Творческая лаборатория «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ» Средняя общеобразовательная школа 2 Руководитель: Чеботарева Ф.М. 2005-2006 учебный год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Научные основы педагогических технологий ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 3 КУРСА ГРУППА НОЗБ-16 ЛЁНИНА ИННА.
Advertisements

Современные образовательные технологии. Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?"
Современные образовательные технологии. Педагогическая система Содержание Организация: - виды - формы Цель Деятельность - технологии Деятельность Результат.
Образовательные (педагогические) технологии МОУ СОШ с. Чемодановка 2007 год.
«Современные педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной деятельности школы»
ОСВОЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ тематический педагогический совет 17 ноября 2009 года Из выступления Коршуновой ВВ, зам. Директора по НМР.
«Педагогические технологии в начальной школе» Три постулата идеологии новой школы: Школа является важнейшим фактором развития личности; Школа является.
МОУ «СОШ 1» г. Магнитогорска Чмеленко Е.Ю., зам. директора по УВР.
Основы современных технологий обучения иностранным языкам ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ.
Технологии воспитательной работы со студентами: постановка проблемы.
ЦЕЛЬ : использование современных педагогических технологий в учебном процессе для обеспечения более высокого уровня преподавания ЗАДАЧИ : 1. Изучение.
«И СПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ » Материалы педагогического совета 3 от 16 января 2012.
Абдульманова Л.В. Классификация Классификация педагогических технологий.
Ключ к знаниям, ключ к сердцу ребёнка, ключ к успеху.
Образовательная технология как средство создания системно- деятельностной среды.
Раскрыть роль современных педагогических технологий в создании педагогической среды, обеспечивающей деятельность Учителя и Ученика в новой образовательной.
Современные педагогические технологии как объективная потребность.
Современные педагогические технологии. Педагогическая технология - систематическое Педагогическая технология - Это - системный метод создания, применения.
Современные образовательные технологии в урочной деятельности.
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЛИ КАК УЧИТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНО? Валентина Михайловна Канашина, методист ММЦ 2011г.
Транксрипт:

Творческая лаборатория «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ» Средняя общеобразовательная школа 2 Руководитель: Чеботарева Ф.М учебный год

Цели лаборатории Познакомиться с различными точками зрения на понятие "педагогическая технология" и его аспектами. Познакомиться с научными основами педагогических технологий и их классификацией, раскрыть их содержание. Сформировать представление о современных педагогических технологиях. Создать среду, способствующую профессиональному росту педагогов.

Задачи лаборатории: выявить наиболее существенные черты современных трактовок понятия "педтехнология"; определить принципмальные различия между понятиями "методика" и "технология" в педагогическом контексте; ознакомить участников лаборатории с некоторыми основными группами педтехнологий; проанализировать наиболее общие особенности технологий обучения; проанализировать технологический подход к построению обучения, выяснить его реальные возможности и сферу адекватного применения; оказать методическую помощь учителям в их самостоятельной научно-методической работе.

Введение В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творчески решать педагогические проблемы с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. Особую роль отводят духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. В основу образовательной системы в качестве генеральной идеи положено гуманистическое мировоззрение, предусматривающее формирование таких качеств личности, как осознание природы и человека в их единстве, отказ от авторитарного, мифологического стиля мышления, терпимость, склонность к компромиссу, уважительное отношение к чужому мнению, иным культурам, ценностям и верованиям. Решение этой задачи тесно связано с проблемой технологизации образования. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. Вводится новое понимание "педагогической технологии" как не просто исследования в сфере использования ТСО (технических средств обучения или компьютеров), а исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов. Речь, таким образом, идет об управляемости педагогического процесса и создании инструментария для работы учителя – о педагогической технологии в педагогическом процессе. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ.

Календарный план основные формы работы Дополнительно... Виды самостоятельной работы на выбор; вопросы для педагогического самооценивания; рефлексия своей деятельности; микроисследования; обмен мнениями. Сентябрь –ДекабрьЯнварь – Февраль Март – Май Лекция Семинар Практикум

Тема 1. Понятие «педагогическая технология» его источники, составные элементы, аспекты. Цель: Познакомиться с различными точками зрения на понятие "педагогическая технология" и его аспектами; изучить причины использования технологий в образовательном процессе. Вопросы для обсуждения. 1. Источники педагогических технологий. 2. Эволюция понятия «педагогическая технология». 3. Различные подходы к определению педтехнологии. 4. Составные элементы, основные идеи педтехнологий. 5. Критерии и признаки технологичности. Тема микроисследования. - Выполнение сравнительного анализа понятия " педагогическая технология" и подходов к нему. Рефлексия своей деятельности. Тест «Самооценка».

Как учить результативно? Первый источник - производственные процессы и конструкторские дисциплины, связывающие тем или иным способом технику и человека, составляющие систему "человек - техника - цель". В этом смысле технология определяется как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойства, формы сырья, материала в процессе производства продукции. Можно привести и другие определения этого понятия, но, в сущности, все они отражают основные характерные признаки технологии: технология - категория процессуальная; она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта; технология направлена на проектирование и использование эффективных экономических процессов. Второй источник - сама педагогика. Еще А. Макаренко называл педагогический процесс особым образом организованным "педагогическим производством", ставил проблемы разработки "педагогической техники". Он отмечал: "Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди... Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка". Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии. Педагогические технологии имеют два источника. Дополнительно... Массовую разработку и внедрение педагогических технологий исследователи этой проблемы относят к середине 50-х годов и связывают с возникновением технологического подхода к построению обучения вначале в американской, а затем и в европейской школе.

Эволюция понятия «педагогическая технология»: 1 период (40-е - сер. 50-х г.) - термин «технология в образовании» означал применение аудиовизуальных средств в учебном процессе. 2 период (сер. 50-х - 60-е г.) - под «технологией образования» стали подразумевать программированное обучение. 3 период (70-е г.) - появился термин «педагогическая технология», который стал обозначать заранее спроектированный учебный процесс, гарантирующий достижение четко поставленных целей. 4 период (с начала 80-х г.) - создание компьютерных и информационных технологий обучения.

Определение «педагогической технологии» Ключевое слово "ТЕХНОЛОГИЯ" греческого происхождения: techne - искусство, мастерство + logos - понятие, учение, знание, наука. Совокупно оно отражает наивысший уровень знаний в конкретных видах человеческой деятельности. Развитие конкретной творческой личности настолько индивидуально и настолько зависит от стечения жизненных обстоятельств, что трудно представить себе формализованное описание конкретных педагогических технологий, с помощью которых идет преобразование личности. Тем не менее, в науке непрерывно предпринимаются попытки подобного определения "педагогической технологии" ЮНЕСКО трактует "педагогические технологии как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, а также их взаимодействие, ставящее своей задачей оптимизацию форм образования". Во многих зарубежных изданиях, посвященных педагогическим технологиям, можно обнаружить такое определение: "педагогическая технология - это не просто использование технических средств обучения или компьютеров; это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов". По характеристике японского ученого-педагога Т. Сакамото, педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который можно иначе назвать "систематизацией образования". М.И. Махмутов таким образом раскрывает смысл понятия педагогической технологии: "Технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели".

