«Евангельские мотивы в художественном мире И.С.Шмелева» (по рассказу «Глас в нощи»)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тайный пафос повести А.С.Пушкина «Метель» (Интерпретация нравственно- духовного смысла)
Advertisements

Повесть А.С.Пушкина «Метель». Пафос –эмоциональный тон произведения, оценочное освещение, выражение авторской позиции. Пафос – главный момент авторской.
МЕТЕЛЬ Тема урока: «Погружаясь в вихрь метели…» Цель урока: 1.Определить роль метели в произведении А.С.Пушкина. 2.Показать многообразие возможностей.
«Погружаясь в вальс метели...» (по повести А.С. Пушкина «Метель»)
Роль стихии в судьбе человека (по повести А.С. Пушкина "Метель") Цель: Выяснить, в чем заключается судьбоносное значение метели в жизни героев произведения.
Музыкальные иллюстрации Г.В.Свиридова к повести А. С. Пушкина "Метель" Автор: Уркина С.Н., учитель музыки ГБОУ СОШ 3 п.г.т. Смышляевка м.р.Волжский Самарской.
Специфика изображений в Специфика изображений в полиграфии.
Специфика изображений в Специфика изображений в полиграфии Урок искусства 9 класс Учитель ИЗО Сомко Е. В.
В мире художественных образов. ТЕМБР ИНТОНАЦИЯ РИТМ ТЕМП.
МУЗЫКА В КИНОФИЛЬМАХ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ» КИНОФИЛЬМЫ. ЦЕЛИ: -показать роль музыки в кинофильмах; -показать роль музыки в кинофильмах; - раскрыть связь литературы.
Тема урока :. Буря мглою небо кроет, Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То, как зверь, она завоет,
Слайды к интегрированному уроку русского языка и географии «У природы нет плохой погоды и плохих глаголов тоже нет…» Авторы урока: Зуева Людмила Васильевна,
Слова/музыка: И.Влacова, Москва. ТЫ СО МНОЮ, ДАЖЕ НА КРАЮ ЗЕМЛИ. В МОРОЗ И ХОЛОД, В БЕДУ И ГОРЕ ТЫ ВСЕГДА СО МНОЙ.
Судьбоносная метель Авторы: Ханхасаева Ира Зубкова Наташа Зарукина Ира Баргуева Наташа Литвинцев Матвей Тухалов Боря.
Сквозь "зеркало жизни" Я вижу судьбу. Я вижу жизнь всех, Но не вижу свою. Что значит все это? Где жизнь здесь моя? У "зеркала жизни" Спросил тотчас я.
Оглянись вокруг, Посмотри назад - Я знаю, что ты видишь там Заброшенный сад. Оглянись вокруг, Посмотри вперед - И ты поймешь, Что Господь тебя ждет.
Лесная дорога. Иду лесом. Изумрудные стволы ольхи. И стволы елей – розовые, разогретые, как из бани вышли. Лесная дорога – как широкая просека, заросшая.
Компьютерная презентация. В этой жизни можно каждому человеку сказать «спасибо». Учителям- за то,что дают напутствие в жизнь, друзьям- за то,что они просто.
«Опыт о человеке» в художественном мире Ф. М. Достоевского Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то.
Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 30 января 1998 года учрежден российский праздник – День Матери. Этот праздник отмечается в последнее воскресенье.
Транксрипт:

«Евангельские мотивы в художественном мире И.С.Шмелева» (по рассказу «Глас в нощи»)

Цели и задачи урока Проанализировать рассказ И.С.Шмелева «Глас в нощи» с точки зрения евангельских мотивов; Сопоставить произведение И.С.Шмелева с повестью А.С.Пушкина «Метель» и рассказом Н.С.Лескова «На краю света»; Выяснить, как реализуется тема спасения души в произведениях разных авторов, определить сходства и различия в смысловых интонациях. Глубже узнать художественный мир И.С.Шмелева; Овладеть навыками сопоставительного анализа текстов; Научиться исследовать разные смысловые уровни художественного текста.

