Песенное искусство ранней традиции восходит к древней финно-угорской музыке, многие родственные черты в интонационно-ладовом строе, метроритмической структуре.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Игринская средняя общеобразовательная школа 4» Национальные костюмы удмуртов Сиитова Галина Алексеевна Учитель.
Advertisements

Удмурты финно-угорский народ, проживающий в Удмуртской Республике, а также в соседних регионах. Говорят на русском языке и удмуртском языке. По переписи.
1. Инновации в жизни и деятельности населения в кон. 18-нач.19 вв. Увеличение числа городского населения; Возрастание торговых связей Удмуртии с другими.
УДМУРТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНОСТЬ. Удмуртская национальность.
Удмуртский народный костюм Реконструкции художника-этногрофа, кандидата исторических наук Л.Молчановой Презентацию подготовила учитель ИЗО Косолапова.
Народный костюм Работу выполнили: Приварин Даниил, Климова Дарья, Смоленцева Аня.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ.
Выполнила ученица 8 Ф класса МАОУ « Лицей 4» г. Чебоксары Салмина Мария Музыка первой половины XIX века.
Выяснить, как влияют особенности русского народного костюма на создание и стилизацию современной одежды Изучить историю русского народного костюма; Выявить.
Цель проекта: Цель проекта: Познакомить одноклассников с национальными костюмами народов России Задачи: Задачи: 1.Узнать какие цвета и элементы присутствуют.
Подготовила Цыганова О.С.. Культурно-познавательная компетентность: способность интегрировать полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения.
БАШКИРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ Ишмурзина Арина студентка 2 курса Благовещенского многопрофильного профессионального колледжа.
Выставка моделей одежды (в миниатюре) «Русский исторический костюм периода XI – XIXв.в.» Автор: педагог дополнительного образования Демина Елена Алексеевна.
НАРОДЫ МИРА УЗБЕКИ. Узбеки – самый многочисленный народ в Центральной Азии. Узбеки являются основным и коренным народом Узбекистана. Большое количество.
Национальная мужская одежда была однотипна для всего калмыцкого населения, каких- либо особых различий не отмечалось. Нательное белье мужчины состояло.
Одна из народностей среднего Урала Марийцы Воспитатель МАДОУ 358: Катрухина О. С.
Гожан 2009 МОУ « Гожанская основная общеобразовательная школа Выполнили: Исламов Кирилл, Мерзляков Антон, Гиляурова Виктория. Руководитель: Кусаинова Екатерина.
Нравы жителей Панамы. Традиционные костюмы в Панаме Костюм у панамских крестьян состоит из белой широкой рубахи (камисилья), штанов, шляпы, сандалей.
БЫТ И ОБЫЧАИ
Выполнила ученица 8 класса В МАОУ СОШ 22 Илюхина Мария.
Транксрипт:

Песенное искусство ранней традиции восходит к древней финно-угорской музыке, многие родственные черты в интонационно-ладовом строе, метроритмической структуре сближают его с музыкой коми. Удмуртская народная музыка основана на диатонических ладах, в ней широко используется пентатоника.

Мелодика наиболее ранних из дошедших до нас песен - декламационная, носит суровый, сдержанный характер, диапазон напевов небольшой (в объёме терции), песни исполняются в низком регистре. В удм. песенном фольклоре имеется ряд местных разновидностей: южно- удмуртская короткая песня, северо- удм. песня- импровизация и др.

Именно удмуртская народная песня с ее многовековыми традициями стала одним из самых мощных питательных истоков для хоровой музыки малых форм. Национальная музыкальная культура Удмуртии имеет древнее происхождение. В течение длительного исторического периода она развивалась в рамках устного народного творчества, достигшего большого художественного разнообразия.