Определение «педагогической технологии» (продолжение) Развитие исследований в области педагогической технологии расширило ее понимание, что отразилось в различных определениях этого понятия известными педагогами и методистами (например, акад. В. Монахов приводит 10 определений, проф. В. Башарин - 8 и т.д.). Рассмотрим другие определения педагогических технологий: ПТ - это описание педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату (И.П. Волков). ПТ - это алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся на основе проектирования всех учебных ситуаций (Пальчевский, Фридман). ПТ - это описание, проект процесса формирования личности (А.П. Беспалько). ПТ - это научно обоснованное предписание эффективного осуществления педагогического процесса (Цветков). ПТ - есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний (Ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологии США). ПТ - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько). Дополнительно... Исходя из приведенных выше определений, мы получаем что, педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

Понятие педтехнологии в 3 аспектах: Научном (часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание обучения); Процессуально-описательном (описание процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения результатов обучения); Процессуально-действенном (осуществление педагогического процесса).

Понятие педтехнологии на 3 уровнях: Общепедагогическом (целостный образовательный процесс в данном регионе на определенной ступени обучения) Частно-методическом ( совокупность методов/средств для реализации определенного содержания обучения в рамках 1-го предмета, класса) Локальном (модульном) (технология отдельных частей учебного процесса)

Источники и составные элементы педтехнологий. Источниками и составными элементами современной педагогической системы являются: социальные преобразования и новое педагогическое мышление; наука - педагогическая, психологическая, общественные науки; передовой педагогический опыт; опыт прошлого, отечественный и зарубежный; народная педагогика (этнопедагогика).

Основные идеи Анализируя результативные исследования в области образовательных технологий, В. Гузеев, доктор педагогических наук, выделяет четыре основные идеи, вокруг которых они концентрируются: укрупнение дидактических единиц ; планирование результатов обучения и дифференциация образования ; психологизация образовательного процесса ; компьютеризация.

В структуру педтехнологий входят: Концептуальная основа Содержательная часть обучения (содержание учебного процесса) Процессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы, учебная деятельность учителей, диагностика учебного процесса)

Признаки технологически организованного учебного процесса: 1. Постановка диагностичных целей. ТАКСОНОМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ И КАТЕГОРИИ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ В АФФЕКТИВНОЙ ОБЛАСТИ. ТАКСОНОМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ И КАТЕГОРИИ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ В АФФЕКТИВНОЙ ОБЛАСТИ. 2. Планирование обучения на основе точного определения желаемого эталона в виде наблюдаемых действий учащихся. 3. Предварительное тестирование учащихся и конкретизация учебных целей с учетом реальных возможностей школьников. 4. Последовательная ориентация всего хода обучения на цели, которая обеспечивается наличием оперативной обратной связи и сопровождается соответствующей коррекцией хода обучения. 5. Разбивка обучения на отдельные воспроизводимые обучающие циклы. 6. Полная управляемость процессом обучения. 7. Гарантированность конечного результата. Дополнительно... Задание: опираясь на вышеуказанные признаки, выделите достоинства и недостатки технологического подхода к процессу обучения.

Существует мнение о том, что технологии носят более универсальный характер, они воспроизводимы. Методика же - более индивидуализированная совокупность приемов и способов обучения. Она зависит от личности учителя, его темперамента и умения. В соответствии с этим ученые выделяют следующие критерии технологичности образовательной модели. Критерии технологичности : 1. Концептуальность (опора на определенную научную концепцию). 2. Системность (логика процесса, взаимосвязь всех частей). 3. Управляемость (диагностическое целеполагание, проектирование процесса обучения, поэтапная диагностика, коррекция учебного процесса). 4. Эффективность (эффективность по результатам; оптимальность по затратам; гарантированность достижения определенного стандарта обучения). 5. Воспроизводимость (возможность применения другими). Дополнительно... Задание : выберите любую образовательную модель и оцените ее с учетом предложенных Вам критериев. Технология совершенствования общеучебных умений (В.Н.Зайцев)

Различие между технологией и методикой образования (Вялых В.А., 1995) МетодикаТехнология 1. Совокупность приемов, способов и форм обучения. 1. Система приемов, способов и форм обучения. 2. Ориентация в основном на результат обучения. 2. Ориентация в основном на процесс обучения. 3. Индивидуализированная совокупность приемов и способов обучения (передача профессионального опыта затруднена). 3. Менее индивидуализированная система способов и форм обучения (с возможностью передачи и расширения профессионального опыта преподавателя). 4. Доминирование специфики предмета, акцент на качественное своеобразие учебной информации. 4. Доминирование универсальных связей предметов, акцент на целостно- мировоззренческие структуры образовательной системы. 5. Преобладание образовательно- дидактического измерения учебной информации. 5. Реализация движения знания от его научно-исследовательского генезиса к образовательной экспликации (истолкованию).

Задание. Есть мнения и вопросы. Постарайтесь выразить отношение к ним. Технология – "украденный у Сократа эвристический метод" (Прохорова А.М.) Технология – "украденный у Сократа эвристический метод" (Прохорова А.М.) "… технология – это набор операций, которые отдельны от личности педагога" (Короковский В.А.) "… технология – это набор операций, которые отдельны от личности педагога" (Короковский В.А.) Без цели и ценности всякие технологии становятся самоцелью и в результате ничего не дают в развитии детей. Разве что вредят? Если в обучении технологии – это то, что воспроизводимо при определённых конкретных условиях, проверяемых любым преподавателем, то в воспитании такое репродуцирование невозможно. Если подходить к воспитанию с гуманистических позиций, то, при чём здесь "технология" (Селиванова Н.Л.) Без цели и ценности всякие технологии становятся самоцелью и в результате ничего не дают в развитии детей. Разве что вредят? Если в обучении технологии – это то, что воспроизводимо при определённых конкретных условиях, проверяемых любым преподавателем, то в воспитании такое репродуцирование невозможно. Если подходить к воспитанию с гуманистических позиций, то, при чём здесь "технология" (Селиванова Н.Л.) Возможно, ли выйти за пределы репродуктивной ориентации, сохраняя важное достоинство педагогической технологии – её инструментальность и воспроизводимость? (Клорин М.В.) Возможно, ли выйти за пределы репродуктивной ориентации, сохраняя важное достоинство педагогической технологии – её инструментальность и воспроизводимость? (Клорин М.В.)

Задание. Ответьте на вопросы: Как изменилось понятие "технология" в педагогике? Как изменилось понятие "технология" в педагогике? Каковы причины технологического подхода к организации образовательного процесса? Каковы причины технологического подхода к организации образовательного процесса? Что понимают под педагогической технологией? Что понимают под педагогической технологией? Выделите в тексте определения образовательной технологии и укажите, чем данные определения дополняют друг друга. Выделите в тексте определения образовательной технологии и укажите, чем данные определения дополняют друг друга. Какое определение технологии ближе, понятнее Вам? Почему? Ответ аргументируйте. Какое определение технологии ближе, понятнее Вам? Почему? Ответ аргументируйте.

