С ИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Advertisements

Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Система о ценк и достижения планируемых результатов Планируемые результаты и … Достижение планируемых результатов Оценка Оценка достижения… Система оценки….
Система оценки достижения планируемых результатов ООП в начальной школе МОУ «Средняя общеобразовательная школа 117» Состав группы: Дёмин А.В. Шеховцова.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы Лисасина Н.В., заместитель директора по УВР МБОУ «Лицей 112». 31 января 2013г.
Педагогический совет «Оценка образовательного результата» Выполнила: Дюина Е.А., руководитель ШМО.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ДПОС «Методический центр»,
Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной.
Власова И.А., год. ПЛАН РАБОТЫ 1 Разработка рабочей программы педагога в соответствии с требованиями ФГОС ООО 2 Отличительные особенности рабочей.
Выявить проблемы существующей системы оценивания Уточнить понятие «формирующее оценивание» Предложить варианты использования формирующего оценивания 3.
СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ И ФИКСАЦИИ ОСНОВНЫХОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Концептуальные и методологические основы ФГОС тема 4.
Достижение личностных и метапредметных результатов в процессе освоения предметного содержания на уроках физики Методист-физик ИЦ «Вентана-Граф» Елькина.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Целевой раздел ООП ООО 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 13.
Проектирование раздела «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» 9.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Методист МКУ ЦРО Уджуху В. В.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
Транксрипт:

С ИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования инструмент реализации требований Стандарта к результатам освоения ООП, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся. 2

Функции системы оценивания ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной ООП; обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. 3

Основные направления и цели оценочной деятельности являются оценка образовательных достижений обучающихся; оценка образовательных достижений обучающихся оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров; Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования разного уровня. 4

Модель оценочной деятельности ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА: Учитель, ученик, ОУ и родители ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА: Государственные службы аттестацияМониторинг: система образования 5

Внутренняя оценка ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯОЦЕНКА УЧЕНИКА самооценка взаимооценка состояние Динамика: индивидуальный прогресс диагностика стартовая срез текущая тематический промежуточный итоговый 6

Для того чтобы внутренняя оценка стимулировала освоение образовательного результата, учителю необходимо придерживаться следующих принципов: определять цели обучения, образовательные результаты темы, раздела, курса и формулировать их языком, понятным обучающимся; разъяснять обучающимся цели обучения и способы проверки результатов достижения указанных целей; подбирать или создавать задания для проверки достижения сформулированных образовательных результатов; регулярно комментировать результаты обучающихся, давать советы с целью их улучшения; менять техники и технологии обучения в зависимости от достигнутых обучающимися образовательных результатов; учить обучающихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов; предоставлять обучающимся возможности улучшить свои результаты до выставления окончательной отметки; осознавать, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку обучающихся. 7

Объект системы оценки планируемые результаты освоения обучающимися ООП: Личностные; Метапредметные; Предметные. 8

ОБЩАЯ СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИХ ОЦЕНКА Личностные результаты – учебно-познавательный интерес. самостоятельность, ответственность Предметные результаты – предметные способы/средства их динамика (индивидуальный прогресс) Метапредметные результаты – учебная деятельность, учебное сотрудничество, работа с информацией 9

Особенности оценки метапредметных результатов 10

Метапредметные результаты освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования, осуществление учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. 11

Объектом оценки метапредметных результатов является способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способность к сотрудничеству и коммуникации; способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. 12

Метапредметные результаты внутришкольный мониторинг: стартовой диагностики; текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов; промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе; текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий; защиты итогового индивидуального проекта. 13

Особенности оценки предметных результатов 14

Предметные результаты освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, освоение видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно- проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. 15

Объектом оценки предметных результатов способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. 16

Система оценки предметных результатов предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися 17

Особенности оценки личностных результатов 18

Личностные результаты 1) воспитание российской гражданской идентичности; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; 7) формирование коммуникативной компетентности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; 9) формирование основ экологической культуры; 10) осознание значения семьи; 11) развитие эстетического сознания. 19

Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой. 20

Объект оценки личностных результатов сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока: 1) сформированность основ гражданской идентичности личности; 2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; 3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание. 21