Одним из новых коллективов, появившихся в 90-е годы XX века стал Удмуртский театр фольклорной песни «Айкай». По легенде Айкай - это имя удмуртской девушки, которая в давние времена встала на защиту своего племени от свирепого Уйшора - северного ветра. Основной творческой задачей этот ансамбль считает возрождение забытых образцов народной песенной культуры, украшений, костюмов и стремление показать это в ярко-зрелищной театрализованной форме. Научно обоснованная программа дает представление зрителю о песенно- танцевальной культуре удмуртского народа и его быте.

Театр песни «Айкай» не подразделяется на вокальную, оркестровую и танцевальную группы: в коллективе осуществляется полная взаимозаменяемость, что говорит о достаточно высоком профессионализме артистов. Репертуар этого театра состоит из удмуртских, татарских, марийский, русских, венгерских песен в сочетании с танцами и хороводами этих народов.

«Танок» - носитель местной народно-певческой традиции. В репертуаре ансамбля есть прекрасные образцы песенного и танцевального творчества удмуртов - это удмуртские частушки и песни

Выезжая за пределы Удмуртии, ансамбль расширяет национальные блоки концертной программы, а у себя на родине упор делается на звучание русского репертуара. Поначалу в него входили такие русские песни, как «Ой, при лужке», «По полю», «Вниз по морю». Позднее появилась возможность использовать местный материал. Студенты ездили в фольклорные экспедиции, записывали, расшифровывали песни, затем аранжировали и разучивали в ансамбле. Так в репертуаре ансамбля появились русские песни «По гороньке гуляла», «Не кукуй, кукушка», «Пошли девушки», «Береза девушкам приказывала». Поиск студентами репертуара по аудиозаписям и изданным сборникам песен привели к появлению в концертной программе ансамбля нескольких блоков, представляющих Россию во всем ее многообразии.

Большое значение в сохранении образцов традиционной удмуртской культуры имеет творчество ансамбля «Эктон корка» (в переводе с удмуртского «Дом танца»). Это студия традиционного танца, которая была основана в декабре 1997.

Для этого коллектива характерны разные формы творческой деятельности: концерты, программы, вечера, где собираются все желающие и в свободной форме в любой фольклорной ситуации исполняют песни и танцы. Коллектив не стремится к возрождению фольклорных образцов в том варианте, в каком они бытовали раньше, так как аутентичный фольклор - это фольклор общества, находящегося на традиционной ступени развития. Отличительная особенность этого коллектива состоит в наличии разных жанровых направлений. В частности, «Эктон корка» работает в жанре сценической обработки фольклорной песни и танца, что выражается в максимальной приближенности к оригиналу. Исполнению танцев, музыкальному сопровождению, костюмам артистов и общей атмосфере фольклорных действ и концертов «Эктон корка» присущ яркий национальный колорит.

Главными направлениями в деятельности рассмотренных концертно- театральных коллективов являются, во-первых, изучение фольклорных произведений. Во-вторых, приобщение к изучению фольклора молодого поколения. Если в сельской местности еще можно говорить о передаче традиционных представлений от старшего поколения к младшему, то в городской среде интерес представляют, в большинстве своем, эстрадные или авангардные аранжировки фольклорных произведений. В-третьих, - интерпретация фольклорного материала. На данный момент можно выделить коллективы, стремящиеся к этнографически точному воспроизведению фольклорных произведений («Эктон корка», «Айкай») и коллективы, которые представляют произведения народной культуры в художественно-сценической обработке («Танок»).

Северо-удмуртский женский костюм включал рубаху (дэрем), с прямыми рукавами, вырезом, съёмный нагрудник, халат (шортдэрем), опояску. Одежда белая. У южных белая одежда была ритуальной, бытовая цветной, украшенной. Это та же рубаха, безрукавка (саэстем), или камзол, шерстяной кафтан. Обувь узорные чулки и носки, башмаки, валенки, лапти (кут).

Северноудмуртский женский костюм состоял из белой туникообразной холщовой рубахи со съемным вышитым нагрудником, поверх рубахи одевался холщовый белый халат с поясом и передник без грудки.