Задание: познакомьтесь с перечнем образовательных моделей (помните, что он не исчерпывает все многообразие моделей образования) и расширьте предложенный Вам перечень за счет введения в него методических систем преподавания Вашего учебного предмета. Образовательные модели (системы, теории, концепции, технологии). 1. Система развивающего обучения Л.В.Занкова. 2. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова. 3. Теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов). 4. Теория содержательного обобщения (В.В.Давыдов) 5. Программированное обучение (Н.Ф. Талызина, Т.А. Ильина и др.). 6. Концепция поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин). 7. Теория развития познавательного интереса (Г.И. Щукина). 8. Теория оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник). 9. Теория активизации учебной деятельности (А.К.Маркова, Т.Н. Шамова, И.Ф. Харламова и др.). 10. Адаптивная система обучения (А.С. Границкая). 11. Система Л.В.Тарасова Экология и диалектика. 12. Теория решения изобретательских задач. 13. Система, основанная на гуманно-личностном подходе (Ш.А. Амонашвили). 14. Методическая система интенсивного обучения (В.Ф. Шаталов). 15. Технология погружения (М.П. Щетинин). 16. Методические системы педагогов-новаторов: С.Н. Лысенковой, Н.П. Гузика, Е.Н. Ильина, И.П. Волкова и др. 17. Новые информационные технологии: КТО, ИТО и др. 18. Предметно-классно-урочная система обучения. 19. Коллективный способ обучения (В.К. Дьяченко). 20. Методика коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов).

21. Модель начального образования Развивающая Среда (И.И. Ильясов). 22. Система, созданная на деятельностно-коммуникативной основе (Л.Ф. Климанова). 23. Технология воспитания (Н.Е. Щуркова). 24. Дифференцированное обучение. 25. Бригадно-лабораторное обучение. 26. Организационно-деятельностная игра. 27. Теория укрупненных дидактических единиц (П.Б. Эрдниев). 28. Система С.Френе. 29. Система М. Монтессори. 30. Вальдорфская педагогика (Р. Штайнер). 31. Система Л. Рона Хаббарда. 32. Гуманистическая педагогика (К.Роджерс). 33. Технология полного усвоения (Б. Блум, Дж.Кэрролл). 34. Модель Структура интеллекта (Дж. Гилфорд). 35. Когнитивно-аффективная модель (Ф Уильямс). 36. Модель Три вида обогащения учебной программы (Дж. Рензулли). 37. Система С. Пейперта Использование компьютеров в учебном процессе. 38. Современные технологии образования: Система учебной информации, Система творческих заданий, Моделирование, Учебное исследование, Научное исследование, Проектирование среды, Конструирование (В.А. Бухвалов). 39. Метод Case Study ("разбор конкретных ситуаций")

Тест 1Тест 1. Самооценка. Тест 1

Тема 2: Тема 2: Научно-методологические основы педагогических технологий Тема 2: Цель: Познакомиться с научными основами педагогических технологий и их классификацией, раскрыть их содержание. Вопросы для обсуждения: 1. Научные основы педагогических технологий. 2. Классификация педагогических технологий (по Селевко Г.К.) 3. Философские основания различных педагогических систем. Вопрос для педагогического оценивания Возможна ли, на Ваш взгляд, объективная оценка эффективности различных технологий? Темы для микроисследований: - Традиционные и инновационные формы организации учебного процесса. - Основные качества педагогических технологий. - Описание и анализ педагогической технологии. Рефлексия своей деятельности. 1. Каков Ваш творческий потенциал? 2. Умеете ли Вы работать в коллективе?

Основные качества современных педтехнологий. I Структура педагогической педтехнологии: а) концептуальная основа: краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке ее построения и функционирования: целевые установки и ориентации; целевые установки и ориентации; основные идеи и принципы (основной используемый фактор развития, научная концепция усвоения); основные идеи и принципы (основной используемый фактор развития, научная концепция усвоения); позиция ребенка в образовательном процессе. позиция ребенка в образовательном процессе. б) содержательная часть: цели обучения, общие и конкретные; содержание учебного материала: содержание учебного материала: ориентация на личностные структуры (ЗУН, СУД, СУМ, СЭН); ориентация на личностные структуры (ЗУН, СУД, СУМ, СЭН); характер содержания образования; характер содержания образования; дидактическая структура учебного плана, материала, программ, формы изложения. дидактическая структура учебного плана, материала, программ, формы изложения. с) процессуальная часть – технологический процесс: организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности учащихся; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; методы и формы работы учителя; диагностика учебного процесса: особенности методики, применения методов и средств обучения; особенности методики, применения методов и средств обучения; организационные формы образовательного процесса; организационные формы образовательного процесса; управление образовательным процессом; управление образовательным процессом; категория учащихся, на которых рассчитана технология. категория учащихся, на которых рассчитана технология.

II Методические качества. Технологическая схема (карта) – условное изображение технологии процесса с помощью разделения его на отдельные функциональные элементы и обозначения логических связей между ними. Технологическая схема (карта) – условное изображение технологии процесса с помощью разделения его на отдельные функциональные элементы и обозначения логических связей между ними. Научная база. Опора на определенную научную концепцию усвоения опыта, научное обоснование процесса достижения образовательных целей. Научная база. Опора на определенную научную концепцию усвоения опыта, научное обоснование процесса достижения образовательных целей. Системность. Логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность. Системность. Логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность. Управляемость. Возможность целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов. Управляемость. Возможность целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов. Эффективность. Гарантия достижения определенного стандарта обучения, эффективность по результатам и оптимальность по затратам. Эффективность. Гарантия достижения определенного стандарта обучения, эффективность по результатам и оптимальность по затратам. Воспроизводимость. Возможность применения в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Воспроизводимость. Возможность применения в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Технология и содержание образования. В процессе совершенствования и вариаций педагогических технологий различные компоненты проявляют различную степень консервативности. Чаще всего варьируются процессуальные аспекты обучения, а содержание изменяется лишь по структуре, дозировке, логике. Технология и содержание образования адекватно отражают друг друга. Технология и содержание образования. В процессе совершенствования и вариаций педагогических технологий различные компоненты проявляют различную степень консервативности. Чаще всего варьируются процессуальные аспекты обучения, а содержание изменяется лишь по структуре, дозировке, логике. Технология и содержание образования адекватно отражают друг друга. Технология и мастерство. Одна и та же технология осуществляется различными исполнителями точно по инструкции или творчески, присутствует определенная специфика, но определяющей является компонента, характерезующая используемые закономерности усвоения материала, состав и последовательность деятельности учащихся. Технология и мастерство. Одна и та же технология осуществляется различными исполнителями точно по инструкции или творчески, присутствует определенная специфика, но определяющей является компонента, характерезующая используемые закономерности усвоения материала, состав и последовательность деятельности учащихся.

