Федеральный государственный образовательный стандарт Основное общее образование Москва, 2011 год Оценка достижения планируемыех результатов освоения основной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование Стандарты и образовательный процесс.
Advertisements

Разработка планируемых результатов и оценки их достижения. Основная школа.
Москва, РАО, 2 февраля 2010 года Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования Г.С.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования Морокова Наталья Владимировна Ст.
Федеральный государственный образовательный стандарт Основное общее образование Москва, 2011 год Оценка достижения планируемыех результатов освоения основной.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание, технологии введения Хазова Л.В. методист отдела дошкольного.
« ТРИ Т » « ТРИ Т » Требования к содержанию основных образовательных программ ; Требования к условиям реализации основных образовательных программ ( кадровым,
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование Москва ноябрь, 2010 Стандарты и образовательный процесс. Система оценки.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования. Инструментарий для оценки планируемых.
С ИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО З АМЕСТИТЕЛЬ.
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование Стандарты и образовательный процесс.
Саратов 15 марта 2010 Современные подходы к оцениванию учебных и внеучебных достижений младших школьников.
«Планируемые результаты освоения ООП НОО» Копотева Г.Л.
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование Москва май, 2010 Стандарты и образовательный процесс. Система оценки.
Ковалева Г.С., зав. Центром оценки качества образования ИСМО РАО Апробация системы оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных.
Пр. К. Маркса, 106 Адрес сайта: пр. К. Маркса, ул. Суворова, 134.
Группа «Разработка и апробация системы оценки планируемых результатов освоения программы начального образования» Руководитель – Ковалева Г.С. Проект «Разработка.
Семинар по организации и проведению исследования готовности первоклассников Ямало-Ненецкого автономного округа к обучению в школе (10-11 сентября 2012.
РАЗДЕЛ 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Районный ресурсный центр ГОУ 457.
«Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования»
Транксрипт:

Федеральный государственный образовательный стандарт Основное общее образование Москва, 2011 год Оценка достижения планируемыех результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования

Круг обсуждаемых вопросов: 1. Основные особенности ФГОС 2.Особенности системы оценки достижения планируемых результатов 3. Оценка динамики образовательных достижений 4. Основной критерий готовности образовательного учреждения к введению стандартов второго поколения 5. Некоторые аспекты профессиональной деятельности учителей

Основы ФГОС СОЦИАЛЬНЫЕ: запросы семьи, общества, государства запросы семьи, общества, государства ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ и МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ: концепция духовно- нравственного воспитания концепция духовно- нравственного воспитания НАУЧНЫЕ: фундаментальное ядро содержания общего образования СТРУКТУРА: три системы требований СТАТУС: нормативный документ непрямого действия ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ и СОСТАВ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, обеспечивающих функционирование ФГОС ОСОБЕННОСТИ: конвенциональная норма ориентация на результат деятельностный подход КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС

Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Ожидаемые результаты деятельности системы образования Организационные и педагогические условия деятель- ности системы образования Требования к условиям к условиям ре- ализации ООП Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы Три системы Требований стандарта

ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА Программа духовно- нравственного развития Фундаменталь- ное ядро содер- жания образо- вания Программа формирования универсальных учебных действий Примерные учебные программы Образовательный процесс Планируемые результаты Система оценки: модель обеспечения качества образования модель обеспечения качества образования Вовлечение учителей и обучающихся в оценочную деятельность Адекватность процедур и механизмов особенностям подхода уМЕНИЯИПРИМЕРЫЗАДАНИЙуМЕНИЯИПРИМЕРЫЗАДАНИЙ А в т о р с к и е п р о г р а м м ы и У М К Концепция духовно- нравственного воспитания Запросы семьи, общества, государства Базисный учебный план Программа формирования культуры здорово- го и безопасного образа жизни Программа коррекци- онной работы

Документы, обеспечивающие функционирование стандарта: подготовлено и издано в Документы, обеспечивающие функционирование стандарта: подготовлено и издано в

Документы, обеспечивающие функционирование стандарта: готовится к изданию Документы, обеспечивающие функционирование стандарта: готовится к изданию

содержательная и критериальная основа – планируемые результаты; содержательная и критериальная основа – планируемые результаты; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи; оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи; оценка динамики учебных достижений; оценка динамики учебных достижений; использование стандартизированных и нестандартизиро- ванных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.) использование стандартизированных и нестандартизиро- ванных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.) сочетание внутренней и внешней оценки; сочетание внутренней и внешней оценки; накопительная система оценки индивидуальных достижений; накопительная система оценки индивидуальных достижений; использование персонифицированной и неперсонифициро- ванной информации; использование персонифицированной и неперсонифициро- ванной информации; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; оценка методом « сложения » ; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; оценка методом « сложения » ; интерпретация результатов на основе контекстной информации интерпретация результатов на основе контекстной информации Система оценки: основные особенности

Планируемые результаты: специфика предметных результатов Планируемые результаты: специфика предметных результатов опорный учебный материал дополнение расширение углубление пропедевтика актуальные: исполнительская компетентность перспективные: зона ближайшего развития

Планируемые результаты и оценка их достижения: сферы ответственности Планируемые результаты и оценка их достижения: сферы ответственности Выпускник, педагог, ОУ; Чему учить система образования: система образования, ОУ Ради чего учить и научить

Планируемые результаты, выносимые на итоговую оценку Планируемые результаты, выносимые на итоговую оценку опорный учебный материал актуальные: исполнительская компетентность Выпускник научится перспективные: зона ближайшего развития На итоговую оценку выносятся метапредметные и предметные результаты, представленные в блоках «Выпускник научится» Достижение этих результатов проверяется с помощью учебно-познавательных и учебно-практических задач базового и повышенного уровней, построенных на опорном учебном материале Задания повышенного уровня Задания базового уровня Особое место занимают: Русский язык Математика Чтение. УУД

Примеры заданий для итоговой оценки Иллюстрируют итоговые знания и умения Приводятся к каждому планируемому результату и всем умениям, харак- теризующим достижение этого результата Иллюстрируют и базовый, и повышенный уровни достижения этого результата Иллюстрируют критерии оценки достижения этого результата

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Основное средство в руках учителя – УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ и УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Реализация деятельностного подхода – важнейшая особенность нового стандарта

Компоненты учебного задания характеристика задания мотивационная часть Содержание: условие (информационная часть) вопрос (командная часть) инструкция по выпол- нению (ответная часть) образец/описание ответа критерии оценки методический комментарий (организационная часть) время выполнения задания

Примеры заданий для итоговой оценки: учет специфики предмета Примеры заданий для итоговой оценки: учет специфики предмета устные и письменные; для проектной деятельности;проектной деятельности для стандартизированных итоговых работ и для текущей (накопленной) оценки для индивидуального, парного или коллективного выполнения;парногоколлективного комплексного характера, позволяющие оценить все умения характеризующие достижение данного результата; комплексного характера, позволяющие в зависимости от уровня выполнения оценить достижение планируемого результата как на базовом, так и на повышенном уровне; допускающие возможность адаптации к особенностям образовательной программы; региональным особенностям; к индивидуальным особенностям ребенка; допускающие возможность использования справочной литературы.справочной литературы Используются задания

Использование операционализированного списка планируемых результатов в текущем учебном процессе Использование операционализированного списка планируемых результатов в текущем учебном процессе Проектирование учебного процесса: тематические результатытематические результаты; дифференциация требований и открытое их предъявление; совместная учебная деятельностьсовместная учебная деятельность; отбор педагогических технологий. Текущая оценочная деятельность: критериальная база; шкалы Итоговая оценка складывается из: накопленной оценки и оценки за стандартизированные итоговые работы

