Ф. А. Блинов Работу выполнила: Ученица 9 «Б» класса Базарно-Карабулакской МБОУ «СОШ 2» Зеленова Анастасия
Федор Абрамович Блинов родился 25 июля 1831 года в семье старообрядцев, живших в селе Никольское Черкасского уезда Саратовской губернии. Вскоре младенца крестили. Совершив таинства крещения, местный дьячок нацарапал мелким почерком в метрической книге : Федор. Родители деревни Никольской ( графа ) Уварова временнообязанный крестьянин Федор Абрамов Блинов и законная жена его Матрена Афанасьевна, оба православного исповедования.... Село Никольское. Современный вид.
Обычное крестьянское детство того времени - работа с малых лет, барщина на помещика. С техникой впервые познакомился, работая с отцом в кузнице. Тогда-то и возник его интерес к технике, желание познакомиться с ней на практике. Где в то время проще всего мог реализовать это желание крестьянский парень из приволжской деревни? Конечно же на Волге, по которой ходят красавцы пароходы - чудеса техники!
Получив у помещика «вольную», Блинов отправляется на Волгу. Поступил на пароход «Геркулес», на котором служил почти четверть века. По всему волжскому пароходству он слыл опытным механиком, способным не только отремонтировать оборудование, но и улучшить любую машину, изготовить сложную деталь. Однажды, когда лопнул гребной вал, и все считали, что нужен новый, Блинов предложил неожиданное решение - разрезать вал на две части, чтобы паровые машины раздельно приводили гребные колеса. Это значительно ускорило ремонт и улучшило маневренность - «Геркулес» мог свободно поворачиваться даже на месте, выключая одну из машин. Волжский пароход Первое изобретение Ф. Блинова
В начале 1877 года, скопив небольшие деньги, Блинов возвращается в родное Никольское. Он решил заняться свободной творческой деятельностью - мечтает построить «самоход», который облегчил бы крестьянский труд на пахоте и во всякого рода перевозках. В 1877 году Федор Абрамович изобретает «вагон» на гусеничном ходу. Реконструкция вагона.
В 1878 году купец Канунников, рассчитывая на прибыли от внедрения гусеничного хода, вошел с ходатайством в Департамент торговли и мануфактур с прошением о выдаче Блинову привилегии, каковая за 2245 и была получена год спустя. Вводная часть гласила: «Привилегия, выданная из Департамента торговли и мануфактур в 1879 году крестьянину Федору Блинову, на особого устройства вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам...»
В начале 1880 года Федор Абрамович переезжает в уездный город Вольск, где устраивается механиком на цементный завод с условием, что ему предоставят возможность построить «вагон». Одновременно он занимается устройством городского водопровода и по заказам купцов проектирует быстроходные речные буксиры. Летом 1880 года «вагон» построен, и Блинов испытывает его на пахоте, грунтовых дорогах и даже на болотистой местности.
Осенью 1881 года Блинов переезжает в село Балаково Саратовской губернии, неподалеку от Вольска. Село Балаково Дом Ф. Абрамова на улице Никольской. Современный вид.
Там он организует ремонтные мастерские и приступает к строительству «самохода» - трактора на гусеничном ходу. Одновременно выполняет многочисленные заказы по ремонту и изготовлению сельскохозяйственного инвентаря. В 1887 году Блинов арендует небольшой чугунолитейный завод «Благословление», на котором налаживает широкий выпуск пожарных насосов. Пожарный насос Блинова. Ныне один экземпляр хранится в Музее истории города.
В 1888 году первый образец «самохода» был изготовлен. Он имел устройство, аналогичное «вагону», но вместо пароконной упряжки был установлен паровой котел на шесть атмосфер, работавший на нефти. Котел приводил в движение две тихоходные паровые машины мощностью лошадиных сил при 40 оборотах в минуту. Каждая гусеница приводилась отдельно. Поворот «самохода» обеспечивался выключением или включением соответствующей машины. Впервые самоход был испытан на улицах Балаково.
В 1889 году «самоход» был показан в работе на сельскохозяйственной выставке в Саратове. В 1896 году его улучшенная конструкция демонстрировалась на Нижегородской промышленной и художественной выставке. Блинов получил на выставке серебряную медаль... за пожарный насос и похвальную грамоту за «самоход». Награда Ф. А. Блинова 1896 года. Экспозиция Вольского краеведческого музея, посвященная Блинову.
Потеряв всякую надежду на помощь российских капиталистов в производстве гусеничных тракторов, вернувшись с выставки, Блинов решил открыть сам такой завод в Балакове. Блинов начал строить опытный образец нефтяного двигателя. Существует поверье, что идея собственной модели калоризаторной нефтянки пришла ему во время богослужения в церкви Единоверческой. Глядя на кадило, которым помахивал священник Лев Саблин, Блинов сообразил, что вместо наружного, раскаленного докрасна калоризатора можно использовать раскаленные угли, он тихонько вышел из церкви и поспешил домой. Служба в Балаковском храме.
Балаковская нефтянка Здание Балаковского техникума. Построено на месте завода Блинова. Изобретение нового типа четырехтактного двигателя внутреннего сгорания, работающего на сырой нефти, дало право Блиновым открыть на рубеже XIX и XX веков новое производство: Фабрика нефтяных двигателей и пожарных насосов Благословение Порфия Федоровича Блинова. Фабрику Блинов - сын построил рядом с механическим заводом Ф.А. Блинова.
Часто на заводе и жил сам изобретатель, особенно когда проектировался новый вариант гусеничного трактора. Но воплотить в металле гусеничный трактор с двигателем внутреннего сгорания Блинову помешали болезнь...Перед смертью Федор Абрамович был в полном сознании. Сын Порфирий наклонился к отцу, который с любовью и надеждой посмотрел ему в глаза. Прошу, Проня, дострой самоход с новым двигателем. Пусть на нем стоит блиновская марка. Там, где он появится, будет жива в народе память обо мне...
Однажды в беседе с будущим последователем идеи тракторизации России учеником Яшей Маминым Блинов произнес пророческие слова: Не поняли меня купцы, не поняли, над чем я работаю, но если доживешь, Яша, то увидишь, какое колоссальное дело будет выполнено этими машинами. Пророчество Блинова сбылось. Еще при жизни Я.В. Мамина (уже в 1938 году) Советский Союз вышел на первое место в мире по выпуску гусеничных тракторов. В годы Великой Отечественной войны выпускались танки Т-34. Так, спустя полвека восторжествовала в широком масштабе идея волжского механика- самоучки Федора Абрамовича Блинова и его учеников-последователей, вписавших первую и главную строку в историю гусеничного трактора.
«Я русский мужик, думал и делал для России». Творец русского трактора с гусеничным ходом Федор Абрамович Блинов предвосхитил появление подобных тягачей и тракторов, получивших распространение лишь в XX в. Памятник Ф.А. Блинову. Установлен в селе Никольском Вольского района Саратовской области Мемориальная доска. Город Балаково Саратовской области.