Философские основания различных педагогических систем и технологий Любая общепедагогическая образовательная технология основывается на определенном (осознанном или неосознанном) философском фундаменте. Философские положения выступают как наиболее общие регулятивы, входящие в состав методологического обеспечения педагогической технологии. Наиболее ясно обнаруживается философский фундамент в технологиях, в которых его формирование входит в систему целей (например, религиозное воспитание, гуманистическая педагогика и т.д.). В современном обществознании существует множество философских направлений, школ, течений, которые в той или иной степени находят отражение в образовательном процессе. Дать классификацию педагогических технологий на основе всего этого множества не представляется возможным. Можно выделить лишь несколько альтернативных философских основ, наиболее ясно выступающих в концепциях педагогических технологий: Любая общепедагогическая образовательная технология основывается на определенном (осознанном или неосознанном) философском фундаменте. Философские положения выступают как наиболее общие регулятивы, входящие в состав методологического обеспечения педагогической технологии. Наиболее ясно обнаруживается философский фундамент в технологиях, в которых его формирование входит в систему целей (например, религиозное воспитание, гуманистическая педагогика и т.д.). В современном обществознании существует множество философских направлений, школ, течений, которые в той или иной степени находят отражение в образовательном процессе. Дать классификацию педагогических технологий на основе всего этого множества не представляется возможным. Можно выделить лишь несколько альтернативных философских основ, наиболее ясно выступающих в концепциях педагогических технологий: материализм и идеализм; материализм и идеализм; диалектика и метафизика; диалектика и метафизика; сциентизм и природосообразность; сциентизм и природосообразность; гуманизм и антигуманизм; гуманизм и антигуманизм; антропософия и теософия; антропософия и теософия; прагматизм и экзистенциализм. прагматизм и экзистенциализм. 1. В России, так исторически сложилось, прежде всего, превалирует диалектико-материалистическая (марксистско-ленинская) философская основа, в которой основными системообразующими принципами понимания действительности являются: 1. В России, так исторически сложилось, прежде всего, превалирует диалектико-материалистическая (марксистско-ленинская) философская основа, в которой основными системообразующими принципами понимания действительности являются: принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание; принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание; принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем и что мерой его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно-производственная практика; принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем и что мерой его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно-производственная практика; принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном диалектическом развитии, источник которого - возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний другими и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов. принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном диалектическом развитии, источник которого - возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний другими и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов.

2. Гуманизм - система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений в обществе. К философии гуманизма примыкают такие направления, как: антропософия; антропософия; педоцентризм; педоцентризм; свободное воспитание; свободное воспитание; природосообразность; природосообразность; неопозитивизм; неопозитивизм; позитивный экзистенциализм. позитивный экзистенциализм. Идеи гуманизма лежат в основе всех религиозных систем. Идеи гуманизма лежат в основе всех религиозных систем. 3. Теософия является содержательным фундаментом школ религиозного направления. Теософская гуманистическая парадигма имеет глубокие корни в народной педагогике, достаточно правильно формирует у молодежи представления о добре и зле, добродетельном поведении. 4. Для антропософии важнее не божественная, а человеческая мудрость. Антропософия ничего общего не имеет ни с фанатическими построениями, ни с сектантством, она преследует цель строго ориентированного миросозерцания, направленного на исследование не материальных, а духовных ценностей, дает ответы на вопросы о смысле, о целях жизни. Близка к антропософии философия педоцентризма. 5. Педоцентризм - направление в философии воспитания, которое исходит из приоритета интересов и потребностей ребенка, видит основную задачу педагогики в создании условий для развития детей. 5. Педоцентризм - направление в философии воспитания, которое исходит из приоритета интересов и потребностей ребенка, видит основную задачу педагогики в создании условий для развития детей.

6. Философская концепция экзистенциализма исходит из тезиса "человек есть то, что он сам из себя делает". Представители классического экзистенциализма сводили суть экзистенции, ее нравственный аспект к чувствам и настроениям, имеющим негативный характер (страх, вина, отчаяние), а неоэкзистенциалисты берут на вооружение некоторые гуманистические идеи, наделяя экзистенцию такими добродетелями, как чувство приподнятости, хладнокровие, доверие, надежда и вера в лучшее будущее. Благодаря этим добродетелям, считают они, моральный выбор человека становится сознательным и ясным, выступая важным условием его активного отношения к миру. 6. Философская концепция экзистенциализма исходит из тезиса "человек есть то, что он сам из себя делает". Представители классического экзистенциализма сводили суть экзистенции, ее нравственный аспект к чувствам и настроениям, имеющим негативный характер (страх, вина, отчаяние), а неоэкзистенциалисты берут на вооружение некоторые гуманистические идеи, наделяя экзистенцию такими добродетелями, как чувство приподнятости, хладнокровие, доверие, надежда и вера в лучшее будущее. Благодаря этим добродетелям, считают они, моральный выбор человека становится сознательным и ясным, выступая важным условием его активного отношения к миру. 7. Концепция прагматизма, к которой примыкают и философские течения неопозитивизма, неофрейдизма, исходит из того, что интеллектуальные и нравственные качества личности заложены в ее уникальной природе и их проявление связано, прежде всего, с индивидуальным опытом человека. Отсюда задачу образования представители прагматизма видят не в формировании определенных моральных качеств, принципов, ценностной ориентации личности, а лишь в количественном росте данных ей от природы способностей, качеств и ее индивидуального опыта как главного условия самореализации. Ставя достижение успеха главной целью жизни человека, сторонники прагматической концепции воспитания ограничивают успех лишь индивидуальными рамками жизни человека, освобождая его от необходимости ставить перед собой высокие цели, стремиться к общественному идеалу. 7. Концепция прагматизма, к которой примыкают и философские течения неопозитивизма, неофрейдизма, исходит из того, что интеллектуальные и нравственные качества личности заложены в ее уникальной природе и их проявление связано, прежде всего, с индивидуальным опытом человека. Отсюда задачу образования представители прагматизма видят не в формировании определенных моральных качеств, принципов, ценностной ориентации личности, а лишь в количественном росте данных ей от природы способностей, качеств и ее индивидуального опыта как главного условия самореализации. Ставя достижение успеха главной целью жизни человека, сторонники прагматической концепции воспитания ограничивают успех лишь индивидуальными рамками жизни человека, освобождая его от необходимости ставить перед собой высокие цели, стремиться к общественному идеалу. 8. Альтернативой гуманистическому направлению являются сциентистско-технократические концепции, рационализм, откровенно антигуманные теории (расовые, националистические и др.). Сциентизм как мировоззренческая ориентация проявляет себя в абсолютизации роли науки и техники в системе культуры человеческого общества. Абсолютизируются стиль и общие методы построения знания, свойственные естественным и точным наукам, которые рассматриваются в качестве парадигмы, образца научного знания вообще. Сциентистские установки выражаются во внешнем подражании точным и техническим наукам: в искусственном применении математической символики, схематизации, теоретизировании, технологизации и технизации. 8. Альтернативой гуманистическому направлению являются сциентистско-технократические концепции, рационализм, откровенно антигуманные теории (расовые, националистические и др.). Сциентизм как мировоззренческая ориентация проявляет себя в абсолютизации роли науки и техники в системе культуры человеческого общества. Абсолютизируются стиль и общие методы построения знания, свойственные естественным и точным наукам, которые рассматриваются в качестве парадигмы, образца научного знания вообще. Сциентистские установки выражаются во внешнем подражании точным и техническим наукам: в искусственном применении математической символики, схематизации, теоретизировании, технологизации и технизации. 9. Альтернативой сциентизму является природосообразность, природосообразие - мировоззрение, исповедующее необходимость учитывать природные задатки человека, опираться на них, а также единство человека с природой, согласованность и гармонию их взаимодействия. 9. Альтернативой сциентизму является природосообразность, природосообразие - мировоззрение, исповедующее необходимость учитывать природные задатки человека, опираться на них, а также единство человека с природой, согласованность и гармонию их взаимодействия. Философские основания педагогический технологий. Философские основания педагогический технологий.Философские основания педагогический технологий.Философские основания педагогический технологий.