Достижение личностных результатов 1.является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения; 2.осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. 22

В текущем образовательном процессе возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в: 1) соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении; 2) участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности; 3) прилежании и ответственности за результаты обучения; 4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования; 5) ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования. 23

Оценка и отметка. Есть ли разница между этими понятиями? Оценивание- это процесс, отражающий результативность деятельности ученика на уроке. это результат процесса оцениванивания Оценка это количественное выражение оценки Отметка 24

Отметка Во-первых, отметка является одним из самых мощных путей мотивации детей к изучению предмета. Если убрать этот стимул, то сразу снизится посещаемость, а также желание детей качественно усвоить материал. Во-вторых, отметка является связующим звеном в отношениях между детьми и учителями. В-третьих, использование отметок способствует лучшей организации детей. Хочешь получить хорошую отметку - не пропускай уроки, старайся на уроках и тогда добьешься желаемого. 25

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. 26

Предметом итоговой и промежуточной персонифицированной оценки освоения обучающимися ООП НОО и ООО является достижение метапредметных и предметных результатов 27

Личностные результаты освоения обучающимися ООП не подлежат итоговой и промежуточной персонифицированной оценке. Контроль их достижения реализуется в процессе мониторинговых исследований. 28

констатирующая (информационная), контролирующая и регулирующая (формирующая). Функции оценки: 29

состоит в информировании участников образовательного процесса о достижении обучающимся определенного образовательного результата на определенном уровне его освоения. Констатирующая (информационная) функция оценивания 30

нацелено на определение индивидуальных затруднений каждого ученика, призван выявить пробелы с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью и помочь обучающемуся освоить (сформировать) образовательный результат, фиксируя динамику освоения этого результата Формирующее оценивание. 31

Формирующая оценка отвечает на вопросы: Что хорошо или плохо и на сколько? Что надо сделать, чтобы стало лучше? 32

33

34

Внешнее (стандартизированное / суммирующее) оценивание применяется для определения (констатации) уровня достижения итоговых результатов обучения, тогда как внутреннее (формирующее) оценивание используется для того, чтобы активизировать и оптимизировать процесс обучения конкретного обучающегося. 35

Особенности измерения различных образовательных результатов относятся: в составе предметных результатов - знания, предметные умения и навыки, в составе метапредметных результатов - знания, общеучебные умения и ключевые компетентности, в составе личностных результатов - знания (информированность) и опыт деятельности. 36

Оценочная шкала Какая отметочная система сейчас работает в ОУ? 37

Возникает соблазн с помощью несложных манипуляций подменить более низкую отметку более высокой, и наоборот. В отношении обучающегося это приводит к подмене мотивов: не освоить результат более высокого уровня, а получить более высокую отметку. 38

Какие существуют проблемы в системе оценивания образовательных результатов обучающихся? Что Вы пытаетесь изменить в системе оценивания образовательных результатов обучающихся? Что нам еще необходимо для этого сделать?

Какая должна быть система оценивания? 40

должна быть критериальной Система оценивания 41

необходимо: - формулировать образовательный результат с учетом его специфики так, чтобы он был конкретным, однозначно понимался всеми участниками образовательного процесса, мог быть измерен средствами педагогической диагностики - формализовать процедуры итоговой оценки, сделав их прозрачными для всех участников образовательного процесса и заинтересованных сторон - ориентировать оценивание на критерии, описывающие различные образовательные результаты - обсуждать заранее с обучающимся все критерии оценки результата и создавать условия для осознанного принятия решения обучающимся о том, какой результат, на каком уровне им будет освоен и на какую отметку он в этом случае претендует. Совершенствование системы оценки как ресурса повышения качества обучения 42

Критериальная система оценивания Эта система оценивания не предусматривает никакого соперничества между учащимися или проведения их рейтинга. Оценивание детей осуществляется по заранее определенным критериям, а не со среднестатистическим результатом. 43

Критериальная система предполагает констатирующее и формирующее оценивание. 44

Инструменты измерения образовательных результатов педагогический стандартизированный тест (ГИА, ЕГЭ); ненормированный тест (учебное задание); Проект (например, дневник, тетрадь); портфолио достижений, тематический (проблемный, рабочий) и демонстрационный портфолио; педагогическое наблюдение. К Ф Ф, К Ф Какое оценивание? 45

Компетентностно- ориентированные задания должны включать: стимул (краткий), задачную формулировку (четкость, например, прочитайте текст и сделайте вывод о… Запишите ход своих рассуждений и сформулируйте вывод письменно) источник информации (необходимым и достаточным для выполнения заданной деятельности ), бланк для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ), инструмент проверки (могут использоваться: ключ, ответ, аналитическая шкала, бланк наблюдения за деятельностью). 46

Проект это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий по разрешению значимой для обучающегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Критерии оценки проектной деятельности разрабатываются в соответствии с задачами оценивания и формализуются в виде набора требований к проектной деятельности обучающихся на конкретном уровне сформированности ключевых компетентностей. 47

Проект I.Оценка сформированности компетентности разрешения проблем (оценить необходимо весь цикл деятельности по идентификации и разрешения проблемы ) - бланк;Оценка сформированности компетентности разрешения проблем (бланк; II.Оценка сформированности информационной компетентности (например вести «прямую регистрацию» - фиксирует в оценочном бланке (например, отмечает галочкой или плюсом) выполнение обучающимся операций, указанных в бланке) - производится на поисковом и аналитическом этапах работы над проектом; III.Оценка сформированности коммуникативной компетентности (в аспектах «публичное выступление» и «продуктивная групповая коммуникация») -. 48

II. Оценка сформированности информационной компетентности бланк Оценка сформированности информационной компетентности 1.формирование запроса на информацию - считается выполненной, когда поставлена задача информационного поиска, определено, какую информацию для осуществления деятельности/принятия решения необходимо получить, и определены критерии (основания) для отбора информации, т.е объясняет, как планирует использовать полученную информацию; 2.работа со средствами информационного поиска - определен перечень источников, из которых следует извлекать информацию, в соответствии с задачей информационного поиска ; 3.предварительная работа с источниками - принял обоснованное решение о работе с конкретными источниками информации на основании значимых для него характеристик источников; 49

4. Извлечение и первичная обработка информации - информация представлена в формате, адекватном задаче информационного поиска и позволяющем провести последующую ее обработку, т.е. ученик создал документы / формы, необходимые для фиксации и систематизации информации; 5. Обработка информации - ученик принял решение о том, как будет использовать полученную информацию в деятельности, на основе выводов по результатам обработки информации, т.е нашел противоречия или аргументы. 50

III. Оценка сформированности коммуникативной компетентности бланкОценка сформированности коммуникативной компетентности бланк руководитель проекта предоставляет на защите следующую информацию: фамилия и имя обучающегося и последовательность его выступлений, информацию о цели презентации, поставленной обучающимся (в том числе совместно с учителем) и зафиксированной в его дневнике проектной деятельности, информацию о степени самостоятельности обучающегося при подготовке выступления, информацию о степени самостоятельности обучающегося при подготовке наглядных материалов (если обучающийся предполагает использовать таковые в ходе презентации). 51

В презентации оценивается Речевое оформление; Соответствие содержания выступления цели; Средства организации высказывания (структурированность); Вспомогательные средства (наглядность, жесты и т.д.); Работа с вопросами. 52

Технология портфолио в оценивании Портфолио - это форма для организации промежуточного и итогового оценивания знаний, умений, ключевых компетентностей, опыта деятельности обучающихся, не подлежащих проверке в рамках государственной итоговой аттестации. 53

Различные авторы характеризуют портфолио обучающегося как: коллекцию работ обучающегося, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях обучающегося по сравнению с его предыдущими результатами; выставку учебных достижений обучающегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год); форму целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов обучающегося; антологию работ обучающегося, предполагающую его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку 54

Классический портфолио состоит из четырех разделов: «Портрет» - информации об ученике, вступительная статья (обоснование, где сформулирована цель создания данного портфолио, а также аргументируется, почему те или иные материалы включены в портфолио, какие результаты деятельности они отражают). «Коллектор» - содержит материалы, авторство которых не принадлежит ученику (памятки, схемы, списки литературы), «Рабочие материалы» - материалы, которые созданы и систематизированы учеником. «Достижения» - помещаются те материалы, которые, по мнению обучающегося, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи. 55

Каждый материал или группа материалов, помещенных в портфолио, сопровождается кратким рефлексивным комментарием ученика: что получилось, о чем свидетельствует, как может быть использовано, какие выводы можно сделать на основании, какие ошибки допущены и что с ними делать… Учитель обеспечивает обратную связь, развивая умение обучающегося оценивать и планировать свое продвижение. 56

Техники построения обратной связи в рамках технологии внутреннего (формирующего) оценивания 57

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания) Для 1 класса 1.Какова была цель задания (задачи)? 2. Удалось получить результат (решение, ответ)? 3.Правильно или с ошибкой? 4.Самостоятельно или с чьей-то помощью? Для 2-3 класса 5. Какое умение развивали при выполнении задания? 6. Каков был уровень задачи (задания)? Творческий II уровень 7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу. 8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

Лист обратной связи 1, 2, 3,1, 2,3, листов обратной связи, применяющиеся для работы на этих уровнях, различаются по способами предъявления обратной связи: лист обратной связи с комментарием в свободной форме, лист обратной связи с комментарием в свободной форме, лист обратной связи с комментарием относительно критериев, лист обратной связи с комментарием относительно критериев лист обратной связи с комментарием относительно критериев и степени их достижения лист обратной связи с комментарием относительно критериев и степени их достижения 59

В лист обратной связи рекомендуется включать пространство для фиксации самооценки, которая может быть структурирована в листе, например: Трудность при изучении этого раздела для меня представляет… Чтобы написать эту работу, мне необходимо… В пространстве для самооценки обучающийся может помещать свои вопросы или схематично (например, смайликами) помечать, насколько он успешно отработал каждое из заданий, включенных в лист. 60

Оценочный бланк Бланк оценки продвижения обучающегося в процессе изучения темы, Бланк оценки продвижения обучающегося в процессе изучения темы Бланк самооценки продвижения обучающегося в процессе изучения темы Бланк самооценки продвижения обучающегося в процессе изучения темы 61

Ответьте на следующие вопросы: 1.Какие три группы результатов оценивать? 2.Кто оценивает ребенка? 3.Как часто оценивать? 4.Какими должны быть границы применения системы оценивания? 5.По каким критериям оценивать? 6.С помощью чего оценивать (формы и методы оценки)? 7.Как и где фиксировать?Как и где фиксировать? 8.Сколько ставить отметок? 9.Когда ставить отметки?

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования Филология: Филология Русский язык. Родной язык, Русский язык. Родной язык, Литература. Родная литература, Литература. Родная литература, Иностранный язык. Второй иностранный язык, Иностранный язык. Второй иностранный язык Общественно-научные предметы: Общественно-научные предметы История России. Всеобщая история, История России. Всеобщая история Обществознание, География, Математика и информатика: Математика и информатика Математика. Алгебра. Геометрия. Информатика, Основы духовно-нравственной культуры народов России, Основы духовно-нравственной культуры народов России Естественнонаучные предметы: Естественнонаучные предметы Физика, Биология, Химия, Искусство: Изобразительное искусство, Изобразительное искусство Музыка, Технология, Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности: Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура, Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности 63

Через что реализуется новая система оценивания образовательных результатов на уровне ОУ? Через Положение о новой системе оценивания образовательных результатов, которая включает: 1.Общие положения, 2.Порядок и формы промежуточной аттестации, 3.Формы и методы оценки результатов обучающихся по ФГОС, 4.Порядок перевода обучающихся, 5.Система оценки результатов ФГОС, 6.Шкала отметок, * Требования к портфолио (или положение о портфолио), * Требования к проектной деятельности (или положение о проектной деятельности).

Результатами применения новой системы оценивания являются: освоение стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях, максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания, формирование оценочной самостоятельности учащихся, формирование адекватной самооценки. 65

Методические рекомендации Фишман И.С., Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ РАЗДЕЛА «СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Источники