ПРОЕКТ По биологии Здоровый образ жизни Выполнили: Андрианов Д.А. Маслов А.В. Ученики 9 класса Г Координатор проекта: Пигенешева А.А. Г. Чебоксары 2007.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Общие представления о здоровье Здоровье это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье - один.
Advertisements

Воспитание культуры здорового образа жизни Выполнил студент Группы 80201с Салимьянов Роман.
Методы и приемы формирования у школьников здорового образа жизни Колесникова З.П.
Здоровый образ жизни сложное, интегративное понятие, объединяющее в себе такие взаимосвязанные и взаимозависимые категории как «здоровье» и «образ жизни»
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
Автор проекта: Склифасовский Алексей ученик 10 класса «Б» ГБОУ СОШ 72 Руководитель проекта: Морозова Ирина Владимировна учитель информатики 1.
Здоровый образ жизни образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока.
Здоровый образ жизни. Презентацию подготовил Ученик 8 класса школы 67 Харитонов Севастиан.
Здоровый образ жизни. Здоровье – это важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.
«Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье.» Г.Гейне Здоровье в жизни человека играет важную роль. Здоровье – самое главное сокровище человека,
Здоровье и образ жизни Автор: к.м.н. Васильева Л.Э.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Руководитель: Голубина О. А. Жукова Н.А. Буторина К.В. ИЭ-IV-5.
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
Здоровый образ жизни и его составляющие Выполнила: Гибадуллина Элина 9 «Б» класс.
Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам. Сократ.
«Здоровый школьник» школьник». Понятие здоровья – единство а с п е к т о в з д о р о в ь я. соматического социального психологического интеллектуального.
Молодёжь за здоровый образ жизни Подготовила ученица 8 «Б» класса МОУ «СОШ 3 города Ершова Саратовской области» Фролова Елена.
Основы здоровья Тема2. Здоровье - самая большая ценность. 4 класс.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим,
Транксрипт:

ПРОЕКТ По биологии Здоровый образ жизни Выполнили: Андрианов Д.А. Маслов А.В. Ученики 9 класса Г Координатор проекта: Пигенешева А.А. Г. Чебоксары 2007 г.

Содержание. 1. Общие представления о здоровье………………………3 2. Здоровый образ жизни – главный фактор здоровья….4 3. Мотивация здорового образа жизни…………………….5 4. Мотивация спортивной деятельности………………… К здоровому образу жизни……………………………… Список используемой литературы……………………….9

1.Общие представления о здоровье Здоровье это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоро­вье - один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и эконо­ мического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе. По определению спе­циалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов. По мнению ведущих российских ученых, это определение неконкретно. Например, А.Г. Щедрина предлагает такую фор­мулировку: «Здоровье - это целостное многомерное динами­ческое состояние (включая его позитивные и негативные по­ казатели), которое развивается... в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человеку... Осуществлять его биологические и социальные функции». Анализируя эти формулировки, можно отметить, что первая из них рассматривает здоровье в статике, как нечто данное, т.е. здоровье или есть, или его нет. Второе определение представ­ляет здоровье в динамике, показывает, что здоровье формиру­ ется по мере развития организма; более того, в определении делается акцент на том, что здоровье генетически запрограммировано. А реализуется ли программа, зависит от конкретных биологических и социальных факторов (т.е. окружающей биологической среды и воспитания), под влиянием которых будет жить и развиваться человек. Очевидно, здесь речь идет о том, что здоровье хотя и имеет врожденные предпосылки (положи­тельные или отрицательные), однако формируется в течение длительного онтогенеза, начиная с момента оплодотворения яйцеклетки (зачатия). Современная концепция здоровья позволяет выделить его основные составляющие - физическую, психологическую и поведенческую. Физическая составляющая включает уровень роста и развития органов и систем организма, а также текущее состояние их функционирования. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную адаптацию человека к внешним условиям. Психологическая составляющая - это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно-эмоциональными, мыслительными и нравственно- духовными компонента­ми. Основой его является состояние эмоционально-когнитив­ ного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособ­ность и адекватное поведение человека. Такое состояние обусловлено как "биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями удовлетворения этих потребностей. Поведенческая составляющая - это внешнее проявление состоя­ния человека. Оно выражается в степени адекватности пове­дения, умении общаться. Основу его составляют жизненная позиция (активная, пассивная, агрессивная) и межличностные отношения, которые определяют адекватность взаимодействия с