Классификация педтехнологий. По ведущему фактору психического развития Биогенные Социогенные Психогенные Идеалистические По ориентации на личностные структуры Информационные (формирование знаний, умений, навыков) Операционные (формирование способов умственных действий) Эмоционально-художественные (воспитание эстетических отношений) Эмоционально-нравственные (воспитание нравственных отношений) Саморазвитие (формирование самоуправляющих механизмов) Эвристические (развитие творческих способностей)

По характеру содержания образования Обучающие - воспитательные Светские - религиозные Общеобразовательные - профессиональные Гуманитарные - технократические Частно предметные По организационным формам Классно-урочные - альтернативные Академические - клубные Индивидуальные - групповые Коллективный способ обучения Способы дифферинцированного обучения По отношению к ребенку Авторитарные Дидактоцентрические Личностно-ориентационные Гуманно-личностные Технологии сотрудничества Технологии свободного воспитания

По преобладающему (доминирующему) методу Догматические, репродуктивные Объяснительно-иллюстративные Развивающее обучение Проблемные, поисковые Творческие Программированное обучение Диалогические Игровые Саморазвивающее обучение Информационные (компьютерные) По категории обучающихся Массовая технология Продвинутого образования Компенсирующие Виктимологические Технологии работы с трудными детьми Технологии работы с одаренными детьми

По концепции усвоения Ассоциативно-рефлекторные Бихевио-ристические Гештальт-технологии Интериоризаторские Суггестивные Нейролингвистические По типу управления познавательной деятельностью Классическое лекционное Современное традиционное обучение Традици онное классиче скоеПрограммирован ное обучение Обучение с помощью ТСО Система "консультант" Обучение по книге Система малых групп ГСО, дифференцирование Компьютерное обучение Система "репетитор" Программное обучение

Типы педагогических технологий и основания их классификации Принципиально важным моментом для понимания сущности педагогической технологии является определение позиции ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.

Задание: познакомьтесь с перечнем образовательных моделей (помните, что он не исчерпывает все многообразие моделей образования) и расширьте предложенный Вам перечень за счет введения в него методических систем преподавания Вашего учебного предмета. Образовательные модели (системы, теории, концепции, технологии). 1. Система развивающего обучения Л.В.Занкова. 2. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова. 3. Теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов). 4. Теория содержательного обобщения (В.В.Давыдов) 5. Программированное обучение (Н.Ф. Талызина, Т.А. Ильина и др.). 6. Концепция поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин). 7. Теория развития познавательного интереса (Г.И. Щукина). 8. Теория оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник). 9. Теория активизации учебной деятельности (А.К.Маркова, Т.Н. Шамова, И.Ф. Харламова и др.). 10. Адаптивная система обучения (А.С. Границкая). 11. Система Л.В.Тарасова Экология и диалектика. 12. Теория решения изобретательских задач. 13. Система, основанная на гуманно-личностном подходе (Ш.А. Амонашвили). 14. Методическая система интенсивного обучения (В.Ф. Шаталов). 15. Технология погружения (М.П. Щетинин). 16. Методические системы педагогов-новаторов: С.Н. Лысенковой, Н.П. Гузика, Е.Н. Ильина, И.П. Волкова и др. 17. Новые информационные технологии: КТО, ИТО и др. 18. Предметно-классно-урочная система обучения. 19. Коллективный способ обучения (В.К. Дьяченко). 20. Методика коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов).

21. Модель начального образования Развивающая Среда (И.И. Ильясов). 22. Система, созданная на деятельностно-коммуникативной основе (Л.Ф. Климанова). 23. Технология воспитания (Н.Е. Щуркова). 24. Дифференцированное обучение. 25. Бригадно-лабораторное обучение. 26. Организационно-деятельностная игра. 27. Теория укрупненных дидактических единиц (П.Б. Эрдниев). 28. Система С.Френе. 29. Система М. Монтессори. 30. Вальдорфская педагогика (Р. Штайнер). 31. Система Л. Рона Хаббарда. 32. Гуманистическая педагогика (К.Роджерс). 33. Технология полного усвоения (Б. Блум, Дж.Кэрролл). 34. Модель Структура интеллекта (Дж. Гилфорд). 35. Когнитивно-аффективная модель (Ф Уильямс). 36. Модель Три вида обогащения учебной программы (Дж. Рензулли). 37. Система С. Пейперта Использование компьютеров в учебном процессе. 38. Современные технологии образования: Система учебной информации, Система творческих заданий, Моделирование, Учебное исследование, Научное исследование, Проектирование среды, Конструирование (В.А. Бухвалов). 39. Метод Case Study ("разбор конкретных ситуаций")

Характерные признаки основных технологий с позиций деятельностного подхода. Анализ теоретических подходов к понятию педагогической технологии с позиций деятельностного подхода позволяет выделить общие характерные признаки основных технологий обучения, отличающие их от традиционной дидактики, и систематизировать следующим образом: Анализ теоретических подходов к понятию педагогической технологии с позиций деятельностного подхода позволяет выделить общие характерные признаки основных технологий обучения, отличающие их от традиционной дидактики, и систематизировать следующим образом:

1. Теория учебной деятельности как психологическая основа всех технологий (явно или неявно). Выделяются виды деятельности учителя и учащихся, направленные на осуществление необходимых процессов полного цикла учебно-познавательной деятельности (восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация новой информации), последовательность выполнения которых приводит к достижению поставленных целей. Основная идея здесь заключается в том, что ученик должен учиться сам, а учитель - создавать для этого необходимые условия. Выделяются виды деятельности учителя и учащихся, направленные на осуществление необходимых процессов полного цикла учебно-познавательной деятельности (восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация новой информации), последовательность выполнения которых приводит к достижению поставленных целей. Основная идея здесь заключается в том, что ученик должен учиться сам, а учитель - создавать для этого необходимые условия.

2. Диагностическое целеполагание Деятельностный подход и способ проектирования целей обучения, который предлагает педагогическая технология, состоит в том, что они формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся (причем таких, которые можно надежно опознать). Деятельностный подход и способ проектирования целей обучения, который предлагает педагогическая технология, состоит в том, что они формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся (причем таких, которые можно надежно опознать).

3. Направленность технологии обучения на развитие личности. 4. Оптимальная организация учебного материала для самостоятельной учебной деятельности. Направленность технологии обучения на развитие личности в учебном процессе и осуществление поэтому разноуровневого обучения. Направленность технологии обучения на развитие личности в учебном процессе и осуществление поэтому разноуровневого обучения. Наиболее оптимальная организация учебного материала для самостоятельной учебной деятельности учащихся. В специальных материалах для учащихся или учебниках формулируются учебные цели, ориентированные на достижение запланированных и диагностируемых целей обучения; разрабатываются дидактические модули, блоки или циклы, включающие в себя содержание изучаемого материала, цели и уровни его изучения, способы деятельности по усвоению и оценке и т.п. Дидактические материалы для учащихся нередко оформляются в виде так называемых "технологических карт". Наиболее оптимальная организация учебного материала для самостоятельной учебной деятельности учащихся. В специальных материалах для учащихся или учебниках формулируются учебные цели, ориентированные на достижение запланированных и диагностируемых целей обучения; разрабатываются дидактические модули, блоки или циклы, включающие в себя содержание изучаемого материала, цели и уровни его изучения, способы деятельности по усвоению и оценке и т.п. Дидактические материалы для учащихся нередко оформляются в виде так называемых "технологических карт".

