Анализ текста как подготовка рабочих материалов к написанию сочинения – рассуждения (части С ЕГЭ). Формулируем,комментируем,аргументируем. Учитель высшей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учимся писать сочинение Подготовительная работа с текстом Проблема Комментарий Аргументы.
Advertisements

Способы моделирования вступления. 1. Именительный темы. Схема приема: 1. Запишите ключевое слово. 2. Опишите круг ассоциаций, которые вызывает в вашем.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно. И.Брехман Подготовка к ЕГЭ (часть С)
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
Задание С Написание сочинения ЕГЭ В помощь выпускнику Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская.
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
Последовательность действий 2. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте. (К-1)
План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
Подготовка к сочинению- рассуждению на морально-этическую тему.
«Анализ текста как подготовка рабочих материалов к сочинению- рассуждению (части С)» Осмысление текста (по Владимиру Тендрякову). Аргументация суждения.
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ЧАСТЬ 3 (С 2. 2.) ГИА Заговори, чтоб я тебя увидел. Сократ.
Подготовка к написанию задания части С ЕГЭ по русскому языку.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ. Советы ученику. Что будет учитываться при оценке вашей работы? Назовем эти параметры: - насколько адекватно, глубоко и полно.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
Подготовка к выполнению части С ЕГЭ. Основная проблема - это та: которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой.
Проблема (К1) Это сложный, требующий разъяснения вопрос, который автор ставит в центр своего текста. Весь авторский текст посвящён исследованию этого вопроса-проблемы.
МБОУ СОШ 28 Ст. Тамань Саглай Ирина Владимировна Часть С. Аргументация собственной позиции Готовимся к ЕГЭ.
Урок с использованием технологии дебатов. Дискуссия- Обсуждение какого-нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения Дебаты- обсуждение вопроса.
Транксрипт:

Анализ текста как подготовка рабочих материалов к написанию сочинения – рассуждения (части С ЕГЭ). Формулируем,комментируем,аргументируем. Учитель высшей категории Субботина И.П.

Цели и задачи проекта. Цели: подготовить учащихся к выполнению части С единого государственного экзамена и научить: подготовить учащихся к выполнению части С единого государственного экзамена и научить: - понимать и раскрывать тему сочинения любого жанра; - понимать и раскрывать тему сочинения любого жанра; - логично и доказательно мыслить и излагать результаты своего суждения хорошим литературным языком в надлежащем стилевом оформлении; - логично и доказательно мыслить и излагать результаты своего суждения хорошим литературным языком в надлежащем стилевом оформлении;Задачи: углубить знания учащихся о стилях и типах речи, углубить знания учащихся о стилях и типах речи, жанрах сочинения; жанрах сочинения; научить формулировать и комментировать проблемы исходного текста, определять позицию автора текста; научить формулировать и комментировать проблемы исходного текста, определять позицию автора текста; аргументированно высказывать свое собственное отношение к выделенной и прокомментированной проблеме. аргументированно высказывать свое собственное отношение к выделенной и прокомментированной проблеме.

Что проверяет у выпускников задание С Умение воспринять информацию, содержащуюся в тексте; Умение воспринять информацию, содержащуюся в тексте; Умение анализировать содержание исходного текста; Умение анализировать содержание исходного текста; Умение анализировать форму исходного текста; Умение анализировать форму исходного текста; Умение выражать собственное мнение по поводу прочитанного; Умение выражать собственное мнение по поводу прочитанного; Умение точно, логично и последовательно излагать мысли; Умение точно, логично и последовательно излагать мысли; Умение использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка; Умение использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка; Практическую грамотность. Практическую грамотность.

Критерии содержания сочинения – рассуждения. Формулировка проблемы исходного текста; Формулировка проблемы исходного текста; Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста; Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста; Отражение позиции автора исходного текста; Отражение позиции автора исходного текста; Аргументация собственного мнения по одной из сформулированных проблем (2 -3 аргумента) Аргументация собственного мнения по одной из сформулированных проблем (2 -3 аргумента) Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения; Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения; Точность и выразительность речи; Точность и выразительность речи; Грамотность. Грамотность.

