СРС «Западноевропейская философия XIX-XX века». План Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли. Культура XIX и XX веков и её.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
{ Западноевропейская философия XIX-XX века. Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли. Культура XIX и XX веков и её отражение.
Advertisements

. Позитивизм Позитивизм - философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания.
Философия XIX и XX вв. 1.Классическая философия XIX в. 2.Неклассическая философия XIX в. 3.Особенности философии ХХ в.
Презентация по культурологии на тему: «Марксистская концепция культуры и ее истории» Подготовили студенты группы Мб-13/11 Корявихина Ксения Корявихин Егор.
Основные направления в истории социологии. Социология ХХ века. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин – НИКИФОРОВА.
Презентация к уроку основ философии на тему : "Философия Нового времени"
Вклад Маркса в развитие социологии Камиль Раджабов Дмитрий Хмыров } 3 МО 9 гр.
Наука и не-наука. План 1. Мировоззренческие установки сциентизма и антисциентизма 2. Позитивизм 3. Многообразие форм знания.
Лекция 6 Неклассическая философская мысль. Артур Шопенгауэр ( )
ФИЛОСОФСКАЯ НЕКЛАССИКА План 1. Эпоха модерна. 2. Артур Шопенгауэр (последний классик?). 3. Серен Кьеркегор (самый христианский философ?). 4. Фридрих Ницше:
Выполнила студентка первого курса группы э-2 Медведева Анна.
Философия марксизма.Основное в нём. Работа Калинина Дмитрия 8 "Б".
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 2 Позитивисткая традиция в философии науки. О.Конт как основоположник позитивизма.
Философия XIX века Дегтярёва Полина, ГС-2. Философия XIX века Философия XIX века Философия XIX века включает различные философские направления и школы,
Философские проблемы науки и техники 1.Философские концепции науки. 2.Логико-гносеологические, онтологические и аксиологические проблемы науки. 3.Техника:
Основы философии Тема 1 Характер философского знания и задачи философии МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Классика и современность философской мысли Отработка по философии студентки 4 курса 5 группы Базулько Марии.
Философские теории воли. Воля как волюнтаризм. А.Шопенгауер. Философские теории воли. Воля как волюнтаризм. А.Шопенгауер.
Немецкая классическая философия Общая характеристика немецкой классической философии. Критическая философия И. Канта. Идеалистическая философия И. Фихте.
ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ 7 декабря 2012 ВЕБИНАР.
Транксрипт:

СРС «Западноевропейская философия XIX-XX века»

План Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли. Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли. Основные направления современной западной философии: позитивизм, Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенцианализм, религиозная философия. экзистенцианализм, религиозная философия.

Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли. Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли. «Всякая философия - духовная квинтэссенция своей эпохи» - К. Маркс. Образ эпохи схватывается совокупной мыслью (которой и выступает философия) в форме основополагающих принципов и идей. Философия XX века включает в себя огромное многообразие направлений, течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как продолжающие традиции классической философии (неогегельянство, неокантианство, неотомизм) так и совершенно новые течения. Противоборство и взаимодействие разнообразных философских учений составляет богатое содержание духовной мысли XX века. Одной из стержневых проблем, вокруг которой происходит развитие философской мысли в XX веке является отношение к классической философии.

