Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Загадка первого психологического романа. Автор презентации– учитель литературы Шудракова А.П. по материалам.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. История создания романа 2.Сюжет, композиция, жанр 3. Система рассказчиков в романе Автор: Фомичева С.В. ГБОУ школа 464 г.Павловска.
Advertisements

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа,
На этом уроке вы познакомитесь с творческой историей романа, его жанровыми и композиционными особенностями, увидите как связано это произведение с эпохой,
«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе Проблема личности- центральная в романе: «История души человеческой…едва ли.
История создания и композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно… «Дума»
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» как социально - психологический роман» (Автор: Кулиш Евгения)
Михаил Юрьевич Лермонтов Роман «Герой нашего времени»
«Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины» М. Ю. Лермонтов.
Презентацию подготовила Честных Ирина, ученица 9 «В» класса МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области.
Роман М.В. Лермонтова «Герой нашего времени» - это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия.
МБОУ СОШ 61 п.Персиановского Октябрьского района Ростовской области Урок-суд над Печориным (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени») 9 класс Автор:
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ Жанр романа: социально-психологический. Москва 2010г.
Роман М.В. Лермонтова «Герой нашего времени» - это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия.
Роман был написан в период гг. Он состоит из пяти самостоятельных повестей, которые объединены общими героями и общим названием. В «Герое нашего.
История создания романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Автор и его герой. Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно…
Роман «Герой нашего времени» История создания. Особенности композиции. Анализ предисловия и первой главы «Бэла».
Презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему: Презентация Герой нашего времени
М.Ю.Лермонтов Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. Печорин – «портрет поколения». Печорин – «портрет поколения».
« Герой Нашего Времени … это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения ». М. Ю. Лермонтов.
Транксрипт:

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Загадка первого психологического романа. Автор презентации– учитель литературы Шудракова А.П. по материалам с сайта lermontova-geroy-nashego-vremeni-v-tablicah.html и lermontova-geroy-nashego-vremeni-v-tablicah.html

В чем же секрет притягательности образа Печорина??? ПЕЧОРИН – «портрет, составленный из пороков всего поколения в полном его развитии» (М.Ю. Лермонтов)

История создания. Замысел написания романа относится к 1836 г. В первоначальной задумке героем романа должен стать молодой гвардейский офицер на фоне столичной жизни. В 1837 г., после первой ссылки на Кавказ, замысел романа меняется - в основу должны лечь впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск, Кисловодск, в казачьи станицы, на Терек, пребывание в местах боевых действий, посещение Тамани, встреча с ссыльными декабристами. Роман Лермонтов писал в период гг.

Сюжет и композиция. Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, которые объединены общими героями и общим названием. Каждая из пяти повестей имеет свой жанр. Например: «Тамань» - остросюжетная и в то же время лирическая повесть; «Княжна Мери» - дневник; «Фаталист» - записки, сделанные героем по прошествии некоторого времени после описываемых событий

Сюжет и композиция. Как были изданы повести Как располагаются в романе Реальная хронология событий 1. «Тамань» - осень 1837 г., напечатана в «Отечественных записках» (1840 г. 2) 2. «Фаталист» - напечатана в «Отечественных записках» (1839 г. 11) 3. «Бэла» - напечатана в «Отечественных записках» (1839 г. 3) 4. «Максим Максимыч» Апрель 1840 г. - опубликовано «Сочинение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 1.«Бэла» 2.«Максим Максимыч» 3.«Тамань» 4.«Княжна Мэри» 5.«Фаталист» 1.«Тамань» 2.«Княжна Мэри» 3.«Бэла» 4.«Фаталист» 5.«Максим Максимыч»

ПОЧЕМУ ЛЕРМОНТОВ ОТКАЗАЛСЯ ОТ ХРОНОЛОГИИ СОБЫТИЙ?

Появление персонажей в строгой последовательности: Дикая черкеше нка Бэла Добрый штабс- капитан Честные контраб андисты «Водяно е обществ о» Вернер, Вера, княжна Мэри «Госпо жа Судьба»

Система рассказчиков в романе.

Система рассказчиков в романе МАКСИМ МАКСИМЫЧ. Этот человеческий тип характерен для России первой половины XIX века: человек чести, воинского долга, дисциплины. Он простодушен, добр, искренен. Из рассказа Максима Максимыча Печорин предстает перед читателем как таинственный, загадочный человек, которого нельзя понять и поступки которого нельзя объяснить. «Ведь есть, право, эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи».

Система рассказчиков в романе. Некий путешествующий образованный офицер, который уже кое-что знает о столь странном человеке как Печорин. Свои наблюдения и выводы строит с учетом того, что ему известно о странностях и противоречиях характера героя. По уровню офицер и Печорин гораздо ближе, поэтому некоторые вещи, непонятные Максиму Максимычу, он может объяснить. Впервые на страницах романа дан психологический портрет героя. Печо­рину придаются живые черты, автор пытается дать объяснение некоторым поступкам Печорина. Загадочность и отвлеченность образа уступают место конкретности и реалистичности. «...Все эти замечания пришли мне на ум, может быть, только потому, что я знал некоторые подробности его жизни, и, может быть, на друго­го вид его произвел бы совершенно различное впечатление...»

Система рассказчиков в романе. Сам Григорий Печорин -человек, размышляющий о смысле жизни, о собственном назначении, пытающийся понять противоречивость своего характера, Печорин сам себя судит и казнит. Перед нами трагическая исповедь героя. «История души человеческой...полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдения ума зрелого над самим собой и когда она написана без тще­ славного желания возбудить участие или удивление».

В чем особенность такого разделения повествователей???

ПЕЧОРИН ВСЕМ ПРИНОСИТ НЕСЧАСТЬЕ.

Что толкает Печорина на похищение Бэлы? Эгоизм или желание испытать чувство любви, которое им уже забыто?

Как относятся к прошлому Максим Максимыч и Печорин? Почему они не нашли понимания???

Как можно объяснить поступки Печорина в повести «Тамань»?

Из чего складывается конфликт с «водяным общестовом»?

Почему Грушницкий – карикатура на Печорина?

Вернер – приятель или двойник Печорина?

Какую роль сыграл Печорин в судьбе княжны Мери?

Княжна Вера – единственная женщина, которую любил Печорин?

Существует ли предопределение??????????????? Печорин ищет ответ на вопрос: «Существует ли предопределение?» Героя занимают мысли о судьбе и воле человека. Речь идет о предметах более значимых, чем человеческие чувства, взаимоотношения, противостояния тому или иному кругу общества. Один из присутствующих замечает: «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дан рассудок, почему мы должны давать отчет в своих поступках?..»

Как в великих произведениях отразилась тема судьбы и человека? Внимание! Слушаем музыкальные фрагменты 5 симфонии Бетховена («Как судьба стучится в дверь») и оперы «Кармина Бурана» («О, Фортуна»)

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ. Как «Золотое сечение» отразилось на структуре романа.

Золотое сечение. Золотое сечение - символ гармонии и стабильности нашего мира. Термин "золотое сечение" ("золотая пропорция") ввёл Леонардо да Винчи. Золотая пропорция - это деление отрезка АС на две части таким образом, что большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к АВ, т.е. Рисунок 1. Это отношение часто называют пропорцией "фи" (или числом "фи" - числом Ф). Ф = 1,618

Золотое сечение. Древние греки хорошо понимали пропорцию "фи". Так же, как и древние египтяне, и многие другие древние народы. Когда они создавали произведения искусства, то проводили измерения, чтобы убедиться в том, что математически всё точно соответствует пропорции "фи". Одним из высших достижений греческого, да и всего мирового искусства явилось творчество афинского скульптора Фидия (5 век до н.э.). Он был главным помощником Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах. Творчество Фидия оказало влияние на ваятельное искусство всего эллинизма. Его образы, наделённые жизненной достоверностью, свидетельствуют о глубоком изучении реального мира.

Золотое сечение. Самым гармоничным отношением Фидий считал Золотое сечение. Благодарная память о скульпторе до сих пор сохраняется в этом понятии, поскольку числовое значение Золотого сечения обозначается через "фи" (Ф) по первой букве имени Фидия. Подсчитаем это значение. Примем длину отрезка, в котором надо найти Золотое сечение, за 1. Его большую часть обозначим через х, тогда меньшая часть: 1 - х. По определению Золотого сечения составляем уравнение ; Решив его относительно х, получим Полученное число и обозначается через Ф ("фи").

В таких работах Фидия, как Зевс Олимпийский, Афина Парфенос, Аполлон Бельведерский, Золотое сечение заложено в различных пропорциях человеческого тела. Не только вся статуя, но и отдельные её части делятся в золотом отношении. В таких работах Фидия, как Зевс Олимпийский, Афина Парфенос, Аполлон Бельведерский, Золотое сечение заложено в различных пропорциях человеческого тела. Не только вся статуя, но и отдельные её части делятся в золотом отношении.

Золотое сечение. Леонардо да Винчи вычислил, что, если нарисовать квадрат вокруг тела человека, потом провести диагональ от ступней до кончиков вытянутых пальцев рук, а затем провести параллельную горизонтальную линию (вторую из этих параллельных линий) от пупка к стороне квадрата, то эта горизонтальная линия пересечёт диагональ точно в пропорции "фи", как и вертикальную линию от головы до ступней. Если считать, что пупок находится в той совершенной точке, а не слегка выше для женщин или чуть ниже для мужчин, то это означает, что тело человека поделено в пропорции "фи" от макушки до ступней.

Представим композицию пяти повестей романа М. Ю. Лермонтова в виде известной уже нам пентаграммы (пентакля, пятиконечной звезды).

Если чертить эту геометрическую фигуру от руки, не отрывая карандаш от бумаги, то её можно изобразить безотрывно в такой последовательности: ; и наверняка, в этой числовой последовательности обнаружится какая-то закономерность.

Определите эту закономерность. 4 и 1. Княжна Мэри и Бэла. Возможные ответы обучающихся: Мери Лиговская - московская барышня, дворянка, аристократка, княжна по рождению (князья - обычно родственники царской семьи). Это чувствуется в её горделивой осанке и высокомерном взгляде ("благородная походка", "телодвижение, исполненное невыразимой прелести", "приняла вид такой важный и чинный", "я был вознаграждён взглядом, где блистало самое восхитительное бешенство"). Бэла - дочь горского князька, "мирного князя", кунака Максима Максимыча. ("она заплакала, потом с гордостью подняла голову, отёрла слёзы и продолжала: "Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его - я княжеская дочь!")

Определите эту закономерность. 1 и 3. «Бэла» и «Тамань». В этих повестях тоже найдём взаимосвязь между двумя героями: Казбичем и Янко. Возможные ответы обучающихся: Да, оба героя - изгои, отвергнутые обществом бродяги. Казбич- абрек, разбойник, конокрад, убийца Бэлы и её отца. ("Рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий: Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре".) Янко - преступник, контрабандист. ("Янко не боится ни моря, ни ветров, ни тумана, ни береговых сторожей: отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив:").

Определите закономерность. 3 и 5. «Тамань» и «Фаталист». Эти повести связаны двумя героями-фаталистами. Возможные ответы обучающихся: Печорин часто испытывает судьбу. Он отправляется в море ночью на утлой лодчонке с незнакомой девушкой. При этом герой не умеет плавать. ("Она как кошка вцепилась в мою одежду, и вдруг сильный толчок едва не сбросил меня в море: бешенство придавало мне силы: и я мгновенно сбросил её в волны".) Поручик Вулич решил доказать сослуживцам, что предопределение (фатум, рок, судьба) есть у каждого. Кому суждено утонуть, тот не сгорит. Он заключил пари на деньги, рискуя пустить себе пулю в лоб. Игра со смертью закончилась победой смерти: осечка пистолета спасла Вуличу жизнь, но несчастный игрок был зарублен пьяным казаком в ту же ночь. НАЙДИТЕ ЕЩЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ СРЕДИ СЮЖЕТА В РОМАНЕ ПО ПРИНЦИПУ ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ

Так в чем же все –таки загадка этого психологического романа? Он занимает уникальное место. Совершенство литературного мастерства в нем далеко ушло за черту привычного восприятия. Понять его философский смысл не смогли не только современники, но и такие титаны как Толстой, Белинский, Чехов, Горький и др. Поколения читателей прошли и проходят мимо, не воспринимая гениальное творение Лермонтова. Почему? Пожалуй ответ на этот вопрос дает сам главный герой романа:

«Я никогда сам не открываю моих! тайн, а ужасно люблю, чтоб их отгадывали, потому что таким образом я всегда могу при случае от них отпереться». (Печорин)