План сочинения – рассуждения по исходному тексту. Вступление. Вступление. Основная часть: Основная часть: Формулировка проблемы исходного текста; Формулировка проблемы исходного текста; Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста; Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста; Отражение позиции автора исходного текста; Отражение позиции автора исходного текста; Изложение собственного мнения по проблеме; Изложение собственного мнения по проблеме; Заключение. Заключение.

Основные признаки текста. Информативность; Информативность; Тематическое единство; Тематическое единство; Связность; Связность; Цельность; Цельность; Завершенность; Завершенность; Последовательность. Последовательность.

Текст. Текст. ТЕКСТ ТЕМАИДЕЯ ПРОБЛЕМА ТИП ТЕКСТА СТИЛЬ РЕЧИ

Жанры сочинения. Жанры сочинения. СОЧИНЕНИЕ РЕЦЕНЗИЯЭССЕОТЗЫВ

Стиль текста. СТИЛЬ ТЕКСТА. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ.ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ. НАУЧНО – ПОПУЛЯРНЫЙ.

Типы текста. Типы текста. ТИПЫ ТЕКСТА. ПОВЕСТВОВАНИЕ.ОПИСАНИЕ.РАССУЖДЕНИЕ.

Что такое проблема? Что такое проблема? Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблема в контексте. Сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная…проблема. Проблема в контексте. Сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная…проблема. Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования, окружающей среды и т.д. Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования, окружающей среды и т.д. Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность…какой – либо проблемы. Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность…какой – либо проблемы. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую – нибудь проблему. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую – нибудь проблему. Коснуться какой – либо проблемы. Уделить внимание какой – либо проблеме. Над какой – либо проблемой думать, работать. Коснуться какой – либо проблемы. Уделить внимание какой – либо проблеме. Над какой – либо проблемой думать, работать. Какая – то проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимание, ждет решения. Какая – то проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимание, ждет решения.

Способы формулировки проблемы. 1) в виде предложения – тезиса, нуждающегося в доказательстве: Одинокая старость – проблема, к сожалению, актуальная в наше время; 1) в виде предложения – тезиса, нуждающегося в доказательстве: Одинокая старость – проблема, к сожалению, актуальная в наше время; 2) в форме предложения констатирующего характера, требующего пояснения путем анализа исходного текста: К.Паустовский поднимает проблему одинокой старости; 2) в форме предложения констатирующего характера, требующего пояснения путем анализа исходного текста: К.Паустовский поднимает проблему одинокой старости; 3) с использованием стилистических фигур: 3) с использованием стилистических фигур: Именительного темы: Одинокая старость; Именительного темы: Одинокая старость; Градации: Молодость, зрелость, старость. В каждом возрасте свои проблемы, вопросы, сомнения; Градации: Молодость, зрелость, старость. В каждом возрасте свои проблемы, вопросы, сомнения; Парного соединения однородных членов: Отцы и дети, молодость и старость – вечные темы классической литературы, вечные проблемы общественной жизни; Парного соединения однородных членов: Отцы и дети, молодость и старость – вечные темы классической литературы, вечные проблемы общественной жизни; Антитезы: Отцы и дети – проблема исходного текста; Антитезы: Отцы и дети – проблема исходного текста;

Способы формулирования проблемы. Умолчания: Старость…; Умолчания: Старость…; Вопроса и ответа на него: Какая из социальных проблем наиболее актуальна в наши дни? Пожалуй, социальная защита пожилых людей; Вопроса и ответа на него: Какая из социальных проблем наиболее актуальна в наши дни? Пожалуй, социальная защита пожилых людей; Риторического вопроса: Как жить старому одинокому человеку? На что надеяться? Откуда ждать помощи? Эти проблемы волнуют многих; Риторического вопроса: Как жить старому одинокому человеку? На что надеяться? Откуда ждать помощи? Эти проблемы волнуют многих; С помощью цитаты: Проблема, которую поднимает автор, связана с основной мыслью текста и выражена в предложении: «Не дай вам бог… дожить до такой одинокой старости!» С помощью цитаты: Проблема, которую поднимает автор, связана с основной мыслью текста и выражена в предложении: «Не дай вам бог… дожить до такой одинокой старости!»

