Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» и Плана мероприятий по ее реализации Министерство охраны окружающей среды Республики.
Advertisements

Переход к «зеленой» экономике в Казахстане Булат К. Есекин Руководитель рабочей группы «Зеленый Мост», Внештатный советник Министра ООС РК.
AES УСТЬ – КАМЕНОГОРСКАЯ ТЭЦ ОПЫТ РАБОТЫ АО « AES УСТЬ – КАМЕНОГОРСКАЯ ТЭЦ» (КАЗАХСТАН) ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ МОНИТОРИНГУ И ОТЧЕТНОСТИ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ.
1 Приоритеты и особенности региональной политики при внедрении «зеленых» принципов экономического развития Павлодар, 27 сентября 2013 года.
Подходы к организации государственной поддержки деятельности по сокращению выбросов парниковых газов.
Агентство Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства О текущем состоянии и перспективах развития системы управления.
Июнь 2010 Численность населения мира Каждое десятилетие в среднем численность населения мира увеличивается на 16,9% При этом каждый родившийся человек.
Стратегические подходы в области обращения с ТБО Национальная стратегия и план внедрения Зульфира Зикрина Астана, 30 марта 2011.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ В РОССИИ 1 Кирюшин Петр Алексеевич Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор Бобылев.
2011 год Концепция развития системы санитарной очистки Московского региона от отходов производства и потребления ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Энергетическая безопасность как основной приоритет ЭС-2030 «Энергетика и Стратегия национальной безопасности России» Круглый стол Комитета Госдумы по науке.
Экономическая политика России на рынке экологических товаров и услуг Соловьева София Взаимосвязь между развитием торговли и сохранением окружающей среды.
Москва Декабрь 2011 года Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию ЖКХ Предложения по основным направлениям деятельности Фонда на период.
Меры по совершенствованию бизнес-среды в Стратегии развития агропромышленного комплекса Кыргызской Республики до 2020 года» МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА.
Перспективы развития энергетики Украины до 2030 года
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
ЭКОНОМИЯ И БЕРЕЖЛИВОСТЬ – ОСНОВА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЛАРУСИ (ДИРЕКТИВА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 14 ИЮНЯ.
Проект по созданию мусороперерабатывающего завода в городе Караганды и городах спутниках.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
Транксрипт:

Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан

1 Затраты воды на орошение (м 3 /т) В стратегии существующие цели по ключевым секторам экономики дополнены целями по переходу к Зеленой Экономике (1/2) Сельское хозяйство Производительность труда в сельском хозяйстве Увеличение в 3-4 раза Ликвидация дефицита водных ресурсов на уровне бассейнов Максимально быстрое покрытие дефицита по бассейнам (к 2025 г.) К 2030 отсутствие дефицита по каждому бассейну Водные Ресурсы Упразднить дефицит водных ресурсов на национальном уровне К 2020 обеспечить водой население К 2020 обеспечить водой сельское хозяйство Решить раз и навсегда проблемы водоснабжения Урожайность пшеницы (т/га) 1,42,0 Энергоэффек- тивность Снижение энергоемкости ВВП от уровня 2010 г. 30%50%25% (10% к 2015 г.) Дополнительные цели Сектор Описание цели

2 Санитарное хранение мусора ~95% Доля переработанных отходов 40%50% Снижение относительно текущего уровня выбросов СО2 в электроэнергетике Уровень 2012 года-15%-40% В стратегии существующие цели по ключевым секторам экономики дополнены целями по переходу к Зеленой Экономике (2/2) 1 СЭС, ВЭС, ГЭС, АЭС 2 С переводом ТЭЦ в крупнейших городах на газ Дополнительные цели Выбросы SOX, NOX в окружающую среду Европейский уровень выбросов Загрязнение воздуха Сектор Описание цели Газовых электростанций Газификация регионов 30% Покрытие населения вывозом ТБО 100% Утилизация отходов Электроэнер- гетика Доля в выработке электроэнергии: Альтернативных 1 источников Солнечных и ветряных: не менее 3% к 2017 г. ~30%50% 25% 2 Северные и Восточные обл. 20% 2 Акмолинская и Каргандинская

3 Дефицит воды в объеме 13,6 млрд. м 3 может быть закрыт за счет внедрения 4 блоков мер, и 2 вспомогательных механизмов ~0,1-0,3 Эффективность в промыш- ленности ~1,5-2 Эффективность в сельском хоз-ве Дефицит водных ресурсов в 2030 Рычаги увеличения водных ресурсов Эффективность в комм. хоз-ве Закрытие дефицита водных ресурсов в 2030 г. Млрд. м 3 Общие инвестиции/гос. инвестиции Млрд. долл. США Вспомога- тельные механизмы Улучшение системы управления водными ресурсами на уровне страны и бассейнов для обеспечения эффективной совместной работы по всем секторам Определение квот на воду или приближение тарифов к полной стоимости воды, пересмотр субсидирования для поощрения внедрения технологий водосбережения ИСТОЧНИК: интервью, определение будущего нашей воды (Charting Our Water Future); анализ рабочей группы 1 Эффект и затраты требует проведения подробного анализа 2 Не включает капитальные затраты на внедрение энерго-сберегающих технологий (~40% эффекта) * Переговоры об объемах трансграничных рек * Дополнительные рычаги 1 – Инфраструктура для орошения 1 – Дамбы и резервуары – Использование подземных вод * Устранение протечек и потерь в домах и магистралях * Контроль за давлением и напором воды * Стандарты бытовой техники в плане водосбережения 6,3/3,1 4 2,0/0,13 2 0,12/0,02… * Внедрение водосберегающих технологий орошения (капельное, спринклерное, использование удобрений) * Изменение состава выращиваемых культур – переход на имеющие большую добавленную стоимость и менее водо-интенсивные – отказ от риса и хлопка в пользу овощей и парников * Снижение потерь в системах орошения и транспортировки * Улучшение водосбережения при выработке э/энергии (технологии охлаждения, повторное использование отработанной воды) * Эффективность воды при добыче ПИ – хим. пылеподавление, уменьшение потерь наотвалах 5 6

4 Мы предлагаем сфокусироваться на 4 областях развития, чтобы дополнить и усилить Программу Агробизнес 2020 Дальнейшее улучшение доступа к финансированию для фермеров Привлечение иностранных инвестиций для создания контрактных ферм Запуск программы по эффективному использованию воды в орошении, расширение использования парников и улучшение инфраструктуры Принять принципы «зеленой экономики» Осуществить меры, описанные в программе Агробизнес 2020 для улучшения доступа к финансированию Разработать и запустить доступные долгосрочные кредитные продукты, подходящие для покрытия инвестиций и капитальных затрат фермеров Пересмотреть и улучшить программу распространения навыков бизнес-планирования среди фермеров. Параллельно запустить обучающую программу по специфике с/х сектора для сотрудников банков Оценить альтернативные модели создания контрактных фермерских хозяйств, в том числе за счет субсидий, повышения доступности земельных участков, и т.д. и выбрать наиболее подходящую для Казахстана альтернативу Изучить требования национальных и международных инвесторов и разработать привлекательные условия, например, схему одного окна, чтобы упразднить административные барьеры на пути инвестиций Создать экономическую, законодательную и регуляторную базу для внедрения выбранной модели Провести официальное привлечение инвесторов, рассказать ключевым игрокам индустрии о возможностях в Казахстане Свести информацию по используемым и планируемым технологиям орошения, по культурам, по бассейнам Разработать программу водосбережения в сельском хозяйстве для увеличения эффективности орошения, в т.ч. построение парников, изменение состава выращиваемых культур, снижения транспортных потерь Поддержать внедрение программы и определить необходимость внедрения следующих мер Отменить субсидии на воду, заменив их на поддержку инвестиций в эффективные оросительные технологии, показать четкие ориентиры на водосбержение Участвовать в строительстве необходимой инфраструктуры для облегчения перехода к новым культурам (дороги, перерабатывающие мощности) Запустить обучающие программы и поддерживать необходимые стандарты отчетности Формально закрепить принципы Зеленого Сельского Хозяйства, использование их в качестве основы для будущих решений Инициативы ( в дополнение к программе Агробизнес 2020)Область

% % -41% -28% "Замороженный""Зеленый"Базовый Потребление энергии в различных сценариях Млн. тонн н.э. в год Реализация мер по энергоэффективности позволит снизить потребление энергии в 2050 г. на 30-40% по сравнению со сценарием с неизменной энергоемкостью по секторам ИСТОЧНИК: анализ рабочей группы "Замороженный" Теоретический сценарий Меры по энергоэффективности не предпринимаются Энергоемкость на единицу продукции в каждом секторе экономики остается на сегодняшнем уровне Энергоемкость ВВП изменяется за счет изменения структуры ВВП Базовый Наиболее вероятный сценарий потребления энергии Изменения в уровне энергоэффективности достигаются за счет естественной замены фонда зданий, производственных мощностей, транспортного парка Введение новых принципов энергопользования не предусматривается "Зеленый" Сценарий, включающий принятие дополнительных мер по повышению энергоэффективности по сравнению с базовым Меры по энергоэффективности являются рентабельными благодаря реализации стратегии перехода к "зеленой экономике" (обеспечение соблюдения большего количества принципов энергопользования, разработка дополнительных элементов политики) Рассматриваемые сценарии

Текущие стандарты по выбросам в электроэнергетике значительно превышают Европейские ИСТОЧНИК: ЕБРР; Министерство окружающей среды Великобритании: LPCD (Large Combustion Plant Directive) ; МООС; анализ рабочей группы MinMax Среднее Европейские стандарты для существующих угольных станций установленной мощностью более 200 МВт 1 Среднее по: Карагандинская ТЭЦ-3; ТЭЦ-2 АО АлЭС; ТЭЦ-3 АО АлЭС; АО "АЕS Усть-Каменогорская ТЭЦ; Павлодарская ТЭЦ-3; АО "Станция Экибастузская ГРЭС-2; ТЭЦ-2 АО "Астана-Энергия" 2 В зависимости от зольности угля/содержания серы 3 С 1 января 2016 года Твердые частицыNO x SO x Текущие выбросы превосходят предельные значения для Европы По твердым частицам – более чем в 10 раз По оксидам азота – более чем на 20% По оксидам серы – более чем в 2,5 раза Необходимо принятие стандартов в соответствии с, как минимум, текущими европейскими нормами Текущие показатели Казахстана Выбросы угольных станций Казахстана 1 в сравнении с предельными значениями, установленными в Европе для существующих угольных станций установленной мощностью более 200 МВт Мг/Нм 3 Казахстанские стандарты для существующих угольных станций установленной мощностью более 200 МВт

7 Для реализации эффективной системы управления отходами необходима реализация множества инициатив Проведение тщательного аудита по всем большим свалкам ТБО и определение мер по их рекультивации Разработка стратегического плана работы с ТБО, покрывающего следующие аспекты Определение целевого уровня переработки (50% к 2050 г) и складирования ТБО в санитарных свалках (до 100% к 2050 г) Определение методики расчета тарифа, гарантирующего покрытие операционных затрат и инвестиций с определенной нормой рентабельности Разработка механизма привлечения инвестиций (например, ГПЧ в больших городах и муниципальные образования на сельском) для развития отрасли – бюджетные, если необходимо Определение размера субсидий для наиболее нуждающихся частей населения при изменениях тарифа Разработка и обновление стандартов работы, переработки и хранения ТБО (использование новых технологий – раздельный сбор у потребителя, анаеробика, компостинг, биогаз) Четкое разграничение ответственности между республиканскими органами (МРР, МООС – определение стратегии и принципов выдача разрешений, региональные власти – реализация) в работе с ТБО Установление надзора над управлением ТБО ИСТОЧНИК: Worldbank; Eurostat; ADB

8 Для реализации эффективной системы управления отходами необходима реализация множества инициатив Улучшить конкурентоспособность и состояние окружающей среды, защиту здоровья населения за счет минимизации объема промышленных и хвостовых отходов за счет следующих инициатив: Провести инвентаризацию всех крупных свалок данных отходов на содержание полезных веществ, а также соответствие стандартам экологической безопасности 100% отходов Доработать правила классификации данных отходов и привести их с Европейскими стандартами для отражения реального состояния свалок Провести технико-экономические изыскания для всех крупных свалок данных отходов для определения экономической целесообразности их переработки, а также для определения необходимых инвестиций для приведения их в соответствие со стандартами Определить опции переработки/захоронения опасных и токсичных отходов для 100% отходов Приоритизировать свалки данных отходов для дальнейшей переработки (экономический эффект, экологический эффект) и определение необходимых источников финансирования и стимулов (например, для каждого из месторождений/заводов разработать систему налоговых льгот для стимулирования реализации проектов по переработке и безопасному хранению 100% хвостовых отходов) по для начала их переработки Разработка четкого механизма взаимодействия между различными министерствами, ведомствами для разработки политики и осуществления надзора над промышленными отходами ИСТОЧНИК: Worldbank; Eurostat; ADB

9 Переход к «зеленой экономике» окажет положительное влияние на ВВП ИСТОЧНИК: МВФ; DIW; анализ рабочей группы Реальный ВВП Млрд. долл. США в ценах 2010 г % % CAGR CAGR ,3% 2,1% 1,2% 5,5% 5,3% Дополнитлеьный ВВП в "сервисном" сценарии ВВП в базовом сценарии Дополнительный ВВП в "зеленом" сценарии 1 Среднегодовой рост При базовом сценарии изменения в государственной политике и институциональные преобразования отсутствуют, развитие осуществляется таким же образом, как и в прошлые периоды. Также базовый сценарий не предполагает обнаружения существенных запасов нефти помимо подтвержденных на сегодняшний день, что обуславливает снижение нефтяных доходов после 2035 г. "Сервисный" сценарий предполагает, что в результате дерегулирования и проведения институциональной реформы производительность сектора услуг повысится, что позволит диверсифицировать экономику, частично компенсируя замедление роста ВВП из-за снижения нефтяных доходов "Зеленый" сценарий предполагает реализацию предлагаемых мероприятий в энергетическом секторе, в сфере энергоэффективности, управления водными ресурсами, в сельскохозяйственной отрасли, в области загрязнения воздуха и управления отходами - по всем основным направлениям преобразований, обозначенным в Стратегии перехода к Зеленой экономике Предположения по сценариямВВП в базовом и "зеленом" сценариях