Семинар 1 Современныепедагогическиетехнологии. Основными признаками образовательной технологии считают: детальное описание образовательных целей; поэтапное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Создание проблемных ситуаций на уроке и пути их решения Ратушная И.Г., учитель начальных классов МОУ СОШ 67 г.Пензы.
Advertisements

Теория и практика проблемно- диалогического обучения в ОС «Школа 2100»
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК Как открывать знания вместе с учениками.
Учитель биологии Червоненко Н.Ю. Калининградская область Нестеровский район. МБОУ Замковская СОШ п Ясная Поляна 2012 год.
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК или Как открывать знания с учениками.
Проблемный урок, ИЛИ Как открывать знания с учениками. Хвоинская В. А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка Из опыта работы Яныкиной И. М., учителя русского языка и.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Технология проблемного обучения. Теоретические основы проблемного обучения Проблемное обучение – это система развития учащихся в процессе обучения, в.
Как открывать знания вместе с учениками Нет ничего практичнее хорошей теории. Роберт Кирхгоф,физик.
Подготовила Ефремова Л.Р. МБОУ СОШ 12, г. Ноябрьск, ЯНАО.
Проблемно-диалогическая технология в начальной школе Хазова Зинаида Акингиновна, учитель начальных классов МОУ «Верховажская начальная общеобразовательная.
Проблемно-диалогическая технология в начальной школе Макашова Елена Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 18.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Поспелова И. В. МОУ СОШ 7 г. Шарыпово.
Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Мастер – класс учителей начальной школы Технология проблемного обучения.
Семинар подготовили учителя 2-х классов. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Инновационный проект «Использование технологии проблемно – диалогического обучения в Общеобразовательной системе «Школа 2100» учителя начальных классов.
Транксрипт:

Семинар 1 Современныепедагогическиетехнологии

Основными признаками образовательной технологии считают: детальное описание образовательных целей; поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов-целей; использование обратной связи с целью корректировки образовательного процесса; гарантированность достигаемых результатов; воспроизводимость образовательного процесса вне зависимости от мастерства педагога; оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий.

Отличительными признаками технологического подхода к обучению является тот, при котором основной акцент делается на организацию различных видов деятельности обучаемых, при которых: преподаватель выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, а не транслятора учебной информации; информация используется как средство организации деятель­ности, а не как цель обучения; обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности на­ряду с преподавателями, беря на себя часть ответственности за обучение и контроль, а его личностное и интеллектуальное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.

Стандарт Стандарт устанавливает «личностную ориентацию содержания образования; деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности»

Отвечающие новым целям технологии обязательно должны включать следующие действия самих учащихся: постановку проблемы, формулирование задачи; обсуждение критериев желаемого результата (продукта); поисковую работу с информационными источниками; самостоятельное, коллективно-распределенное создание продукта; предъявление своего результата другим, участие в обсуждении ре­зультатов других, взаимооценка; самооценку, коррекцию результата.

Технология проблемного обучения

Теоретические основы проблемного обучения Проблемное обучение – это система развития учащихся в процессе обучения, в основу, которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников к активному решению этих проблем.

Цели проблемного изучения материала: активизация мышления учащихся; формирование интереса к изучаемому материалу; развитие интеллекта и творческих способностей

Задача проблемного обучения Обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний. Под творческой учебной деятельностью понимается аналог научного творчества: этапы те же, но открывается субъективно новое знание, которое выражается разными языками в простых формах.

Проблемная ситуация интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом. Действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.