Использование клише при формулировании проблемы. _____ в своей статье (в-1; пишет, говорит, спорит, размышляет) о (в-1; взаимоотношениях человека и общества; нравственных качествах человека; роли влияния среды на человека; значении искусства в духовном становлении человека). Эта проблема (в-1; мало кого волновала; сейчас вызывает обостренный интерес; всегда волновала людей; имеет важное значение в жизни современного человека). Но автору статьи удалось придать этой казалось бы традиционной теме (В-1; оригинальное, своеобразное, неповторимое, особое) звучание. _____ в своей статье (в-1; пишет, говорит, спорит, размышляет) о (в-1; взаимоотношениях человека и общества; нравственных качествах человека; роли влияния среды на человека; значении искусства в духовном становлении человека). Эта проблема (в-1; мало кого волновала; сейчас вызывает обостренный интерес; всегда волновала людей; имеет важное значение в жизни современного человека). Но автору статьи удалось придать этой казалось бы традиционной теме (В-1; оригинальное, своеобразное, неповторимое, особое) звучание. Автор обращается к …(философской, психологической, социальной, политической и др.) проблеме…(воспитания, образования, исторической памяти, экологии, культуры, нравственности…) и …(вскрывает противоречия между …, показывает, обращает внимание читателя на…, выражает сожаление по поводу того, что…). Автор обращается к …(философской, психологической, социальной, политической и др.) проблеме…(воспитания, образования, исторической памяти, экологии, культуры, нравственности…) и …(вскрывает противоречия между …, показывает, обращает внимание читателя на…, выражает сожаление по поводу того, что…).

Комментирование проблемы с опорой на анализ исходного текста. Комментарий – разъяснительные, пояснительные примечания к тексту. Комментировать – дать комментарии, пояснения к чему-н. Комментарий – разъяснительные, пояснительные примечания к тексту. Комментировать – дать комментарии, пояснения к чему-н. Комментируя проблему текста, не пересказывайте полностью текст; Комментируя проблему текста, не пересказывайте полностью текст; Не цитируйте большой фрагмент текста и не включайте в сочинение большое количество цитат; Не цитируйте большой фрагмент текста и не включайте в сочинение большое количество цитат; Нельзя комментировать несформулированную проблему. Нужно раскрыть лишь ту, которая обозначена в сочинении; Нельзя комментировать несформулированную проблему. Нужно раскрыть лишь ту, которая обозначена в сочинении; Подумайте при анализе текста о том, а) насколько актуально то, о чем пишет автор; б) кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой. Подумайте при анализе текста о том, а) насколько актуально то, о чем пишет автор; б) кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой.

Два способа изложения материала : От частных фактов (комментарий) к формулировке проблемы; От частных фактов (комментарий) к формулировке проблемы; Например: Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное существование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о практических последствиях своей деятельности. Текст В.Пескова посвящен проблеме экологии и призывает каждого из нас осознать ответственность за неразумное вмешательство человека в жизнь природы. Например: Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное существование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о практических последствиях своей деятельности. Текст В.Пескова посвящен проблеме экологии и призывает каждого из нас осознать ответственность за неразумное вмешательство человека в жизнь природы. От формулировки проблемы – к комментарию. От формулировки проблемы – к комментарию. Например: Отчего в нашей стране, обладающей богатыми природными ресурсами и огромным интеллектуальным потенциалом, большая часть населения живет бедно? Над этой сложной проблемой размышляет В.Тимофеев. Надо сказать, что затронутая автором проблема имеет многовековую историю. Вспомните хотя бы историю из «Повести временных лет» о том, как древние русичи приглашали варяжских князей на большую и богатую землю, в которой не было порядка. Вот уже много лет не одно поколение наших соотечественников задается вопросом: «Почему наша жизнь так далека от совершенства?» Например: Отчего в нашей стране, обладающей богатыми природными ресурсами и огромным интеллектуальным потенциалом, большая часть населения живет бедно? Над этой сложной проблемой размышляет В.Тимофеев. Надо сказать, что затронутая автором проблема имеет многовековую историю. Вспомните хотя бы историю из «Повести временных лет» о том, как древние русичи приглашали варяжских князей на большую и богатую землю, в которой не было порядка. Вот уже много лет не одно поколение наших соотечественников задается вопросом: «Почему наша жизнь так далека от совершенства?»

КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ПОЗИЦИЮ АВТОРА ИСХОДНОГО ТЕКСТА. «Позиция» - точка зрения, мнение о каком – либо вопросе (утвердительное, отрицательное или неоднозначное); «Позиция» - точка зрения, мнение о каком – либо вопросе (утвердительное, отрицательное или неоднозначное); Требуется не формулировка позиции «вообще», а мнение автора по выделенной и прокомментированной проблеме; Требуется не формулировка позиции «вообще», а мнение автора по выделенной и прокомментированной проблеме; Позиция автора публицистического текста обычно выражена четко и ясно, выявление же позиции в художественном тексте может потребовать умений. Ответьте на следующие вопросы: а) что хотел сказать автор читателям, создавая текст? б) как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Позиция автора публицистического текста обычно выражена четко и ясно, выявление же позиции в художественном тексте может потребовать умений. Ответьте на следующие вопросы: а) что хотел сказать автор читателям, создавая текст? б) как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Обратите внимание на слова, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие, восхищение). Обратите внимание на слова, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие, восхищение).…

Клише для формулирования позиции автора исходного текста. Автор призывает к …, так как убежден, что «…(цитата)…». Доказательством этому являются (факты, явления, события, которые приводит автор). Автор призывает к …, так как убежден, что «…(цитата)…». Доказательством этому являются (факты, явления, события, которые приводит автор). Автор убежден в том, что… Автор убежден в том, что… Рассуждая о…, автор сожалеет о том, что… Рассуждая о…, автор сожалеет о том, что… К теме… автор относится неоднозначно… К теме… автор относится неоднозначно… Свою позицию автор обосновывает… Свою позицию автор обосновывает… Позиция автора подтверждается следующими аргументами (доводами, фактами)… Позиция автора подтверждается следующими аргументами (доводами, фактами)… Доказательствами позиции автора являются такие аргументы, как… Доказательствами позиции автора являются такие аргументы, как…

Аргументация собственного мнения. Аргументация собственного мнения. Цель аргументации – убедить в чем – либо, укрепить или изменить мнение. Цель аргументации – убедить в чем – либо, укрепить или изменить мнение. Чтобы правильно построить систему аргументов, нужно хорошо представлять, какую мысль мы доказываем, т.е. понимать суть проблемы: к какому кругу проблем она относится (социальным, нравственным, эстетическим, научным, общественно – политическим и т.д.); почему она актуальна в наши дни; что случится, если не принимать меры для ее решения; какие пагубные последствия она может иметь и т.д. Чтобы правильно построить систему аргументов, нужно хорошо представлять, какую мысль мы доказываем, т.е. понимать суть проблемы: к какому кругу проблем она относится (социальным, нравственным, эстетическим, научным, общественно – политическим и т.д.); почему она актуальна в наши дни; что случится, если не принимать меры для ее решения; какие пагубные последствия она может иметь и т.д. Как построить систему аргументации? Как построить систему аргументации? а) аргументы надо приводить в системе, т.е. надо продумать, с каких аргументов начать и какими закончить. Рекомендуем располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Конечный аргумент должен быть самым сильным. а) аргументы надо приводить в системе, т.е. надо продумать, с каких аргументов начать и какими закончить. Рекомендуем располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Конечный аргумент должен быть самым сильным.

Аргументация собственного мнения. Аргументация собственного мнения. б) употребить сложноподчиненные предложения с придаточными причины, например: Я разделяю точку зрения автора (мне близка мысль автора, позиция автора убедительна и т.п.), потому что.. б) употребить сложноподчиненные предложения с придаточными причины, например: Я разделяю точку зрения автора (мне близка мысль автора, позиция автора убедительна и т.п.), потому что.. В) использовать предложения с вводными словами. В) использовать предложения с вводными словами. Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса. Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса. Аргументы «за» должны быть: Аргументы «за» должны быть: - правдивыми, опираться на авторитетные источники; - правдивыми, опираться на авторитетные источники; - доступными, простыми, понятными; - доступными, простыми, понятными; - отражающими объективную реальность; - отражающими объективную реальность; - соответствующими здравому смыслу; - соответствующими здравому смыслу; Сильными аргументами могут быть: Сильными аргументами могут быть: - ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов, из художественных произведений; - ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов, из художественных произведений;

