ТЕМА 8. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ Главная прелесть монополии в том, что она дарует безмятежную жизнь. Дж. Р. Хикс, английский экономист.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА 8 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. МОНОПОЛИЯ. 1. Источники и измерение монопольной власти 2. Монополия : виды, специфика, принципы ценообразования 3. Ценовая.
Advertisements

ТЕМА 9. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ. 1. Недостатки совершенной конкуренции и их преодоление в условиях различных типов рыночных структур. 2.
Типы рыночных структур: совершенная конкуренция чистая монополия.
1. Cущность рынка чистой монополии. 2. Показатели монопольной власти 3. Ценовая дискриминация.
Максимизация прибыли монополистом. Сравнение монополии и совершенной конкуренции Уроки 3-4.
{ Чистая монополия Чистая монополия В условиях максимизации прибыли.
Монополия Лекция 11. Вопросы 1.Монополия и монопольная власть. 2.Спрос на продукт монополиста и маржинальная выручка 3.Монопольное поведение фирмы 4.Последствия.
Тема 9. Теория несовершенной конкуренции МОНОПОЛИЯ И МОНОПСОНИЯ.
ТЕМА 8. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
Интерес предпринимателя всегда состоит в расширении рынка и ограничении конкуренции. Это и есть стремление к монопольной власти. Адам Смит.
Учитель: Медведева Елена Викторовна © Иванова Ирина Анатольевна, 2003.
Тема 6. НЕСОВЕРШЕННО КОНКУРЕНТНЫЕ РЫНКИ: МОНОПОЛИЯ, МОНОПОЛ. КОНКУРЕНЦИЯ, ОЛИГОПОЛИЯ ПЛАН: 1. Рынок несовершенной конкуренции. Основные признаки. 2. Монополия.
Тема 3. Фирма в условиях несовершенной конкуренции 3.1. Монополия. Причины образования и основные формы 3.2. Поведение фирмы в условиях монополии 3.3.
Анализ рыночных структур. Модель совершенной конкуренции Ничто так не проясняет мышление, как вид конкурента, который хочет вас сожрать. Уэйн Коллауэй,
Управленческая экономика Рыночные структуры несовершенной конкуренции.
Монополия в рыночной экономике. Монополия (от греч. mono - один, poleo - продавец) – исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности.
Выпуск, цена и прибыль монополиста в краткосрочном периоде DМDМ MR MСMС АTСАTС Q P PМPМ АVСАVС D1D1 MR 1 QMQM Q M1.
Типы рыночных структур Айтуар Асель УиА 15/2. 1. Понятие и типы рыночных структур 1. Понятие и типы рыночных структур 2.рынок совершенной конкуренции.
1 Тема7. Рынок совершенной конкуренции План лекции 1.Характерные черты рынка совершенной конкуренции. Спрос и предельный доход конкурентной фирмы. 2.Условие.
Рынки с интенсивной конкуренцией Совершенная конкуренция.
Транксрипт:

ТЕМА 8. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ Главная прелесть монополии в том, что она дарует безмятежную жизнь. Дж. Р. Хикс, английский экономист

8.1 Основные характеристики рынка чистой монополии Единственный производитель Индекс Херфиндаля-Хиршмана H Уникальный продукт Коэффициент перекрестной ценовой эластичности спроса стремится к нулю Ер 0 Высокая рыночная власть Коэффициент Лернера близок к максимальному значению, L 1 Непреодолимые барьеры Совершенная информированность

8.1 Основные характеристики рынка чистой монополии Характер барьера Естественные монополии Патентные (лицензионные) монополии Сырьевые монополии Локальные монополии Особые предпочтения потребителей Тип монополии

8.2 Особенности спроса на продукцию монополии Совершенная конкуренция d 1 +d 2 +…+d n =D d=D Чистая монополия d=D P P qQ d Кривая спроса монополиста тождественна кривой рыночного спроса и имеет отрицательный наклон

8.2 Особенности спроса на продукцию монополии Пример 1. Доходы монополиста ОбъемЦенаTRARMR TR=P*Q AR=TR/Q MR=dTR/dQ

8.2 Особенности спроса на продукцию монополии Пример 1. Доходы монополиста ОбъемЦенаTRARMR AR(Q)=P(Q) МR (Q ) < P(Q)

8.2 Особенности спроса на продукцию монополии Кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса МR (Q ) < P(Q) D MR P, MR Q

8.2 Особенности спроса на продукцию монополии При убывающей кривой спроса можно продать дополнительную единицу товара, лишь снизив на него цену. D MR P, MR Q

8.2 Экономическое равновесие фирмы-монополиста MC =MR, где MR не определяется ценой, как при совершенной конкуренции. МС D MR P, MR Q Q* При Q* Прибыль = max

8.3 Ошибки и заблуждения 1. «Монополист обладает максимальной рыночной властью и назначает запредельные цену». Нет! Монопольная власть фирмы ограничена рыночным спросом МС D MR P, MR Q Q* P*

8.3 Ошибки и заблуждения 2. «Спрос на продукцию монополии является неэластичным в силу ее уникальности». Нет! Точка оптимума всегда лежит на эластичном интервале кривой спроса.

8.3 Ошибки и заблуждения 3. «Прибыль монополиста всегда является сверхвысокой». Нет! Недостаточный рыночный спрос неэффективность производства и/или менеджмента высокие издержки и т.д.

8.4 Сравнительная характеристики чистой монополии 1. При чистой монополии рыночная цена обычно выше, а объем производства ниже, чем при совершенной конкуренции. Рассмотрим задачу 7 стр. 86

Задача 7 (стр. 86) Функция рыночного спроса имеет вид Р=4-4Q, функция совокупных издержек фирмы TC=75+2Q+5Q 2. Найдите Q*и P* в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии.

8.4 Сравнительная характеристики чистой монополии 2.Более низкая эффективность использования ресурсов, чем при совершенной конкуренции 3.Более значительное нарастание Х-неэффективности 4.Высокая рыночная власть, позволяющая диктовать цены и объемы выпуска

8.5 Монопольная (рыночная) власть Способность отдельной фирмы влиять на рыночные цены Коэффициент рыночной власти (Лернера) 1 способ : L = (P-MC)/P 2 способ : L =-1/Ed 3 способ : L=П/TR

Задача 6 (стр. 86) Спрос на продукцию монополии описывается формулой Р=80- 5q, а функция издержек ТС=5q 2 -20q+5. При каком объеме выпуска прибыль будет максимальна (q*)? Какова рыночная власть этой фирмы (L)?

Задача 8 (стр. 86) Фирма максимизирует прибыль, реализуя свою продукцию по цене P=80 у.е. Определите величину предельных издержек и предельного дохода фирмы, если ценовая эластичность спроса Еd=-2.

8.5 Монопольная (рыночная) власть Факторы монопольной власти Количество и удельный вес основных игроков на рынке Характер их взаимодействия Барьеры вхождения в отрасль Уникальность продукта в глазах потребителей Уровень издержек рассматриваемой фирмы и ее конкурентов Эластичность спроса по цене на продукцию фирмы и т.д.

8.6 Ценовая дискриминация Политика назначения разных цен на один и тот же товар для разных покупателей Цель политики: max TR при TC=const (!!!)

8.6 Ценовая дискриминация и ее типы (модели) 1.Совершенная ценовая дискриминация (по доходам) 2.Дискриминация на основе нелинейного образования («самоотбор») 3. Дискриминация на основе сегментации рынка (по эластичности)

8.6 Ценовая дискриминация. Условия ее проведения Существенное различие потребительских предпочтений к данному товару (в том числе, эластичности спроса) у разных покупателей; Относительно низкие издержки выявления данных покупателей; Невозможность дальнейшей перепродажи товара.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 8 Оценить коэффициент рыночной власти вашей компании за последние пять-десять лет. Какова динамика данного коэффициента? Дать графическое изображение. Сравните (по возможности) полученные цифры с показателями ваших ближайших конкурентов. Проанализируйте данный фактор с точки зрения перспектив долгосрочного развития вашей компании и ее позиций на рынке.