Модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений в процессе реализации непрерывного филологического образования в социокультурной среде мегаполиса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений в процессе реализации непрерывного филологического образования в социокультурной среде мегаполиса.
Advertisements

ГБОУ СОШ уч.г Окружная инновационная площадка «Модель непрерывного филологического образования в социокультурной среде мегаполиса»
Система методической работы Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го.
Окружная инновационная площадка Инновационная площадка «Пушкинское слово»
Система методической работы Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го.
Первичная инновационная площадка на базе ГБОУ ВПО МГПУ «Формирование социально- профессиональной компетентности студентов в процессе исследовательской.
План работы Научно – методического центра в учебном году.
LOGO «Мыследеятельностный профессионализм педагога как необходимое условие для перехода и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Ра звитие системы методической работы в условиях внедрения ФГОС в МБОУ СОШ 12 Зорина Н. Л. МБОУ СОШ 12.
«МБУ КИМЦ – системный оператор по реализации стратегии развития муниципальной системы образования на основе эффективного обеспечения деятельности образовательных.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
LOGO Формирование структуры профессионального и дополнительного образования в колледже (Центра ремёсел и дизайна), как инновационной образовательной среды.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Создание инновационных площадок по организации психолого-педагогического сопровождения основной образовательной программы.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МАОУ СОШ11 г. Усть-Илимск.
Программа развития школы на период 2008 – 2013 годы Цель создания программы: определить общую стратегию и создать условия для эффективного развития школы.
ГБОУ гимназия 1554 Достижения гимназии как ресурс для использования другими школами Заместитель директора по УВР ГБОУ гимназии 1554 Смирнова И. Г
МБОУ Лицей 109 Федеральная экспериментальная площадка АПК И ПРО Министерства образования и науки РФ Тема исследования: «Компетентностный подход в формировании.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
Транксрипт:

Модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений в процессе реализации непрерывного филологического образования в социокультурной среде мегаполиса

1.Повышение роли и значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, актуальность формирования гражданской идентичности, возрастание значения аксиологической составляющей в системе школьного образования, зафиксированное в ФГОС и Концепции духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, усиливает ценностный компонент содержания школьного филологического образования. 2. Необходимость пересмотра и уточнения подходов к филологическому образованию диктует изыскание новых возможностей использования традиционных методик повышения качества обучения, разработки и внедрения инновационных практик формирования филологической культуры всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей). 3. Определение системно-деятельностного и компетентностного подходов как ведущих в реализации ФГОС требует активной разработки и продвижения новых методик формирования личности обучающегося в филологическом пространстве на основе расширения инструментария изучения русского языка и литературы.

Цель инновационной деятельности. Создание оптимальной модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений в процессе реализации непрерывного филологического образования в социокультурной среде мегаполиса. Задачи инновационного проекта 1.Разработать и внедрить модель сетевого взаимодействия в процессе реализации филологического образования на всех этапах развития личности школьника и профессионального роста педагога. 2.На основе аксиологического подхода к формированию содержания образования и реализации системно-деятельностной и компетентностных стратегий его освоения обновить содержание школьного филологического образования и расширить базу методик, технологий и инструментов его реализации в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. 3.Апробировать комплексную систему выявления и поддержки одаренных и мотивированных обучающихся в области русского языка и литературы.

4. Апробировать комплексную систему освоения детьми мигрантов русского языка и литературы для обеспечения успешной социокультурной интеграции обучающихся средствами филологического образования в общество. 5. Повысить уровень профессиональной культуры сотрудников образовательных учреждений, входящих в сетевую инновационную площадку, посредством использования новых технологий формирования филологической культуры субъектов образовательного процесса. 6. Закрепить и развить практику сетевого взаимодействия образовательных учреждений с учреждениями дополнительного образования, учреждениями науки и культуры г. Москвы в области непрерывного филологического образования. 7. Обеспечить высокий уровень непрерывного школьного филологического образования на основе введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и реализации московского стандарта качества образования.

1.Непрерывность образования. 2.Новые технологии обучения. 3.Информатизация образовательного процесса. 4.Интеграция общего и дополнительного образования. 5.Профилизация школы. 6.Механизмы и форматы государственного и социального партнерства.

1.Организация обучающих семинаров и тренингов для кадрового обеспечения инновационной деятельности. 2.Проведение профессионально ориентированных тренингов по филологии для сотрудников образовательных учреждений, входящих в инновационную площадку. 3.Организация и осуществление поисковой, проектной и творческой деятельности обучающихся и педагогов. 4.Мониторинг уровня и качества эффективности использования существующих и разрабатываемых инновационных продуктов в сфере филологического образования с учетом урочной и внеурочной деятельности всех субъектов образовательного процесса. 5.Внедрение новых товаров или услуг посредством проведения форумов, научно-практических и читательских конференций, научно-методических семинаров, круглых столов, деловых игр, профессиональных конкурсов и турниров знатоков русского языка и пр. 6.Внедрение новых форм организации учебного процесса и оказание образовательных услуг для всех субъектов УВП (создание Центров речевого развития, Школ продуктивного чтения и др). 7.Создание и апробация критериальной базы для осуществления контроля качества инновационного продукта.

1.Модель и механизмы сетевого взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающие единые подходы к обучению русскому языку и литературе (индикаторы: увеличение удельного веса числа государственных образовательных учреждений, реализующих технологии и методики непрерывного филологического образования, создание инновационной программы повышения квалификации учителей-предметников; создание единого дистанционного образовательно-методического пространства для обеспечения сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса учреждений, входящих в инновационную площадку; массовое участие всех субъектов образовательного процесса в мероприятиях, проводимых в рамках проекта (деловых играх, круглых столах, в Конкурсе профессионального мастерства «Лучший учительский сайт»; массовое участие детей и взрослых в проводимых взросло-детских читательских конференциях «Современная литература и Я-читатель», проектной гуманитарной олимпиаде школьников и др. мероприятиях, осуществляемых в рамках проекта). 2.Готовая к тиражированию модель сетевого взаимодействия ОУ, позволяющая достичь предметных, метапредметных и личностных результатов филологического образования путем освоения комплекса ключевых компетентностей (коммуникативных, читательских, культуроведческих) (индикаторы: выпуск электронных учебных пособий для учащихся; создание электронного учебника по теме инновационной деятельности, электронного сборника методических рекомендаций по организации модели сетевого взаимодействия в области реализации непрерывного филологического образования в социокультурной среде мегаполиса ).

3. Пакет инновационных методик работы с филологически одаренными и мотивированными детьми начальной, средней и старшей школы (индикаторы: улучшение качественных показателей деятельности образовательных учреждений; издание сборника олимпиадных заданий с приложением методического руководства; создание коллекции программных продуктов для анализа текста; выпуск сборника филологических игр). 4. Модель продвижения поликультурного филологического образования в московском мегаполисе на основе формирования российской идентичности детей и молодежи (индикаторы: создание специальной рабочей тетради для интенсивного курса русского языка, адресат – дети-инофоны; издание специальной хрестоматии или книги для чтения с ориентацией на детей-инофонов). 5. Практикум по педагогической риторике и методическое руководство по организации работы по совершенствованию речевой культуры педагогических коллективов образовательных учреждений (индикаторы: массовое участие педагогов в Турнире Знатоков русского языка; издание практикума по педагогической риторике).

6. Пакет методических и диагностических материалов по измерению уровня развития универсальных филологических (информационных, логических, познавательных, речемыслительных, текстовых, коммуникативных, ораторских и др.) способностей учащихся посредством социокультурного потенциала современного московского мегаполиса (индикаторы: массовое посещение детьми и взрослыми в обучающих целях учреждений культуры и науки; составление рабочих программ по предметам филологического цикла, учитывающих социокультурные условия г. Москвы; получение качественно нового образовательного продукта – филологической карты столицы). 7. Повышение инновационного и творческого потенциала сотрудников школ, уровня их профессиональной компетентности и личностной самореализации как фактора роста познавательной активности учащихся в области филологического образования (индикаторы: массовый профессиональный рост педагогов, задействованных в инновационной деятельности; издание сборника научно- методических статей).

Научные руководители: Дудова Людмила Васильевна, заведующая кафедрой филологического образования МИОО, кандидат филологических наук, профессор Лубков Алексей Владимирович, проректор МИОО, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, доктор исторических наук, профессор Подарцев Евгений Владимирович, зам. зав. кафедрой филологического образования МИОО, кандидат филологических наук, доцент Базовое учреждение: ГАОУ ВПО Московский институт открытого образования, ректор Круглова Ольга Эдуардовна, кандидат педагогических наук.

1. Формирование читательской компетентности 4. Инновационные формы работы с одаренными и мотивированными детьми 2. Формирование коммуникативной компетентности 5. Адаптация детей мигрантов в процессе реализации непрерывного филологического образования Проектирование сетевого взаимодействия ОУ в процессе реализации непрерывного филологического образования в социокультурной среде мегаполиса 3. Формирование предметных компетенций при работе с текстом в процессе обучения русскому языку

Формирование читательской компетентности (ГБОУ СОШ 739 САО, ГБОУ СОШ с этнокультурным русским компонентом 225 САО, ГБОУ Центр образования 1989 ЮВАО, ГБОУ ЦО 1631 САО, ГБОУ гимназия 1573 СВАО). Формирование коммуникативной компетентности (ГБОУ СОШ 929 САО) Формирование предметных компетенций при работе с текстом в процессе обучения русскому языку (ГБОУ СОШ 251 САО, ГБОУ гимназия 1592 САО, ГБОУ гимназия 1370 СВАО, ГБОУ СОШ 1101 ЮЗАО) Эффективные формы работы с одаренными и мотивированными детьми (ГБОУ Центр образования 429 ВАО, ГБОУ СОШ «Школа здоровья» 1058 СЗАО, ГБОУ СОШ 430 ЮВАО). Эффективные формы работы с детьми мигрантов (ГБОУ СОШ 499 ЮВАО). НОВЫЕ ПАРТНЕРЫ: ГБОУ СОШ 1252 им. Сервантеса САО, ГБОУ гимназия 1583 САО, ГБОУ СОШ 1270 ЦАО, ГБОУ СОШ 1513 ЦАО.

Российская государственная библиотека. Российская государственная детская библиотека. Государственный литературный музей. Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН. Автономная некоммерческая организация Центр межнационального образования «Этносфера». Государственный музей Л.Н. Толстого. Региональная общественная организация города Москвы «Независимая ассоциация словесников». Региональная общественная организация города Москвы «Ассоциация содействия библиотекам образовательных учреждений».

Проведены семинары для учителей школ 251 и 1592 по методике лингвокультурологической характеристики текста в рамках заседаний методических объединений школ (март, май, сентябрь 2013 г.). Проведен окружной семинар САО в гимназии 1592 «Обучение и контроль при работе с текстом на уроках гуманитарного цикла» ( г.). В декабре проводится окружной семинар в школе 251, посвященный методике проведения новой формы внеклассной работы по русскому языку – лингвокультурологическому турниру.

Разработана Программа-проспект обучения школьников лингвокультурологической характеристике текстов (сдано в печать). Создана Программа-проспект обучения школьников интерпретации текста (опубликовано). Создан банк текстов для лингвокультурологической характеристики (часть опубликована, часть сдана в печать, часть находится в разработке). Создан банк методических материалов, созданных учителями, по работе с текстом как целостной единицей языка, речи, культуры (часть опубликована, часть сдана в печать, часть находится в разработке).

Разработана и проведена в школах диагностика понимания текста учащимися 5-11 классов, опубликованы диагностика и полученные результаты. Разработан новый вид внеклассной работы, реализующий методику лингвокультурологической характеристики текста, лингвокультурологический турнир. Апробированы и представлены на Международных конференциях в МИОО (декабрь, февраль) и МПГУ (март) и в публикациях продукты, созданные в ходе инновационной деятельности

Публикации в изданиях, входящих в перечень ВАК Левушкина О.Н. Диагностика уровня понимания учащимися художественных текстов при обучении русскому языку // Проблемы современного образования. – 2013, 1. - С // Левушкина О.Н. Работа с текстом как целостной единицей языка, речи и культуры: методический потенциал учебников по русскому языку для 5-9 классов // Нижегородское образование. – 2013, 1. – С Левушкина О.Н. Методический потенциал учебников по русскому языку для старших классов в формировании целостного взгляда на текст // Наука и школа, – С Левушкина О.Н. Методика проведения урока лингвокультурологической характеристики текста // Преподаватель XXI век. – 2013, 2. – С

Монографии Левушкина О.Н. Опыт работы Н.М. Шанского со словом и текстом как основа для развития идеи лингвокультурологической характеристики текста на школьном уровне. Глава в коллективной монографии / О.Н.Левушкина // Научно- методические идеи Н.М. Шанского в развитии и перспективе: к 90-летию со дня рождения ученого: коллективная монография. – М.: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР, – С Левушкина О.Н. О.Н. Анализ текста в учебном процессе по русскому языку: сопоставление взглядов А.В. Текучева и Н.М. Шанского. Глава в коллективной монографии / О.Н.Левушкина // Идеи А.В. Текучева в новом времени. (К 11-летию со дня рождения академика АПН СССР А.В. Текучева) / Коллективная монография. – М.: МПГУ, Ярославль:РЕМДЕР, – С Методическая интерпретация лингвокультурологических характеристик текста на уроках русского языка. Монография / О.Н. Левушкина. – Ульяновск: УлГТУ, – 316 с.

Научные статьи, методические материалы Левушкина О.Н. Лингвокультурологический потенциал текста как понятие методики преподавания русского языка // Язык и мышление писателя: Психологические и лингвистические аспекты: Материалы XIII-й Международной научной конференции (Ульяновск, мая 2013 г.) / Отв. ред. проф. А.В. Пузырёв. – М.: Ин-т языкознания РАН, Институт русского языка РАН: Ульяновск: Ульяновский гос. ун-т, – 224 с. – С Левушкина О.Н., Сперантов В.В.Обучение школьников пониманию текста при работе с информационными инструментами // Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество: Сборник трудов по материалам V Международной научно-методической конференции. В 2 ч. Ч. 2: Русский язык в школе и вузе. Диагностика качества изучения филологических дисциплин. – М.: МИОО, – 196 с. – С. 173 – 179. Левушкина О.Н., Асеева А.А., Жук Е.В., Никишина А.М., Муравьева Е.В. Творческая мастерская по лингвокультурологической характеристике текста // Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество: Сборник трудов по материалам V Международной научно-методической конференции. В 2 ч. Ч. 2: Русский язык в школе и вузе. Диагностика качества изучения филологических дисциплин. – М.: МИОО, – 196 с. – С. 47 – 52.

В издательство «Школьная книга» сданы материалы для публикации в «Вестнике московского образования»: Левушкина О. Н. Современные методы обучения русскому языку: характеристика языка – характеристика текста – лингвокультурологическая характеристика текста. Левушкина О.Н., Недумова Е.Г., Саяпина Т.Ю. Формирование ценностного отношения к русскому языку на уроках и во внеурочной деятельности (на материалах М.В.Ломоносова). Левушкина О.Н., Семёнова Т.Г. Реализация игровых приемов при обучении диалогу с текстом на уроках русского языка. Кутейникова Н.Е., Левушкина О.Н., Гаврильченко О.В. Традиционные и инновационные технологии достижения предметных результатов при изучении русского языка и литературы в условиях ФГОС: Учебная программа повышения квалификации.

В издательство «Школьная книга» сданы материалы для публикации в «Вестнике московского образования»: ГБОУ СОШ 251 Волкова Н. В. Роль диалоговых методик работы с текстом в ходе проведения урока-суда над литературным героем. Волкова Н.В. Урок-расследование на тему: «Столкновение героя и случая в новелле Ги де Мопассана Ожерелье». Панова Л. Ю. Школьные радиоминутки как средство дополнительного обучения русскому языку. Выходцева М. Н., Евдокименко Н. Н., Ткаля Т.Б. Полилингвальный фестиваль-конкурс как средство повышения мотивации учащихся к изучению второго языка.

В издательство «Школьная книга» сданы материалы для публикации в «Вестнике московского образования»: ГБОУ гимназия 1592 Малинина О.Д. Работа с текстом на уроках русского языка как основа развития творческих способностей учащихся. Малинина О.Д. Лингвистические игры как средство дополнительного образования по русскому языку. Васильева А.С. Опора на визуальный образ текста при обобщении знаний о разделах лингвистики в 5-6 классах. Геро И.К. Активизация видов речевой деятельности школьников в процессе работы над учебным проектом. Богданов А.В. Инновационные технологии в образовательном процессе: средства и методы.