мотив – «простейшая составная часть сюжета, тема в произведениях искусства». произведения ХХ века, обращаясь к евангельским сюжетам, интерпретирует их в соответствии с индивидуальным авторским замыслом ; евангельские мотивы и образы могут выполнять сюжетообразующую функцию; эта функция может осуществляться по-разному: составлять основу сюжета; самостоятельную сюжетную линию; вставной микросюжет; дополнительный лирический сюжет, проясняющий евангельскую составляющую эпического, совмещать разные способы включения евангельского текста;

Произведения И.С. Шмелева

«Лето Господне. Праздники» Титульные листы книг И.С. Шмелёва, изданных в е гг. в Нью- Йорке и в Париже. Обложка сборника И.Шмелёва «Лето Господне»

Публий Назон Овидий «Здесь погребен Фаэтон, колесницы отцовской возница Пусть ее не сдержал он, но, дерзнув на великое, пал он».

Овидий был сослан в славянские края. Поэтому здесь его всегда чтили особенно. Пушкин в «Цыганах» рассказал легенду об Овидии. На берегу Днестровского лимана стоит городок Овидиополь (город Овидия) - его назвали так по решению полководца Суворова, который считал, что именно здесь находился древний городок Томы, место изгнания поэта.

«И почему к нам такое б л а г о в о л е н и е проявилось? Может быть ради Власки, а может быть ради простецкой веры нашего попика Семена. А может быть для того, чтобы я рассказал вам здесь, для укрепления? Все усчитано т а м, прошлое не проходит т а м, времени нет т а м … все в одном миге там… все живет и есть, и ныне, и есть нынешнее наше там уже и тогда было, и учтено, и вот указано было, чтобы я сам познал и рассказал вам трудные наши дни, для укрепления. И – нынешней моей веры, в отпущение.»

«Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия» (Ин. 1: 23).

. А.С.Пушкин «Метель»

Кони мчатся по буграм, Топчут снег глубокой... Вот в сторонке божий храм Виден одинокой Вдруг метелица кругом; Снег валит клоками; Черный вран, свистя крылом, Вьется над санями; Вещий стон гласит печаль! Кони торопливы Чутко смотрят в темну даль, Воздымая гривы... Жуковский.

Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал еще до Жадринской рощи. Прошло еще около десяти минут; рощи все было не видать. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу.

«неисповедимы пути Господни» (Послание апостола Павла к Римлянам, гл. 11, ст. 33) сказано: «О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!»

Николай Семенович Лесков «На краю света»

«Я не знаю, может ли быть страшнее в аду: вокруг мгла была непроницаемая, непроглядная темь -- и вся она была как живая: она тряслась и дрожала, как чудовище, -- сплошная масса льдистой пыли была его тело, останавливающий жизнь холод -- его дыхание. Да, это была смерть в одном из самых грозных своих явлений, и, встретясь с ней лицом к лицу, я ужаснулся».

«Но это "хорошо" было так скверно, что я в ту же минуту должен был как можно решительнее отворотиться от моего соседа в другую сторону, ибо присутствие его на близком расстоянии было невыносимо. Четверодневный Лазарь в Вифанской пещере не мог отвратительнее смердеть, чем этот живой человек; это было что-то хуже трупа -- это была смесь вонючей оленьей шкуры, острого человечьего пота, копоти и сырой гнили, юколы, рыбьего жира и грязи... О боже, о бедный я человек! Как мне был противен этот, по образу твоему созданный, брат мой! О, как бы охотно я выскочил из этой вонючей могилы, в которую он меня рядом с собою укладывал, если бы только сила и мочь стоять в этом метущемся адском хаосе! Но ничего похожего на такую возможность нельзя было и ждать -- и надо было покоряться».

«Авва, отче! не могу даже изнести тебе покаяния, но ты сам сдвинул светильник мой с места, сам и поручись за меня перед собою!»

«Надежда на спасение заговорила, и все муки мои не в силах были перекричать и заглушить ее; точка все росла и все яснее и яснее определялась на этом удивительно; нежно-розовом фоне. Мираж ли это, столь возможный в сем пустынном месте, при таком капризном освещении, или это действительно что-то живое спешит ко мне, но оно во всяком случае летит прямо на меня, и именно не идет, а летит: я вижу, как оно чертит, наконец различаю фигуру -- вижу у нее ноги, -- я вижу, как они штрихуют одна за другою и... вслед за тем снова быстро перехожу от радости к отчаянию.