Этапы научной творческой деятельности НазваниеСодержание этапа Результат этапа 1. Постановка проблемы - возникновение проблемной ситуации, - осознание сущности затруднения и постановка проблемы, -формулирование проблемы Проблема –вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения 2. Поиск решения - выдвижение гипотез - проверка гипотез Решение-понимание нового знания 3. Выражение решения Выражение нового знания научным языком в принятой форме Продукт- рукопись 4. Реализация продукта Публичное представление продукта Реализация продукта – публикация, выступление

Приёмы создания проблемной ситуации Тип проблем ной ситуации Тип противоречияПриёмы создания проблемной ситуации С удивлением Между двумя (или более) положениями 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием Между житейскими представлениями и научным фактом 3.-обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на «ошибку - Предъявить научный факт сообще- нием, экспериментом или наглядностью С затрудне- нием Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим 6. –дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим -доказать, что задание не выполнено

Побуждающий диалог от проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречияПобуждение к формулированию учебной проблемы Приём 1 о фактах Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях Что вас удивило? Сколько теорий существует (точек зрения)? Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока? Сформулируйте проблему! Приём 2 Сколько же в нашем классе мнений? Почему? Приём 3 Вы сначала как думали? А как на самом деле? Приём 4 Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Приём 5 Вы смогли выполнить задание ? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? Приём 6 Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Тема: Массовая культура. Цель: подвести учащихся к усвоению понятия массовая культура, раскрыть её значение, функции; создать условия для проявления мыслительной активности, творчества; продолжить развитие умений учащихся анализировать, делать аргументированные выводы; формировать культуру полемики, терпимость к иной точке зрения. Тип урока: урок изучения нового материала.

… Происходит, на мой взгляд, самое опасное: пустота начинает заполняться пошлостью, произведениями низкого качества…. Всё это сейчас всплывает на поверхность как пеня: эти жуткие видеофильмы на каждом углу. (Р. Паулс)

Согласны ли вы с такой оценкой ситуации в культуре? Не могли бы вы проиллюстрировать на примерах высказывания известного композитора? Выделите основные темы массового кинематографа и типы его героев. С чем, на ваш взгляд, связано такое половодье насилия, жестокости? Обратите внимание на то, во имя каких ценностей так обесценена человеческая жизнь. Чем можно объяснить наплыв духовной продукции низкого качества? как ей противостоять? Предложи свои рецепты.

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог СтруктураПобуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез устной практической Общее побуждение К гипотезам Какие есть гипотезы? К аргументу / контраргументу: согласны с этой гипотезой? Почему? К плану проверки как можно проверить эту гипотезу? ПодсказкаК решающей гипотезе К аргументу / контраргументу К плану проверки СообщениеРешающая гипотеза Аргумента/ контраргумента Плана проверки

Классификация методов обучения методыПроблемные «Классические» «Сокращённые» традицио нные Поста новки пробле мы Сообще ние проб лемы учителем от пробл. ситуации Поста новка пробле мы учени ками от пробл. ситуации Побужда ющий диалог от проблем ной ситуации Подводя щий к теме диалог Сообще ние темы с мотивиру ющим приёмом Сообще ние темы Поиска решения Сообще ние гипотез проверки учителем Выдвиже ние проверка гипотез учени ками Побужда ющий к гипоте зам и проверке диалог Подводя щий от пробле мы диалог Подводя щий без пробле мы диалог Сообще ние знаний

Сравнительная характеристика диалогов побуждающийподводящий Струк тура Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли Приз наки -Мысль ученика делает скачок к неизвестному - Переживание учеником чувства риска - Возможны неожиданные ответы учеников - Прекращается с появлением нужной мысли ученика - пошаговое, жёсткое ведение мысли ученика - Переживание учеником удивления от открытия в конце диалога - Почти не возможны неожиданные ответы учеников - Не может быть прекращён, идёт до последнего вопроса на обобщение Рез-тРаз-е творческих способностей Раз-е логического мышления

Принятие реплик учеников при побуждающем диалоге подтверждени е Подтверж.+ побуждение Положитель ное оценивание ПроблемаВерная формулировк а Неверная формулировк а Самост. верная формулировк а ГипотезаПоследов. выдвижение Одновремен ное выдвижение Запрещено ПроверкаВернаяНеверная

Подготовка проблемного урока

Алгоритм подготовки урока с одной проблемой Сформулировать тему урока и новое знание, определить его тип Обеспечить постановку проблемы: побуждающий диалог от проблемной ситуации подводящий к теме диалог сообщение темы с мотивирующим приёмом Обеспечить поиск решения: Если проблема есть: побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог подводящий от проблемы диалог Если проблемы нет: подводящий без проблемы диалог Выбрать уместные продуктивные задания