Одежда южноудмуртских женщин включала рубаху, поверх которой надевали сшитый в талию камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой, под рубахой носились штаны. Поверх этой одежды женщины носили шерстяные и полушерстяные кафтаны и овчинные шубы.

Женское нагрудное и черезплечное украшение южных удмуртов конца XIX- начала XX века: Женщина в головном уборе "айшон". Начало XX в. Костюм девичий. Северные удмурты. Нижняя Вятка. Нач.ХХ в. Костюм невесты. Северные удмурты. Нижняя Вятка. Нач.ХХ в.

Костюм невесты. Бесермяне. Глазовский уезд Вятской губернии. Нач.ХХ в. Костюм женский праздничный. Северные удмурты. Нижняя Вятка. Нач.ХХ в.

Мужская одежда состояла из рубахи- косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником, ее носили с плетеным или кожаным поясом, пестрядинных штанов на кожаном или шерстяном поясе, головными уборами были валяная шляпа или овчинная шапка, а обувью – лапти, сапоги, валенки. Мужчины носили кожаную сумку (тылдурсы) с огнивом, трутом и другими вещами. Верхней мужской одеждой были белый холщовый халат или отрезной по талии суконный зипун, а также овчинная шуба.

В питании удмурты сочетали мясную и растительную пищу. Собирали грибы, ягоды, травы. Супы (шыд) разные: с лапшой, грибами, крупой, капустой, уха, щи, окрошка с хреном и редькой. Молочные продукты ряженка, простокваша, творог. Мясо вяленое, печёное, но чаще отварное, а также студень (куалекьясь) и кровяные колбасы (виртырем). Типичны пельмени (пельнянь хлебное ухо, что говорит о финно- угорском происхождении названия), лепешки (зыретэн табань и перепеч), блины (мильым). Хлеб (нянь). Из напитков популярны свекольный квас (сюкась), морсы, пиво (сур), медовуха (мусур), самогон (кумышка).

ПЕРЕПЕЧ

В XVIII веке удмуртский песенный фольклор достиг большого художественного многообразия. Ведущим стал жанр лирической песни, образы и композиционные приемы которой в значительной степени послужили фундаментом профессиональной песенной поэзии, а мелодика стала источником первых советских массовых песен, создаваемых композиторами Удмуртии, что так или иначе нашло свое отражение в хоровой миниатюре. В начале XIX века в национальном фольклоре появляются социальные и вольнолюбивые мотивы. Широкое распространение получают революционные песни, а также лирические песни- размышления (малпаськон), интонационные черты которых до сих пор обнаруживаются в хоровой миниатюре современных композиторов республики. Такое глубокое проникновение авторов в народное творчество и стремление наиболее полно отразить в музыке национальные черты оказало влияние на хоровые сочинения малых форм

Из фольклора удмуртами созданы мифы, легенды, сказки (волшебные, о животных, реалистические), загадки. Главное место занимает лирическое песенное творчество. Эпический жанр не развит. Существует народное музыкальное и танцевальное творчество. Танцы самые простые хождение по кругу с танцевальными движениями (круген эктон), парный перепляс (ваче эктон), есть танцы втроем и вчетвером.

Исторические музыкальные инструменты: гусли (крезь), варган (ымкрезь), свирель и флейта из стеблей трав (чипчирган, узьы гумы), волынка (быз) и др. В наше время их вытеснили балалайка, скрипка, гармонь, гитара.

Удмуртская хоровая музыка на современном этапе – интересная, творчески совершенствующаяся область национального музыкального искусства. Она наследует и обогащает национальную, отечественную, западную традиции хоровой культуры, органично впитывает перспективные достижения музыки ХХ века. Процесс развития удмуртской музыкальной культуры не может быть остановлен, так как ее неисчерпаем источником является синтез сокровищницы профессионального искусства западноевропейских и русских композиторов и непререкаемых ценностей национального фольклора.