Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Петродворцового района Санкт-Петербурга Дом детского творчества.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила педагог дополнительного образования МОАУ ДОД ЦДТ г. Лабинска Бостанова Людмила Владимировна.
Advertisements

Современные образовательные технологии в УДОД Подготовила зам.директора по УВР Стромко М.А.
Использование инновационных технологий с позиции коррекционно- развивающего сопровождения воспитательного процесса. Методическое объединение воспитателей.
Использование технологии уровневой д ифференци ации, компьютерных технологий на уроках обществознания при подготовке к ЕГЭ. Выполнила учитель истории и.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Инновационные педагогические образовательные технологии.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
Новые педагогические технологии в системе дополнительного образования.
Инновационные образовательные методы и технологии Харькова Л.В. методист ГПСП учителей информатики.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
"Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе" Зам. директора по УВР М.В. Мажирина.
Образовательные технологии Репродуктивная деятельность Продуктивная деятельность.
Основная проблема, решаемая учителем Воспитание не «эрудита»,а развитие нестандартно мыслящего человека – «творца» Инновационный процесс обучения включает:
Транксрипт:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Петродворцового района Санкт-Петербурга Дом детского творчества «Ораниенбаум» Автор презентации: Михайловская Светлана Александровна Заведующий методическим отделом, методист Всероссийский фестиваль передового педагогического опыта "Современные методы и приемы обучения" Электронное периодическое издание НАУКОГРАД

Отсутствие в УДОД жесткой регламентации деятельности. Гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых. Комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей. Адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни.

«Технология» - от греческих «techno» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон, т. е. наука о мастерстве. Педагогические технологии в УДОД – необходимое условие эффективности инновационной деятельности. Педагогическая технология – совокупность психолого- педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Педагогическая технология – система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. (Г.К. Селевко) Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя.(В.М. Монахов)

Технология обучения - способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение проставленных целей. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются: цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия; организация учебного процесса; ученик, учитель; результат деятельности.

Формы организации обучения и воспитания - внешняя сторона организации педагогического процесса. Методы ( от греч. Methods – путь, способ продвижения к истине) – упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. Средства обучения и воспитания - источники получения знаний и формирования умений; различные орудия труда, предметы культуры, включенные в учебно-познавательную деятельность.

По источнику знаний: словесный - рассказ, беседа, лекция, инструктаж; наглядный - показ, демонстрация, иллюстрация; практический - упражнения, практическая работа. По характеру взаимной деятельности педагога и учащихся: объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частично-поисковый или эвристический метод; исследовательский метод; интеграционный.

Индивидуальные – индивидуальный образовательный маршрут учащегося. Групповые – объединение, студия, ансамбль, секция, мастерская, театр, временная группа, кружок. Массовые – праздники, концерты, собрания, конференции, лекции и др.

Для педагога: Для учащихся : четкое определение конечной цели; технологическая цепочка педагогических действий; разработанность инструментария диагностики. вовлечение каждого в активный познавательный процесс; применение знаний на практике; доступ к необходимой информации; общение и сотрудничество не только с педагогом, но и со сверстниками; постоянное испытание своих сил для преодоления возникающих проблем.

Научный - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы. Процессуальный - описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения. Деятельностный - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Технология предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и обучающихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения. Элементы педагогической технологии должны быть воспроизводимы любым педагогом и должны гарантировать достижение планируемых результатов всеми обучающимися. Педагогическая технология диагностируема: содержит критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности (В.В. Пикан).

I группа - личностно-ориентированные технологии, главная установка которых - уникальность, целостность личности, способной на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Это - технологии сотрудничества, коллективной творческой деятельности, игровые, клубные и другие. II группа - это технологии управления познавательным процессом. В их основе - четкая дозировка учебного материала, его постепенное усвоение, поэтапный контроль и оценивание. Это блочно-модульные, проблемно-модульные, развивающие, а также многие программированные, информационные технологии (В.Ф.Шаталов, П.М.Эрдниев, В.И. Давыдов).

III группа - технологии «свободного воспитания». В их основе лежит проектирование образовательного процесса «от ребенка», от его способностей, потребностей и мотивов. Задача педагога состоит в создании условий, среды, обеспечения для развития и обучения ребенка, доверие к его личному опыту, потенциальным возможностям. Это гуманно-личностное обучение, «ненаправленное» обучение, семейная школа ( А.С. Белкин, др.). IV группа - технологии, преодолевающие формализм школы. В их основе лежат идеи критики нормирования и формализма содержания обучения, режима дня, власти педагога, классной формы селекции детей по возрасту и т.п. Это дистанционное и концентрированное обучение, парковая технология и др.

Универсальные - пригодные для преподавания почти любого предмета. Ограниченные - пригодные для преподавания нескольких предметов. Специфические - пригодные для преподавания одного – двух предметов.

Предварительная диагностика уровня усвоения материала. Организация деятельности учащихся по освоению и закреплению нового учебного материала. Контроль качества усвоения материала. Выбор методов и приемов дополнительной работы с группой учащихся. Диагностика причин отставания. Выбор методики, снимающей пробелы в знаниях и опыте учащихся.

Концептуальность. Системность. Управляемость (мониторинг). Эффективность. Воспроизводимость.

Технология личностно-ориентированного обучения. Технология индивидуализации обучения (адаптивная). Групповые педагогические технологии. Технология коллективной творческой деятельности. Технология исследовательского (проблемного) обучения. Игровые технологии. Здоровьесберегающие технологии. Информационно-компьютерные технологии. Технология развивающего обучения. Проектная технология.

Целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. Процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.). Поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.

повышение уровня мотивации к учебному труду; формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянно усложняющуюся деятельность; постоянное повторение, систематизация знаний, проговаривание вместе с педагогом; воспитание чувства собственного достоинства, самоутверждения через результаты в учёбе; в основе - дифференциальный подход; хорошее знание теоретического материала как основы успешности обучения, любая задача – это кусок теории; создание проблемной ситуации, «уход в сторону», использование вспомогательных вопросов; работу с одарёнными детьми.

Сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка). Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого учащегося, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.

Индивидуализация обучения осуществляется со стороны самого учащегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно. Индивидуальное обучение позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темпы обучения к индивидуальным особенностям каждого учащегося, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет учащемуся работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении.

Особенности групповых технологий: учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; виден вклад каждого ученика в выполнении задания; состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

Мотив деятельности детей - стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в: планировании; подготовке; осуществлении; анализе любого дела. Формы КТД: трудовые дела; познавательные дела; художественные дела; спортивные дела. Принципы организации: состязательность; игра; импровизация.

Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров. Главная методическая особенность – субъектная позиция личности. похвала за инициативу; публикация работы; выставка; награждение; присвоение звания и др.; разработка специальных творческих книжек, где отмечаются достижения и успехи. Оценивание результатов:

Этапы построения занятия: актуализация опорных знаний; создание проблемной ситуации; постановка учебной проблемы; построение проблемной задачи; решение проблемы (выдвижение и доказательство гипотез); анализ возможных последствий; проверка правильности решения и повторение. Проблемная ситуация - осознанное учеником затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действий. Уровни проблемности: проблемное изложение учебного материала; частично–поисковая деятельность (эвристический диалог); самостоятельная исследовательская работа.

«+»: достижение высокого уровня умственного развития учащихся; стимулирование внутренней мотивации учения; прочное усвоение изученного; формирование убеждений; овладение первичными навыками исследовательской деятельности. «-»: большие затраты времени; слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся. Особенность технологии - «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос, опираясь в своей деятельности на инструменты познания, при этом строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

Игровая технология – технология обучения, в основе которой лежит взаимосвязь имитационного моделирования и ролевого поведения участников игры в процессе решения учебных задач достаточно высокого уровня проблемности. Цели образования игровых технологий: дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков; воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности; развивающие: развитие качеств и структур личности; социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Педагогическая игра - активизирует и интенсифицирует деятельность учащихся, направленную на усвоение общественного опыта. Классификации педагогических игр: по видам деятельности (физические, интеллектуальные (умственные),трудовые, социальные, психологические); по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, контролирующие, развивающие, репродуктивные, обобщающие, творческие, коммуникативные, социализирующие, диагностические); по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.); по игровой среде (с предметом и без предметов, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).

