика применения. – «Начальная школа плюс до и после» г.