Система оценки Внутренняя оценка : учитель, ученик, ОУ и родители Внешняя оценка : государственные службы акредитация ОУ аттестация кадров мониторинг системы образования Накопленная оценка (портфель достижений) Государственная итоговая аттестация/итоговая оценка : обеспечивает связь внешней и внутренней оценки и является основой для всех процедур внешней оценки строится на основе а) накопленной текущей оценки, б) оценки за итоговые письменные работы, в) оценки за презентацию проектной работы Соотношение внутренней и внешней оценки в итоговой оценке, ее состав зависит от ступени обучения

Формирование универсальных учебных действий Личностные самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) Регулятивные управление своей деятельностью контроль и коррекция инициативность и самостоятельность Познавательные работа с информацией работа с учебными моделями использование знако-символичес-ких средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие Коммуникативные речевая деятельность навыки сотрудничества

Объект оценки Объект оценки Предмет оценки Предмет оценки Процедуры оценки Процедуры оценки сформированность личностных универсальных учебных действийсформированность личностных универсальных учебных действий эффективность деятельности системы образования, ОУэффективность деятельности системы образования, ОУ внешние мониторинговые исследования с использова- нием неперсонифицированных потоков информации;внешние мониторинговые исследования с использова- нием неперсонифицированных потоков информации; психологическое консультированиепсихологическое консультирование Оценка личностных результатов

Объект оценки Объект оценки Предмет оценки Предмет оценки Процедуры оценки Процедуры оценки сформированность регулятив- ных, коммуникативных и позна- вательных универсальных учебных действийсформированность регулятив- ных, коммуникативных и позна- вательных универсальных учебных действий а) уровень сформированности данного вида действийа) уровень сформированности данного вида действий б) уровень присвоения универ- сального учебного действияб) уровень присвоения универ- сального учебного действия а) внутренняя накопленная оценкаа) внутренняя накопленная оценка б) защита итогового индивидуального проектаб) защита итогового индивидуального проекта Оценка метапредметных результатов

Объект оценки Объект оценки Предмет оценки Предмет оценки Процедуры оценки Процедуры оценки сформированность учебных дей- ствий с предметным содержаниемсформированность учебных дей- ствий с предметным содержанием способность к решению учебно- познавательных и учебно-практи- ческих задач с использованием средств, релевантных содержа- нию учебных предметовспособность к решению учебно- познавательных и учебно-практи- ческих задач с использованием средств, релевантных содержа- нию учебных предметов а) внутренняя накопленная оценкаа) внутренняя накопленная оценка б) итоговая оценкаб) итоговая оценка в) процедуры внешней оценкив) процедуры внешней оценки Оценка предметных результатов

Особенности оценки предметных результатов Особенности оценки предметных результатов Выделение базового уровня достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися: – базовый уровень достижений планируемых результатов (удовлетворительно, отметка 3, зачтено) –повышенный уровень (хорошо. отметка 4) – высокий уровень (отлично, отметка 5) –пониженный уровень (неудовлетворительно, отметка 2) –низкий уровень (плохо, отметка 1)

Особенности оценки предметных результатов Особенности оценки предметных результатов При оценке динамики формирования предметных результатов целесообразно фиксировать данные о сформированности умений и навыков. Способствующих освоению систематических знаний: – первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общеучебных и базовых предметных) –выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений –выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами

Особенности оценки индивидуального итогового проекта Особенности оценки индивидуального итогового проекта Требования к итоговому проекту включают: – Требования к организации проектной деятельности –Требования к содержанию и направленности проекта (типы работ, формы их представления, состав материалов для защиты проекта) –Требования к защите проекта –Критерии оценки проектной деятельности

Особенности оценки индивидуального итогового проекта Особенности оценки индивидуального итогового проекта Состав материалов для защиты проекта: – Выносимый на защиту продукт проектной деятельности –Краткая пояснительная записка (1-2 стр.) – исходный замысел проекта, цели и назначение, краткое описание хода выполнения, список использованных источников. – Краткий отзыв руководителя о работе (в том числе инициативность и самостоятельность, отношение к работе, исполнительская дисциплина),