С середины 19 века в обществе происходят социально- политические изменения, связанные с переходом капитализма в его новую фазу «империализм». Особенно остро эти изменения происходят в первой половине XX века Наука Наука XX век ознаменовался огромным ростом влияния науки и её роли во всех сферах человеческой жизни. Специальная и общая теория относительности А. Эйнштейна перевернула Специальная и общая теория относительности А. Эйнштейна перевернула ньютоновские представления о пространстве, времени и движении. В биологии выяснен механизм наследственности В биологии выяснен механизм наследственности Создана квантовая механика и ядерная физика Создана квантовая механика и ядерная физика Усиливается связь науки и техники: Усиливается связь науки и техники: -создаются летательные аппараты, автомобили, создается кино. -создаются летательные аппараты, автомобили, создается кино. -радиосвязь и телевидение связало весь земной шар -радиосвязь и телевидение связало весь земной шар -в начале 40-х создано ядерное оружие -в начале 40-х создано ядерное оружие -развивается ракетостроение, начинается освоение космоса -развивается ракетостроение, начинается освоение космоса Огромные шаги сделаны в области медицины (пиницилин и антибиотики Огромные шаги сделаны в области медицины (пиницилин и антибиотики победили многие болезни). Возросли уровень и жизнь человека. Этими научно- техническими изменениями характеризуется научно- технический Этими научно- техническими изменениями характеризуется научно- технический прогресс нашего столетия, подготовивший условия для научно- технической революции, начавшейся в последние десятилетия 20 века.

Философии 19 века с философией 20 века носила двойственный характер: -с одной стороны - стремление придать новую жизнь классике -с другой - создание новых течений, критикующих классическую философию Марксистская философия. Марксистская философия. Рубежом между немецкой классической философией, как бы подводившей итог 2,5 тысячелетнего развития философской мысли, явился марксизм. Рубежом между немецкой классической философией, как бы подводившей итог 2,5 тысячелетнего развития философской мысли, явился марксизм. Создателями диалектического и исторического материализма были: Создателями диалектического и исторического материализма были: -Карл Маркс ( ) -Фридрих Энгельс ( ) Учение Марксизма означало конец прежней натурфилософии и определило новую, более высокую форму материализма. Теоретическими источниками марксизма явились: -Немецкая классическая философия -Немецкая классическая философия -Английская политическая экономия -Английская политическая экономия Французский утопический социализм Французский утопический социализм

Центральной идеей стала идея материалистического понимания истории. В целом развитие общества – есть естественноисторический процесс, где общественное бытие определяет общественное сознание. Центральной идеей стала идея материалистического понимания истории. В целом развитие общества – есть естественноисторический процесс, где общественное бытие определяет общественное сознание. Вся история человечества разделена ими на две крупные эпохи: Вся история человечества разделена ими на две крупные эпохи: 1-ая - «предыстория» или не подлинная история человечества (первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная формации), где человек был несвободен. 1-ая - «предыстория» или не подлинная история человечества (первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная формации), где человек был несвободен. 2-ая - «подлинная» история человечества (где человек будет истинно 2-ая - «подлинная» история человечества (где человек будет истинно свободен) и она будет твориться людьми сознательно. свободен) и она будет твориться людьми сознательно.

Материалистическое учение о практике Материалистическое учение о практике Все домарксовые философы - и материалисты, и идеалисты - считали Все домарксовые философы - и материалисты, и идеалисты - считали главным, первичным в человеческой деятельности духовное начало. главным, первичным в человеческой деятельности духовное начало. Практическая же жизнь людей, их трудовая деятельность как что- то грязное, торгашеское, враждебное разуму и высшим философским ценностям. Точка зрения Маркса состояла в том, что именно трудовая деятельность, практика является основой жизни человека. Практика исходна, первична по отношению ко всему духовному миру. Сознание идет следом за практикой. Люди осмысливают, осознают, отражают только то, что так или иначе уже вошло в разряд практических проблем, т.е.мировоззрение не творит и не создает, а только выражает жизнь, развивающуюся по собственным законам. С другой стороны, только на практике может проверять мыслитель верность своих рассуждений. Впервые эти мысли о роли практики Маркс изложил в «Тезисах о Фейербахе». Практическая же жизнь людей, их трудовая деятельность как что- то грязное, торгашеское, враждебное разуму и высшим философским ценностям. Точка зрения Маркса состояла в том, что именно трудовая деятельность, практика является основой жизни человека. Практика исходна, первична по отношению ко всему духовному миру. Сознание идет следом за практикой. Люди осмысливают, осознают, отражают только то, что так или иначе уже вошло в разряд практических проблем, т.е.мировоззрение не творит и не создает, а только выражает жизнь, развивающуюся по собственным законам. С другой стороны, только на практике может проверять мыслитель верность своих рассуждений. Впервые эти мысли о роли практики Маркс изложил в «Тезисах о Фейербахе».