Аргументация собственного мнения. -пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа; -пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа; - примеры из личной жизни и жизни окружающих; - примеры из личной жизни и жизни окружающих; -примеры из художественной литературы, кинофильмов. -примеры из художественной литературы, кинофильмов. Система опровергающей аргументации потребует определенного такта и подчеркнутой корректности: Система опровергающей аргументации потребует определенного такта и подчеркнутой корректности: - Я не вполне согласен с позицией автора и считаю, что… - Я не вполне согласен с позицией автора и считаю, что… - Попробуем не согласиться с автором текста. Что тогда получается? - Попробуем не согласиться с автором текста. Что тогда получается? - Представим, что автор текста не прав… - Представим, что автор текста не прав…

Тематическая подборка пословиц и мудрых изречений. Тема 1 «Нет уз святее товарищества». Тема 1 «Нет уз святее товарищества». «Счастливая доля – гордиться друзьями» (В.Федоров). «Счастливая доля – гордиться друзьями» (В.Федоров). «Уметь любить, уметь вперед смотреть, уметь дружить – три правила победы» (М.Светлов). «Уметь любить, уметь вперед смотреть, уметь дружить – три правила победы» (М.Светлов). «Узы дружбы неизмеримо крепче уз родства, ибо друзей мы выбираем сами, а родных нам посылает судьба» (Д.Боккаччо). «Узы дружбы неизмеримо крепче уз родства, ибо друзей мы выбираем сами, а родных нам посылает судьба» (Д.Боккаччо). «Человек, живущий одиноко, существует наполовину» (П.Буаст). «Человек, живущий одиноко, существует наполовину» (П.Буаст). «Дружба – это солнце, распахнувшее свои объятия» (А.Моруа). «Дружба – это солнце, распахнувшее свои объятия» (А.Моруа). «Не так трудно умереть за своего друга, гораздо труднее найти такого друга, за которого можно было бы пойти на смерть» (Э.Бульвер). «Не так трудно умереть за своего друга, гораздо труднее найти такого друга, за которого можно было бы пойти на смерть» (Э.Бульвер). «Величайший подвиг дружбы не в том, чтобы показать другу свои недостатки, а в том, чтобы открыть ему глаза на его собственные» (Ф.Ларошфуко). «Величайший подвиг дружбы не в том, чтобы показать другу свои недостатки, а в том, чтобы открыть ему глаза на его собственные» (Ф.Ларошфуко). «Птицы сильны крыльями, а люди – дружбой». «Птицы сильны крыльями, а люди – дружбой». «Вдруг не станешь друг». «Вдруг не станешь друг». «Верному другу цены нет» «Верному другу цены нет» «Дерево держится корнями, а человек – друзьями». «Дерево держится корнями, а человек – друзьями». «Друга на деньги не купишь». «Друга на деньги не купишь». «Какову дружбу заведешь, такову и жизнь проведешь». «Какову дружбу заведешь, такову и жизнь проведешь».

Моделирование вступления. Сформулировать проблему исходного текста и определить ее место среди актуальных проблем современности. Сформулировать проблему исходного текста и определить ее место среди актуальных проблем современности. Очертить круг проблем современного общества и определить место анализируемой проблемы среди них. Очертить круг проблем современного общества и определить место анализируемой проблемы среди них. Сообщить сведения об авторе текста (если он известен ученику) и определить место проблемы в его творчестве. Сообщить сведения об авторе текста (если он известен ученику) и определить место проблемы в его творчестве. Привести изречения известных писателей, деятелей искусства, просвещения, политики, имеющие отношение к проблемам текста. Привести изречения известных писателей, деятелей искусства, просвещения, политики, имеющие отношение к проблемам текста. Начать с лирического отступления и подвести к проблеме текста. Начать с лирического отступления и подвести к проблеме текста. Подобрать соответствующие примеры из классической литературы или из личного опыта и связать их с обсуждаемой проблемой. Подобрать соответствующие примеры из классической литературы или из личного опыта и связать их с обсуждаемой проблемой. Поделиться размышлениями, вызванными прочитанным текстом. Поделиться размышлениями, вызванными прочитанным текстом.

Приемы вступления. Приемы вступления. 1. Именительный темы. 1. Именительный темы. Схема приема: Схема приема: 1) Запишите ключевое слово; 1) Запишите ключевое слово; 2)Опишите круг ассоциаций, который вызывает в вашем сознании это слово; 2)Опишите круг ассоциаций, который вызывает в вашем сознании это слово; 3) Сделайте переход к теме исходного текста. 3) Сделайте переход к теме исходного текста. Ф.М.Достоевский. Стоит только произнести это имя, и в сознании возникает целый мир образов: знойный Петербург, измученные бедные люди, сумеречный Мертвый дом… Великий художник живет в нашем сердце, его тревожная мысль до сих пор волнует душу. (Переход к анализу текста). Ф.М.Достоевский. Стоит только произнести это имя, и в сознании возникает целый мир образов: знойный Петербург, измученные бедные люди, сумеречный Мертвый дом… Великий художник живет в нашем сердце, его тревожная мысль до сих пор волнует душу. (Переход к анализу текста). Память… Мы часто произносим это слово, не особенно задумываясь над его смыслом. Д.С.Лихачев заставляет нас с новой силой ощутить глубину и важность этого понятия… Память… Мы часто произносим это слово, не особенно задумываясь над его смыслом. Д.С.Лихачев заставляет нас с новой силой ощутить глубину и важность этого понятия…

Приемы вступления. Приемы вступления. 2.Вопросы – стимулы. Схема приема: 2.Вопросы – стимулы. Схема приема: 1) Задайте два – три вопроса, которые созвучны теме исходного текста; 1) Задайте два – три вопроса, которые созвучны теме исходного текста; 2) Напишите, что поиск ответов на эти вопросы и является главной задачей автора: 2) Напишите, что поиск ответов на эти вопросы и является главной задачей автора: Почему человек перестает понимать другого человека? Почему крик о помощи тонет в равнодушной тишине? Почему лед безразличия сковал людские сердца? Кто виноват в душевной глухоте? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти известный писатель Д.Гранин. Почему человек перестает понимать другого человека? Почему крик о помощи тонет в равнодушной тишине? Почему лед безразличия сковал людские сердца? Кто виноват в душевной глухоте? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти известный писатель Д.Гранин. 3. Картина. Схема приема: 3. Картина. Схема приема: 1) Запишите три – четыре назывных предложения, которые рождают в сознании целостную картину, по тональности созвучную чувству, воплощенному в тексте; 1) Запишите три – четыре назывных предложения, которые рождают в сознании целостную картину, по тональности созвучную чувству, воплощенному в тексте;

Приемы вступления. Приемы вступления. 2) Сделайте переход к исходному тексту. 2) Сделайте переход к исходному тексту. … Бескрайняя пустыня. Знойное солнце. Горячий песок. Сожженные засухой деревья. И мертвое безмолвие… … Бескрайняя пустыня. Знойное солнце. Горячий песок. Сожженные засухой деревья. И мертвое безмолвие… Такой станет наша земля, если мы не станем бережно относиться к природе. Именно эта мысль отчетливо звучит в статье известного писателя Л.Леонова. Такой станет наша земля, если мы не станем бережно относиться к природе. Именно эта мысль отчетливо звучит в статье известного писателя Л.Леонова.

Моделирование заключения. Моделирование заключения. Прием «отклик». Прием «отклик». Схема приема: Схема приема: 1) Указываем на то, что исходный текст нами прочитан и понят. 1) Указываем на то, что исходный текст нами прочитан и понят. «Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать (чувствовать)… «Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать (чувствовать)… «Когда я прочитал этот текст, то подумала о том, что…» «Когда я прочитал этот текст, то подумала о том, что…» 2) Рассказываем о тех чувствах, намерениях, которые возникли в нашей душе под влиянием прочитанного текста. 2) Рассказываем о тех чувствах, намерениях, которые возникли в нашей душе под влиянием прочитанного текста. «Прочитав умное, искреннее и такое эмоциональное размышление Ф.Искандера, я вновь испытала знакомое мне желание взять с полки те книги, которые уже стали моими настоящими друзьями, ….» «Прочитав умное, искреннее и такое эмоциональное размышление Ф.Искандера, я вновь испытала знакомое мне желание взять с полки те книги, которые уже стали моими настоящими друзьями, ….» Прием»цитата». Прием»цитата». Схема приема: Схема приема:

