Урок с использованием ИКТ на основе модульной технологии. Глагол как часть речи. Грамматические и морфологические признаки глагола. Методическая разработка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Удивительная часть речи – глагол!. 2 Что без меня предметы? Лишь названия. Но я приду – все в действие придет, Летит ракета, люди строят здания, И рожь.
Advertisements

Тема урока самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (что делает? что сделает? что делал?
Виды глагола БурцеваТ. П. Учитель русского языка и литературы МБОУ «Сахарозаводская СОШ»
Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета. Люди строят зданья. И рожь в полях растёт. О какой части речи.
Повторение изученного по теме " Глагол " в 6- м классе.
Урок русского языка в 4 классе по УМК «Начальная школа XXI века» Проекты Итог исследовательской работы Самостоятельная работа Домашнее задание Орфографическая.
Глагол Глагол Понятие о глаголе. Глагол - самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (что.
Глагол как часть речи. Глагол как часть речи имеет грамматические категории: - вида; - залога (только у переходных глаголов); - времени; - лица; - числа,
Глагол Глагол Понятие о глаголе. Глагол - самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (что.
Презентация на тему: Деепричастие Выполнила: Ученица 7«б» класса МОУ СОШ 1 Максименко Оксана.
Работу выполнила: Главицкая Нина ученица 6- «А» класса средней школы 5 Учитель Потапова Т.В.
Безличные глаголы Урок - исследование. Определение безличных глаголов, их роль в предложении. Безличными называются глаголы, обозначающие действие без.
Глагол 5 класс План: Понятие о глаголе Постоянные признаки Непостоянные признаки Правописание не с глаголамиПравописание не с глаголами Способы образования.
Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом,
Выполнила ученик 5 « Г » класса Швайцер Денис. Понятие о глаголе. Глагол - самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы.
Глагол – ЧР – действие предмета Что делать? Что сделать? Неопределенная (начальная) форма инфинитив Окончания - ть ти чь Играть нести беречь.
Страна Глаголия Несовершенный вид Настоящее время Изъявительное наклонение Повелительное наклонение Спряжение Совершенный вид Условное наклонение Прошедшее.
Обобщающий урок по теме «Глагол». Цель: знание грамматических признаков глагола, его синтаксической роли в предложении, морфемного состава и правописания.
Общее грамматическое значение Морфологические признаки (постоянные, непостоянные) Синтаксическая роль Общее грамматическое значение Морфологические признаки.
Морфологический разбор глагола. Урок русского языка в 5 классе Учитель: Ташкинова Любовь Юльевна.
Транксрипт:

Урок с использованием ИКТ на основе модульной технологии. Глагол как часть речи. Грамматические и морфологические признаки глагола. Методическая разработка учителя русского языка и литературы МОУ «Заволжская СОШ» Булатовой Татьяны Викторовны. Тверская область, Калининский район Апрель 2010г.

Пояснительная записка. Опыт работы в классах развивающего обучения по системе Л. Занкова позволяет мне обоснованно утверждать, что, учитывая возрастные особенности 5-классников и уровень их подготовки по предмету «Русский язык» в начальной школе (стандартные программы), считаю оправданным использование уроках русского языка опережающего обучения на основе модульной технологии, так как : Формируется базовый уровень теоретической подготовки по предмету. Формируется целостное представление о грамматических и морфологических категориях самостоятельных и служебных частей речи. Развиваются умения анализа и синтеза предлагаемой учебной информации. У филолога есть возможность гибко планировать распределение часов на изучение тематического учебного материала

Цели: 1.Познакомить с грамматическими и морфологическими признаками глагола. 2.Развивать навыки выделения глаголов из речи и определять их грамматические и морфологические признаки. 3.Формировать умения выделять главное, сопоставлять, обобщать. 4.Воспитывать интерес к русскому языку.

Модули ТемаПримечания 1.История слова (работа со словарем). Грамматическое значение глагола как части речи. Морфологические признаки глагола. Можно заранее дать задание подготовить «закладку-памятку» для записей на уроке с алгоритмом морфологического разбора глагола. 2.Инфинитив. 3.Возвратные и невозвратные глаголы. 4.Совершенный и несовершенный вид глаголов. 5.Наклонение глагола. 6.Разноспрягаемые глаголы. 7.Безличные глаголы.

Допиши предложение: Часть речи, которая упала с печи, ударилась об пол, называется глагол.

Слово «глагол» в Древней Руси обозначало речь вообще. В словаре Даля: «Глагол – это речь человека, разумный говор, язык». Глаголы называют различные действия: 1.Действия, связанные с трудовой деятельностью человека: рубить, копать, вязать. 2.Действия, связанные с умственной и речевой деятельностью человека: наблюдать, решать, воображать. 3.Действия, называющие перемещения и положение в пространстве: стоять, лежать, идти. 4.Действия, называющие различные состояния: грустить, болеть, спать. 5.Действия, называющие то, что происходит в природе: подморозило, светает, пахнет.

Морфологические признаки глагола. 1.Вопрос. 2.Грамматическое значение. 3.Н. Ф.(инфинитив) 4. Постоянные признаки. 5.Непостоянные признаки. 6.Синтаксическая роль в предложении.

Инфинитив. Каждый глагол имеет свою начальную форму, которая называется инфинитивом. Инфинитив – неизменяемая форма глагола: не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо; только называет действие. Инфинитив имеет суффиксы - ть – ти: играть, нести У глаголов, оканчивающихся на ЧЬ : лечь, печь, стеречь -чь- входит в состав корня. При изменении глагола возможно чередование: лечь- лёг, печь – пёк, стеречь – стерёг. Основой инфинитива является часть слова без - ть – ти: Кроме суффиксов –ть, -ти в инфинитиве выделяются суффиксы -а, -и, -е, -ова, -ну Инфинитив имеет следующие грамматические свойства: возвратность и невозвратность

Возвратные и невозвратные глаголы Запиши глаголы в 2 столбика: возвр. невозвр. Решает, ненавидит, слышится, влюбиться, опечалилась, красится, думает, участвует, хочется, бежит. – Выполни морфемный разбор записанных глаголов.

Говорит – несоверш. в. – заговорит – соверш.в. – Запиши глаголы в 2 столбика: Поклонился, положил, загорает, запирать, освещать, решает, ненавидит, слышится, влюбится, опечалилась, красится, думает, участвует, хочется, бежит Виды глаголов. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида

Наклонение глагола Глаголы изменяются по наклонениям: Изъявительное наклонение: все времена глагола: скучает, задумал, поможет, проснулся, подумай. Повелительное наклонение – побуждение к действию : - Запиши глаголы, указанные выше, в повелительном наклонении. Условное наклонение – действие может произойти; употребляется с частицами бы- б: - Запиши глаголы, указанные выше, в условном наклонении.

Разноспрягаемые глаголы. Глаголы хотеть и бежать и образованные от них глаголы называются разноспрягаемыми. – Проспрягайте данные глаголы в ед.ч. и мн. ч.

Безличные глаголы. Безличные глаголы обозначают действие, которое совершается без действующего лица. В предложении безличные глаголы всегда бывают сказуемыми, при них нет и не может быть подлежащего. – Выполните синтаксический разбор предложений: 1.Сирень хорошо пахнет. 2.В саду пахнет сиренью. 3.К вечеру подморозило. 4.Потеплело с приходом весны. 5.Светает.

Итог изучения темы «Глагол». Что нового о глаголе вы узнали сегодня на уроках? Напишите сочинение- миниатюру (8-10 предложений) по теме : Для чего нам нужен глагол…»

Домашнее задание. Выучить составленную на уроке «памятку». Выполнить морфемный, морфологический разбор слов: задумался, старался бы, выучи. Презентации. Попробуйте дома сочинить стихотворение, используя только глаголы и служебные части речи. Определите синтаксическую роль этих глаголов. Дополнительно: на «5» Найдите самые «длинные» глаголы в русском языке.