Особенности оценки индивидуального итогового проекта Особенности оценки индивидуального итогового проекта Критерии оценки проектной деятельности: – Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем –Сформированность предметных знаний и способов действий –Сформированность регулятивных действий – Сформированность коммуникативных действий

Оценка динамики образовательных достижений Оценка динамики образовательных достижений Результаты используются для – оценки достижения планируемых результатов учащихся –аттестации педагогических кадров –аккредитации образовательных учреждений Основные подходы : –сравнение с результатами референтной группы –уровневый подход

Показатели для оценки динамики образовательных достижений Показатели для оценки динамики образовательных достижений степень готовности к обучению на данной образовательной ступени и мера освоения изученного материала на данной ступени; степень готовности к изучению данного учебного предмета на определенной ступени обучения (например, математики в начальной школе) и мера освоения изученного материала на данной ступени (например, математики в конце завершения начальной школы); степень овладения общеучебными умениями на разных этапах обучения; степень сформированности предметной компетентности на разных этапах обучения и др.

Уровни усвоения знаний Первый уровень: воспроизведение и запоминание (связано с непосредственным воспроизведением содержания изученного материала различной сложности) Второй уровень: применение знаний в знакомой ситуации по образцу (выполнение действий с четко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщаемого алгоритма, схемы) Третий уровень: применение знаний в незнакомой ситуации, т.е. творчески (предполагает применение в качестве ориентира какой-либо обобщенной идеи, методологических знаний и др.) Уровни сформированности способов действий Первый уровень: следование образцу, правилу, алгоритму без необходимости понимать, почему надо действовать именно так. Второй уровень: действие с пониманием оснований того способа, который необходим для решения задачи Третий уровень преобразование освоенного способа действия применительно к новому контексту Уровневый подход

Необходимые условия для реализации основных подходов к оценке динамики учебных достижений учащихся Необходимые условия для реализации основных подходов к оценке динамики учебных достижений учащихся Определение рубежных точек в обучении для оценки учебных достижений; Регулярное проведение оценочных процедур в рубежных точках обучения с использованием специально разработанного инструментария; Регулярное проведение обследований на готовность первоклассников к обучению в школе; Регулярное проведение оценочных процедур в рубежных точках обучения с использованием специально разработанного инструментария на представительных выборках учащихся (или генеральной совокупности) для выявления распределения учебных достижений учащихся, которое можно использовать в качестве основы для сравнения

Принципы построения заданий Задания должны группироваться вокруг меры освоения или способа действия с изученным материалом. Должны быть определены уровни выполнения заданий и критерии отнесения того или иного выполнения к определенному уровню (уровни должны быть заданы таким образом, чтобы можно было отличить два типа динамики учебных достижений: выполнение более сложного задания в пределах одного и того же уровня и перехода с одного уровня на другой). Задания должны быть чувствительны к изменениям достижений учащихся в предметной области на разных этапах изучения предмета.

Основной критерий готовности образовательного учреждения к введению стандартов второго поколения Основной критерий готовности образовательного учреждения к введению стандартов второго поколения Проведение стартовой диагностики на готовность к обучению в начальной и основной школе

Диагностика готовности к обучению в начальной и основной школе на основе адаптационного подхода Диагностика готовности к обучению в начальной и основной школе на основе адаптационного подхода Комплексность предлагаемого диагностического материала и технологии. Основной подход основан на оценке адаптационного ресурсного потенциала ребенка (наличие ресурсов адаптации и рисков дезадаптации). Одновременное рассмотрение ситуации с позиций большинства участников образовательного процесса: детей, учителей, родителей. Использование современных технологий сбора и обработки данных.

Показатели готовности к обучению в начальной и основной школе Показатели готовности к обучению в начальной и основной школе Начальная школа -Общее развитие ребенка. Психофизиологическая и интеллектуальная зрелость -Сформированность предпосылок овладения грамотой и математикой -Наличие учебных навыков у ребенка -Индивидуально- личностные особенности ребенка -Семья как ресурс адаптации первоклассника -Ресурсы и цена адаптации ребенка к школе -Здоровье ученика Основная школа Сформированность общеучебных умений и навыков - Овладение предметными знаниями и умениями по математике и русскому языку - Способность к самостоятельной организации учебной деятельности Индивидуально-личностные особенности ребенка Семья как ресурс школьной

Описание шкалы «Мотивация» в рамках показателя «Индивидуально-личностные особенности учащегося в 1 классе 1 класс Карта первоклассника 1.Хочет учиться; 2.Активен на уроке. Анкета для родителей 1.Ребенок хотел учиться, когда пошел в школу; 2.В настоящее время ребенок, как правило, идет в школу: «С охотой», «Без особого желания, но спокойно», «Капризничает», «Просит оставить дома», «Наотрез отказывается».

Инструментарий эксперимента по изучению готовности первоклассников к обучению в школе и выпускников начальной школы к основной Инструментарий эксперимента по изучению готовности первоклассников к обучению в школе и выпускников начальной школы к основной 1 класс 1.Рекомендации по проведению эксперимента по изучению готовности первоклассников к обучению в школе; 2.Раздаточный материал для выполнения работ (бланки ответов); 3.Таблицы для фиксации результатов обследования; 4. Анкета для учителя начальной школы; 5.Анкета для родителей; 6.Карта первоклассника; 7.Формы для списков школ, учителей и учащихся; 8.Формы и программы для ввода и первичной обработки данных. 5 класс 1. Рекомендации по проведению эксперимента по изучению готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школы; 2. Раздаточный материал для выполнения проверочных работ по математике (2 варианта), русскому языку (2 варианта), общеучебным умениям (2 варианта); 3. Рекомендации по оцениванию выполнения заданий; 4. Анкета для учащегося 5 классов; 5. Анкета для родителей; 6. Карта учащихся 5 классов; 7. Таблица для сбора информации, необходимой для обработки и анализа результатов эксперимента; 8. Формы и программы для ввода и первичной обработки данных.

Пример инструментария

В Мониторинге образовательных достижений учащихся начальной школы за годы приняли участие 15 регионов: Тамбовская область – уч-ся; Чувашская Республика уч- ся; г. Москва – 5655 уч-ся +( 22000); Республика Саха – 248 уч-ся; Республика Татарстан – 147 уч-ся; Калининградская область – уч- ся; Ростовская область – 115 уч-ся; Тверская область – 3168 уч-ся; Чукотский АО – 1236 уч-ся; Иркутская область – 2766 уч-ся; Мурманская область – 819 уч-ся; Новосибирская область – 1420 уч-ся, Красноярский край уч-ся и др. Апробация инструментария и технологии

Методики для оценки сформированности познавательной сферы 1.Тест «Рисунок человека» 2.Тест «Графический диктант» 3.Тест «Образец и правило» 4.Тест «Первая буква» 5.Анализ данных анкетирования о навыках чтения, письма, счета

Рисунок человека

Распределение обследуемых первоклассников по результатам выполнения методики «Рисунок человека»

Число первоклассников, показавших очень низкий и очень высокий уровень выполнения методики «Рисунок человека»

Графический диктант

Распределение обследуемых первоклассников по результатам выполнения методики «Графический диктант»

Число первоклассников, показавших очень низкий и очень высокий уровень выполнения методики «Графический диктант»

Образец и правила

Распределение обследуемых первоклассников по результатам выполнения методики «Образец и правило»

Число первоклассников, показавших очень низкий и очень высокий уровень выполнения методики «Образец и правило»

Первая буква

Распределение обследуемых первоклассников по результатам выполнения методики «Первая буква»

Некоторые данные о подготовке детей к школе По результатам опроса учителей и родителей (данные в скобках) из всех обследованных первоклассников в сентябре 2008 года: – 72,5% (89,9%) имели средний и высокий общий уровень готовности к обучению; – 55,3% хорошо готовы по чтению (85,2% хорошо и очень хорошо узнавали большинство букв алфавита, 64% хорошо и очень хорошо читали отдельные слова, 46,2% хорошо и очень хорошо читали предложения);

Некоторые данные о подготовке детей к школе – 44,2% хорошо готовы по письму (59,5% хорошо и очень хорошо писали буквы алфавита, 43,6% хорошо и очень хорошо писали отдельные слова); – 71% хорошо готовы по счету (91,7% хорошо и очень хорошо узнавали большинство цифр от 1 до 9, 88,4% хорошо и очень хорошо считали от 1 до 10 и обратно, 65,4% хорошо и очень хорошо складывали и вычитали числа до 10).