Моделирование заключения. 1) Приводим цитату, которая созвучна главной мысли исходного текста; 1) Приводим цитату, которая созвучна главной мысли исходного текста; 2) Комментируем ее и делаем переход к исходному тексту. 2) Комментируем ее и делаем переход к исходному тексту. «Живи как живешь, и пиши как живешь: иначе все отголоски лиры твоей будут фальшивы»,- писал К.Батюшков. Мне кажется, что это высказывание точно отражает главную мысль текста, действительно, важнейшей чертой подлинной поэзии является искренность. И вся жизнь Блока была непрерывным творчеством, одним большим, очень искренним и необычайно красивым стихотворением. «Живи как живешь, и пиши как живешь: иначе все отголоски лиры твоей будут фальшивы»,- писал К.Батюшков. Мне кажется, что это высказывание точно отражает главную мысль текста, действительно, важнейшей чертой подлинной поэзии является искренность. И вся жизнь Блока была непрерывным творчеством, одним большим, очень искренним и необычайно красивым стихотворением. Прием «ниточка»(в качестве цитаты используется одно из предложений исходного текста) Прием «ниточка»(в качестве цитаты используется одно из предложений исходного текста) «Пока жива мать и тебе есть кому сказать это нежное слово «мама», ты молод, силен и неутомим»,- так заканчивается текст А.Рябко. Мне кажется, что именно в этих словах выражена главная мысль текста... «Пока жива мать и тебе есть кому сказать это нежное слово «мама», ты молод, силен и неутомим»,- так заканчивается текст А.Рябко. Мне кажется, что именно в этих словах выражена главная мысль текста...

Памятка «Советы при выполнении задания «С» ЕГЭ». Внимательно прочитайте текст. Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь дать ответ на вопрос: «Что известно вам об авторе текста?» Постарайтесь дать ответ на вопрос: «Что известно вам об авторе текста?» Вдумайтесь в тему и проблему (проблемы) текста. Ответьте на вопрос: «О чем идет речь, и что об этом думает автор?» Вдумайтесь в тему и проблему (проблемы) текста. Ответьте на вопрос: «О чем идет речь, и что об этом думает автор?» В чем художественное своеобразие предложенного текста: язык(языковые средства выразительности), стиль, мастерство автора. В чем художественное своеобразие предложенного текста: язык(языковые средства выразительности), стиль, мастерство автора. Определите, какой жанр, тип, стиль речи вы изберете для вашего сочинения. Определите, какой жанр, тип, стиль речи вы изберете для вашего сочинения. Дайте свою оценку прочитанного. Определитесь, разделяете ли вы мнение автора или не согласны с ним. Дайте свою оценку прочитанного. Определитесь, разделяете ли вы мнение автора или не согласны с ним.

Памятка. В первом случае ищите дополнительные доказательства: примеры из вашего жизненного опыта, информацию, почерпнутую из книг. Во втором случае найдите контраргументы. Подумайте, как вежливо возразить автору, как защитить свое понимание проблемы. В первом случае ищите дополнительные доказательства: примеры из вашего жизненного опыта, информацию, почерпнутую из книг. Во втором случае найдите контраргументы. Подумайте, как вежливо возразить автору, как защитить свое понимание проблемы. Задумайтесь над композицией и языковым оформлением сочинения: Задумайтесь над композицией и языковым оформлением сочинения: - С чего начать сочинение? - С чего начать сочинение? - О чем писать в основной части работы? - О чем писать в основной части работы? - Чем закончить сочинение(вывод)? - Чем закончить сочинение(вывод)? Постарайтесь избежать в своем сочинении типичных ошибок: Постарайтесь избежать в своем сочинении типичных ошибок: - не превращайте сочинение а изложение, так как нужен не пересказ текста, а толкование затронутых в тексте проблем, их интерпретация; - не превращайте сочинение а изложение, так как нужен не пересказ текста, а толкование затронутых в тексте проблем, их интерпретация; - не начинайте свое сочинение с таких оборотов речи:»в этом тексте говорится…», «автор этого текста пишет…» - не начинайте свое сочинение с таких оборотов речи:»в этом тексте говорится…», «автор этого текста пишет…» - не бойтесь высказывать свое мнение, рассуждайте, анализируйте. - не бойтесь высказывать свое мнение, рассуждайте, анализируйте.