Устная история как метод организации исследовательской и проектной деятельности учащихся Елена Юрьевна Долгодворова, соавтор материалов краевой акции «Уставный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Метод устной истории в школе как инструмент развития критического мышления... (Устная история как метод организации исследовательской и проектной деятельности.
Advertisements

Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Формирует мотивацию,
Научно-исследовательская деятельность учащихся Крутилина Юлия Анатольевна, учитель истории МОУ СОШ 287 Г. Заозерска Мурманской области.
Каждая новая эпоха в жизни человечества требует изменения самого человека, его продвижения на новую ступень развития, раскрытия новых качеств и возможностей.
Проектное обучение для учащихся Информатика и проект. Пешкова Ольга Николаевна преподаватель математики и информатики.
Исследовательский метод в обучении. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Фридрих Адольф Дистервег.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Проект по окружающему миру (1 класс) на тему: Проектная работа "7 чудес моей малой Родины".
Проект –метод стимулирования учебной активности ребенка Подготовила учитель английского языка 1 категории МКОУ «Новоусманская СОШ 2» Якуткина Тамара Михайловна.
Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ИСТОРИИ. (В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ) Подготовила учитель истории МБОУ.
Возвращение к истокам Предметная область: Участники (возраст, класс): Цели и задачи: Информационные технологии: Ключевые слова: Автор: История, краеведение,
Подготовила: учитель Тверитинова О.Н Методы обучения. Современный урок.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Создание условий для формирования положительных взглядов, ценностных ориентаций, социальных мотивов, потребностей, интересов, способствующих.
на исследованиях формирования читательской грамотности Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО (рук. Ковалева Г.С.),
Теоретические аспекты проектной деятельности 1. История возникновения методов проектов; 2. Понятие метода проекта; 3. Цели и особенности проектного обучения;
Преподаватель Лучко Ирина Валентиновна. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую.
Экологический проект Мастерская природы Воспитатели: Чижикова Л.В. Евсеенко И.А.
Метод проектов Старикова Н.А., учитель математики МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа 1 им. Е.С. Белинского.
Доклад: «ФОРМИРОВАНИЕ УУД» (УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ) Подготовила учительница начальных классов Гаджиева П.А.
создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной, ответственной за совершенные поступки личности.
Транксрипт:

Устная история как метод организации исследовательской и проектной деятельности учащихся Елена Юрьевна Долгодворова, соавтор материалов краевой акции «Уставный урок» 2008 – 2013гг.

«Воспоминания и Размышления людей являются одним из богатейших источников информации о недавнем прошлом. При аккуратном и выборочном использовании устная история может внести цвет и глубину в изучение Истории. Семейные воспоминания, воспоминания друзей и одноклассников могут вывести «понимание» истории школьниками на новый уровень» (Рекомендации рабочей группы по созданию общенационального учебного плана по истории, Великобритания)

Устная история метод сбора информации и описания исторических событий, явлений и процессов на основании устного сообщения лиц, бывших участниками или свидетелями данного события, процесса или эпохи

История возникновения метода Устная история возникла одновременно с историей как таковой – первая разновидность истории Термин «устная история» введен Барбэ дОревилли в 1852 году В 1948 году получил распространение после работ профессора Колумбийского университета Аллана Невинса В 1971 году образование журнала и общества «Oral History» во главе с Полом Томпсоном

Актуальность метода устной истории Устная история дополняет имеющиеся документальные источники Устная история является способом проверить и проанализировать официальную версию истории Устная история служит инструментом сохранения и популяризации личных воспоминаний людей, обойденных вниманием «официальной» истории. Память каждого отдельного человека уникальна Поле для изучения устной истории - историческая память отдельной личности, вписанная в контекст глобальной и локальной истории, наполненная эмоциональностью и ценностными ориентирами человека Устная история предоставляет обширный материал для других отраслей гуманитарной науки: Истории, Антропологии, Социологии, Фольклористики. Устная История сейчас имеет все основания считаться междисциплинарной практикой, позволяющей извлекать информацию из устных источников

Социальная миссия и роль устной истории Устная история может быть способом преобразования как содержания, так и цели истории. С её помощью можно изменить сам фокус исторической науки, инициировать новые направления исследований Способна «вернуть людям, делавшим и переживавшим историю, центральное место в ней, давая им возможность заговорить в полный голос» ( Томпсон П. Голос прошлого. Устная история. М., 2003.)

«Устная история это история, построенная вокруг людей. Она наполняет жизнью историю как таковую и расширяет ее масштаб. Она позволяет найти героев не только среди вождей, но и среди безвестного большинства народа. Она побуждает преподавателей и студентов к совместной работе. Она привносит историю внутрь сообщества, чтобы затем сделать ее общим достоянием. Она помогает наименее защищенным людям, особенно старикам, обрести достоинство и уверенность. Она способствует контактам а значит, и взаимопониманию между социальными классами и между поколениями. А отдельным историкам и тем, с кем они делятся мыслями, она дает ощущение принадлежности к определенному месту и времени. Одним словом, она помогает людям полнее ощущать себя людьми. И, что не менее важно, устная история бросает вызов общепризнанным историческим мифам, авторитарности суждений, заложенной в научной традиции. Она способствует радикальному преобразованию социального смысла истории» Томпсон П. Голос прошлого. Устная история. М., 2003.

Что отличает устную историю от других методов работы Устная история - качественный метод исследования, для которого типичен демократизирующий подход к истории Устная история пытается «дать слово» игнорируемым («неисторическим») слоям общества. Больше отражает так называемую «малую историю» (микроисторию), индивидуальные воспоминания, историю, создаваемую «снизу» (history from below), ежедневную жизнь и т.д.

Источники устной истории Субъективны (сочетание пережитого отдельной личностью, обстоятельств повествования, личных мотивов опрашиваемого) Благодаря пережитому и переданному устами свидетеля, историк получает возможность придать своему описанию истории более индивидуальный характер Устные источники позволяют зафиксировать уникальную информацию, непередаваемую другим путем Устные источники обращаются к истории и повседневной жизни народа, причем позволяют сделать это глазами очевидцев происходивших событий Тем самым истории возвращается человеческое измерение Перспективы развития устной истории определяются не ее противостоянием с традиционной историографией, а их тесным сотрудничеством и взаимодействием, при сохранении относительной самостоятельности

Достоинства метода устной истории Диалогичность, связанная с проблемностью, альтернативностью, неоднозначностью устного исторического источника Плюрализм подходов, толкований в оценке исторических событий и явлений Устная история – хороший фактор мотивации учащихся к активному познанию истории Отечества Открывает возможность для каждого найти свой собственный интерес в предлагаемом исследовании (например, изучить историю своего рода). Ведет к формированию исследовательских и коммуникативных умений учащихся Темы устной истории напрямую связывает большую Родину с маленькой, помогает ощутить чувство сопричастности к истории своей Родины

Проект на основе метода устной истории Имеет конкретную цель и конкретный результат Развивает способность к дискуссии и совместной работе Совершенствуются языковые навыки учащихся Учащиеся непосредственно вовлечены в процесс сбора и оценки исторического материала : получают представление об основных проблемах профессии, о том, когда информации можно доверять, а когда нет, или как систематизировать набор фактов (обретают чутье в работе с фактами) Учащиеся обретают способность к систематическому труду Через активное участие в практической работе они осознают историю как процесс воссоздания прошлого

Умения и навыки которые приобретают учащиеся в ходе работы над проектом Навыки исследователя: когда учащиеся начинают проводить интервью, желание узнать еще больше из других источников может стать очень сильным, побуждая искать нужную литературу в школьных и местных библиотеках и таким путем учиться обращению с книжными указателями или системой библиотечных каталогов. Обучение происходит за счет использования широкого круга методов, а не только самих интервью Умение обращаться с техникой: при записи интервью используются компьютеры и магнитофоны Овладение основными навыками общения: проводя интервью самостоятельно, дети развивают такт и терпение, учатся общаться, слушать других и создавать непринужденную атмосферу, необходимую для получения информации. Таким образом, школьники учатся не только понимать других людей и сопереживать им, но и иметь дело с диаметрально противоположными ценностями и отношением к жизни

Проблемы, с которыми можно столкнуться в ходе реализации устно-исторического проекта Во-первых, это проблемы организационные. Устно-историческая работа осуществляется в основном маленькими группами, ее трудно организовать в больших классах Во-вторых, нужно тщательно выбрать тему проекта. Тема должна быть интересной конкретной группе детей В-третьих, необходимо обучить школьников брать интервью. Детей нужно научить формулировать разные категории вопросов

Результаты проектов Выставка в школе или в местном культурном центре Публикация в виде в виде газетной статьи или брошюры «Образовательные подборки» для местных школ Организации небольших передвижных выставок Показ слайдов с прослушиванием записей для пожилых людей, чтобы стимулировать их собственные воспоминания о прошлом местного сообщества Театральная постановка Выпуск календаря из старых фотографий Создание специального сайта в Интернете Подготовка программ для местного радио Создание документального видеофильма

Результаты проектов Конечный продукт не должен быть ориентирован на технический уровень, недоступный детям Для детей важно участвовать в проекте на всех его этапах и осознавать свой собственный вклад в достигнутый результат Если потенциал устной истории будет реализован полностью, то результатом станет не конкретный список названий в одном из разделов научной библиографии, а коренное изменение способа написания и изучения истории, вопросов и суждений, а также самой структуры исторической науки