внешней средой (биологической и социальной) и спо­собность эффективно трудиться. Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью молодежи. Поэтому главное для моло­дых людей быть здоровыми. 2. Здоровый образ жизни главный фактор здоровья По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье на 50-55% зависит от образа жизни человека, на 20-23% от наследственности, на 20-25% от состояния окружающей среды (эколо­гии) и на 8-12% от работы национальной системы здравоо­хранения. Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ). Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций. В основе любого образа, жизни лежат принципы, т.е. правила поведения, которым следует индивид. Различают биологические и социальные принципы, на основе которых формируется здоровый образ жизни. Биологические принципы: образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энергетически, укрепляющим, ритмичным, умеренным. Социаль­ ны е принципы; образ жизни должен быть эстетичным, нрав­ственным волевым, самоограничительным. В основу данной классификации положен принцип единст­ва индивидуального и общего, единства организма и среды биологической и социальной. В связи с этим ЗОЖ - это не что иное, как рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения поведенческих факторов. Перечислим основные из них: - культивация положительных эмоций, способствующих психи­ческому благополучию основе всех аспектов жизнедеятель­ности и здоровья; - оптимальная двигательная активность (ДА) - ведущий врож­денный механизм биопрогресса и здоровья; - рациональное питание – базисный фактор биопрогресса и здоровья; - ритмический образ жизни, соответствующий биоритмам – основной принцип жизнедеятельности организма; - эффективная организация трудовой деятельности – основная форма самореализации, формирования и отражения человеческой сущности; - сексуальная культура - ключевой фактор жизнедеятельности как адекватная и прогрессивная форма воспроизведения вида; - здоровое старение - естественный процесс плодотворного долголетия; - отказ от пагубных пристрастий (алкоголизм, наркомания, табакокурение и т.п.) решающий фактор сохранения здоровья. На практике реализация перечисленных форм поведения чрезвычайно сложна. Одной из главных причин этого следует признать отсутствие мотивации положительного отношения к своему здоровью и ЗОЖ. Дело в том, что в иерархии потребнос­тей, лежащих в основе поведения человека (например,

студента), здоровье находится далеко не на первом месте. Это связано с низкой индивидуальной и общей культурой российского обще­ства, что обусловливает отсутствие установки на примат (главен­ство) ценности здоровья в иерархии человеческих потребностей. Следовательно, формирование здоровья - это прежде всего про­блема каждого человека. Его следует начинать с воспитания мо­тивации здоровья и ЗОЖ, ибо эта мотивация является системообразующим фактором поведения. Иначе говоря, будет мотива­ ция (целенаправленная потребность) - будет и соответствующее поведение. 3. Мотивация здорового образа жизни. Приобщение человека к ЗОЖ следует начинать с формирова­ния у него мотивации здоровья. Забота о здоровье, его укреп­лений должна стать ценностным мотивом, формирующим, ре­гулирующим и контролирующим образ жизни человека. Образ жизни каждого человека определяет его представления о смысле жизни, отношение к окружающему миру, к себе, к своему здоровью. Доказано, что никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если всем этим не управляет осознанная мотивация здоровья. Мотивация здоровья формируется на базе двух важных принципов возрастного, согласно которому воспитание мотивации здоровья необходимо, начинать с раннего детства, и деятельностного, по которому мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т.е. формировать новые качества путем упражнений. Опыт оздоровительной деятельности и упражнения в ней создают соответствующую мотивацию (целенаправленную потребность) и установку (готовность к деятельности) на здоровье подобно тому, как «аппетит приходит во время еды». На основе этой осознанной мотивации формируется собственный стиль здорового поведения. Стиль здоровой жизни определяется разными мотивами. Назовем главные из них: мотивация самосохранения; человек не совершает того или иного действия, зная, что оно угрожает его здоровью и жизни. Например, человек не будет прыгать с моста в реку, если он не умеет плавать, ибо заведомо знает, что утонет; мотивация подчинения этнокультурным требованиям: человек подчиняется этнокультурным требованиям потому, что хочет быть равноправным членом общества и жить в гармо­нии с его членами. В течение длительной социальной эволю­ции общество отбирало полезные привычки, вырабатывало общество отбирало полезные привычки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов. Все это передавалось в определенном этносе от поколения к поколению в виде табу или традиций. Неподчинение требованиям рассматривалось как вызов обществу и подвергалось наказаниям. На­пример, исходя из гигиенических, эстетических и этических требований человека с раннего детства приучают отправлять свои физиологические потребности в определенных закрытых местах, специально для этого оборудованных; нарушение этих норм чревато негативными последствиями; мотивация получения удовольствия от здоровья: эта простая ге­доническая (наслажденческая) мотивация, ибо ощущение здоровья приносит радость. Чтобы испытать это чувство, человек стремится быть здоровым. Например, дети и подростки любят бегать прыгать, танцевать, так как эти занятия улучшают

кровообращение в организме, повышают обмен веществ, вызывают положительные эмоции, повышают настроение. Все это способствует формированию мотивации, побуждающей к максимизации двигательной активности такого характера, а позже к формированию интереса к систематическим занятиям танцами или физической культурой. По мере взросления эти занятия перейдут в привычку, которая непременно будет доставлять удовольствие, поскольку результатом будет не только хорошее настроение, но и физическое совершенство. Важно не переусердствовать в этом; мотивация самосовершенствования: выражается в осознании того что, будучи здоровым, можно подняться на более высо­кую ступень общественной лестницы. Эта мотивация весьма " существенна, для выпускников, средних и высших учебных заведений, когда необходимо быть конкурентоспособным, чтобы добиться высокого уровня общественного признания. У здорового выпускника больше шансов на успех; мотивация маневрирования: она сводится к, тому, что здоро­вый человек сможет по своему усмотрению изменять свою роль и свое местоположение в сообществе. Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую, он чувствует себя свободным незави­симо от внешних условий; мотивация сексуальной реализации формулируется так: «Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии». Сексуальная потенция мужчины и женщины находится в прямой зависимости от здоровья. А молодому человеку архиважно быть сексуально привлекательным; мотивация достижения максимально возможной комфортности, сущность которой сводится к тому, что здорового, человека не беспокоит, физическое и психологическое не­ удобство. Люди, у которых все мотивации одинаково значимы, встре­чаются крайне редко. 4. Мотивация спортивной деятельности Особое место в психологическом обеспечении спортивной де­ятельности занимает мотивация, побуждающая человека занимать­ся спортом. Известно, что спорт имеет много общего с понятием игра. Мотивы к игре заключены в ней самой. Человека влекут не какие-то внешние для игры обстоятельства, как, например, к трудовой деятельности, когда часто выполняемая человеком ра­бота лишь опосредованно служит удовлетворению его жизненных потребностей, доставляя ему средства, которые он может исполь­зовать на те или иные свои нужды, а непосредственно чувство удовлетворения, связанное с участием в игре. Так и к спорту че­ловек испытывает потребности, определяющиеся удовлетворени­ем, вызываемым самой спортивной деятельностью и успехами, достигаемыми в ней. Мотивы, побуждающие человека заниматься спортом, имеют свою структуру. I. Непосредственные мотивы спортивной деятельности 1) потребность в чувстве удовлетворения от проявления мы­шечной активности;

2) потребность в эстетическом наслаждении собственной кра­сотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкос­тью; 3) стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях; 4) стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы; 5) потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе. II. Опосредованные мотивы спортивной деятельности 1) стремление стать сильным, здоровым; 2) стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни; 3) чувство долга; 4) потребность в занятиях спортом через осознание социаль­ной важности спортивной деятельности. Мотивы спортивной деятельности отличаются динамично­стью проявлений. Действительно, в процессе длительных занятий спортом у одного и того же спортсмена наблюдается закономер­ная смена мотивов. А. Ц. Пуни на основании научно-практических исследований мотивов спортивной деятельности установил сле­дующую динамику развития мотивов, побуждающих к занятиям спортом. Начальная стадия занятия спортом. В этот период предпринима­ются первые попытки включиться в спортивную деятельность. Побуждающие мотивы: а) характеризуются диффузностью инте­ресов к физическим упражнениям (подростки начинают обычно заниматься не одним, а несколькими видами спорта); б) имеют непосредственный характер (занятия спортом нравятся, главная движущая сила любовь к физической культуре); в) связаны с условиями среды, благоприятствующими занятиям данным ви­дом спорта (популярность вида по месту жительства, интерес ок­ружающих людей); г) часто включают в себя элементы долга (обя­занность посещать уроки физической культуры, секции). Стадия специализации в избранном виде спорта. На этой стадии мотивами являются: а) развитие интереса к определенному виду спорта; б) стремление развить обнаруженные способности к оп­ределенному виду спорта; в) стремление к закреплению успеха; г) расширение специальных знаний, приобретение более высо­кой степени тренированности (выражается в стремлении к уста­новлению личных рекордов выполнение третьего разряда, вто­рого, первого и т.д.). Кроме того, спортивная деятельность стано­вится потребностью (на фоне привыкания к физическим нагрузкам необходимость испытывать их входит в привычку). Стадия спортивного мастерства. Здесь основные мотивы выра­жаются в стремлении: а) поддержать свое спортивное мастерство на высоком уровне и добиться еще больших успехов; б) служить своими спортивными достижениями Родине; в) содействовать раз­витию данного вида спорта, потребности передать свой опыт молодым спортсменам. Мотивы спортивной деятельности характе­ризуются ярко выраженной социальной направленностью и педа­гогическими стремлениями.

