Формации и цивилизации Автор презентации учитель обществознания МОУ лицея 102 Тракторозаводского района г.Челябинска Носивец Н.Д.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формации и цивилизации Автор презентации учитель обществознания МОУ лицея 102 Тракторозаводского района г.Челябинска Носивец Н.Д.
Advertisements

Формации и цивилизации Автор презентации учитель обществознания МОУ лицея 102 Тракторозаводского района г.Челябинска Носивец Н.Д.
Презентацию выполнили ученицы 10 класса « А » Овчарова Анна и Евдокимова Юлия.
учение о типах - больших группах ( классах ) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков. Типология государства.
Многовариантность общественного развития 1. Понятие и виды общественного развития Общественное изменение – переход общества и его подсистем из одного состояния.
Домашнее задание §13 читать, материал лекции учить.
Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории Урок обществознания, 11 класс Учитель истории и обществознания МОУ « Ленская средняя общеобразовательная.
Общество, как динамическая система Выполнила ученица И-10-1 Класса Александрова Надежда.
Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности.
Введение План: 1.Понятие история. Исторический факт, источник. 2.Подходы к изучению истории. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ читать с Начертить ленту времени, отметить.
СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВА СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВА СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ.
«Типология государства». П ЛАН 1. Понятие типологии государства. 2. Формационный подход к типологии государства. 3. Цивилизационный подход к типологии.
Какие сферы жизни общества вам известны? экономическая политическая социальная духовная.
Вопросы: 1.Взаимодействие природного и антропогенного мира. Особенности социального познания. 2.Структура общества. Сферы общественной жизни. 3. Философские.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Общество как социальная система Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин – НИКИФОРОВА СВЕТЛАНА АНДРЕЕВНА.
Тема: Общество и общественные отношения © учитель Путятин С.Н.
История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции.
Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Общество Группа людей, объединившихся вместе для общения и совместной деятельности Конкретный этап в историческом развитии народов Обособившаяся от природы.
Транксрипт:

Формации и цивилизации Автор презентации учитель обществознания МОУ лицея 102 Тракторозаводского района г.Челябинска Носивец Н.Д.

Системный подход к изучению общества Системный подход к изучению общества сложился во второй трети ХIХ в. Его использовали в своих исследованиях О.Конт, К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т.Парсонс и другие ученые.

Сущность системного подхода Рассмотрение общества как целостной совокупности взаимосвязанных элементов. Элементы системы называются подсистемами. Основные подсистемы общества - те сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизводство их жизни.

Основные подсистемы (сферы) общества Экономи- ческая Полити- ческая Духовная Социальная

Экономическая сфера Область осуществления хозяйственной деятельности общества, область создания материальных благ. Включает в себя важнейшие компоненты: материальные потребности, экономические блага (товары), удовлетворяющие эти потребности, экономические ресурсы (источники производства благ), хозяйствующие субъекты (отдельные люди или организации). Основным элементом являются хозяйствующие субъекты.

Социальная сфера Область возникновения и функционирования взаимосвязей людей друг с другом. Состоит из социальных групп (социальных общностей), социальных связей, социальных институтов (форм, в которых осуществляются наиболее значимые социальные связи), социальных норм (правил социального поведения), ценностей социальной культуры. Важнейший элемент – социальные группы (социальные общности).

Политическая сфера Область осуществления между людьми отношений власти и подчинения, область управления обществом. Главные элементы: политические организации и институты (государство, политические партии, общественные организации, СМИ), нормы политического поведения и политической культуры, политические идеологии. Основной элемент – государство.

Духовная сфера Область создания и освоения духовных благ. Элементы: духовные потребности как источник (стимул) духовной деятельности общества, созданные обществом духовные ценности (блага), средства осуществления духовного производства, субъекты духовной деятельности (отдельные люди, социальные группы и организации, общество в целом). Главный элемент – духовные ценности, существующие в виде идей и получающие своё материальное воплощение в виде языка, произведений искусства и т.д.

Формационный подход к познанию истории и общества. Формационная концепция истории была предложена К.Марксом в середине XIX в. Ключевым понятием в марксистской философии истории является понятие общественно-экономической формации.

Формационный подход Общественно-экономическая формация - это конкретный тип общества, находящегося на определенной ступени исторического развития. Основой ОЭФ выступает определенный способ производства.

Формационный подход Способ производства Особенности способа производства определяются уровнем и характером развития производительных сил и характером производственных отношений. Производственные отношения зависят от господствующих форм собственности.

Совокупность производственных отношений образует базис общества, над которым возвышается надстройка: политические, правовые, религиозные и т.п. отношения и институты. Этим институтам соответствуют формы общественного сознания: религия, мораль, право, искусство, философия, наука и т.д. Формационный подход

Исторический процесс, согласно идеям К.Маркса, есть процесс смены ОЭФ, который осуществляется в результате социальной революции. Причиной революции является углубляющийся конфликт между развитыми производительными силами и устаревшими, консервативными производственными отношениями. Экономическое противоречие приводит к конфликтам в политической сфере. Обостряется классовая борьба, что приводит к революционному взрыву. Формационный подход

По мнению К.Маркса, в своём развитии общество проходит пять основных этапов: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический. Формационный подход

Недостатки формационного подхода: 1. Сводится до минимума значение субъективных факторов. 2. Не учитывается личностный фактор. 3.Надстройка и общественное сознание преобразуются после изменения отношений собственности. 4. Отрицается вариативность общественного развития. Он не может объяснить развитие азиатских государств.

Цивилизационный подход к познанию истории и общества. Цивилизационный подход начал формироваться в XVIII в. Наибольшее развитие получил в конце XIX–начале XX в. Цивилизационные концепции исторического процесса были предложены Ф.Ницше, О.Шпенглером, М.Вебером, А.Тойнби. Цивилизационный взгляд на историю: история нелинейный, многовариантный процесс.

Цивилизационный подход Цивилизация - это устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием в большинстве случаев общих этических признаков и соответствующих географических рамок.

Цивилизационный подход Достоинства данного подхода : 1. Это дает возможность глубже понять происходящие изменения и зафиксировать их специфику; 2. Применимость подхода к истории любой страны или региона; 3. Понятие цивилизации позволяет синтезировать объективный взгляд на исторический процесс не игнорируя субъективный фактор.

Цивилизационный подход Недостатки цивилизационного подхода : 1. Неясность критериев, по которым выделяется цивилизация. Полного описания или перечня таких оснований до сих пор не существует. Это порождает путаницу; 2. Данный подход не предлагает внятной интерпретации движущих сил исторического процесса и его направления.

В современных условиях известны такие основные цивилизации, как западная, восточно-европейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская. Цивилизационный подход

Вывод Методологические основания формационного и цивилизационного подходов к познанию истории и общества различны, поэтому они так отличаются. В понятии «цивилизация» фиксируется социокультурная особенность, уникальность и неповторимость развития общества. Для формационного подхода характерна жесткая привязка к способу производства, системе экономических отношений. В понятии «общественно-экономическая формация» выражается социоэкономическая универсальность. Понятия не являются конфликтующими, они дополняют друг друга, фиксируя разные стороны исторического процесса.