5. Ориентация учащихся. 6. Организация хода учебного занятия в соответствии с учебными целями. Ориентация учащихся, цель которой - разъяснение основных принципов и способов обучения, контроля и оценки результатов, мотивация учебной деятельности. Ориентация учащихся, цель которой - разъяснение основных принципов и способов обучения, контроля и оценки результатов, мотивация учебной деятельности. Организация хода учебного занятия в соответствии с учебными целями, где акцент делается на дифференцированную самостоятельную работу учащихся с подготовленным учебным материалом. Здесь характерно стремление к отказу от традиционной классно-урочной системы и от преобладания фронтальных методов обучения. Меняется режим обучения (спаренные уроки или циклы уроков, "погружение" и т.п., позволяющие создать лучшие условия для реализации полного цикла УПД). Используются все виды учебного общения, различного сочетания фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной форм деятельности. Организация хода учебного занятия в соответствии с учебными целями, где акцент делается на дифференцированную самостоятельную работу учащихся с подготовленным учебным материалом. Здесь характерно стремление к отказу от традиционной классно-урочной системы и от преобладания фронтальных методов обучения. Меняется режим обучения (спаренные уроки или циклы уроков, "погружение" и т.п., позволяющие создать лучшие условия для реализации полного цикла УПД). Используются все виды учебного общения, различного сочетания фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной форм деятельности.

7. Контроль усвоения знаний и способов деятельности. Контроль усвоения знаний и способов деятельности в трех видах: Контроль усвоения знаний и способов деятельности в трех видах: 1) входной - для информации об уровне готовности учащихся к работе и, при необходимости, коррекции этого уровня; 2) 2) текущий или промежуточный - после каждого учебного элемента с целью выявления пробелов усвоения материала и развития учащихся (как правило, мягкий, по цепочке - контроль, взаимоконтроль, самоконтроль), заканчивающийся коррекцией усвоения; 3) 3) итоговый - для оценки уровня усвоения.

8. Оценка уровня усвоения знаний и способов деятельности. 9. Стандартизация, унификация процесса обучения. Оценка уровня усвоения знаний и способов деятельности : наряду с традиционными контрольными работами (в том числе, разноуровневого характера) проводится тестирование и используются более гибкие рейтинговые шкалы оценки. Оценка уровня усвоения знаний и способов деятельности : наряду с традиционными контрольными работами (в том числе, разноуровневого характера) проводится тестирование и используются более гибкие рейтинговые шкалы оценки. Стандартизация, унификация процесса обучения и вытекающая отсюда возможность воспроизведения технологии применительно к заданным условиям. Стандартизация, унификация процесса обучения и вытекающая отсюда возможность воспроизведения технологии применительно к заданным условиям.

Вопрос для педагогического оценивания Вопрос для педагогического оценивания Возможна ли, на Ваш взгляд, объективная оценка эффективности различных технологий? Возможна ли, на Ваш взгляд, объективная оценка эффективности различных технологий?

Творческий потенциал коллектива (педагогическое тестирование) % 50% 46% 4% Самоконтроль Частичный Постоянный контроль контроль

Уровень творческого потенциала педагогического коллектива (психологическое тестирование) целеустремленный 2 эврист 3 решительный 4 гибкий 5 требовательный 6 независимый 7 энергичный 8 авторитетный 9 оптимист 10 практик 11 принципиальный 12 коммуникабельный 13 лидер 14 новатор 15 конкурентно- способный 16 интеллигентный 17 революционер 18 реформатор 4,2 4, , ,5 5,5 5,5 4,5 4,5 5 4,5 1 – очень низкий уровень 2 – низкий 3 – ниже среднего 4 – чуть ниже среднего 5 – средний 6 – чуть выше среднего 7 – выше среднего 8 – высокий 9 – очень высокий

Тест 2. Каков Ваш творческий потенциал? Тест 2. Каков Ваш творческий потенциал? Если Вы желаете ответить на вопросы теста, то нажмите на любое слово первого предложения. Если Вы желаете ответить на вопросы теста, то нажмите на любое слово первого предложения.

Тест 3. Умеете ли вы работать в коллективеТест 3. Умеете ли вы работать в коллективе Можете ли вы достичь больших результатов, работая коллективно? Нуждаетесь ли вы в обстановке общего вдохновения? Или же вы типичный боец-одиночка? Тест 3. Умеете ли вы работать в коллективе 1. Коллеги приглашают вас вместе пообедать. Вы же в это время сидите на диете. Как вы поступите? а) Я прерву свою диету. б) Я откажусь. в) Я пойду, но съем немного. 2. С чего начинается у вас утро понедельника на рабочем месте? а) Наводя порядок, прислушиваюсь к тому, что говорят другие. б) Сразу приступаю к работе. в) Сначала обсуждаю прошедший уик-энд. 3. Если во время какого-либо обсуждения мне не удаётся продвинуть свои идеи… а) Ужасно сержусь на самого себя. б) Осознаю, что потерпел неудачу. в) В дальнейшем не принимаю в этом участия. 4. Больше полагайся на себя, чем на других. Как вы отреагируете на это изречение? а) Нужно знать, кому верить. б) Вы уже не раз разочаровывались. в) Это абсолютно верно. 5. Европа всё более объединяется. Как вы к этому относитесь? а) Меня это радует. б) Скептически. в) Положительно, но если рубль станет твёрдой валютой. 6. Вашему коллеге отменили долгожданный отпуск. Как вы поступите? а) Подумаю: не повезло – как мне это знакомо. б) Попытаюсь утешить. в) пойду к начальнику и вступлюсь за коллегу. 7. В походе часто необходим дух товарищества. Проявляете ли, вы его? а) А как же! Разумеется. б) Зависит от того, приятна ли мне компания. в) Нет, я не люблю походы. Ключ к тесту 1__ __2__ __3__ __4__ __5__ __6__ __7 а __3__ __2__ __3__ __2__ __2__ __1__ __3 б __1__ __1__ __2__ __3__ __1__ __2__ __2 в __2__ __3__ __1__ __1__ __3__ __3__ __1 Суммируйте очки своих ответов Вы, в общем-то, сердечный человек, но чтобы раскрыться, вам нужно время. Попытайтесь дать понять вашим коллегам, что вы из себя представляете, и на что они могут рассчитывать в вашем лице Вы незаменимы для коллектива. Если вы отсутствуете, другим чего-то не хватает. Если нужно что-то сгладить, вы первый, кто попытается это сделать. Вам претит несправедливость. Будьте осторожны: таких людей, как вы, охотно и часто используют! Вы типичный боец-одиночка – предпочитаете быть совершенно независимым. Но не будьте столь неприступным. И тогда вы заметите, что многие вопросы проще решить коллективно.

Тема 3: Тема 3: Современные педагогические технологии. Тема 3: Цель: изучить конкретные образовательные технологии; усвоить их особенности, положительные и отрицательные характеристики; сформировать (скорректировать) свои подходы к организации образовательного процесса. Вопросы для обсуждения: 1. Основные позиции, характеризующие современные педтехнологии. 2. Описание некоторых педтехнологий. 3. Основные личностно-ориентированные технологии и их характеристика. 4. Технологии развивающего обучения. 5. Концепция программированного обучения. 6. Бихевиористские теории научения. Тема для микроисследований: традиционные и инновационные формы организации учебного процесса; описание и анализ педагогической технологии. Рефлексия своей деятельности. «Занковский ли я учитель?» Тест для самопроверки педагогического уровня учителя, преподающего по системе Занкова.

Современную технологию характеризуют следующие позиции: технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передача знаний, умений и навыков; технологии развивающей педагогики); технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передача знаний, умений и навыков; технологии развивающей педагогики); технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата; технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата; функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения; функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения; поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым учителем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками; поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым учителем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками; органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности. органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Современные педтехнологии. I. Современное традиционное обучение (ТО) Краткое описание Краткое описаниеКраткое описаниеКраткое описание I. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса 1. Педагогика сотрудничества (Вальдорфская школа, Френе и др.) 1. Педагогика сотрудничества (Вальдорфская школа, Френе и др.)Педагогика сотрудничества (Вальдорфская школа, Френе и др.)Педагогика сотрудничества (Вальдорфская школа, Френе и др.) 2. Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили 2. Гуманно-личностная технология Ш.А.АмонашвилиГуманно-личностная технология Ш.А.АмонашвилиГуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили 3. Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека 3. Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человекаСистема Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человекаСистема Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека III. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся 1. Игровые технологии 1. Игровые технологииИгровые технологииИгровые технологии 2. Проблемное обучение (А.Осборн, Л.М.Фридман, В.И.Маху) 2. Проблемное обучение (А.Осборн, Л.М.Фридман, В.И.Маху)Проблемное обучение (А.Осборн, Л.М.Фридман, В.И.Маху)Проблемное обучение (А.Осборн, Л.М.Фридман, В.И.Маху) 3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов) 3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов) 4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) 4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

IV. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса 1. Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении 1. Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управленииТехнология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управленииТехнология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении 2. Технология стратовой дифференциации 2. Технология стратовой дифференциацииТехнология стратовой дифференциацииТехнология стратовой дифференциации 3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов) 3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов)Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов)Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов) 4. Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н.Закатова) 4. Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н.Закатова) 5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков) 5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков) 6. Технология программированного обучения 6. Технология программированного обученияТехнология программированного обученияТехнология программированного обучения 7. Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко) 7. Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко) 8. Групповые технологии 8. Групповые технологии 9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения 9. Компьютерные (новые информационные) технологии обученияКомпьютерные (новые информационные) технологии обученияКомпьютерные (новые информационные) технологии обучения 10.Технологии дистанционного обучения 10.Технологии дистанционного обученияТехнологии дистанционного обученияТехнологии дистанционного обучения 11.Технология проведения учебных дискуссий 11.Технология проведения учебных дискуссийТехнология проведения учебных дискуссийТехнология проведения учебных дискуссий V. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала 1."Экология и диалектика" (Л.В.Тарасов) 1."Экология и диалектика" (Л.В.Тарасов) 2."Диалог культур" (В.С.Библер, С.Ю.Курганов) 2."Диалог культур" (В.С.Библер, С.Ю.Курганов) 3.Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М.Эрдниев) 3.Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М.Эрдниев) 4.Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович) 4.Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович)

VI. Частнопредметные педагогические технологии 1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев) 1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев) 2. Технология совершенствования общеучебных умений (В.Н.Зайцев) 2. Технология совершенствования общеучебных умений (В.Н.Зайцев)Технология совершенствования общеучебных умений (В.Н.Зайцев)Технология совершенствования общеучебных умений (В.Н.Зайцев) 3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин) 3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин) 4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев) 4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев) 5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев) 5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев) VII. Альтернативные технологии 1. Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) 1. Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) 2. Технология свободного труда (С.Френе) 2. Технология свободного труда (С.Френе)Технология свободного труда (С.Френе)Технология свободного труда (С.Френе) 3. Технология вероятностного образования (А. М. Лобок) 3. Технология вероятностного образования (А. М. Лобок)Технология вероятностного образования (А. М. Лобок)Технология вероятностного образования (А. М. Лобок) 4. Технология мастерских 4. Технология мастерскихТехнология мастерскихТехнология мастерских VIII. Природосообразные технологии 1. Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир) 1. Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир) 2. Технология саморазвития (М.Монтессори) 2. Технология саморазвития (М.Монтессори) 3. Бихевиористские теории научения (Э.Торндайк, Д.Уотсон, Б.Скинер) 3. Бихевиористские теории научения (Э.Торндайк, Д.Уотсон, Б.Скинер)Бихевиористские теории научения (Э.Торндайк, Д.Уотсон, Б.Скинер)Бихевиористские теории научения (Э.Торндайк, Д.Уотсон, Б.Скинер)

IX. Технологии развивающего обучения 1. Технология проектного обучения 1. Технология проектного обученияТехнология проектного обученияТехнология проектного обучения 2. Система развивающего обучения Л.В.Занкова 2. Система развивающего обучения Л.В.Занкова 3. Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова 3. Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.ДавыдоваТехнология развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.ДавыдоваТехнология развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова 4. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов) 4. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов) 5. Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская) 5. Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская) 6. Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко) 6. Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко) 7. Технология проблемно-модульного обучения (М.А.Чошанов) 7. Технология проблемно-модульного обучения (М.А.Чошанов)Технология проблемно-модульного обучения (М.А.Чошанов)Технология проблемно-модульного обучения (М.А.Чошанов) 8. Дальтон-технология (Хелен Паркерхерст) 8. Дальтон-технология (Хелен Паркерхерст)Дальтон-технология (Хелен Паркерхерст)Дальтон-технология (Хелен Паркерхерст) 9. Технология развития критического мышления 9. Технология развития критического мышленияТехнология развития критического мышленияТехнология развития критического мышления 10.Метод case study 10.Метод case studyМетод case studyМетод case study 11.Технология формирования эвристической деятельности (В.Н.Введенский) 11.Технология формирования эвристической деятельности (В.Н.Введенский)Технология формирования эвристической деятельности (В.Н.Введенский)Технология формирования эвристической деятельности (В.Н.Введенский) X. Педагогические технологии авторских школ 1. Школа адаптирующей педагогики (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде) 1. Школа адаптирующей педагогики (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде) 2. Модель "Русская школа" 2. Модель "Русская школа"Модель "Русская школа"Модель "Русская школа" 3. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н.Тубельский) 3. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н.Тубельский) 4. Школа-парк (М.А.Балабан) 4. Школа-парк (М.А.Балабан) 5. Агрошкола А.А.Католикова 5. Агрошкола А.А.Католикова 6. Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард) 6. Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард) 7. Школа Школа 2100Школа 2100Школа 2100