5. К здоровому образу жизни В настоящее время, пожалуй, любому грамотному человеку из­вестно, как сохранить здоровье. Борьба с факторами риска, предупреждение пе­ренапряжения нервной системы необре­менительны, реально доступны каждо­му и высокоэффективны. В них важную роль играют физкультура, правильное питание, рационально и разумно по­строенный режим жизни, режим труда и отдыха. Причем конечной цели мож­но достичь только при комплексном соблюдении всех рекомендованных пра­вил и систематическом, на протяжении всей жизни, выполнении профилакти­ческих мероприятий, считает доктор ме­дицинских наук Д. Аронов. В первую оче­редь к ним относится полный отказ от вредных привычек. Вникните в смысл этих слов: «вред­ная привычка». Они означают, что че­ловек осознанно и регулярно наносит себе вред. В самом деле, сейчас даже заядлым курильщикам известно, как влияет курение на их организм. Однако до поры до времени привычка оказы­вается сильнее доводов разума. А вот люди, уже приобретшие сердечно-сосу­дистые заболевания, охотно бросают курить сами. К сожалению, к правильно­му решению их подталкивает начавшая­ся болезнь. Решительно можно сказать: ничто так не восстанавливает силы, как сон. Человек может оставаться без воды несколько суток, без еды почти 2 меся­ца, без сна не более 3 4 суток. Сон не только наипервейшая потребность человека, но и самый эффективный, са­ мый быстрый, самый надежный регене­ратор жизненных сил. В наше время, когда темпы жизни и требования к устойчивости нервной си­стемы неизмеримо выросли, особенно важно не пренебрегать полноценным ночным отдыхом. В среднем людям с различными типами нервной системы, с различной нервной нагрузкой надо спать от 7 до 10 часов, не менее. Но, к сожа­лению, сейчас встречается немало стра­ дающих бессонницей и потому прибе­гающих к различным медикаментозным Большое значение здесь имеют на­выки, приобретенные в течение жизни. Установлено, что у каждого человека вырабатываются условные рефлексы. Если ложиться и вставать в одно и то же время, то в конце концов в этот час его будет клонить ко сну. При наруше­нии этого правила и тем более при его отсутствии засыпание и пробуждение происходят с трудом. Главной помехой сну служит интен­сивный умственный труд, особенно не­посредственно перед засыпанием. Мно­гим, наверное, приходилось отмечать, как долго не спится, если перед сном они были заняты интеллектуальной деятельностью. При этом нервная система пере­возбуждается, в результате резко нару­шаются тормозные процессы, и сон дол­го, иногда в течение всей ночи, не насту­пает. Поэтому рекомендуют прекратить всякие занятия умственные и физиче­ские за 23 часа до сна. Ужинать нужно также не позже этого времени. Недаром существует поговорка, что злей­шие враги кровати письменный и обе­денный стол. При бессоннице рекомендуется про­гуляться полчасика перед сном на све­жем воздухе, принять теплую (но не го­рячую!) ванну. Эти простые мероприя­тия могут оказаться полезными.

Используемая литература 1. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. – Краснодар, Джамгаров Т.Т., Румянцева В.И. Лидерство в спорте. – М., 1984