МОДЕЛИ, ТИПЫ И СТРУКТУРА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Структура девиантного поведения - специфика сочетания параметров отклоняющегося от нормы и гармонии поведения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Зав. лаб. психологии личности ИПП ПО РАО д. псх. н. Грязнов А. Н.
Advertisements

Профилактическая работа с девиантными детьми Педагог-психолог О.В.Троицкая г.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 16 декабря 2010 года.
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, себе и выполняемой работе. Характер.
Нарушения поведения у детей и подростков с умственной отсталостью.
Девиантное поведение Социальные отклонения Делинквентное поведение Аддиктивное поведение Асоциальное поведение Аномальное поведение Криминальное поведение.
Психология физической культуры. Выделяется три стадии проявления стресса: Тревога, Резистентность, Истощение. Начало стресса рассматривается как сигнал.
Роль психических расстройств в генезе аддиктивного поведения у несовершеннолетних А.А. Прокопьев.
Дезадаптация. Содержание Понятие вопроса Понятие вопроса Виды дезадаптации Виды дезадаптации Школьная дезадаптация Школьная дезадаптация Особенности школьной.
ПСИХОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МИТИНА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА.
Тема : "Работа с родителями трудновоспитуемого ребёнка"
За пределами нормы За пределами нормы. Что такое девиантное поведение ? Девиантное или «отклоняющееся» (deviatio – по латински «отклонение»)
Санитарова Надежда Дмитриевна Кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья Формирование аддиктивного поведения.
Время и длительность воздействия повреждающих факторов Этиология Распространенность болезненного процесса, локальность или системность патогенного воздействия.
Подготовила Олинкевич Карина Группа Пб-21-о. Развитие отдельных черт характера неравномерно: одни более выражены у конкретного индивиды, другие - менее.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста Выполнила: Саманина Е.А., педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа 4 г.Солнечногорска.
Отклонения в поведении детей Семиздралова О.А., к.псх.н., доцент кафедры педагогики и психологии ГОУ ДПО ЧИППКРО.
Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание В.П. Критская, Т.К. Мелешко, Ю.Ф. Поляков М.; Изд-во МГУ, 1991.
Быть одаренным – непростая ноша Проявление повышенной самостоятельности Стремление к новым познавательным ситуациям Устойчиво высокая самооценка Независимость.
Важней всего погода в доме. Психологический климат – более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием общения в семье, то.
Транксрипт:

МОДЕЛИ, ТИПЫ И СТРУКТУРА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Структура девиантного поведения - специфика сочетания параметров отклоняющегося от нормы и гармонии поведения. Основные параметры анализа структуры ДП: Протяженность во времени Уровень мотивации Степень устойчивости Моно-полифеноменологичность Количество участников Организованность Степень осознанности Наличие философского обоснования

Протяженность девиантного поведения во времени Краткосрочное (временные девиации) Как правило совершаются под влиянием «извне» Характеризуются малой длительностью существования ОП Пролонгированное (постоянные девиации) Являются симптомами деформаций личности Характеризуются склонностью к длительному существованию и малой зависимостью от внешнего воздействия

Степень устойчивости девиантного поведения Устойчивые девиации характеризуются монофеноменологичностью ( в поведении человека преобладает лишь какая- либо единственная форма отклоняющегося поведения). Неустойчивые девиаци отмечается склонность к частой смене клинических проявлений девиации (полифеноменологичность).

