«Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом… Вне труда нет и человека.» П.П. БАЖОВ Автор презентации: Литвиненко Л.Б., учитель школы 16 С. Новоалексеевского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Павел Петрович Бажов (1879 – 1950). Биография Родился в 1879 году в Сысерти в дружной трудовой семье. Был единственным ребенком. Мать, Августа Степановна,
Advertisements

Колдун уральский бородатый Бажов нам дарит новый сказ. В нем слово каждое лучится, Его направленность мудра, Найдут чему здесь поучиться, Любого мастера.
Павел Петрович Бажов Сказ «Медной горы Хозяйка». Озеро Увильды.
Сказы П.Бажова Сказки П.Бажова ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК МАЛАХИТОВАЯ ШКАТУЛКА КАМЕНЬЯ БАЖОВА.
Колдун уральский бородатый, Бажов нам дарит новый сказ. В нем слово каждое лучится, Его направленность мудра, Найдут чему здесь поучиться Любого мастера.
Жанровое своеобразие и герои сказа П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка» (применение проблемных ситуаций на уроках литературы) МОУ «Троицкая СОШ», учитель русского.
ВИКТОРИНА > > > Подготовила и провела библиотекарь: Антошкина Т.П.
Особенности лексики сказов Павла Петровича Бажова Над проектом работали: Байрамгалина Ирина Пережогина Анастасия Гордеева Ольга Плескач Юлия Киселев Олег.
Каменный цветок Презентация к уроку литературы в 5 классе. Подготовила учитель МОУ СОШ 2 с. Александров-Гай Саратовской области Лыженкова О. Д.
Уральские горы По каменным плитам Ведут за собой нас В страну малахита. В страну, где не счесть Драгоценных камней, В страну работящих И добрых людей.
Бажов Павел Петрович Каменный цветок. Хозяйка Медной горы Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо - на месте не посидит. Коса.
Урок- игра по творчеству П.П.Бажова «Сказы- самоцветы» Учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ 4 города Миньяра Челябинской области.
Павел Петрович Бажов … Я вновь и вновь их (сказы) перечитываю, подлинно наслаждаясь и богатством выдумки, и слаженностью сказов, и сладкозвучным.
Малахитовая шкатулка. Цель работы 1. Узнать что такое малахит. 2. Почему произведения П.П. Бажова называются сказами. 3. Существуют ли на самом деле места,
П.П.Бажов. «Каменный цветок» Как Данило-мастер к Хозяйке Медной горы в работники попал.
БАЖОВ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ русский писатель – юбиляр 2004 года Курсовая работа Цыбизовой Т.П.
( ) Значение этого цикла в том, что в ней воссоздан благородный образ русского рабочего класса, его ум, сила духа, умение противостоять любым.
Внеклассное мероприятие по сказам П.П. Бажова "Любимые сказы Бажова" Конкурсно- игровая программа для 6 класса Гольцева Ольга Вячеславовна, учитель русского.
Сказы Бажова Уральские сказы Павла Бажова Выполнил : ученик 2 б Ремизов Тимофей.
Создание сказов стало главным делом жизни Бажова. Кроме того, он редактировал книги и альманахи, в том числе по уральскому краеведению.
Транксрипт:

«Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом… Вне труда нет и человека.» П.П. БАЖОВ Автор презентации: Литвиненко Л.Б., учитель школы 16 С. Новоалексеевского Свердловской области

Бажов родился 28 января 1879 года в семье горного мастера Сысертского завода под Екатеринбургом. Он стал учителем и каждый год странствовал по Уралу, беседовал с камнерезами, старателями, рудокопами, людьми «огненного труда»- литейщиками. Еще в детстве мальчик Паша Бажов с нетерпением ждал каникул, чтобы в городе Полевском снова встретиться с Василием Алексеевичем Хмелининым, которого все ребята звали «дедушка Слышко», которого просили рассказать «побывальщины» - это «сказ без тайности», т.е. без элементов фантастики.

СКАЗ- это прежде всего устное слово, устная форма речи, перенесенная в книгу. Чем отличается бажовский сказ от сказки? СКАЗКАСКАЗ Есть традиционный зачин.Зачина нет. Нет образа рассказчика.Есть образ рассказчика. Волшебные герои или добрые, или злые. Нет деления на добрых и злых. Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание. Волшебная сила присуща героям изначально. Не имеют реальной основы.Имеют реальную основу.