Основные личностно-ориентированные технологии и их характеристика В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются: гуманно-личностные технологии; гуманно-личностные технологии; технологии сотрудничества; технологии сотрудничества; технологии свободного воспитания; технологии свободного воспитания; эзотерические технологии. эзотерические технологии. Гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение. Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом ("неосознаваемом", подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной. Так же как и позиция ребенка в образовательном процессе, способ, метод, средство обучения определяют специфические особенности многих существующих технологий. В этой связи существуют технологии: догматические; репродуктивные; объяснительно-иллюстративные; программированного обучения; проблемного обучения; развивающего обучения; саморазвивающего обучения; диалогические; коммуникативные; игровые; творческие и др. Гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение. Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом ("неосознаваемом", подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной. Так же как и позиция ребенка в образовательном процессе, способ, метод, средство обучения определяют специфические особенности многих существующих технологий. В этой связи существуют технологии: догматические; репродуктивные; объяснительно-иллюстративные; программированного обучения; проблемного обучения; развивающего обучения; саморазвивающего обучения; диалогические; коммуникативные; игровые; творческие и др.

Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения ПРИЗНАЕМ, ЧТО СОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНЫЙ УРОК СТАЛ БОЛЕЕ ГИБКИМ ПО ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ, ВАРИАТИВНЫМ ПО ФОРМАМ И МЕТОДАМ ПРОВЕДЕНИЯ, РАЗНООБРАЗНЫМ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ УЧИТЕЛЕМ. И ВСЕ ЖЕ ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА ЕГО МОЖНО СЧИТАТЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫМ. ПРИЗНАЕМ, ЧТО СОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНЫЙ УРОК СТАЛ БОЛЕЕ ГИБКИМ ПО ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ, ВАРИАТИВНЫМ ПО ФОРМАМ И МЕТОДАМ ПРОВЕДЕНИЯ, РАЗНООБРАЗНЫМ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ УЧИТЕЛЕМ. И ВСЕ ЖЕ ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА ЕГО МОЖНО СЧИТАТЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫМ. Нередко под личностно-ориентированным уроком понимают гуманное, уважительное отношение к ученику, видя задачу педагога прежде всего в том, чтобы создать эмоционально положительный настрой класса на работу. Бывает, учитель не ставит плохой отметки, даже если ответ ученика того заслуживает. Стараясь помочь слабым учащимся, он закрывает глаза на проявление недисциплинированности, использует разнообразные развлекающие моменты. Нередко под личностно-ориентированным уроком понимают гуманное, уважительное отношение к ученику, видя задачу педагога прежде всего в том, чтобы создать эмоционально положительный настрой класса на работу. Бывает, учитель не ставит плохой отметки, даже если ответ ученика того заслуживает. Стараясь помочь слабым учащимся, он закрывает глаза на проявление недисциплинированности, использует разнообразные развлекающие моменты. ПОДРОБНО. ПОДРОБНО. ПОДРОБНО.

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ДАЛЬТОН-ТЕХНОЛОГИЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСКУССИЙ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСКУССИЙ ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ (ДИ)

Краткая характеристика технологий учебно- воспитательного процесса Ознакомиться

Библиографический список 1. Белова Н. Урок-мастерская: приглашение к поиску //Частная школа Беспалько В.П. Программированное обучение М., Новые педагогические и информационные технологии в средней школе /Под ред. Е.С. Полат. М, с. 3. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика ї 9. С Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: Учебное пособие. Белгород: БГПИ, с. 5. Левина М.М. Технология обучения, роль в структуре педагогического знания (Разработка и внедрение гибких технологий обучения педагогическим дисциплинам). М.: МГПИ им. В.И. Ленина, С Макаренко А.С. Из опыта работы / Пед. соч.: В 8 т. М., Т. 4. С Педагогическое образование для XXI века: материалы международной научно- практической конференции апреля 1994 г. М., с. 8. Лобок А. Вероятностное образование - екатеринбургский вариант //Школьные технологии Гейдебрандт К.Ф. Учебный план свободной вальдорфской школы Частная школа Штейнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. М, Парсифаль с. 11. Левитес Д.Г. Современные образовательные технологии. Новосибирск, с 12. Загуменнов Ю.Л. и др. Личностно-ориентированная технология Дальтон. Мн.: АСАР, с. 13. Шамова Т.И. Дальтон-технология // Завуч Школа диалога культур. /Под ред. B.C. Библера. Кемерово, Селеменов С.В. Ткаченко А.А. Школа диалога культур: это что? //Школьные технологии

16. Гузеев В. В. Интегральная образовательная технология. М., с. 17. Запрудский Н.И. Технологический подход к учебному процессу // Фізіка: праблемы выкладання , Границкая А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. М с. 19. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М, с. 20. Левитес Д. Г. Современные образовательные технологии. Новосибирск, 1999, 288 с. 21. Дьяченко В. К. Новая дидактика. М., с. 22. Новые педагогические и информационные технологии в средней школе / Под ред. Е.С. Полат. М., с. 23. Ибрагимов Г.И. К вопросу о технологии концентрированного обучения //Специалист Левитес Д.Г. Современные образовательные технологии. Новосибирск, с. Новые педагогические и информационные технологии в средней школе / Под ред. Е.С. Полат. М., с. 25. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом В адаптивной школе. М., с. 26. Телегина Н.М., Байкова Т.Н., Шель Н.В. Технология критического мышления // Физика ; 2000, 7, 23, 31, Юцявичене П. Я. Теория и практика модульного обучения. Каунас, с. 28. Киселева А.В., Слесарь Н.Э. Модульная технология обучения //Фізіка: праблемы выкладання Окунев А.А. Как учить не уча. СПб, с. 30. Запрудский Н.И. Технология пед. мастерских. Мн. Мозырь, с.

31. Пед мастерские: Франция- Россия / Сост. Э.С.Соколова. М.Новая школа, 1997,118 с. 32. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., с. 33. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, с. 33. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, с. 34. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.,1996, 112с. 35. Новые педагогические и информационные технологии/Под ред. Е.С. По- лат. М., с. 36. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения М.: ИНТОР с. 37. Цукерман ГА. Виды обобщения в обучении Томск: Пеленг с. 38. Школа самоопределения: первый шаг. Часть I и II. / Под ред. А.Н. Тубельского. М. 1991; Шаг второй. М.: Политекст, с. 39. Селевко Г. К. Саморазвивающее обучение. Ярославль: ИПК, с. 39. Селевко Г. К. Саморазвивающее обучение. Ярославль: ИПК, с. 40. Корнетов Г. Метод Монтессори // Частная школа Корнетов Г. Метод Монтессори // Частная школа Степихова В. Педагогика Френе в Швейцарии // Частная школа Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», с. 43. Унт И. Индивидуализация -дифференциация обучения М/ Педагогика с. 44. Уолш Кейт. Создание классов ориентации на ребенка: Практическое пособие. Мн: «Мет», с 45. Уолш Кейт Создание классов для 8 10-летних детей: Практическое пособие. Мн.: «Мет», с. 46. Образовательная система «Школа-2100». Педагогика здравого смысла. М.: «Баласс»,