Алгоритм подготовки урока с несколькими проблемами Сформулировать тему урока, пункты плана и новое знание по каждому пункту, определить его тип Определить порядок постановки проблемы Одновременная: Сформулировать тему любым проблемным методом. Сформулировать пункты плана побуждающим диалогом Обеспечить поиск решения по каждому пункту плана, учитывая тип знания Выбрать продуктивные знания (кроме формулирования темы и плана) Последовательная: Сформулировать тему (при необходимости) С каждым пунктом плана работать по общему алгоритму, учитывая тип знаний Выбрать продуктивные знания (в т.ч. на формулирование темы и плана)

Подготовка урока с побуждающим диалогом РекомендацииПостановка проблемы Поиск решенияВоспроизведе ние Используйте групповую форму работы При создании проблемной ситуации Для одновремен ного выдвижения или проверки гипотез Продуктивные задания Внимание к случаю проблемы в форме вопроса Не сообщать тему урока после вопроса Возвращаться к вопросу Формулирование темы Соблюдайте структуру побуждающего диалога Не пропускать звено осознания противоречия Начать с общего побуждения, не подсказки; предвидеть ошибочные гипотезы и заготовить подсказки к контраргументу

Ход урока с побуждающим диалогом РекомендацииПостановка проблемы Поиск решения Помнить об импровизационных моментах урока Если проблемная ситуация не возникает, скорректировать текст диалога, но обеспечить формулирование проблемы Возможные случаи: -неожиданная ошибочная гипотеза -слишком много ошибочных гипотез -плохо сформулированная решающая гипотеза -молчание учеников -сразу решающаяся гипотеза Следить за своей реакцией на реплики учеников Понятие неожиданной формулировки проблемы и побуждение к переформулиро ванию Положительная оценка решающей гипотезы и отрицательная оценка ошибочной запрещена. Принятие.

Анализ урока изучения нового материала

Алгоритм анализа урока Введение знаний 1. Определить количество учебных проблем: одна или несколько Одна 2. Определить метод постановки проблемы 3. Определить метод поиска решения Несколько 2. Определить характер постановки проблем: одновременная последовательная 3. Определить метод формулирования: формулирования темы -темы 4. По каждому пункту плана -плана определить метод 4. Определить метод постановки проблемы поиска решения для каждого и поиска решения пункта плана Воспр-еОпределить наличие продуктивных заданий

Характеристики метода концептуальность, т.е. опора на стройную систему философских и психолого-педагогических концепций, ориентированных на создание условий для развития естественной познавательной активности ученика и его самореализации через совершенствование способностей и накопление индивидуального опыта; системность, включая в себя этапы выполнения учебного исследования, определенные функции ученика и учителя, способы их взаимодействия, критерии оценки результатов работы; воспроизводимость, т.е. возможность применения на различных этапах обучения, в работе с учащимися различных возрастных категорий и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета данном аспекте несет в себе черты универсальности.

Специфика проекта ориентирован на результат, а не на процесс, поэтому работу нельзя завершить посередине, так как оценивается конечный продукт, представляющий собой объективно новое знание или опыт; включает разные виды деятельности: определение результата, генерацию идей по его получению, составление плана работ, работу с информацией, работу с людьми, анализ полученных материалов; при этом все составные части проектной деятельности объединены целью; является практической деятельностью (а не просто ее моделированием) практика в данном случае является системообразующим фактором, непосредственно связанным с формированием мировоззрения ученика; основан на активном использовании элементов игры, обеспечивающих повышение мотивации учащихся.

Основным принципом проектной работы является совместная работа учителя и учащихся по формулировке темы работы, определению решаемых задач, разработке плана работы, контроля этапов выполнения работы и оценке полученного результата. Конечный продукт проектной работы может быть представлен в виде письменного отчета, статьи, доклада, фильма, презентации, выставки или в каком-либо другом виде.

