Образ Бабы –Яги в русских сказках. Цель проекта: на примере народных сказок проследить эволюцию образа Бабы-Яги, определить её роль в жизни сказочного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образ Бабы –Яги в русских сказках. Цель проекта: на примере народных сказок проследить эволюцию образа Бабы-Яги, определить её роль в жизни сказочного.
Advertisements

Проект по литературе. Тема: Образ Бабы Яги в русских сказках. Выполнили: обучающиеся 6б класса Зверькова А., Панова Ю. Руководитель: учитель русского.
Баба Яга – кто она? Выполнили: ученики 1 класса Руководитель: Боброва Л.А.
В далекой, далекой древности умерших людей хоронили в домовинах – домиках, расположенных высоко над землей на высоких пнях с корнями, похожими на куриные.
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках: происхождение, становление, развитие» Выполнила: Косикина Анна ученица 6 б класса Руководитель: Тарамалы Ю.О.
Сочинение «Мой любимый герой русской сказки – Баба-Яга» Мне нравится читать русские народные сказки, в которых есть персонаж Бабы Яги. Это колоритная сказочная.
Проект подготовила ученица 3 «Б» класса гимназии 426 Паршева Анастасия Руководитель: Кейм С. В.
Роль образа БАБЫ – ЯГИ в русских народных сказках Автор: Чагин Сергей Алексеевич ученик 6 а класса Руководитель: Жданова Татьяна Александровна, учитель.
Баба Яга - кто она?. В чащобе густой, среди ягод и мхов, Где людская вовек не ступала нога, Жила одинокая Баба-Яга. В чащобе густой, среди ягод и мхов,
Авторы: ученики 1 «Б» класса МОУ средней школы 49 г.о. Тольятти Руководитель – Семенченкова Ольга Владимировна, учитель начальных классов Тема проекта.
Волшебное путешествие в русскую сказку Автор: Антонова Л.И. Учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа 30 города Белова»
Б АБА СТРАШНАЯ Я ГА В МЕСТО НОСА – КОЧЕРГА. Х ОДИТ, БРОДИТ ЗДЕСЬ И ТАМ П О БОЛОТАМ, ПО ЛЕСАМ. «Б АБА Я ГА » ДЕТСКАЯ ПЕСЕНКА М УЗ. И СЛ. Н. С ОКОЛОВОЙ.
Всем нам с детства знакома Баба-Яга. В представлении большинства людей, она вроде злого духа, весьма враждебно относящегося к людям.
Основные типы Бабы-Яги в волшебных сказках Яга - воительница Яга - похитительница Яга - дарительница Яга - прародительница советчица повелительница охранительница.
Подготовила Афанасьева Юлия Валерьевна ГБОУ «Школа 2129»г.Москва.
Выполнили: обучающиеся 4 б класса Тема исследования: Можно ли отнести Бабу Ягу к богиням?
Выполнил - ученик 4 А класса МОУ «СОШ 3» АНДРЕЕВ ДИМА Руководитель - ИВАНОВА ИРИНА ВИКТОРОВНА Тема исследования:
Прав ли А.С.Пушкин? «…Там ступа с Бабою Ягой Идет-бредет сама собой…»
«БАБА-ЯГА В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ» Работу выполнила: Прыткова Екатерина Сергеевна ученица 4 А класса, МОУ «СОШ 20» Руководители: Светопольская Т.Ф.
Транксрипт:

Образ Бабы –Яги в русских сказках

Цель проекта: на примере народных сказок проследить эволюцию образа Бабы-Яги, определить её роль в жизни сказочного героя. на примере народных сказок проследить эволюцию образа Бабы-Яги, определить её роль в жизни сказочного героя.

Задачи проекта. 1.Найти истоки образа Бабы-Яги. 1.Найти истоки образа Бабы-Яги. 2.Показать связь образа Яги с одноногими божествами. 2.Показать связь образа Яги с одноногими божествами. 3.Установить генеалогию образа. 3.Установить генеалогию образа. 4.Проследить,как происходит приобщение сказочного героя к миру мёртвых. 4.Проследить,как происходит приобщение сказочного героя к миру мёртвых. 5.Реконструировать обрядовый смысл действий Бабы-Яги. 5.Реконструировать обрядовый смысл действий Бабы-Яги.

План работы. 1.Истоки образа Баы-Яги. 1.Истоки образа Баы-Яги. 2.Основные образы Бабы –Яги в волшебных сказках. 2.Основные образы Бабы –Яги в волшебных сказках. 3.Портрет Бабы-Яги. 3.Портрет Бабы-Яги. 4.Жилище Бабы-Яги. 4.Жилище Бабы-Яги. 5.Заключение. 5.Заключение.

Истоки образа Бабы-Яги. «Под этим именем почитали славяне адскую богиню, воображаемую страшилищем, сидящим в железной ступе и имеющим железный пест. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек. М.Дудко. «Матеръ Лада» «Под этим именем почитали славяне адскую богиню, воображаемую страшилищем, сидящим в железной ступе и имеющим железный пест. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек. М.Дудко. «Матеръ Лада»

Баба-Яга - известный персонаж славянских волшебных сказок. Древние считали, что Баба Яга (Йога) - это Богиня, которая передает (сопровождает) умерших с этого Света - на тот Свет. Древние считали, что Баба Яга (Йога) - это Богиня, которая передает (сопровождает) умерших с этого Света - на тот Свет...Баба-Яга держит нить человеческой жизни на грани бытия, и жертва может уйти навеки в «мир предков», а может вернуться в мир людей, получив новый облик, новые знания, т.е. в новом качестве. Но для подобного возвращения надо пройти определенные испытания, совершить необходимые обрядовые действия. Именно о таком пути туда и обратно и рассказывает сказка «Гуси-лебеди»...Баба-Яга держит нить человеческой жизни на грани бытия, и жертва может уйти навеки в «мир предков», а может вернуться в мир людей, получив новый облик, новые знания, т.е. в новом качестве. Но для подобного возвращения надо пройти определенные испытания, совершить необходимые обрядовые действия. Именно о таком пути туда и обратно и рассказывает сказка «Гуси-лебеди».

Гуси уносят мальчика почти с порога родительского дома в мир Бабы-Яги. Его сестра отправляется вслед за ним и дети проходят ряд испытаний: пьют молоко и едят овсяный кисель, принося жертву предкам; едят яблоки, возвращая себе жизненную силу; съедают по ржаному пирогу, символу человеческой общины, и, кроме того, забираются в печь. Гуси уносят мальчика почти с порога родительского дома в мир Бабы-Яги. Его сестра отправляется вслед за ним и дети проходят ряд испытаний: пьют молоко и едят овсяный кисель, принося жертву предкам; едят яблоки, возвращая себе жизненную силу; съедают по ржаному пирогу, символу человеческой общины, и, кроме того, забираются в печь. Именно после этого гуси-лебеди прекращают погоню за братом и сестрой. …Кстати, именно это и стремится сделать со своими жертвами Баба-Яга – сварить их, поджарить, т.е. перепечь для «того света», довести их до зрелости для существования в ином мире. Именно после этого гуси-лебеди прекращают погоню за братом и сестрой. …Кстати, именно это и стремится сделать со своими жертвами Баба-Яга – сварить их, поджарить, т.е. перепечь для «того света», довести их до зрелости для существования в ином мире.

Основные образы Бабы-Яги. Яга-дарительница, к которой приходит герой. Она выспрашивает героя (или героиню), вручает коня, богатые дары и т. п. Яга-дарительница, к которой приходит герой. Она выспрашивает героя (или героиню), вручает коня, богатые дары и т. п.

Яга-похитительница, уносящая детей, которых она пытается изжарить (затем следует бегство и спасение). Яга-похитительница, уносящая детей, которых она пытается изжарить (затем следует бегство и спасение).

Яга-воительница, прилетающая к героям в избушку, избивает их до полусмерти Яга-воительница, прилетающая к героям в избушку, избивает их до полусмерти

Яга-повелительница: ей подчиняются силы природы и животный мир. Яга-повелительница: ей подчиняются силы природы и животный мир.

Яга-советчица: ничего сама не делает для героя, но указывает, к кому обратиться. Яга-советчица: ничего сама не делает для героя, но указывает, к кому обратиться.

Портрет Бабы-Яги. ЯГА, ЯГА-БАБА, ЯГАЯ БАБА,, ЯГИХА, ЯГИШНА баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма. «В. Даль пишет, что яга «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи». «Кости у нее местами выходят наружу из-под тела;; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем». ЯГА, ЯГА-БАБА, ЯГАЯ БАБА,, ЯГИХА, ЯГИШНА баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма. «В. Даль пишет, что яга «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи». «Кости у нее местами выходят наружу из-под тела;; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем».

В поверьях Архангельской губернии Баба-Яга «нечистая сила женского пола, не имеющая мужа»; «сидит в избе на печном столбе, ноги на лавках, груди на полках; ездит в ступах и пожирает людей». В поверьях Архангельской губернии Баба-Яга «нечистая сила женского пола, не имеющая мужа»; «сидит в избе на печном столбе, ноги на лавках, груди на полках; ездит в ступах и пожирает людей».

Крестьяне Ярославской губернии рассказывают, что баба-яга мохнатая, косматая. Одежда на бабе-яге белая или «как на ели кожа», на голове повойник. В доме она «прядет, сидя на брусу». Баба-яга стремительно бегает и при этом «помелом себя бьет, чтобы шибче бежать». Крестьяне Ярославской губернии рассказывают, что баба-яга мохнатая, косматая. Одежда на бабе-яге белая или «как на ели кожа», на голове повойник. В доме она «прядет, сидя на брусу». Баба-яга стремительно бегает и при этом «помелом себя бьет, чтобы шибче бежать».

.

Жилище Яги. Постоянное место обитания Яги – дремучий лес. Живет она в маленькой избушке на курьих ножках, такой маленькой, что, лежа в ней, Яга занимает всю избу. Подходя к избушке, герой обыкновенно говорит: "Избушка - избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!" Поворачивается избушка, а в ней Баба Яга: "Фу–фу! Русским духом пахнет... Ты, добрый молодец, от дела лытаешь или дела пытаешь?" Тот ей и отвечает: "Ты прежде напои, накорми, а потом про вести спрашивай". Постоянное место обитания Яги – дремучий лес. Живет она в маленькой избушке на курьих ножках, такой маленькой, что, лежа в ней, Яга занимает всю избу. Подходя к избушке, герой обыкновенно говорит: "Избушка - избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!" Поворачивается избушка, а в ней Баба Яга: "Фу–фу! Русским духом пахнет... Ты, добрый молодец, от дела лытаешь или дела пытаешь?" Тот ей и отвечает: "Ты прежде напои, накорми, а потом про вести спрашивай".

Стоит избушка на курьих ножках… Избушка, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом.