«Прогнозная потребность в научных кадрах высшей квалификации» «Forecasted demand for highly qualified scientific personnel» 10-12 октября 1013 года, г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Заседание круглого стола «Прогнозирование развития научно-технической и инновационной сферы» 25 марта 2014 г. К.э.н. Мотова М.А.
Advertisements

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ЛЭТИ» Проф. Кутузов В.М. Ректор СПбГЭТУ Санкт-Петербург 30 сентября 2010.
Меры государственной поддержки молодых ученых в Российской Федерации Ответственный секретарь Совета по грантам Президента Российской Федерации для государственной.
География науки 9 класс Тема: «Третий сектор экономики России» Белан Л.Г. учитель географии МБОУ СОШ 5, г. Радужный.
Экономические науки: – Экономическая теория (приказ от г. 1199) – Экономика и управление народным хозяйством (приказ от
LOGO О результатах Коллегии Минобрнауки 25 января 2011 г. Т.М. Давыденко, директор Департамента профессионального образования 11 февраля 2011 г.
О МЕРАХ ПОДДЕРЖКИ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ Докладчик Л.А. Свисткова.
Апробация и ввод в эксплуатацию единой информационной системы анализа и прогнозирования потребностей в профессиональном кадровом обеспечении социально-экономического.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Регулирование взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования на основе прогноза кадровых потребностей региона Регулирование взаимодействия.
Грант Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук и докторов наук Грант Президента РФ для гос. поддержки молодых.
«РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ» Президент Ассоциации вузов транспорта, ректор МИИТ, д.т.н., профессор Лёвин Б.А. 30 октября.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Мы должны развиваться инновационным способом – это главный путь решения тех больших социально-экономических.
Об эффективности работы аспирантур и докторантур В 2011 году.
Контрольные цифры приема в систему послевузовского профессионального образования вузов Рособразования Годы Вид подготовки Аспирантура.
Результаты ФЭПО по направлениям и специальностям В разрезе факультетов.
Об использовании инфраструктуры высокопроизводительных вычислений для нужд сферы образования и науки Директор Департамента развития информационно-коммуникационных.
Проект «Совершенствование системы подготовки рабочих кадров и специалистов» РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Формирование тематики и объемов финансирования проектов в рамках федеральной целевой программы «Исследования.
Выпуск аспирантов и число защит кандидатских диссертаций по России с 2000 года по 2008 год Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.
Транксрипт:

«Прогнозная потребность в научных кадрах высшей квалификации» «Forecasted demand for highly qualified scientific personnel» октября 1013 года, г. Москва Мотова М.А., к.э.н., зав.сектором ЦИСН ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ Минобрнауки РФ, Чинаева Т.И., к.э.н., вед.науч.сотрудник ЦИСН ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ Минобрнауки РФ, Marina A. Motova, Ph. D, Head of Division, CSRS SRIFRCEC Tatiana I. Chinaeva, Ph. D, Leading researcher, CSRS SRIFRCEC Институт проблем развития науки РАН при партнерстве с Thomson Reuters «Проблемы наукометрии: состояние и перспективы развития»

Основные моменты доклада Общая ситуация с подготовкой кадров высшей научной квалификации в России Проблемы в области подготовки кадров высшей научной квалификации и способы их решения Направления и способы регулирования рынка труда Прогнозные исследования потребности в кадрах Прогноз дополнительной потребности в кадрах высшей научной квалификации в России и его итоги

Динамика численности персонала, занятого исследованиями и разработками (в процентах к 2000 году)

Динамика исследователей с учеными степенями (человек) г. в % к 2000 г. Всего исследователи ,5 Кандидаты наук83962 (19,7%) (21,9%) 97,1 Доктора наук21949 (5,2%) (7,5%) 126,6

Распределение исследователей по областям наук: – естественные4 – сельскохозяйственные 2 – технические5 – общественные 3 – медицинские6 – гуманитарные

Сегодня «…кандидат наук, как PhD на Западе, становится массовой «профессией». Жорес Алферов

Выпуск с защитой диссертации в процентах к числу принятых из аспирантурыиз докторантуры > 40%Медицинские науки от 30% до 40% Архитектура Философские науки Политические науки от 20% до 30% Химические науки Фармацевтические науки Филологические науки Ветеринария и зоотехния Педагогические науки Исторические науки Строительство Биологические науки Философские науки Экономические науки Психологические науки Медицинские науки Ветеринария и зоотехния Технические науки Строительство Экономические науки Химические науки Сельскохозяйственные науки Физико-математические науки Филологические науки < 20%Политические науки Культурология Сельскохозяйственные науки Социологические науки Физико-математические науки Технические науки Юридические науки Науки о Земле Архитектура Искусствоведение Педагогические науки Юридические науки Социологические науки Исторические науки Искусствоведение Психологические науки Биологические науки Науки о Земле Культурология

Интенсивность деятельности аспирантуры: гг. Отрасли наукЗначение рейтинга Доля численности аспирантов в 2010 г. 1 психологические12,5 2 строительство52,4 3 политические121,3 4 фармацевтические140,3 5 культурология150,7 6 технические1824,6 7 науки о Земле193,7 8 медицинские207,3 9 химические222,2 10 физико-математические265,3 11 педагогические286,5 12 биологические324,5 13 искусствоведение331,4 14 юридические407,7 15 ветеринария и зоотехния471,5 16 социологические482,0 17 исторические192,9 18 экономические5117,3 19 архитектура540,2 20 философские562,0 21 филологические574,4 22 сельскохозяйственные573,2

Интенсивность деятельности докторантуры: гг. Отрасли наукЗначение рейтинга Доля численности докторантов в 2010 г. 1физико-математические17,7 2строительство22,8 3технические426,6 4сельскохозяйственные102,6 5экономические1111,6 6политические171,2 7химические203,2 8медицинские256,1 9социологические282,4 10биологические293,9 11педагогические309,3 12филологические317,6 13науки о Земле362,9 14психологические371,9 15философские403,8 16искусствоведение400,4 17ветеринария и зоотехния410,9 18культурология431,2 19исторические444,7 20юридические452,6 21фармацевтические580,2 22 архитектура680,1

Основные цели и задачи исследования Цель – определение дополнительной потребности в кадрах высшей научной квалификации, обуславливаемой изменившимися условиями в экономике, науке, образовании и другими факторами (в разрезе приоритетных направлений). Задачи: представить экономико-статистический анализ существующей ситуации с кадрами высшей научной квалификации ; определить дополнительную потребность в кадрах высшей научной квалификации по каждой из областей наук, по которым ведется их подготовка.

Методы определения будущих потребностей в кадрах Экстраполяция Балансовый метод Экспертный опрос Моделирование

Общая потребность в кандидатах наук (2005г.) Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов, систем и сетей Молекулярная биология Биотехнология Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ Вычислительные машины и системы Методы и системы защиты информации и информационной безопасности Молекулярная генетика Генетика Телекоммуникационные системы и компьютерные сети Технология чая, табака и биологически активных веществ и субтропических продуктов

Молекулярная биология Биотехнология Молекулярная генетика Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ Генетика Экология Биохимия Вычислительные машины и системы Гистология, цитология, клеточная биология Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов, систем и сетей Общая потребность в докторах наук (2005 г.)

Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации (утвержден Президентом Российской Федерации 21 мая 2006 г. ( Пр-843)) 1. Безопасность и противодействие терроризму 2. Живые системы 3. Индустрия наносистем и материалов 4. Информационно-телекоммуникационные системы 5. Перспективные вооружения, военная и специальная техника 6. Рациональное природопользование 7. Транспортные, авиационные и космические системы 8. Энергетика и энергосбережение

Методические рекомендации по формированию контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета в аспирантурах и докторантурах КЦП – контрольные цифры приема граждан, обучающихся за счет федерального бюджета в аспирантурах и докторантурах Алгоритм формирования КЦП N = (Nдоп + (N 1 – N 2 ) +N 3 ) / K N 1 – потребность в кадрах высшей научной квалификации, необходимая для восполнения их естественно-возрастного выбытия (потребность в ротации); N 2 – количество лиц, защитивших диссертации через институт соискательства или самостоятельно; N 3 – потребность в кадрах высшей научной квалификации для обеспечения высокотехнологичных секторов экономики и государственного сектора науки (внешняя потребность); K – среднероссийский коэффициент эффективности аспирантуры (докторантуры) по данной отрасли науки; Nдоп – дополнительная потребность в кадрах высшей научной квалификации

Этапы проведения опроса 1. Разработка анкеты 2. Отбор организаций-экспертов 3. Рассылка и сбор анкет 4. Обработка результатов опроса 5. Анализ результатов и разработка аналитических материалов

Анкета

Вопросы, включенные в анкету для экспертного опроса 1.Сколько научных кадров высшей квалификации работает в вашей организации по данному приоритетному направлению в настоящее время? 2.Как вы оцениваете обеспеченность проводимых вашим институтом исследований специалистами высшей научной квалификации?

Обеспеченность специалистами высшей научной квалификации Отправлено анкет – 4281 Получено анкет – 1338

3.Специалисты какой квалификации и в какой отрасли наук могли бы быть востребованы в вашей организации в ближайшие годы (на период до 2015 года) для проведения планируемых исследований? 4. Планируете ли Вы расширение тематики исследований, в частности за счет их проведения в смежных приоритетных направлениях? 5.Специалисты какой квалификации и в какой отрасли наук по остальным приоритетным направлениям, не вошедшим в вопрос 3, могли бы быть востребованы в вашей организации и в каком количестве? Вопросы, включенные в анкету для экспертного опроса

Общая потребность в кандидатах наук на период гг. по приоритетным направлениям (человек) Приоритетные направления Живые системы Индустрия наносистем и материалов Информа- ционно- телеком- муникаци- онные системы Рациональ- ное природо- пользова- ние Транспорт- ные, авиацион- ные и космичес- кие системы Энергетика и энерго- сбережение Всего по приоритетным направлениям Всего По приоритетным направлениям в процентах к общей потребности физико-математические38,133,521,725,523,6 биологические9,5 технические24,540,017,453,448,4 медицинские и фармацевтические55,3

Общая потребность в докторах наук на период гг. по приоритетным направлениям (человек) Приоритетные направления Живые системы Индустрия наносистем и материалов Информа- ционно- телеком- муникаци- онные системы Рациональ- ное природо- пользова- ние Транспорт- ные, авиацион- ные и космичес- кие системы Энергетика и энерго- сбережение Всего по приоритетным направлениям Всего – 7454 По приоритетным направлениям в процентах к общей потребности физико-математические23,027,625,221,2 Биологические9,313,6 Технические22,036,513,747,244,3 медицинские и фармацевтические48,5

Сравнение рейтинга интенсивности и результатов опроса (аспирантура) Отрасли наукЗначение рейтинга Потребность в процентах к общей 1 психологические11,8 2 строительство5 3 политические120,7 4 фармацевтические14 5 культурология15 6 технические1824,3 7 науки о Земле195,2 8 медицинские2021,6 9 химические225,6 10 физико-математические2621,0 11 педагогические281,5 12 биологические326,1 13 искусствоведение33 14 юридические401,4 15 ветеринария и зоотехния47 16 социологические481,0 17 исторические190,9 18 экономические514,3 19 архитектура540,6 20 философские561,1 21 филологические571,0 22 сельскохозяйственные571,7

Сравнение рейтинга интенсивности и результатов опроса (докторантура) Отрасли наукЗначение рейтинга Потребность в процентах к общей 1физико-математические115,7 2строительство2 3технические421,7 4сельскохозяйственные102,2 5экономические114,6 6политические171,2 7химические206,7 8медицинские2519,5 9социологические281,5 10биологические296,5 11педагогические302,6 12филологические311,5 13науки о Земле367,6 14психологические372,5 15философские401,7 16искусствоведение40 17ветеринария и зоотехния41 18культурология43 19исторические442,0 20юридические452,1 21фармацевтические58 22 архитектура680,7

6.Сколько рабочих мест по выбранным отраслям наук в вашей организации может быть реально предоставлено специалистам с высшей научной квалификацией? Вопросы, включенные в анкету для экспертного опроса

Недостаток/избыток рабочих мест для специалистов высшей научной квалификации по отраслям наук Отрасли наукИзбыток рабочих мест докторов науккандидатов наук Всего Сельскохозяйственные и ветеринарные+4 Исторические+2 Философские+7 Юридические+8 Медицинские и фармацевтические-1176 (51,6%)-2385 (50,8%) Искусствоведение и архитектура+2 Социологические+9 Политические+5

Основные итоги и выводы Разослано анкет – 4281 Получено анкет – 1338 Оценка обеспеченности проводимых исследований специалистами высшей научной квалификации: а) полностью обеспечено 2,8% б) обеспечено достаточно, но возможны улучшения 65,5% в) недостаточно обеспечено 31,7% Дополнительная потребность в специалистах высшей научной квалификации на период гг.: доктора наук 7,4 тыс. человек кандидаты наук 15,5 тыс. человек Области наук, в которых отмечена максимальная потребность в увеличении специалистов высшей научной квалификации: 1)технические науки; 2)медицинские и фармацевтические науки; 3)физико-математические науки.

Соответствие областей и отраслей наук физико-математические химические биологические науки о Земле Естественные науки технические Технические науки медицинские Медицинские науки сельскохозяйственные Сельскохозяйственные науки исторические экономические философские юридические педагогические психологические социологические политические Общественные науки филологические искусствоведение и архитектура Гуманитарные науки Отрасли наукОбласти наук

Варианты развития ситуации с подготовкой кадров 1.Подготовка специалистов ведется без учета дополнительных потребностей (вариант экстраполяции). 2.При подготовке специалистов учитываются дополнительные потребности, выявленные при проведении опроса.

Численность кандидатов и докторов наук в 2015 году (человек) По итогам опроса Экстраполя- ционный прогноз Различие (проценты) Кандидаты наук Доктора наук

Благодарю за внимание