Сдано в печать методическое пособие для учителей «Уроки с лингвокультурологической характеристикой текста», в которое вошли материалы научного консультанта О.Н. Левушкиной: Текст как единица культуры в современной науке Лингвокультурологический потенциал текста и его методические критерии Лингвокультурологическая характеристика текста – современный метод обучения русскому языку Технология лингвокультурологической характеристики текста Лингвокультурологическая характеристика текста как жанр школьного сочинения Параметры использования лингвокультурологических характеристик текстов в учебном процессе Урок русского языка на тему «Односоставные предложения. Повторение» в 8 классе (работа с миниатюрой В.П. Астафьева «Долбят гору»)

Сдано в печать методическое пособие для учителей «Уроки с лингвокультурологической характеристикой текста», в которое вошли материалы научного консультанта и учителей: Урок развития речи на тему «Подготовка к сочинению-сопоставлению текстов публицистического и художественного стилей» в 8 классе (на примере миниатюр В.А. Солоухина «Муравей не знает человека…» и А.И.Солженицына «Костер и муравьи») (Левушкина О.Н.) Изложение по рассказу В.И. Крупина «Материнская молитва» в 9 классе (интегрированный урок русского языка и основ православной культуры) (Левушкина О.Н., Катанова Н.И.) Урок словесности с лингвокультурологической характеристикой стихотворения А.С. Пушкина «Анчар» в 8 классе (Левушкина О.Н.) Урок русской словесности в старших классах (подготовка к сочинению- рецензии по рассказу Л.Е. Улицкой «Путь осла») (Григорченко И.А., Левушкина О.Н.)

Сдано в печать методическое пособие для учителей «Уроки с лингвокультурологической характеристикой текста», в которое вошли материалы учителей: Урок повторения и обобщения материала по теме «Разряды местоимений» в 6 классе (на материале рассказа Ю. Коваля «Бабочка») (Панова Л.Ю.) Урок работы с текстом в 6 классе (на материале рассказа В.П. Астафьева «Приветное слово») (Волкова Н.В.) Урок работы с текстом рассказа М.А. Булгакова «Красная корона» в 7 классе (Волкова Н.В.) Урок словесности в старших классах на тему «Паломничество как преодоление пространства и времени – символическое значение хронотопа в древнерусской литературе» («Хождение игумена Даниила») (Геро И.К.)

В рамках деятельности ОИП в 2013 г. проведена I проектная гуманитарная олимпиада школьников Привлечены к организации и проведению олимпиады на различных этапах специалисты ведущих федеральных и столичных вузов: МГУ им. М.В.Ломоносова, РГГУ, ИРЯ РАН им. В.В. Виноградова, Института языкознания РАН, Института Мировой Литературы им. А.М. Горького, МИОО, ИРЯ им. А.С. Пушкина, РУДН, а также РГДБ, Государственного Литературного музей г. Москвы. в дистанционном этапе приняло участие около 100 школьников, в очном этапе – 35 школьников

По итогам работы с одаренными детьми сданы в печать работы: Синявина Т.А., Лебедева Е. Отражение проблемы языка и культуры при переводе сказки Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» (интегрированный индивидуальный проект) Заева Е. Ю., Амбарцумян М. Лингвокультурный типаж «блондинка» в русской британской и американской лингвокультурах (индивидуальное проектное исследование) Поливанов К. М., Кожекина М. Герой «Подростка» и его «идея» в ряду других героев Ф.М. Достоевского (индивидуальное проектное исследование)

В рамках деятельности ОИП в уч. г. действует Клуб юного филолога. Это система кружков филологического цикла, которые ведут квалифицированные преподаватели различных вузов г.Москвы. Среди предметов: анализ художественного текста, стиховедение, трудности грамматики русского языка, древнерусский язык, основы культурологии Цели занятий Клуба: повышение филологической культуры заинтересованных школьников; подготовка к олимпиадам и конкурсам; тренировка команд Всероссийских олимпиад по русскому языку и литературе. В разных школах занимается более 100 школьников. mosolymp.ru/shuf