Некоторые данные о подготовке детей к школе По результатам опроса учителей и родителей (данные в скобках) из всех обследованных первоклассников в сентябре 2008 года: Пятая часть родителей указала на то, что у их детей плохая мелкая моторики рук.

Некоторые данные о подготовке детей к школе Анализ данных (о желании детей учиться и посещать школу) показывает, что больше половины первоклассников, по мнению их родителей, выражали большое желание учиться. С охотой пошли в школу 73% из обследуемых детей. Без особого желания, но спокойно отнеслись к необходимости пойти в школу 22,8% первоклассников. Небольшое число детей (2,5%) демонстрировали различные негативные эмоциональные проявления при необходимости идти в школу.

Некоторые данные о подготовке детей к школе 10-15% детей, поступивших в школу, испытывают большие трудности в общении Низкий уровень адаптации имели 32% первоклассников, средний – 53% и высокий – 15%.

Распределение первоклассников по типу адаптационного потенциала

Распределение обследуемых первоклассников по группам здоровья (по регионам, участвовавшим в эксперименте)

Профили готовности первоклассников к обучению в школе Семья как ресурс адаптации первоклассника Познавательная сфера Индивидуально- личностные особенности ребёнка

Распределение ответов учителей и родителей о причинах возникновения трудностей в школе

Сравнительные результаты проведения итоговых работ в конце 1 и 2 классов

4. Некоторые аспекты профессиональной деятельности учителей начальной школы

Учитель начальной школы Позиционирование учителя Позиция учителя-профессионала демонстрирует культурные образцы действий инициирует пробные действия детей консультирует, корректирует действия ищет способы включить в работу каждого Позиция воспитателя создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей со-участник, третейский судья Позиция педагогической поддержки оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать

Учитель начальной школы Профессиональное мастерство Проектирование учебного процесса Организация работы учащихся Оценочная деятельность ИКТ-компетентность

Основные направления методической работы в области оценочной деятельности Основные направления методической работы в области оценочной деятельности Проектирование учебного процесса с ориентацией на «научение» (формирующее оценивание, диагностика образовательных достижений) Оценка динамики образовательных достижений (стартовая диагностика, мониторинг образовательных достижений) Создание банка заданий и учебных ситуаций для организации познавательной деятельности учащихся (конструирование заданий) Формирование портфеля достижений учащихся

Организация повышения квалификации педагогических кадров Организация повышения квалификации педагогических кадров Рзработка системы курсов по оценке образовательных результатов учащихся начальной школы; Создание системы обобщения и распространения лучшего педагогического опыта в области оценки; Информационное обеспечение системы введения новой оценки образовательных результатов (представление лучшего опыта в оценке динамики учебных достижений, использованию творческих заданий, диагностическая оценка). Связь с ведущими организациями в данной области

Разработка системы курсов по оценке образовательных результатов учащихся начальной школы Разработка системы курсов по оценке образовательных результатов учащихся начальной школы Планируемые результаты и система оценки их достижения Оценка предметных результатов (особенности оценки по отдельным предметам) Оценка личностных результатов (в ходе диагностических и мониторинговых процедур) Оценка метапредметных результатов (в текущей, промежуточной и итоговой оценке) Оценка образовательных результатов. Конструирование заданий (с учетом основных положений ФГОС)