Основные принципы игровых технологий: природо- и культуросообразность; умение моделировать, драматизировать; свобода деятельности; эмоциональная приподнятость; равноправие. Этапы игровой технологии: определение темы, целей, задач игровой технологии; определение структуры игровой технологии; подготовка сценария; ознакомление с исходной информацией; подготовка учащихся к игре (анализ литературы, распределение ролевых функций); проведение игры; анализ результатов игры учащимися; подведение итогов игры педагогом.

Условия обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания). Рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями). Соответствие учебной и физической нагрузки возрастными возможностям ребенка. Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания). Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия). Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла). Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности обучающихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы).

Организация учебной деятельности: строгая дозировка учебной нагрузки; построение занятия с учетом работоспособности учащихся; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность чистота); благоприятный эмоциональный настрой; проведение физкультминуток и динамических пауз на занятиях. Физкультминутки. Массаж биологически активных точек. Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе занятия.

Чередование видов деятельности, поз, видов преподавания и проведения физкультминуток, наличие эмоциональных разрядок предупреждает момент наступления усталости и утомляемости, повышает мотивацию к учебной деятельности, создает благоприятный психологический фон на занятии, формирует культуру здоровья.

Инновации для образования - программное обеспечение, интерактивные электронные доски,проекты модернизации, педагогические технологии с использованием компьютеров и т.д. Информационные технологии - технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео-). Компьютерные (информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Использование в работе ЭОР и ЦОР. Использование интерактивной доски. Работа с Интернет-ресурсами. Создание собственного цифрового образовательного пространства. Создание собственной мультимедийной библиотеки. Проведение, организация конференций. Создание интерактивных залов для проведения дистанционных диспутов, конференций и т.д.

Компьютер в функции педагога: источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля. Компьютер, как рабочий инструмент: средство подготовки текстов, их хранения; текстовый редактор; графический редактор; вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде); средство моделирования.

Система учебных приемов, способствующих развитию личности учащихся: перенос усвоенных приемов с обучающей задачи на новую; поиск новых приёмов учебной работы; управление своей учебной деятельности; приемы обобщения. Проблемное изложение учебного материала. Частично-поисковая деятельность. Самостоятельная проектная исследовательская деятельность.

Проект - специально организованный педагогом и самостоятельно выполненный детьми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающийся созданием продукта, состоящего из: объекта труда, изготовленного в процессе проектирования; его преставления в рамках устной или письменной презентации. Метод проектов - технология обучения, при которой учащиеся приобретают знания, умения и навыки, а также компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества в процессе конструирования, планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.

Этапы учебного проекта: Выбор темы и участников проекта. Определение проблемы проекта (мозговой штурм). Распределение задач, обозначение критериев оценки проекта. Самостоятельная работа над проектом. Защита и оппонирование проекта. Подведение итогов.

Информационный и исследовательский проект. Обзорный проект. Проекты-инсценировки, или организационные проекты. Продукционный проект По форме: Видеофильм. Рекламный ролик. Телепрограмма. Интервью со знаменитыми людьми. Журнальный репортаж. Рок-опера и т. д. По характеру результата:

По количеству учащихся : индивидуальные, парные, групповые. По характеру поисковой деятельности: исследовательские, творческие, информационные. По дисциплинарной сфере: монопредметные, межпредметные, надпредметные. По продолжительности: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. По координации: прямое или скрытое педагогическое управление.

Реферат. Творческая работа(концерт, выставка, спектакль). Доклад. Эссе. Статьи и тезисы. Стендовый доклад. Презентация проекта. Рекомендации.

Современные педагогические технологии обучения в системе дополнительного образования детей позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития. Использование педагогических технологий при организации деятельности учреждения дополнительного образования детей способствуют развитию таких личностных новообразований как активность, самостоятельность и коммуникативность учащихся.

При внедрении современной (инновационной) педагогической технологии в образовательный процесс педагог должен уметь: применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии; проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии; научить детей новым методам работы; оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.