Лекция 4. Крылова М.Н., канд. филол. наук, доцент каф. проф. педагогики и ин. яз. АЧГАА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стили речи русского языка Назаренко Оксана Вячеславовна, канд. филол. наук, преподаватель кафедры гуманитарных и экономических дисциплин.
Advertisements

Стили русского языка. Стиль – совокупность языковых (речевых) средств, определяемых развитием человека, ситуацией общения, стремлением сделать речь понятной.
Функциональные стили речи исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения ; разновидность литературного.
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
Название стиля: Научный Функциясообщение научных сведений, научное объяснение фактов Сфера употребления официальная обстановка Жанрынаучная статья, доклад,
Основы стилистики. Стилистика - раздел языкознания, изучающий различные стили (стили языка, стили речи, жанровые стили, индивидуальный стиль автора и.
Существует 5 функциональных стилей: Научный значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (например, терминологическая.
Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля. Д.Свифт.
Для чего нужна человеку речь ? РЕЧЬ ПОМОГАЕТ Общаться Делиться мыслями,чувствами Договориться о чём- нибудь Согласовать свои действия. Похвалить, развеселить,
Стили речи РазговорныйКнижные Официально -деловой Научный Публицисти ческий Художеств енный.
Стили речи Приложение к уроку - семинару автор: Гончарова Н. учитель: Щербак Е.В.
Стили речи. Публицистический стиль речи.. С тилистика- раздел науки о языке, изучающий стили речи и их особенности.
Стилистика Подготовка к ЕГЭ. Текст – целостное законченное высказывание Признаки текста: Наличие темы и основной мысли Наличие или возможность заголовка.
Научный стиль. Определение научного стиля.. Что такое научный стиль? Научный стиль – разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется.
Презентация по русскому языку на тему: Стили речи Работу выполнили ученицы 10в класса Васильцова Екатерина и Ерохина Наталья.
Группа исследователей. Разговорные Межстилевые Книжные Официально–деловые Публицистические Научные.
Официально – деловой стиль речи Выполнили ученицы 9 класса Б МОУ «Первомайская сош» Тамбовской области Жукова Анастасия Тришакова Виктория Калашникова.
Содержание Литературный язык Научный стиль Официально-деловой стиль Публицистический стиль Язык художественной литературы Разговорная речь Стилистическая.
Научная письменная речь. Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике.
Транксрипт:

Лекция 4. Крылова М.Н., канд. филол. наук, доцент каф. проф. педагогики и ин. яз. АЧГАА

М.Н. Крылова, кафедра ПП и ИЯ АЧГАА План лекции 1. Устная и письменная формы литературного языка. 2. Функциональные стили языка. 3. Художественный стиль.

М.Н. Крылова, кафедра ПП и ИЯ АЧГАА Вопрос 1. Устная и письменная формы литературного языка

М.Н. Крылова, кафедра ПП и ИЯ АЧГАА Речь имеет устную и письменную форму, что связано с тем, что она может использоваться в разных ситуациях. Ответим на вопросы (устно): 1. Какая форма языка появляется раньше: устная или письменная? 2. Все ли языки имеют устную форму? 3. Все ли языки имеют письменную форму? 4. Для чего человечеству нужна письменность, почему она появилась? 5. Когда появилось русское письмо?

М.Н. Крылова, кафедра ПП и ИЯ АЧГАА Отличительные черты устной и письменной речи: Устная речьПисьменная речь 1. Лексика Нетщательно отобранная, стилистически нейтральная и разговорная: столовка, зачётка. Стилистически нейтральная и книжная, более тщательно отобранная: столовая, зачётная книжка. 2. Сокращённое произношение Наличие сокращённых форм: щас, када, шисят, Сан Саныч Только полное произношение: сейчас, когда, шестьдесят, Александр Александрович

М.Н. Крылова, кафедра ПП и ИЯ АЧГАА Отличительные черты устной и письменной речи: Устная речьПисьменная речь 3. Морфоло- гический строй Преобладание глаголов, местоимений; употребление оценочных форм существительных: доченька, домище Преобладание сущ., употребление отвлечённых, отглагольных сущ. (постановление), прич. и дееприч., сложных союзов (вследствие того, что) 4. Имя числи- тельное Выражение приблизит. количества: лет пять, около пяти; и сокращённые формы: в семнадцатом году Употребление выражений со значением точного количества, запись числительных цифрами: в 17.00; в 1917 г.

М.Н. Крылова, кафедра ПП и ИЯ АЧГАА Отличительные черты устной и письменной речи: Устная речьПисьменная речь 5. Синтаксис Употребление коротких, восклицательных, побудительных, вопросительных, простых, неосложнённых, неполных предложений: – Который час? – Пять Употребление длинных, невосклицательных, повествовательных, сложных, полных, осложнённых обособленными членами предложений 6. Невер- бальные средства ИспользуютсяНе используются

М.Н. Крылова, кафедра ПП и ИЯ АЧГАА Отличительные черты устной и письменной речи: Устная речьПисьменная речь 7. Характер восприятия Нельзя прекратить, восприятие сиюминутно Можно прекратить: закрыть книгу, например 8. Возможность корректировки НетЕсть

М.Н. Крылова, кафедра ПП и ИЯ АЧГАА Устная речь имеет две разновидности: диалогическая, когда в речи участвуют два и более человека. Для неё характерны все отмеченные выше черты; монологическая – речь одного человека перед аудиторией, например, лектора. Для неё характерны черты письменной речи, но с использованием невербальных средств.

М.Н. Крылова, кафедра ПП и ИЯ АЧГАА Вопрос 2. Функциональные стили языка

М.Н. Крылова, кафедра ПП и ИЯ АЧГАА Наша речь в официальной обстановке отличается от той, которая используется в быту или при написании учебника. Это один и тот же язык, но разные его разновидности – функциональные стили. Функциональный стиль – разновидность языка, которая используется в какой-то сфере жизнедеятельности человека. Их появление в литературном языке связано с тем, что современный язык имеет очень много сфер использования.

М.Н. Крылова, кафедра ПП и ИЯ АЧГАА Система стилей русского языка Стили Функциональные Книжные 1.Официально- деловой 2. Научный 3. Газетно- публицисти- ческий Разговорный 4.Обиходно- бытовой Художественный

М.Н. Крылова, кафедра ПП и ИЯ АЧГАА Стили литературного языка прежде всего отличаются друг от друга лексикой – стилистической окраской слов. Разговорная Разговорная (стилистически сниженная) Межстилевая Межстилевая (стилистически нейтральная) Книжная Книжная (стилистически высокая) Употребляется в обиходно- бытовом стиле Употребляется во всех стилях речи Употребляется в книжных стилях громадный?? ??шествовать ?глаза?

М.Н. Крылова, кафедра ПП и ИЯ АЧГАА Охарактеризуем все стили по плану План характеристики стиля 1. Сфера использования. 2. Особенности. 3. Жанры. 4. Разновидности. 5. Пример.

М.Н. Крылова, кафедра ПП и ИЯ АЧГАА Официально-деловой стиль Сфера использования: обслуживает отношения людей в официально- деловой, канцелярско-деловой, юридической, дипломатической сферах. Особенности: 1.Сжатое изложение, экономное использование языковых средств. 2.Употребление слов в прямом значении, "сухость" изложения, отсутствие выразительных средств (тропов и фигур). 3.Использование специальной лексики: заявление, вышеуказанный, ходатайствовать, уведомлять, наличие, истец и т.п. 4.Использование штампов и клише (устойчивых выражений): в соответствии с изложенным, справка дана, в рабочем порядке. 5.Употребление глагольных сочетаний вместо глаголов: навести справки (выяснить), оказать помощь (помочь), принять решение (решить). 6.Употребление сложных предлогов и союзов: в целях, в соответствии с. 7.Использование отглагольных (образованных от глаголов) существительных: получение, согласование, перенесение. 8.Широкое применение причастных и деепричастных оборотов. 9.Преимущественно прямой порядок слов.

М.Н. Крылова, кафедра ПП и ИЯ АЧГАА Официально-деловой стиль Жанры стиля: заявление, объяснительная, деловое письмо, справка, протокол, докладная и т. п. Разновидности: канцелярский (стиль канцелярских документов); официально-документальный (стиль государственных и дипломатических актов, законов, постановлений, уставов). Пример: С благодарностью подтверждаем получение Вашего письма с приложенными каталогами и сообщаем, что этот информационный материала мы направили на рассмотрение нашим заказчикам. В случае проявления ими интереса к изделиям Вашей фирмы мы Вам сообщим об этом дополнительно (официальное письмо-подтверждение).

М.Н. Крылова, кафедра ПП и ИЯ АЧГАА Научный стиль Сфера использования: наука и техника. Его особенности во многом сходны с признаками официально- делового стиля: 1.Широкое употребление терминов: нитрон, олигархия, орфоэпия. 2.Употребление слов в прямом значении. Слабое использование средств языковой выразительности. 3.Широкое применение причастных и деепричастных оборотов. 4.Использование вводных слов и предложений с оттенком книжности: очевидно, разумеется, как из этого явствует. 5.Широкое использование сложных предложений. Разновидность стиля – научно-популярный стиль, который используется в текстах, предназначенных всем интересующимся наукой. Для этой разновидности характерна большая образность, менее сложная терминология и синтаксис.

М.Н. Крылова, кафедра ПП и ИЯ АЧГАА Научный стиль Жанры: научная лекция, доклад на научной конференции, учебник, справочник и т.д. К жанрам научно-популярного стиля, кроме того, относятся энциклопедия, телепередачи научно- познавательного характера: «В мире животных», «Дикий мир», «Канал Дискавери» и т.п. Пример: Диалекты часто сохраняют явления, которые по тем или иным причинам не удержались в литературном языке, утратились. Например, в говорах сохранились наречия лепо (красиво, хорошо) и льзя (можно), которые в современном языке встречаются только в составе других слов: нелепо, нельзя, великолепно.

М.Н. Крылова, кафедра ПП и ИЯ АЧГАА Газетно-публицистический стиль Сфера использования: СМИ и публицистика. Необычность стиля в следующем: Сочетает информационную функцию (передачи информации) с агитационной функцией (воздействия на слушателя, читателя). Адресован любому человеку, независимо от уровня его образования и интеллекта.

М.Н. Крылова, кафедра ПП и ИЯ АЧГАА Газетно-публицистический стиль Названными причинами обусловлены особенности стиля: 1.Актуальность содержания, острота и яркость изложения, злободневность. 2.Общественно-политическая лексика: гражданин, процесс, демократия, гуманитаризация, гуманизация. 3.Слова яркой эмоциональной окраски самого широкого диапазона: таинство, личность, творение, безобразие. 4.Образные средства языка: тропы и фигуры. 5.Для воздействия на читателя употребляются вопросительные и восклицательные предложения. 6.Отсутствие непонятных для большинства слушателей (читателей) слов, длинных предложений, сложных синтаксических конструкций.

М.Н. Крылова, кафедра ПП и ИЯ АЧГАА Газетно-публицистический стиль Выделяются две разновидности со своими жанрами: 1.Газетный стиль, который используется в СМИ. Для него характерно обилие штампов и клише: встали на вахту, полюбились читателю, высокое доверие, люди в белых халатах, довелось побывать, горячо откликнулись. Использование штампов – нежелательное явление, стиль СМИ должен быть оригинальным, без избитых выражений. Его жанры: статья, заметка, корреспонденция, репортаж, фельетон, очерк и т.п. 2.Публицистический стиль используется в публицистике. К жанрам публицистического стиля можно отнести речи адвокатов, ораторов, лекции, доклады, беседу. Пример: Но каким же образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Что должно сделать для этого при изучении произведений его? Изучить поэта – значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их (В. Г. Белинский).

М.Н. Крылова, кафедра ПП и ИЯ АЧГАА Обиходно-бытовой стиль Сфера использования: общение людей в быту. Особенности: 1.Широкое употребление обиходно-бытовой лексики: столовка, поблажка, драчун, побрякушка. 2.Использование экспрессивной (эмоциональной) лексики: рубашонка, грязища, прыг. 3.Употребление слов с оценочными суффиксами: дочка, неделька и под. 4.Употребление фразеологизмов, подчёркнуто выразительных и стилистически сниженных: прочищать мозги, отбросить коньки. 5.Обилие междометий, частиц, вводных слов: -ка, ага, ну, конечно. 6.Синтаксическая простота: использование простых предложений, часто неполных, слов-предложений (Да. Конечно) и т.д. 7.Усечённые слова и упрощённые варианты произношения: Сан Саныч, сёдня, щас.

М.Н. Крылова, кафедра ПП и ИЯ АЧГАА Обиходно-бытовой стиль Жанры: разговор продавца и покупателя, беседа друзей и т. п. Пример: – Скоро придём-то? – Скоро. – Сколько ещё? – Два км.

М.Н. Крылова, кафедра ПП и ИЯ АЧГАА Вопрос 3. Художественный стиль

М.Н. Крылова, кафедра ПП и ИЯ АЧГАА Художественный стиль – это стиль литературных произведений. Он не является функциональным стилем, так как не функционирует (не используется) ни в какой сфере человеческой деятельности. Особенности: 1.Используются элементы разных функциональных стилей. 2.При необходимости даже нарушаются литературные нормы, используются внелитературные элементы языка: диалектизмы, жаргонизмы, просторечия. 3.Автор выбирает то или иное языковое средство, нарушает языковую норму в соответствии со своими целями: для характеристики персонажей, местности, создания определённого настроя, чувства, атмосферы и т.п. 4.Используются средства выразительности: тропы и фигуры. 5.Для каждого автора (литературного течения) характерен свой стиль.

М.Н. Крылова, кафедра ПП и ИЯ АЧГАА Примеры: Диалектизмы могут использоваться для создания речевого колорита местности: Третий год воюем…так? Третий год, как нас в окопы загнали. За что и чего – никто не разумеет… К тому и гуторю, что вскорости какой-нибудь Грязнов али Мелехов бзыкнет с фронта, а за ним полк, а за полком армия… Будя! (М.А. Шолохов. Тихий Дон). Возвышенная лексика – для создания торжественного произведения: Восстань, поэт, И виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей (А.С. Пушкин. Пророк). Просторечия – для создания образа малообразованного человека: Набрехала она вам, Василий Лександрыч, вроде хавроньи, а вы взяли, да и поверили! Слыханное ли это дело, чтобы, с позволения сказать, ели человеков? Это вас нянька нарочно пугает. Не понимает, дурья башка, что брешет дитю! (К.М. Станюкович. Побег).

М.Н. Крылова, кафедра ПП и ИЯ АЧГАА Успехов в изучении русского языка! До новых встреч!