БАЛОДКА- одноручный молот. БЛАЗНИТЬ- казаться, мерещиться. ГЛЯДЕЛЬЦЕ- разлом горы, глубокая промоина, выворотень от упавшего дерева, где видно напластование горных пород. ГОЛК- шум, гул, отзвук. ЗАПОН, ЗАПОНЧИК- фартук. МАЛУХА- избушка- мастерская, где работали с малахитом. ОКОЛТАТЬ- обтесать камень, придать ему основную форму. ПОЛЕР НАВЕСТИ- отшлифовать. ПОНИТОК- верхняя одежда из домотканого сукна. ПОСЫКИВАТЬСЯ- намереваться. ПРИИСКАТЬСЯ- придраться. СОК, СОКОВИНА- шлак от медеплавильного и доменного производства. СУРЬМЯНЫЙ- окрашенный в черный цвет. ФАСКУ, ФАСОЧКУ СНЯТЬ- обточить грань. ХЕЗНУТЬ- слабеть.

o Где происходит действие сказа «Медной горы Хозяйка»? От чьего имени ведется повествование? o Кто она – Хозяйка Медной горы? Почему у нее нет имени? Она живая или каменная? o Как Степан объясняет, что он не боится Хозяйки? Какое испытание своего бесстрашия он получил от Хозяйки? Почему он решился на дерзкие слова приказчику? Чем закончилась эта история? o Хозяйка сказала, что поведение Степана можно «чести приписать». За что она его хвалит? Почему она называет его Степаном Петровичем? Почему она не обиделась, когда Степан отказался стать ее женихом? o Опишите сцену расставания Хозяйки со Степаном. Какие детали говорят о том, что она взволнована? Как она относится к Степану? Прощаясь, Хозяйка запрещает Степану говорить о ней, даже вспоминать, а у самой слезы. Как вы это объясняете? o Почему Хозяйка не позволила барскому наушнику Ваньке Соченю упоминать имя Степана? o Согласны ли вы с тем, что в Хозяйке соединились лучшие качества людей физически здоровых, внешне красивых, духовно прекрасных? o Почему автор кончает сказ словами о том, что если встретится худой человек с Хозяйкой, то будет ему горе, да и доброму радости мало?

o Почему Прокопьичу приказали учить мальчиков? Только не держались у него ученики. Почему? Дело было только в том, что Прокопьич не умел учить, или еще в чем-то? o Только Данилко Недокормыш пришелся ему по душе. Почему? Чем выделялся Данило среди других ребятишек? Почему Прокопьич стал отцом для сироты? Как это выражается в его отношении к мальчику? o Как Прокопьич пытался уберечь своего названного сына от тяжелого труда? Почему ему это не удалось? o Почему Данило не мог отказаться от работы, которая ему не нравилась? Что важно для Данилы в его изделиях? o Почему Данило решает делать чашу по своему замыслу? Как он старается найти образ чаши? Кто помогает ему в осуществлении замысла? Как показывает Бажов мастерство Данилы в работе над чашей? o Почему у Данилы появилась мечта увидеть каменный цветок? Что значило увидеть каменный цветок? А каким вы представляете себе каменный цветок? o Почему после посещения каменного цветка Хозяйки Данило чувствует себя «ровно на похоронах»? Почему он разбил свою чашу, а чашу, сделанную по чертежу, не тронул- только плюнул в середину? o Почему Данило ушел в гору?

o Какой эпизод произвел на вас наиболее сильное впечатление? o Чье наследство оказалось для Ильи самым дорогим и почему? o Держался ли Илья наказов Синюшки? Было ли вам страшно за Илью во время его встреч с бабкой Синюшкой? o За что полюбила Синюшка Илью? o Почему Синюшка совершает справедливое возмездие: награждает Илью, а Кузьку Двоерылко губит? o Почему сказ называется «Синюшкин колодец»? o Как вы думаете, чем закончилась бы история Ильи, если бы он был героем сказки? o Чем сказка отличается от сказа?

Под зимним солнцем серебрится Полей заснеженный простор, И плавок видятся зарницы, И очертанья дальних гор… И словно виден росный берег, И лебедей высокий взлет… Так долго не хотелось верить, Что в дом хозяин не войдет. …буран свистел у окон где-то. Крепчал мороз еще сильней. Зимой, бывало, до рассвета Горел огонь в его окне… Всегда тропа вилась у входа, Не зараставшая травой. Он в светлой памяти народа Останется всегда живой. И будут были жить веками В чудесном малахите строк, И не поблекнет, не завянет Волшебный Каменный цветок. Е. Хоринская