Первые шаги в сторону от рационализма к иррационализму были сделаны Кьеркегором, Шопенгауэром, Ницше.. «Философия жизни» -всё, что существует, Артур Шопенгауэр ( ) понимает как -всё, что существует, Артур Шопенгауэр ( ) понимает как волю, волю к жизни. Воля понимается как универсально- космический феномен, а каждая сила в Воля понимается как универсально- космический феномен, а каждая сила в природе - как воля. Всякая телесность есть «объективность воли». Всякая телесность есть «объективность воли». Человек есть проявление воли, его природа и поэтому не рациональна, а Человек есть проявление воли, его природа и поэтому не рациональна, аиррациональна. Разум вторичен по отношению к воле. Разум вторичен по отношению к воле. Мир есть воля, и воля борется сама с собой. Мир есть воля, и воля борется сама с собой. Так абсолютный рационализм был сменен крайним волюнтаризмом. -для Фридриха Ницше ( ) в основе всего находится не воля -для Фридриха Ницше ( ) в основе всего находится не воля к жизни (как у Шопенгауэра), а воля к власти. «воля к власти» пронизывает всё: вселенную, природу, общество, «воля к власти» пронизывает всё: вселенную, природу, общество, человека, саму жизнь. Она внедряется в само бытие, но она не едина, а множественна (т.к. много борющихся «центров» сил). воля контролирует мир воля контролирует мир -продолжили развитие «философии жизни» -продолжили развитие «философии жизни» Анри Бергсон ( ) Анри Бергсон ( ) Вильгельм Дильтей ( ) Вильгельм Дильтей ( ) Георг Зиммель ( ) Георг Зиммель ( )

Основные направления современной западной философии: позитивизм, Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенциализм, религиозная философия. Позитивизм - философское направление, основанное на принципе, что Позитивизм - философское направление, основанное на принципе, что подлинное «положительное» знание может быть получено лишь как подлинное «положительное» знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук. Основателем позитивизма был французский философ Огюст Конт ( ).Значительный вклад в развитие позитивизма внесли английские ученые Дж. Миль( ) и результат отдельных конкретных наук. Основателем позитивизма был французский философ Огюст Конт ( ).Значительный вклад в развитие позитивизма внесли английские ученые Дж. Миль( ) и Г. Спенсер ( ). Лозунг позитивизма «Наука сама себе философия» Г. Спенсер ( ). Лозунг позитивизма «Наука сама себе философия» Причины возникновения позитивизма: Причины возникновения позитивизма: Бурный прогресс естественных наук на рубеже 19 и 20 столетий. Бурный прогресс естественных наук на рубеже 19 и 20 столетий. Доминирование (преобладание) в области методологии спекулятивных Доминирование (преобладание) в области методологии спекулятивных философских воззрений, не соответствовавших конкретным целям естествоиспытателей. философских воззрений, не соответствовавших конкретным целям естествоиспытателей. Эмпириокритицизм (махизм). Эмпириокритицизм (махизм). В конце 19 - начале 20 века австрийский физик и философ Эрнст Мах и В конце 19 - начале 20 века австрийский физик и философ Эрнст Мах и швейцарский философ Рихард Авенариус, разработали субъективно - идеалистический вариант позитивизма - эмпириокритицизм (дословно критика опыта). швейцарский философ Рихард Авенариус, разработали субъективно - идеалистический вариант позитивизма - эмпириокритицизм (дословно критика опыта).

Неопозитивизм Неопозитивизм Неопозитивизм существовал и существует как интернациональное философское течение. Зародился он в объединении ученых различных специальностей, в так называемом Венском кружке, функционирующем в е гг. 20 века в Вене под руководством Мориса Шлика ( ). Неопозитивизм существовал и существует как интернациональное философское течение. Зародился он в объединении ученых различных специальностей, в так называемом Венском кружке, функционирующем в е гг. 20 века в Вене под руководством Мориса Шлика ( ). Неопозитивизм представляют: Неопозитивизм представляют: -последователи М. Шлика - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейхенбах; -последователи М. Шлика - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейхенбах; -представители Львовско- Варшавской школы А. Тарский, Я. Лукасевич, К. -представители Львовско- Варшавской школы А. Тарский, Я. Лукасевич, К. Айдукевич; Айдукевич; -английский логик, математик, философ Бертран Рассел; -английский логик, математик, философ Бертран Рассел; -основатель философии лингвистического анализа австрийский философ Л.Витгенштейн; -основатель философии лингвистического анализа австрийский философ Л.Витгенштейн; -логик и методолог науки К. Поппер; -логик и методолог науки К. Поппер;

Философская антропология - это философское течение, возникшее в Философская антропология - это философское течение, возникшее в 20-х гг. 20 века в Западной Европе и поставившее перед собой задачу создания основополагающей науки о человеке. 20-х гг. 20 века в Западной Европе и поставившее перед собой задачу создания основополагающей науки о человеке. Религиозная философия занимает важное место в западной философии 20 века. Главной причиной этого всегда было и остается сегодня существование Религиозная философия занимает важное место в западной философии 20 века. Главной причиной этого всегда было и остается сегодня существование соответствующих религиозных организаций и объединений. соответствующих религиозных организаций и объединений. К числу наиболее известных религиозных философов относятся: К числу наиболее известных религиозных философов относятся: -Николай Александрович Бердяев, Павел Александрович Флоренский -Николай Александрович Бердяев, Павел Александрович Флоренский -Карл Барт, Пауль Тиллих, Рейнгольд Нибур - протестантские философы; -Карл Барт, Пауль Тиллих, Рейнгольд Нибур - протестантские философы; -Мартин Бубер - философ иудаизма; -Мартин Бубер - философ иудаизма; -Джемал ад-Дин ал Афгани, Скхаммад Инбал - исламские философы. -Джемал ад-Дин ал Афгани, Скхаммад Инбал - исламские философы.

Литература: Литература: Введение в философию. В 2-х т., М., «Политиздат», 1989, т. 1. Гл. IV. Введение в философию. В 2-х т., М., «Политиздат», 1989, т. 1. Гл. IV. А.Ф. Зотов, Б.К. Мельвиль. Западная философия XX века. М., «Проспект», А.Ф. Зотов, Б.К. Мельвиль. Западная философия XX века. М., «Проспект», В.А. Канке. Философия. М., «Логос», Гл В.А. Канке. Философия. М., «Логос», Гл Основы философии. Под ред. Е.В. Попова, М., «Владос», Основы философии. Под ред. Е.В. Попова, М., «Владос», Философия. Курс лекций. Под ред. Калашникова В.Л., М., «Владос», 1997 Философия. Курс лекций. Под ред. Калашникова В.Л., М., «Владос», 1997 История философии. Под ред. Мапельмана В.М., Пенькова Е.М. М., «Приор»,1997, гл История философии. Под ред. Мапельмана В.М., Пенькова Е.М. М., «Приор»,1997, гл В.Г. Горбачев. Основы философии. Курс лекций. М., «Владос», 1998 В.Г. Горбачев. Основы философии. Курс лекций. М., «Владос», 1998 Философия. Учебное пособие. Под ред. Кохановского В.П., Р/Дон., «Феникс»,1998. Философия. Учебное пособие. Под ред. Кохановского В.П., Р/Дон., «Феникс»,1998.