Классификация проектов по количеству учащихся проект может быть индивидуальным или групповым; по содержанию и привязке к учебным дисциплинам проекты подразделяются на монопредметные (1 предмет) и межпредметные (2 и более предмета); по продолжительности проектной деятельности выделяют краткосрочные (мини-проекты), среднесрочные и долгосрочные проекты (мини-проекты выполняются за период от одного до нескольких учебных занятий (приблизительно 1 неделя), среднесрочные проекты от одной до 4 недель; долгосрочные от 4 недель до года); по доминирующему виду проектной деятельности выделяют информационные, исследовательские, творческие и практико- ориентированные проекты.

Исследовательский метод обучения

I. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса); изучение теории, связанной с выбранной темой; выдвижение гипотезы исследования; подбор методик и практическое овладение ими; сбор собственного материала; анализ материала, обобщение; собственные выводы.

Главная цель исследовательской деятельности Главная цель исследовательской деятельности получение объективно получение объективно новых знаний получение объективно получение объективно новых знаний в науке в науке в образовании в образовании в приобретении учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии исследовательского типа мышления, активизации личностной позиции учащихся в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний, которые являются личностно значимыми для конкретного учащегося. в приобретении учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии исследовательского типа мышления, активизации личностной позиции учащихся в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний, которые являются личностно значимыми для конкретного учащегося.

Виды учебных исследований: монопредметное исследование, ориентированное на решение локальных предметных задач, выполняемое под руководством учителя в рамках одного учебного предмета, направленное на углубление знаний учащихся по этому предмету; межпредметное исследование, ориентированное на решение локальных или глобальных межпредметных задач под руководством учителей различных образовательных областей, требующих привлечения знаний из разных учебных предметов одной или нескольких образовательных обла­стей, результаты которого выхо­дят за рамки отдельного учебного предмета и не могут быть получены в процессе его изучения; в результате углубление знаний учащихся по нескольким предметам, или образовательным областям. надпредметное исследование, предполагающее совместную деятельность учащихся и педагогов, работающих в одной параллели классов, направленное на исследование конкретных личностно-значимых для учащихся проблем, результаты выполнения которого выходят за рамки учебной программы и не могут быть получены в процессе изучения последней.

Педагогические ситуации, способствующие развитию у обучающихся навыков исследовательской деятельности: а) рецензирование ответов товарищей, сочинений и др. работ, что связано с экспертизой, советом, коррективами, с активным поиском главного и требует от ученика защиты своего мнения с приведением аргументов, доказательств, фактов, побуждает задавать вопросы учителю и товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний; б) оказание помощи товарищу, объяснение ему непонятного; в) выполнение заданий повышенной сложности, что требует от школьника изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического или практического исследования; г) свободный выбор заданий как творческого, так и репродуктивного характера; д) побуждение к нескольким способам решения поставленной задачи, вопроса, к обмену информацией, к самопроверке, анализу и оценке собственных познавательных и практических работ.

Учителя Управленцы Ученики принципиально важным становится именно личный интерес учителя и возможность его удовлетворить любой управленец должен иметь возможность показать, что применение исследовательской деятельности улучшает показатели, по которым в современной образовательной системе судят о качестве образования от исследовательской деятельности ребята получают творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянному расширению собственных горизонтов. Критерии успешности исследовательской деятельности

Мотивация исследовательской деятельности - выбор темы исследования, на самом деле интересной для ученика и совпадающей с кругом интереса учителя; - выбор темы исследования, на самом деле интересной для ученика и совпадающей с кругом интереса учителя; - хорошее осознание учеником сути проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен учителем безукоризненно правильно; - хорошее осознание учеником сути проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен учителем безукоризненно правильно; - организация хода работы над раскрытием проблемы исследования во взаимоответственности и взаимопомощи учителя и ученика друг перед другом; - организация хода работы над раскрытием проблемы исследования во взаимоответственности и взаимопомощи учителя и ученика друг перед другом; - оказание взаимоинициирования через совместный поиск неизвестного саморазвития (как ученика, так и учителя) в различных сферах (интеллектуальной, коммуникативной, творческой); - оказание взаимоинициирования через совместный поиск неизвестного саморазвития (как ученика, так и учителя) в различных сферах (интеллектуальной, коммуникативной, творческой); - раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке - раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке