Сравним два урока Урок первый Урок первыйучитель Делает на доске запись: 2+5*3=172+5*3=21 -Вижу, вы удивлены.Почему? -Значит, над каким вопросом подумаем?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК или Как открывать знания с учениками.
Advertisements

Педагогический проект: Учебно-исследовательская деятельность в технологии современного урока математики и внеклассных занятий Учитель математики МКОУ ООШ.
Проблемный урок, ИЛИ Как открывать знания с учениками. Хвоинская В. А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК Как открывать знания вместе с учениками.
Учитель биологии Червоненко Н.Ю. Калининградская область Нестеровский район. МБОУ Замковская СОШ п Ясная Поляна 2012 год.
Создание проблемных ситуаций на уроке и пути их решения Ратушная И.Г., учитель начальных классов МОУ СОШ 67 г.Пензы.
Технология проблемного обучения. Работу выполнила учитель начальных классов Валышева Валерия Олеговна.
Теория и практика проблемно- диалогического обучения в ОС «Школа 2100»
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ») Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность Базовые образовательные.
Мастер – класс учителей начальной школы Технология проблемного обучения.
Технология проблемного диалога Каждая проблема имеет решение. Единственная трудность заключается в том, чтобы его найти Эвви Неф ( амер. журналист)
Подготовила Ефремова Л.Р. МБОУ СОШ 12, г. Ноябрьск, ЯНАО.
Как открывать знания вместе с учениками Нет ничего практичнее хорошей теории. Роберт Кирхгоф,физик.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС Из опыта работы Миняевой Е.Н., учителя начальных классов МБОУ «РСОШ 3»
Проблемный урок Чуть-чуть теории. Развивающие и воспитательные цели урока Развивающие цели ориентированы на познавательную сферу школьника и включают.
Деятельностный подход на уроках математики в начальной школе. Учитель начальных классов МОУ,,СОШ 9 Фаизова Светлана Олеговна.
Методы и приёмы проблемно-диалогического обучения Косарева С.А., учитель начальных классов Косарева Н.Н., учитель начальных классов МБОУ «ООШ 10» г. Гурьевска.
Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка Из опыта работы Яныкиной И. М., учителя русского языка и.
Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена Леонидовна Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена.
Транксрипт:

Сравним два урока Урок первый Урок первыйучитель Делает на доске запись: 2+5*3=172+5*3=21 -Вижу, вы удивлены.Почему? -Значит, над каким вопросом подумаем? -Давайте рассуждать. Если отличаются правые части…. -Чем отличаются левые части? Какие есть идеи? - Какой порядок действий в первом примере? - Во втором? Реакция удивления -Примеры одинаковые, а ответы разные! -Почему в одинаковых примерах получились разные ответы? -То отличаются и левые. -Левые части отличаются порядком действий -Сначала умножение, а потом сложение. -Сложение, потом умножение. ученики

- В каком примере мы действовали по правилу? - - А во втором примере мы нарушили правило! Как же нам догадаться, что здесь сложение выполняется первым? - Молодцы? Есть такой знак (дописывает скобки во втором примере). Он называется «скобки». Так что – же обозначают скобки? - - Это определение дома выучите наизусть, а кто хочет – пусть напишет стишок при скобки. - В первом - - Надо что – то в примере дописать! Нужен какой – то знак, чтобы пометить сложение. - Скобки обозначают действие, которое выполняется в первую очередь.

Урок второй Учитель: Дети! У нас сегодня новая тема «Скобки». Вот это (показывает) скобки. Они обозначают действие, которое выполняется в первую очередь. Посмотрим на пример (2+5)*3. Сначала надо выполнить сложение, потому что оно в скобках, а потом – умножение. Понятно? Дома правило про скобки выучите наизусть Учитель: Дети! У нас сегодня новая тема «Скобки». Вот это (показывает) скобки. Они обозначают действие, которое выполняется в первую очередь. Посмотрим на пример (2+5)*3. Сначала надо выполнить сложение, потому что оно в скобках, а потом – умножение. Понятно? Дома правило про скобки выучите наизусть

ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК ИЛИ КАК ОТКРЫВАТЬ ЗНАНИЯ С УЧЕНИКАМИ НЕМНОГО ТЕОРИИ (ШПАРГАЛКА) ЗНАНИЯ- ПОНИМАЕМАЯ И ВОСПРОИЗВОДИМАЯ НАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ УМЕНИЯ- ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ПРАКТИКЕ ЗНАНИЯ НАВЫКИ- АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЭТАПЫ УРОКА Цель «знания» достигается двумя этапами урока: введение и воспроизведение (проговаривание)нового материала Умения формируются на этапе решения задач и выполнения упражнений. Навыки вырабатываются путем многократного повторения действия

На всякий пожарный случай - шпаргалка 2 Развивающие цели : ориентированы на познавательную сферу школьника и включают развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, речи, способностей. Воспитательные цели: связаны с формированием личности ребенка: потребностей и мотивов, ценностей, нравственных установок, норм поведения, черт характера От современного учителя требуется не только дать детям образование в виде системы знаний- умений- навыков, но также развивать возможности своих учеников, воспитывать их личность. На каком из уроков ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее формируют мышление и речь? На каком осуществляют творческую деятельность и, значит, обретают творческие способности? Где отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают бойцовский характер? Разумеется на проблемном.

В конечном счете проблемный урок обеспечил тройной эффект: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей и воспитание активной личности. В конечном счете проблемный урок обеспечил тройной эффект: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей и воспитание активной личности. Учителю есть за что бороться осваивая тонкости проблемного урока Учителю есть за что бороться осваивая тонкости проблемного урока Суть проблемного урока- творческое усвоение знаний. Суть проблемного урока- творческое усвоение знаний.

О творчестве в науке и за партой Результатом научного творчества являются новые знания. Все начинается с возникновения проблемной ситуации, т.е. столкновения с противоречием. При этом исследователь испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить конкретную мыслительную работу: ОСОЗНАТЬ ПРОТИВОРЕЧИЕ И Результатом научного творчества являются новые знания. Все начинается с возникновения проблемной ситуации, т.е. столкновения с противоречием. При этом исследователь испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить конкретную мыслительную работу: ОСОЗНАТЬ ПРОТИВОРЕЧИЕ И СФОРМУЛИРОВАТЬ ВОПРОС-ТАКОВО ПЕРВОЕ ЗВЕНО ТВОРЧЕСТВА- ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ СФОРМУЛИРОВАТЬ ВОПРОС-ТАКОВО ПЕРВОЕ ЗВЕНО ТВОРЧЕСТВА- ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

«РАЗРЕШИ МЕНЯ, А НЕ ТО Я ТЕБЯ СОЖРУ» ВТОРОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ЗВЕНО- ПОИСК РЕШЕНИЯ ВТОРОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ЗВЕНО- ПОИСК РЕШЕНИЯ Ученый выдвигает самые разные гипотезы, но только одна из них выдерживает строгую проверку и превращается в решение. В этот момент и раздается крик «Эврика», ибо действительно открыто новое знание

Мысль в голове ученого рождается голенькой и понятна только ему одному. Только в «одетом» виде она может стать достоянием других людей. Поэтому третье звено научного творчества – ВЫРАЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ. Новое знание выражается соответствующим научным языком – статья, книга, диссертация, доклад. В результате получился материальный продукт- рукопись

Она не лежит в ящике мертвым грузом, а предоставляется широкой аудитории либо через публикацию, либо в устном выступлении. Иначе говоря, творческий акт ученого завершается РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОДУКТА

ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ : Научное творчество – процесс «производства» новых знаний о мире, включающий четвре звена: ПОСТАНОВКУ ПРОБЛЕМЫ ПОИСК РЕШЕНИЯ ВЫРАЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКТА

Разложим все по полочкам: Звенья научного творчества названиесодержаниерезультат 1.Постановка проблемы -возникновение проблемной ситуации -осознание противоречия -формулирование проблемы Проблема- вопрос, охватывающий противоречия проблемной ситуации, поставленный для разрешения 2. Поиск решения - выдвижение гипотез -проверка гипотез - решение- понимание нового знания 3.Выражение решения Выражение нового знания научным языком в принятой форме Продукт- рукопись книги, статьи, доклада 4.Реализация продукта Представление продукта людям через публикацию, выступление Реализуемый продукт- книга, статья, доклад

Обладая бесценными сведениями о научном творчестве, мы можем как под микроскопом разглядеть работу учеников на проблемном уроке ( вернемся к первому слайду)

Повторение – мать учения еще раз о сущности проблемного урока Творческое усвоение знаний. Ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта- на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. При этом в отличие от научного творчества, ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах

Приемы создания проблемной ситуации Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации С удивлением Между двумя (или более положениями) 1.Одновременно Предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения 2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием Между житейским представлением учащихся и научным фактом 3. Шаг 1. обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Шаг2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью С затруднением Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще 5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущими 6.Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими Шаг.2.Доказать, что задание учениками не выполнено Создаем проблемную ситуацию

Прием 1 Учитель предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения. Учитель предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения. Урок истории в 11 классе. Учитель в 1942 году произошло событие, которое военные историки называют преломным, потому что оно оказало влияние на весь дальнейшие ход второй мировой войны. Западные историки считают таким событием битву у Эль Аламейна (Африка). Отечественные историки утверждают, что таким событием была Сталинградская битва (СССР, река Волга) (предъявление двух противоречивых теорий) Ученики испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)

Прием второй Учителю требуется столкнуть разные мнения своих учеников, а не предъявлять ребятам чьи-то чужие точки зрения. Для этого ученикам предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Учителю требуется столкнуть разные мнения своих учеников, а не предъявлять ребятам чьи-то чужие точки зрения. Для этого ученикам предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Урок физики в 7 классе по теме «Инерция» Учитель Представьте движущийся пароход. На палубе стоит мальчик и подбрасывает мяч вертикально вверх. Куда мяч упадет? (вопрос) Ученики -за мальчиком -перед ним -прямо в руки -в воду - на палубу Разные мнения вызывают реакцию удивления (возникновение проблемной ситуации)

Прием третий Противоречие между житейским, т.е.ограниченным и даже ошибочным представлением учеников и научным фактом. Выполняется в два шага. Сначала ( шаг 1.) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом или наглядностью представляет научный факт Пример 1.Учитель: ученики -Что будет с иголкой, - Конечно, иголка утонет (ошибка если опустить ее в воду? обнажающая житейское (вопрос на ошибку) представление о том, что все (вопрос на ошибку) представление о том, что все металлическое должно тонуть) металлическое должно тонуть) -Опускаю иголку в воду. Что - Иголка не тонет! Она плавает на -Опускаю иголку в воду. Что - Иголка не тонет! Она плавает на наблюдаете? (предъявление научного поверхности! Реакция удивления факта) (возникновение проблемной ситуации)

Пример 2. Учитель ученики -на доске два столбика слов - это родственные слова. В первом столбике Редкий редко прилагательные, а во втором – наречия. Мягкий мягко Легкий легко Что можно о них сказать? -Разберите по составу слова ученица у доски выделяет в наречиях каждого столбика (практическое окончание – о (ошибка, обнажающая каждого столбика (практическое окончание – о (ошибка, обнажающая задание на ошибку) житейское представление о том, что гласная на конце слова всегда гласная на конце слова всегда является окончанием) является окончанием) -Проверим. Слова второго - Неизменяемая часть речи столбика- наречия. Вспомните, столбика- наречия. Вспомните, что такое наречия? Но тогда у наречий чего не - Окончания! может быть?( предъявление (реакция удивления (возникновения научного факта) проблемной ситуации)

Проблемные ситуации с затруднением В основе лежит одно- единственное противоречие – между необходимостью выполнить задание учителя и невозможностью это сделать. Прием 4. Учитель дает задание, не выполнимое вообще, в принципе. Пример 1. Урок математики в 3 классе по теме «Сумма углов треугольника». Учащимся предлагается построить треугольник с углами 90, 120,60 градусов (практическое задание, не выполнимое вообще). Попытавшись его выполнить, ученики оказываются в затруднение. Пример 2. Урок математики во 2 классе по теме «Умножение».Учащимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых (например, =10). Затем дается задача: « на одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 860 рубашек? (практическое задание, не выполнимое вообще). Попытавшись его выполнить, ученики оказываются в затруднении (возникает проблемная ситуация)

Прием 5. учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е.задание, не похожее на все предыдущие. Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение. Пример. Урок математики в 5 классе по теме «Умножение дробей» Учитель: ученики: -Найдите площадь легко справляются с заданием, способ прямоугольника выполнения которого уже известен со сторонами 5 и 7 м -Найдите площадь испытывают затруднение, т.к. способ -прямоугольника со сторонами выполнения задания еще не известен 2/4 и 3/4 дм.(практическое задание, (возникновение проблемной ситуации) не сходное с предыдущим)

Прием 6. Сначала шаг 1. учитель дает практическое задания, похожее на предыдущие. Не замечая скрытого подвоха, ученики его выполняют, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учитель должен аргументированно доказать, что задание школьниками не выполнено. Урок математики в 5 классе по теме «Таблица простых чисел» Учитель ученики -Простым или составным является Число 8 ! - Составным, т.к. имеет больше двух делителей -А как вы искали третий делитель - Методом перебора -Простым или составным -Простым, т.к. имеет только два делителя является число 11 -Как искали третий делитель -Методом перебора- -Определите за 30 секунд - Думаем, что простым, т.к. не нашли Каким является число третий делитель (выполняют задание, 337(практическое задание, применив известный способ) сходное с предыдущими) -Значит, вы за 30 секунд -Конечно нет! Успели перебрать все Возможные делители? -Тогда вправе ли вы утверждать, - Мы не можем этого утверждать 337- простое число? (осознают, что задание не выполнено, реакция (доказывает, что задание не выполнено) затруднения, возникновение проблемной ситуации ситуации

Для русского языка характерны приемы 2,3,6 Для математики-4,5,6 Для истории и литературы-1,2 В биологии, химии, географии, физике-3

Выходим к учебной проблеме Из проблемной ситуации нужно достойно выйти не куда - нибудь погулять, а к учебной проблеме. А для этого предстоит сделать с классом определенную мыслительную работу, которая заключается в осознании противоречия и формулировании проблемы В этом помогут :побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к проблемной ситуации диалог и мотивирующие приемы.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях и разными приемами, текст побуждения к осознанию противоречия будет свой, т.е.при формулировании учебной проблемы учитель выбирает ту стимулирующую фразу, которая больше подходит. Прием 1. о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? О теориях: Что вас удивило: Сколько существует теорий (точек зрения)? Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока? Прием 2.Сколько же в нашем классе мнений? Прием 3. Вы сначала как думали? А на самом деле? Прием 4. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Прием 5. Вы смогли выполнить задание? Почему на получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? Прием 6. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено

Продолжения уроков Урок «Сталинградская битва..» Учитель ученики Применяем прием 1 проблемная ситуация -Вижу вы удивлены. Почему? -Потому что есть две разные (побуждение к осознанию теории по поводу коренного перелома противоречия) (осознание противоречия) -Значит, какой вопрос у нас -Кто из ученых прав? Какая из возникает? (побуждение к битв стала коренным переломом? формулированию проблемы) (учебная проблема поставлена) формулированию проблемы) (учебная проблема поставлена)

Продолжение урока «Инерция» Учитель ученики Применяем прием 2 проблемная ситуация - Итак, сколько же разных - Много мнений (осознание противоречия мнений у нас в классе ? (побуждение к осознанию противоречия) -Значит, какой вопрос возникает? --Кто из нас прав? Куда упадет мяч? (Побуждение к формулированию (учебная проблема сформулирована) проблемы)

Продолжение урока «Поверхностное натяжение жидкости» Учитель ученики Применяем прием 3 проблемная ситуация -Итак, что вы думали сначала, - Мы думали, что иголка утонет, а она и что оказалось на самом деле? лежит на поверхности воды (побуждение к осознанию противоречия) (осознание противоречия) -Значит, какой возникает вопрос ? -Почему иголка не тонет? (учебная (побуждение к осознанию противоречия) сформулирована) Продолжение урока «Сумма углов треугольника» Применяем прием 4 -Вы выполнили задание? - Нет. -А почему? В чем затруднение? -Не получается. Такой треугольник (побуждение к осознанию противоречия) не строится.(осознание противоречия -Значит, какой вопрос возникает? -Почему не строится треугольник? (побуждение к формулированию проблемы) (учебная проблема сформулирована)

Продолжение урока «Умножение дробей» Применяем прием 5 проблемная ситуация Учитель ученики -Выполнили задание? - Нет. -А почему не смогли? - В первом задании мы умножали целые Чем это задание отличается числа, а здесь надо умножать дроби. от предыдущего? (побуждение Мы этого не проходили.(осознание от предыдущего? (побуждение Мы этого не проходили.(осознание к осознанию противоречия) затруднения) Какова же тема урока? -Умножение дробей (учебная проблема (побуждение к формулированию как тема урока сформулирована) проблемы

Продолжение урока Учитель Применяем прием 6 проблемная ситуация создана -Вы что хотели сделать с числом - Определить, простым или 337? составным оно является -И какой способ применили? - Метод перебора -Удалось нам это сделать -Нет (осознание неприменимости (побуждение к осознанию старого способа) (побуждение к осознанию старого способа)противоречия) -Значит, над какой проблемой - Будем искать быстрый способ будем сейчас работать? определения простых (побуждение к формулированию и составных чисел проблемы) ( формулирование проблемы) проблемы) ( формулирование проблемы)

Подводим прямо к теме Подводящий диалог к теме диалог Представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни,, выполни уже привычное), и мыслительные (проанализируй, сравни). Но последний вопрос учителя обязательно будет на обобщение, а ответом на него станет формулировка темы урока. Он проще первого. Учителю не нужно создавать проблемную ситуацию: подводящий диалог, как правило, прекрасно выстраивается «от повторения».

Урок физики в 10 классе по теме «Тепловые двигатели и окружающая среда» Учитель ученики -Итак, на прошлом уроке мы -Тепловые двигатели проходили тему…….. -Вспомним, что такое отвечают на поставленные тепловые двигатели, где вопросы они применяются и т.д. -Может ли сегодня человек -Конечно нет. Без них нет цивилизации отказаться от использования тепловых двигателей? тепловых двигателей? -Значит, тепловые двигатели -великое благо? --Да. Но не совсем. Они ведь вредят окружающей среде окружающей среде -Этот аспект тепловых -Нет пока. двигателей мы уже изучали? -Значит, какая сегодня тема Тепловые двигатели и окружающая среда урока? (тема урока) урока? (тема урока)

Применяем мотивирующие приемы Итак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. А если не ду-ма-ет-ся.Тогда подведем к теме урока от пройденного материала. А если начинаем новый раздел?. Что остается учителю? Сообщить тему в готовом виде? Многие так и делают. Однако не секрет, что торжественно объявляемая новая тема чаще всего не интересна ученикам и получается скучный традиционный урок. Чтобы не допустить полного краха познавательного интереса учащихся нужно применить специальные приемы условно называемые «яркое пятно» и «актуальность»В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни. Шутки, словом любой материла, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все- таки связанный с темой урока.

Урок физики в 10 классе по теме «Открытие электрона» Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить об одном революционном физическом открытии. Сделано оно было в 1897 году Дж.Дж.Томсоном. Был открыт некий материальный объект. Имя этому объекту было придумано на шесть лет раньше. Но гипотезе о существовании такого объекта была выдвинута ученым Франклином почти за 150 лет до его открытия. А знаменитый физик Рентген, наоборот, отрицал существование этого объекта и запрещал своим сотрудникам даже упоминать о нем. И для полноты картины добавлю, что открытие этого объекта, в конечном итоге, изменило жизнь человечества. Догадались, о каком открытии идет речь? Об открытии электрона! Это и есть тема сегодняшнего урока.

Прием актуальность Этот прием состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы урока, но не для правительства, народного хозяйства, а для самих учащихся. Урок математики в 1 классе по теме»Числовой отрезок» Учитель: в одном большом – пребольшом городе жил- был маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него беда- он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый мудрый ПАРОВОЗ посоветовал ему отправиться в путешествие и перенумеровать станции, которые паровозик будет проезжать. «Ты построишь, - сказал Умный Паровоз,- волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком» (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры.

Сравним пути к проблеме Учебную проблему можно поставить тремя методами. Первый – побуждающий от проблемной ситуации диалог. Второй –подводящий к теме диалог. Третий – сообщение темы с мотивирующим приемом Побуждающий от проблемной ситуации диалог- помогает осуществить подлинно творческие действия- в результате развиваются творческие способности, речь. Подводящий к теме диалог- активно развивает логическое мышление и опять – таки- речь. Сообщение темы с мотивирующим приемом – развивающий эффект отсутствует. У всех этих методов есть принципиальное сходство: каждый завершается интересной классу учебной проблемой. Ребята хотят искать ответ на вопрос, который поставили сами. Ученики стремятся изучить тему, которую они лично сформулировали или которой их умело заинтриговал учитель.. Все три метода постановки проблемы обеспечивают ту самую учебную мотивацию, о которой нам без устали твердят любые курсы повышения квалификации, но которую, увы, не вызывает у класса традиционные сообщения темы урока. Сообщение темы с мотивирующим приемом – развивающий эффект отсутствует. У всех этих методов есть принципиальное сходство: каждый завершается интересной классу учебной проблемой. Ребята хотят искать ответ на вопрос, который поставили сами. Ученики стремятся изучить тему, которую они лично сформулировали или которой их умело заинтриговал учитель.. Все три метода постановки проблемы обеспечивают ту самую учебную мотивацию, о которой нам без устали твердят любые курсы повышения квалификации, но которую, увы, не вызывает у класса традиционные сообщения темы урока.

Как искать решение учебной проблемы Каждая проблема имеет решение. Единственная трудность заключается в том, чтобы ее найти Путь к открытию новых знаний лежит через гипотезы. Продолжение урока «Непроизносимые согласные» Учитель (использует побуждающий ученики к проблеме диалог) формулируют тему: Непроизносимые согласные -в один столбик выпишем слова, выписывают два столбика слов В которых «т» произносится, весть вестник а в другой- где не произносится известие известный известно известно -Итак, какие есть гипотезы? - «т» не произносится в словах с приставкой: (побуждение к гипотезам) известный, известно. выдвигают ошибочную гипотезу или молчат выдвигают ошибочную гипотезу или молчат -Так.Вы с этим согласны? молчат -Все слова второго столбика «вестник» без приставки, но «т» не произносится имеют приставку ? (подсказка к контраргументу) -Значит, дело не в приставке. Какие есть еще идеи? Молчат

- Где стоит непроизносимый -Вроде, между двумя согласными. согласный «т»? (подсказка к решающей гипотезе) Так. Как это проверить? Молчат - Как можно поработать со словами каждого столбика? -Надо подчеркнуть буквы, между которыми стоит «т» в каждом столбике -Делайте. подчеркивают -Что же вы наблюдаете? -Во всех словах второго столбика «т» стоит между согласными. В первом стоит между согласными. В первом столбике этого нет. столбике этого нет. -Так когда же согласный не -Согласный не произносится, когда Произносится? Сделайте вывод стоит между двумя согласными. -Сверьте ваш вывод с учебником -Все верно: из трех согласных звуков подряд средний не произносится. подряд средний не произносится. Вы догадались, что же происходило на уроке? Учитель развернул побуждающий диалог. Он подавал отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогали школьникам выдвигать и проверять гипотезы (выдвигать гипотезу значит высказать догадку. Предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка). Били и ошибочные гипотезы и решающая гипотеза.

Побуждающий к гипотезам диалог Структура Побуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез Устной практической Общее побуждение К любым гипотезам: какие есть гипотезы К аргументу/контрар гументу Согласны с этой гипотезой? Почему? К плану проверки: как можно проверить эту гипотезу? Подсказка К решающей гипотезе К аргументу/ контраргументу К плану проверке сообщение Решающая гипотеза Аргумента/контра ргумента Плана проверки

Подводим к открытию Подводящий диалог от проблемы Учитель ученики Использует подводящий диалог формулируют тему «Безударные гласные в приставках» «Безударные гласные в приставках» -Из упражнения выпишите в один выписывают два столбика слов: столбик слова с приставками под ударением, ставят ударение, выделяют приставки в другой- с приставками без ударения. запись записал Поставьте ударение, выделите приставки. досыта доделал надпись надписал надпись надписал повесть повествование повесть повествование -Что общего между приставками под - Гласные в приставках под ударением и без ударением и без ударения? Ударения одни и те же -В каких приставках пишется гласная о? -ДО-, ПО- -В каких приставках пишется гласная а? -ЗА-, НАД- -Сделайте вывод о правописании -формулируют правило(открытие нового знания) безударных гласных в приставках -сверьте ваш вывод с учебником -Все верно. Но в правиле перечислено больше приставок

Подводящий диалог без проблемы Урок математики во 2 классе по теме «Переместительное свойство умножения» Учитель ученики -Чему равна площадь прямоугольника? -произведению длин сторон -Найдите площадь прямоугольника -можно умножить а на в со сторонами а и в. Какими способами - можно умножить в на а со сторонами а и в. Какими способами - можно умножить в на а вы это сделали? вы это сделали? -Зависит ли площадь от способа вычислений? -нет -Зависит ли значение произведения от порядка множителей? -не зависит - Сделайте вывод от перестановки множителей произведение не меняется (открытие нового знания) произведение не меняется (открытие нового знания)

Классификация методов введения знаний методыпроблемныетрадиционные Постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующи м приемом Сообщение темы Поиска решения Побуждающий к гипотезам диалог Подводящий диалог от проблемы Подводящий диалог без проблемы Сообщение знания

Сравнительная характеристика диалогов побуждающийподводящий Структура Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли Признаки -мысль ученика делает скачок к неизвестному -переживание учеником чувства риска -возможны неожиданные ответы учеников -прекращается с появлением нужной мысли ученика -пошаговое, жесткое ведение мысли ученика -переживание учеником удивления от открытия в конце диалога -почти невозможны неожиданные ответы учеников -Не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение результат Развитие творческих способностей Развитие логического мышления

Воспроизведение знания- выражение решения и реализация продукта Воспроизведение знания- выражение решения и реализация продукта Каждый ученик должен сам и по -своему выразить полученное на уроке знание и представить на суд учителю и одноклассникам собственный продукт. Отсюда и название – продуктивные задания. Типология продуктивных заданий: на формулирование, на опорный сигнал, на художественный образ. Формулирование темы урока и вопросов- тема урока должна быть названа. После введения нового материала дать ученикам задание на формулирование «Какую же тему мы сегодня изучили?» (ребята опросите друг друга ) Придумаем опорный сигнал д з ж чик д з ж -щик т с т с т с т с

Создаем художественный образ – ее конкретные формы : Метафора- скобки – регулировщик, показывающий кому ехать первым. Загадка: в примерах бывает, первое действие называет Стихотворение: скобки найдем, остальное потом. Если сложишь корня два, Будут сложные слова

Типы знаний Факт- единичная, не содержащая обобщения информация Правило- алгоритм действия, указание как поступать Понятие- выделение существенных признаков предмета. Закономерность- отражение связей между понятиями