Уровень мотивации при совершении девиантного поступка (степень спланированности) Спонтанные (стихийные) имеют склонность к быстрому, хаотичному и не спланированному формированию. Возникают под влиянием внешних обстоятельств. ДП заранее не запланировано, Стечение обстоятельств и эмоциональный настрой индивида являются решающими. Спланированные характеризуются регламентированностью, заданной и строгой очередностью. Человек заранее готовится к их реализации, нередко испытывает волнение, радость, беспокойство в момент ожидания данного вида деятельности

Степень организованности девиантного поведения Неструктурированные (слабоорганизованные) девиации Характеризуется отсутствием иерархических взаимоотношений, регламентации поступков Структурированные (организованные) девиации Групповая форма отклоняющегося поведения, в рамках которой четко расписаны роли всех ее участников

Осознаваемость и критичность неосознаваемые девиации Встречаются в рамках психопатологического типа ДП, на базе психических расстройств. Характеризуются полной спаенностью отклоняющейся формы поведения с личностью девианта, его убежденностью в том, что повед. носит характер адекватный по сравнению с поступками окружающих и их отношения к нему, а так же отсутствием стремления изменить что-либо в своем поведении осознаваемые девиации Человек осознает поведение как отклоняющееся от нормы. Может испытывать к своему поведению негативные эмоции, желание их исправить. Критичность носит чаще волнообразный характер.

Количество участников Индивидуальные девиации Совершаются в одиночестве, субъект действует независимо от других (аутоагрессия, аутизм, нарциссизм, нарушение пищевого поведения и т.п.) Групповые девиации Совершаются под влиянием группы (реакции группирования со сверстниками, фанатизм и т.п.)

Структура каждой девиации определяется индивидуальным соотношением данных характеристик

Типы девиантного поведения – разновидности отклоняющегося поведения в зависимости от особенностей взаимоотно- шений индивида с реальностью и механиз- мов возникновения поведенческих отклонений

ТИПЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ: 1.Деликвентное 2.Аддиктивное 3.Патохарактерологическое 4.Психопатологическое 5.Девиации на базе гиперспособностей

ДЕЛИКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее уголовно наказуемое деяние. Отличие деликвентного от криминального поведения – тяжесть правонарушений и выраженность антиобщественного характера правонарушений

ТИПЫ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКОВ (К.К. ПЛАТОНОВ) : 1.Определяется соответствующими взглядами и привычками, внутренней тягой к повторным преступлениям. 2.Определяется неустойчивостью внутреннего мира, личность совершает преступления под сложившихся обстоятельств или окружающих лиц. 3.Определяется высоким уровнем правосознания, но пассивным отношением к другим нарушителям правовых норм. 4.Определяется не только высоким уровнем правосознания но и активным противодействием или попыткой противодействия при нарушении правовых норм. 5.Определяется возможностью только случайного преступления. 2, 3, 5 - деликвенты

АДДИКТИВНЫЙ ТИП ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ – стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций

Психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения (B.Segal): Сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций. Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством. Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами. Стремление говорить неправду. Стремление обвинять других, зная, что они невиновны. Стремление уходить от ответственности в принятии решений. Стереотипность, повторяемость поведения. Зависимость. Тревожность

ПАТОХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ - обусловлен патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся расстройства личности (психопатии) и явные или выраженные акцентуации характера.

По данным Л.М. Балабановой, при эмоционально- неустойчивом расстройстве личности (т.е. возбудимой психопатии) наиболее частым мотивом поведения является стремление к реализации неадекватно завышенного уровня притязаний, тенденция к доминированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность к самовзвинчиванию и поиску поводов для разрядки аффективного напряжения. У лиц с истерическим расстройством личности (истерической психопатией) мотивом девиантного поведения выступают эгоцентризм, жажда признания, завышенная самооценка. Важнейшим мотивационным механизмом является стремление к манипулированию окружающими и контролю над ними. У индивидов с ананкастными и тревожными (уклоняющимися) личностными расстройствами (психостенической психопатией) патологическая самоактуализация выражается в сохранении ими привычного стереотипа действий, в уходе от перенапряжений и стрессов, нежелательных контактов, в сохранении личностной независимости

К патохарактерологическим девиациям относятся невротические расстройства и развития личности – патологические формы поведения и реагирования, сформулированные в процессе неврогенеза на базе невротических симптомов и синдромов. Представлены обсессивными симптомами. Девиации проявляются в виде невротических навязчивостей и ритуалов, которые пронизывают всю жизнедеятельность человека. К сходному параболезненному психохарактерологическому состоянию относятся проявления в виде поведения основанного на символизме и суеверных ритуалах.

ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющимися проявлениями тех или иных психических расстройств и заболеваний. Пациент может проявлять отклоняющееся поведение в силу нарушений восприятия – галлюцинаций и иллюзий

Разновидностью патохарактерологического, психопатологического и аддиктивного типов девиантного поведения является саморазрушающее (аутодеструктивное) поведение. Система поступков человека направлена не на развитие и личностный рост, и не на гармоничное взаимодействие с реальностью, а на деструкцию личности. Агрессия направляется на себя (аутоагрессия) и проявляется в виде суицидного поведения, наркотизации и алкоголизации и некоторых других разновидностей девиаций. Мотивами к саморазрушающему поведению становятся аддикции и неспособность справляться с обыденной жизнью, психопатологические изменения характера, а так же психопатологические симптомы и синдромы.

ОСНОВАННЫЙ НА ГИПЕРСПОСОБНОСТЯХ ТИП ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ - особый тип отклоняющегося поведения. В подобных случаях говорят о проявлениях одаренности, таланта, гениальности в какой-либо одной из деятельностей человека. Отклонение в сторону одаренности в одной области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни

Характеристика различных аспектов проявления девиантного поведения у детей и подростков МЕДИЦИНСКИЙ (ПСИХОБИОЛОГИЧЕСКИЙ) АСПЕКТ 1.Недостатки характера, преимущественно эмоционально обусловленные (психическая неустойчивость; противоречивость; повышенная возбудимость; сильная острота симпатий и антипатий к людям; импульсивность поступков; исступленный гнев; пугливость и болезненные страхи; пессимизм и чрезмерная веселость; равнодушие и безучастность и др.). 2.Недостатки характера, обусловленные преимущественно активно- волевыми моментами (болезненно выраженная активность; интенсивная болтливость; постоянная жажда наслаждений; отсутствие определенной цели; безудержность; рассеянность; бесцельная ложь; бессмысленное воровство; деспотизм; замкнутость; бродяжничество и др.)

Характеристика различных аспектов проявления девиантного поведения у детей и подростков ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Страхи навязчивости. Двигательная расторможенность. Заикание. Побеги из дома и бродяжничество. Расстройство аппетита. патологическое фантазирование. Страх перед своей физической неполноценностью. Патологические увлечения (хобби-реакции).

Характеристика различных аспектов проявления девиантного поведения у детей и подростков СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Патогенная дезадаптация как результат отклонений, патологий психического развития и нервно-психических заболеваний, в основе которых функционально органические поражения ЦНС. Психосоциальная дезадаптация – связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, которые обусловливают его определенную нестандартность, трудновоспитуемость. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, рефрентных и ценностных ориентациях, социальных установок.

Характеристика различных аспектов проявления девиантного поведения у детей и подростков ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Недостаточное развитие индивидуально-психологических качеств (внимания, усидчивости, памяти, эмоциональной устойчивости), слабая подготовка к школе. Отсутствие ситуации успеха в учебной и общественной работе; неумение выполнять требования педагога, слабость внутригрупповых отношений; проступки носят ситуативный характер. Стабилизация неблагоприятных тенденций в поведении школьников; проступки, связанные с нарушением норм жизни коллектива, иногда носят преднамеренный характер. Устойчивые признаки асоциального поведения.

Характеристика различных аспектов проявления девиантного поведения у детей и подростков НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЙ (КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ) АСПЕКТ Данный аспект делит подростков с девиантным поведением на три категории: Несовершеннолетние преступники, нарушившие уголовный закон в возрасте, обязывающем их нести ответственность. Делинквентно ведущие себя дети и подростки, проступки которых либо не имеют противозаконного содержания (побег из дома, азартные игры и т.д.), либо при наличии такового не подлежат уголовной ответственности по возрасту. Остальные несовершеннолетние, проступки которых не выходят за рамки шалости.