Разработка системы курсов по оценке образовательных результатов учащихся начальной школы Разработка системы курсов по оценке образовательных результатов учащихся начальной школы Накопительная система оценки образовательных результатов. Использование портфеля учебных достижений в начальной школе Использование результатов текущей оценки в учебном процессе. Диагностическая и формирующая оценка учебных результатов Итоговая оценка достижения планируемых результатов Анализ и адаптация дидактического аппарата действующих учебников в соответствие с требования ФГОС (с точки зрения достижения планируемых результатов)

Основные направления методической работы в области оценочной деятельности Основные направления методической работы в области оценочной деятельности Проектирование учебного процесса с ориентацией на «научение» (формирующее оценивание, диагностика образовательных достижений) Оценка динамики образовательных достижений (стартовая диагностика, мониторинг образовательных достижений) Создание банка заданий и учебных ситуаций для организации познавательной деятельности учащихся (конструирование заданий) Формирование портфеля достижений учащихся

Общие проблемы подготовки учителей Слабое владение диагностикой учебных достижений: -выявление типичных ошибок учащихся; -определение направления коррекционной работы; -соотнесение трудности задания с особенностями контингента учащихся и моделирование заданий разной трудности; -нахождение разных способов решения задания и обоснование наиболее рационального способа

Пример 1 (международное исследование TEDS-M) Евгений замечает, что когда он набирает на калькуляторе 6х 0,2, то ответ меньше 6, а когда набирает 6: 0,2, то он получает число, которое больше 6. Он озадачен этим и просит у своего учителя новый калькулятор! (а) В чём вероятнее всего заблуждается Евгений? (b) Нарисуйте наглядный образ, который учитель мог бы использовать, чтобы представить произведение 0,2x6 и тем самым помочь Евгению понять, ПОЧЕМУ ответ таков, какой он есть? (a) 1,3% (31%); (b) 14,2% (10,5%) – Россия (a)20,0% (11,5%); (b) 15,9% (16,4%) – Cр. Межд. (a) 52,7% (13,3%); (b) 36,6% (33,4%) – Лидирующие страны

Пример 2 (задание из аттестационной работы для учителей начальной школы) 1. 21%; 2. 9,4%; 3. 27,6; 4. 41,3% Представьте, что вы знакомитесь с опытом преподавания арифметики в других школах. Вам предлагают следующие способы записи вычитания трехзначных чисел: Какой способ или способы можно было бы использовать, чтобы вычесть ЛЮБОЕ положительное трехзначное число из большего числа? 1.Все три способа. 2.Только способы A и B. 3.Только способы B и C. 4.Только способ B.

Пример 1. Ниже изображены две подарочные коробки, обвязанные лентой. Коробка A - куб со стороной 10 см. Коробка В - цилиндр, высота и диаметр которого равны по 10 см. Для какой коробки нужна более длинная лента? _____ Объясните, как вы пришли к ответу. 20,4% (21,8%) Пример 3 (международное исследование TEDS-M)

Пример 2. На первом уроке при обучении детей измерению длины, учительница попросила детей измерить ширину их книг, используя скрепки, а затем используя карандаши. Укажите ДВЕ возможные причины, почему она выбрала такой прием, а не начала просто учить детей пользоваться линейкой? Причина 1: Причина 2: 2 причины: 19,% (9,1%), 1 причину – 39,4% (39%) Пример 4 (международное исследование TEDS-M)

Результаты выполнения некоторых заданий из аттестационной работы для учителей начальной школы (1536 учителей) 1.Указать примеры наиболее сложных задач из предложенного списка (48%) 2.Составить задачу того же типа, но более легкую для учащихся (68%) 3.Переформулировать вопрос, не используя слово ОБЪЕМ (44%) 4.Определить, в чем причина ошибки ученика (13%) 5.Нарисовать наглядный образ, чтобы помочь ученику понять ответ (10%) 6.Прогнозировать затруднения учащихся по отдельным типам задач ( 15-54%)

Спасибо за внимание! Ковалева Галина Сергеевна, руководитель отдела оценки качества общего образования Института содержания и методов обучения РАО Тел./факс: (499) сайт: ОБСУЖДЕНИЕ: