Обновление содержания образования Проект «Модель образовательного процесса «новой школы». Управление образования администрации Володарского муниципального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Advertisements

Районное родительское собрание О реализации сетевого проекта «Готовимся к ГИА и ЕГЭ успешно». Управление образования администрации Володарского муниципального.
Мониторинг готовности к проведению ЕГЭ.. информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения.
Методическая конференция ФГОС ООО как механизм обновления содержания основного общего образования.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Федеральные государственные образовательные стандарты и новые компетенции социального педагога.
1 Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы Зафиксированы требования к результатам : -метапредметным ( освоенные обучающимися.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
Роль психологической службы в реализации стандартов нового поколения Связь универсальных учебных действий с учебными предметами 9 февраля 2011 г.
Эффективные форма работы при подготовке к ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию 1. Организация информационной работы по подготовки учащихся к ЕГЭ, мониторинг.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Муниципальное образовательное учреждение «Большетарховская общеобразовательная средняя школа» 2008/2009 учебный год.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Методическое сопровождение введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в МОБУ « СОШ 1 им. А. П. Гайдара.
Проект Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в Вадском районе в Вадском районе.
Формирование функционального содержания деятельности методического объединения школы в условиях перехода на новые стандарты образования Разработчик проекта:
Муниципальная модель методического сопровождения ФГОС общего образования.
Транксрипт:

Обновление содержания образования Проект «Модель образовательного процесса «новой школы». Управление образования администрации Володарского муниципального района Информационно-диагностический кабинет г. Володарск 2010 г. Руководитель проекта: Бердникова Елена Георгиевна, методист ИДК высшей кв. категории

2 2 Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Проблемы России Стратегия 2020 Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

Актуальность (новое качество российского образования) Традиционная парадигма образования (формирование знаний, умений и навыков) Деятельностная парадигма образования (цель - развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности)

4 Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы Зафиксированы требования к : -метапредметным ( освоенные обучающимися универсальные учебные действия ( познавательные, регулятивные и коммуникативные ), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями ) ; - личностным ( готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально - личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества ; сформированность основ гражданской идентичности ); -предметным ( освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира )

Новые подходы к управлению образовательным процессом Функционирующая школа Функционирующая школа Развивающая и развивающаяся школа Развивающая и развивающаяся школа

Противоречия между возросшей потребностью теории и практики в повышении компетентности выпускника школы и отсутствием научно обоснованной концептуальной модели образовательного процесса «новой» школы; между необходимостью подготовки учителя к активизации образовательного процесса на основе метапредметного подхода и недостаточной теоретической разработанностью и методической обеспеченностью данного процесса.

Проблема проекта Как перейти от функционирующей школы к развивающей? Как обучать в новых условиях? Как обучить учителей работать но- новому, чтобы воспитать конкурентноспособную личность?

Цель и задачи проекта «Модель образовательного процесса «новой школы». Цель проекта заключается в разработке инновационной модели образовательного процесса « новой школы ». Задачи: Изучить теорию и технологию оперативного управления качеством образования в логике современных требований. Разработать методическое сопровождение разработки и оценки комплексно-целевой программы развития школы, образовательной программы ОУ. Оказание помощи руководителям в разработке комплексно-целевой программы развития школы, образовательной программы ОУ на основе принципов, лежащих в основе обновления деятельности современной школы. Разработать методическое сопровождение разработки авторской программы предметных и надпредметных курсов на основе метапредметного подхода в свете реализации требований ФГОС. Повышение профессиональной компетентности педагогов через внедрению в практику деятельностых технологий. Оказание помощи педагогам в проектирование образовательного процесса на основе результатов диагностики личности учащихся, направленный на максимальную индивидуализацию обучения, развитие исследовательской деятельности обучающихся, усиление творческого, самостоятельного начала в деятельности учеников на уроке. Создание и развитие организационно-методической системы качественной подготовки учащихся 9 и 11 классов к государственной итоговой аттестации (далее ГИА) и Единому Государственному экзамену (далее ЕГЭ).

Теоретическое обоснование Национальная стратегия - инициатива « Наша новая школа » Федеральные государственные образовательные стандарты Национальная стратегия - инициатива « Наша новая школа » Федеральные государственные образовательные стандарты Теория рефлексивного управления ( Г. П. Щедровицкий ) Изучение проблемы развития профессиональной компетентности педагогов Профессиональная компетентность – сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, С.Е. Шишов, А.В. Хуторской и др. Теория рефлексивного управления ( Г. П. Щедровицкий ) Изучение проблемы развития профессиональной компетентности педагогов Профессиональная компетентность – сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, С.Е. Шишов, А.В. Хуторской и др. Формирование компетентности ребенка по освоению новых ЗУН, на основе освоения универсальных способов деятельности ( А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я Гальперин ) Системно - деятельностный метод обучения ( Л. Г. Петерсон ) Формирование компетентности ребенка по освоению новых ЗУН, на основе освоения универсальных способов деятельности ( А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я Гальперин ) Системно - деятельностный метод обучения ( Л. Г. Петерсон )

Участники проекта Целевые аудитории Учащиеся Педагоги, психологи Педагоги, психологи Заместители директоров по УВР Заместители директоров по УВР Директора ОУ Директора ОУ Родители

Этапы проекта Подготовительный ( август - октябрь ) Основной ( ноябрь - апрель ) Заключительный ( май - июнь ) Изучение нормативно - правовой базы, современных технологий, технологий проектирования программ Разработка программ, апробация и внедрение в практику деятельностных технологий Определение готовности педагогов к внедрению ФГОС, презентация программ, определение результативности сдачи ЕГЭ и др.

Структура проекта «Модель образовательного процесса «новой школы». Цель подпроекта : разработать программу и технологию системы работы школы в условиях обновления содержания образования ; выявить и создать условия для формирования и развития инновационных процессов в школе. Подпроект 1. «Разработка комплексно-целевой программы развития образовательного процесса в условиях обновления содержания образования». Подпроект 2. « Учитель новой школы ». Цель подпроекта: обеспечение эффективного сопровождения деятельности педагога в условиях нового Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС). Подпроект 3. « Готовимся к ГИА и ЕГЭ успешно ». Цель подпроекта: создание и развитие организационно-методической системы качественной подготовки учащихся 9 и 11 классов к государственной итоговой аттестации (далее ГИА) и Единому Государственному экзамену (далее ЕГЭ).

Подпроект 1. «Разработка программы развития образовательного процесса в условиях обновления содержания образования». МероприятияСрокиОтветственные Практико-ориентированный семинары Проведение проблемно-ориентированного анализа образовательного процесса. Технология проектирования программы развития ОУ: от анализа к рефлексии. Технология проектирования образовательной программы ОУ (НИРО) для директоров и заместителей директоров по УВР. октябрь НИРО Разработка административной группой программы развития ОУ. Работа в режиме консультаций. ноябрь- март Специалисты НИРО Семинар «Управление качеством образования в ОУ по результатам» декабрьМОУ СОШ 53 Презентации образовательных продуктовапрельБердникова Е.Г., методист ИДК

Подпроект 2. «Учитель новой школы». Информационно - методическое сопровождение внедрения ФГОС начального общего образования Развитие профессиональной готовности педагога к обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам. Реализация различных форм ( от однопрофильного класса до классов по индивидуальным учебным планам ) профильного обучения. Обучение педагогов разработке авторских метапредметных программ. Изучение и разработка метапредметных уроков в контексте системно- деятельностного метода обучения.

Информационно-методическое сопровождение внедрения стандартов второго поколения МероприятияСрокиОтветственные Постоянно действующий семинар «Стандарты второго поколения для начального общего образования». «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования». Сентябрь- октябрь Кустова Т.Н.., методист ИДК Постоянно действующий семинар «Теоретико-методические основы формирования УУД у младших школьников». ноябрь Кустова Т.Н.., методист ИДК Постоянно действующий семинар «Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования». январь Кустова Т.Н.., методист ИДК Постоянно действующий семинар «Сравнительный анализ примерных программ ФГОС и программ, реализуемых в ОУ» февраль Кустова Т.Н.., методист ИДК Постоянно действующий семинар «Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования » февраль Кустова Т.Н.., методист ИДК Постоянно действующий семинар «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» - март; март Кустова Т.Н.., методист ИДК Постоянно действующий семинар «Организация внеурочной деятельности в начальной школе» апрель Кустова Т.Н.., методист ИДК Постоянно действующий семинар «Готовность ОУ к введению ФГОС».майКустова Т.Н.

МероприятияСрокиОтветственные Практико-ориентированный семинар «Технология разработки авторской программы учителя предметного и надпредметного курса» для педагогов на базе ЛАПО. сентябрь Бердникова Е.Г.., методист ИДК Семинар-консультация «Профессиональное и личностное саморазвитие педагога через проектирование авторских программ предметных и надпредметных курсов. октябрь Бердникова Е.Г.., методист ИДК Публичная презентация авторских программ предметных и надпредметных курсов на Методическом Совете. ноябрь Бердникова Е.Г.., методист ИДК Постоянно действующий семинар Исследовательская деятельность как основа обновления содержания образования. Требования к исследовательским работам. Алгоритм разработки. декабрь Бердникова Е.Г.., методист ИДК Защита авторских программ предметных и надпредметных курсов (НИРО). январь Бердникова Е.Г.., методист ИДК Практико-ориентированный семинар «Деятельностные технологии как условие развития метапредметных знаний учащихся» для педагогов (ЛАПО). февраль Бердникова Е.Г.., методист ИДК Научно-практический семинар «Метапредметный подход в образовании: теория и практика» (школа53 Бердникова Е.Г.) для зам. директоров по УВР. февральБердникова Е.Г.., методист ИДК Деятельностные технологии как основа обновления содержания образования

Подпроект 3 «Готовимся к ЕГЭ и ГИА» Организация информационной работы по подготовке всех участников образовательного процесса к ЕГЭ и ГИА Организация формирования предметной готовности к ЕГЭ и ГИА всех участников образовательного процесса Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА

Информационная работа по подготовке всех участников образовательного процесса к ЕГЭ и ГИА Содержание информационной деятельности по вопросам ЕГЭ ПедагогиУчащиесяРодители 1. Изучение нормативно - правовой документации по ГИА и ЕГЭ. 2. Информирование о ходе подготовки к ГИА и к ЕГЭ, обсуждение результатов пробных ЕГЭ. 3. Составление плана – графика подготовки обучающихся к ЕГЭ и ГИА, информирование об этом педагогов 1. Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся: правила поведения на экзамене; правила заполнения бланков; расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет). 2. Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ. 3. Проведение занятий по тренировке заполнения бланков. 4. Проведение собрания выпускников по школам района: * о порядке окончания учебного года; * об учёте результатов ЕГЭ при выставлении итоговых отметок; * об организации приёма и рассмотрения апелляций по результатам ЕГЭ; * об организации выдачи свидетельств о результатах ЕГЭ; * о правилах приёма в вузы и ссузы; * о сроках вступительных испытаний в вузы и ссузы в форме и по материалам ЕГЭ. 1.Родительские собрания по классам (в течение года): информирование родителей о процедуре ЕГЭ, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов, информирование о ресурсах Интернет, о результатах пробных ГИА и ЕГЭ, пунктах проведения экзамена. 2. Индивидуальное консультирование родителей(кл.руководители, педагог-психолог).

Содержание деятельности по формированию предметной готовности участников образовательного процесса к сдаче ЕГЭ. Формированию предметной готовности Педагоги Учащиеся 1. Участие обучающихся в курсовой подготовке в рамках сетевого взаимодействия, организованного на базе опорных школ 53, Контрольные срезы ( по плану ) в разных формах ( контрольная работа, тест и др.). 3. Пробные экзамены по предметам. 4. Контроль текущих оценок по предметам, по которым сдают ЕГЭ. 5. Привлечение ресурсов дистанционного обучения. 6. Имитационная игра « Выпускник - абитуриент ». 1. Разработка и сертификация авторских программ по подготовке к ЕГЭ по математике, русскому языку, и др. предметам (НИРО). 2.Корректировка учебных планов по предметам. 3. Организация консультативной помощи учителями – предметниками. 4. Анализ результатов диагностики учебных достижений выпускников в соответствии с их реальными учебными возможностями. 5. Обучение на курсах ПК на базе ДПИ НГТУ, НИРО НГПУ и др.

Психологическая подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ. Знакомство с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации. Отработка навыков уверенного поведения. Тренинги по развитию чувства эмпатии, внимания к себе и доверие к окружающим, навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы. Оказание помощи в осознании собственной ответственности за поступки, анализе своих установок. Обучение навыкам конструктивного взаимодействия.

Возможные риски и способы их преодоления Риски Нежелание административных работников и педагогов работать по - новому, заниматься исследовательской деятельностью, изучать и внедрять в практику новые инновационные технологии обучения. Риски Нежелание административных работников и педагогов работать по - новому, заниматься исследовательской деятельностью, изучать и внедрять в практику новые инновационные технологии обучения. Причины отсутствие стимулирования педагогической деятельности, сложившийся стереотип педагогической деятельности на основе репродуктивного изложения материала, личностные особенности педагога, др. Причины отсутствие стимулирования педагогической деятельности, сложившийся стереотип педагогической деятельности на основе репродуктивного изложения материала, личностные особенности педагога, др. Способы преодоления выявление профессиональной компетентности педагогов, разработка маршрута профессионального роста педагога, проведение убедительной разъяснительной работы. Способы преодоления выявление профессиональной компетентности педагогов, разработка маршрута профессионального роста педагога, проведение убедительной разъяснительной работы.

Ресурсная база проекта Кадровые ресурсы: методисты ИДК: Бердникова Е.Г., Кустова Т.Н., Паникарова Е.В.; специалисты УО, педагоги лаборатории актуального педагогического опыта, педагоги проблемно-творческой группы начальных классах, педагоги-психологи ОУ. Информационные ресурсы: Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Рабочая тетрадь для специалистов начального образования/Составители Тивикова С.К., Яшина Н.Ю., Одегова В.Ф., Бондарева И.И., Морозова Н.Н., Мохова И.Н., Приятелева М.К. – Н.Новгород: ГОУ ДПО НИРО, Третьяков П.И. Школа: Управление качеством образования по результатам. 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Издательство «УЦ «Перспектива», Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений в образовательной системе «Школа 2000…». Материально-технические: компьютерный класс с локальной сетью, мультимедийная установка, интерактивная доска, интернет-ресурсы. Методические: Технология системно-деятельностного метода обучения, «Технология проектирования», «Технология исследовательской деятельности», «Технология создания мультимедийных презентаций в программе Power Point» Ресурсы НИРО

Ожидаемые результаты Разработан механизм информационно - методического сопровождения обновления содержания образования. Освоение нормативно - правовой документации, учебных программ, учебников стандартов второго поколения начального образования. Развитие умений проектирования образовательного процесса в контексте системно - деятельностного подхода, внедрение в практику метапредметный урок. Освоение технологии проектирования : Программы развития ОУ, образовательной программы ОУ, авторской программы предметных и метапредметных курсов. Получение соответствующих образовательных продуктов и их сертификация. Развитие исследовательской культуры педагога и вовлечение школьников в научно - исследовательскую деятельность на основе сотрудничества. Динамика уровня самостоятельности, креативности, ответственности руководящих и педагогических работников. Повышение уровня базовых компетентностей и функциональной грамотности руководящих работников и педагогов, что предусматривает оценку их способности к решению различных проблем в предметном и метапредметном плане.