Педсовет Педагогические технологии в образовательном процессе. Выбор педагогических технологий в соответствии с миссией гимназии, особенностями классов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Современные образовательные технологии в учебно- воспитательном процессе»
Advertisements

Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Современные образовательные технологии. Современный преподаватель должен владеть как минимум тремя языками: Своим родным языком, иностранным языком и.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
ДИДАКТИКА СОВРЕМЕННОГО УРОКА. ДИДАКТИКА УРОКА – система правил подготовки, проведения и анализа результатов урока.
Педсовет Новой школе – новые педагогические технологии или чему еще нам надо учиться. Умыган, уч. год.
Современные педагогические технологии в начальной школе Учитель: Карабанова В.А.
Коновалова Анна Сергеевна ПОтэ-21. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА «НАША НОВАЯ ШКОЛА» Результат образования - это не только знания по конкретным.
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
Круглый стол. Вопросы: В современной школе я больше всего ценю… В современной школе я не принимаю… Какой учитель, по вашему мнению, соответствует современной.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Педагогический совет 08/11/ 2013г. Новые технологии системно- деятельностного подхода в рамках перехода на ФГОС.
Современные образовательные технологии 3. 3 "как учить результативно?" «чему учить?" «зачем учить?» «как учить?"
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Педсовет Новой школе – новые педагогические технологии или чему еще нам надо учиться
1.Понятия «концепция», «парадигма», «педагогическая парадигма». Стратегии развития современной начальной школы. Цели и задачи развития современной начальной.
Современный урок изобразительного искусства. «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель.
"Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе" Зам. директора по УВР М.В. Мажирина.
Механизмы реализации регионального инновационного проекта «Введение ФГОС ООО» Начальник отдела инновационных проектов Центра развития образования и мониторинга.
Транксрипт:

Педсовет Педагогические технологии в образовательном процессе. Выбор педагогических технологий в соответствии с миссией гимназии, особенностями классов и индивидуальными способностями обучающихся.

Аргументы в пользу технологий «Ум, хорошо устроенный, лучше, чем ум, хорошо наполненный» М. Монтень «Усвоение содержания образования является не конечной целью, а лишь средством развития личности» О.Е. Лебедев Из 100% того, что мы знаем сегодня, лишь 10 – 15% будут актуальны через 20 лет.

«Иерархия» технологий: Производственные Биологические Информационные Бытовые Социальные: Управленческие Образовательные управление финансы мониторинг обучение … Модель: Конечный продукт Исходный объект Технологическая карта Средства диагностики начального, промежуточного и конечного состояния объекта Средства осуществления основных, корректирующих и блокирующих воздействий Механизмы обратной связи

Неожиданные ссылки «Techne» - искусство, мастерство «logos» - знание, учение (греч.) Федор Поликарпов – 20-е годы XYIII века (учебная книга «Технология»(по Н.В. Масловой) Новое значение – 20-е годы ХХ века (по Т.С. Назаровой) «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди… именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, участок операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка» А.С. Макаренко

Педагогическая технология -системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования определение ЮНЕСКО

Признаки современных педагогических технологий: единство творческого замысла и алгоритма деятельности постоянное взаимодействие, требующее открытости и способности работать вместе, сообща, в команде личностное отношение к познавательной деятельности

Признаки современных педагогических технологий: взаимосвязь цели, средств ее достижения и результатов постоянная рефлексия над полученными результатами, выращивание «живого знания» диалоговая позиция

История вопроса: три подхода до 1950: методический подход, методика 1950 – 1980: алгоритмический подход, педагогическая технология 1980 – настоящее время: стохастический подход, образовательная технология

Традиционный частно-методический подход Требования Прогнозирование Успеваемость Обобщение опыта

Первая технологическая парадигма - эмпирическая Этапы создания технологии: Определение пожеланий как целей Выделение требований на основе сложившихся предпочтений и потребностей Построение системы прогнозирования результатов Накопление опыта преподавания Анализ, систематизация и обобщение опыта Приобретение аналогичного опыта на ином, близком предметном содержании Утрата предметности, рождение технологии Научное обоснование

Алгоритмический подход Планирование результатов обучения Программа Управление Диагностика

Вторая технологическая парадигма - алгоритмическая Этапы создания технологии: Определение целей Планирование результатов обучения как систем задач Построение системы входной, текущей и выходной диагностики Научный анализ для отыскания оптимальной траектории перехода от начального состояния к планируемым результатам Синтез: построение программы (последовательности операций) и выбор средств обучения Подготовка технологических карт Экспериментальная проверка и отладка

Образовательная технология Субъектность Проектирование Вероятность Мониторинг

Третья технологическая парадигма - стохастическая Этапы создания технологии: Определение целевых групп Планирование результатов обучения как систем задач Построение системы мониторинга Вероятностное проектирование процедур, задающих желательное развитие обучающей среды Вероятностное проектирование индивидуальных траекторий развития обучаемых за счет изменения свойств обучающей среды Разработка эвристических алгоритмов управления образовательным процессом Экспериментальная проверка и отладка технологии

Образовательная технология Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам (по Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко).

Ян Амос Коменский Призывал к тому, чтобы обучение стало «техническим», то есть таким, что все, чему учат, не могло не иметь успеха. Сформулирована важнейшая идея технологий – гарантированность результата. Механизм обучения, то есть учебный процесс, приводящий к результатам, Я.А.Коменский назвал «дидактической машиной». С помощью этой машины преподаватель может: отыскать цели; отыскать средства достижения этих целей; отыскать правила пользования этими средствами.

Что читать?

Образовательная технология работает, если есть Описание, методологическое, теоретическое обоснование; Определение приоритетных целей и соотнесение их с результатом Конкретизация цели в системе задач; Проектирование желаемого результата;

Образовательная технология работает, если есть Моделирование педагогического процесса (действия, операции, их систематизация, упорядочивание, определение методического обеспечения, арсенала педагогических средств

Образовательная технология работает, если есть Отбор наиболее значимого материала, структурирование содержания; Определение ценностных компонентов изучаемого материала

Образовательная технология работает, если есть Система диагностических методов (текущий, рубежный, итоговый, операционный, промежуточный контроль). Оценка эффективности (критерии, показатели); Система коррекционных мер;

Образовательная технология работает, если есть Подготовка преподавателей; Мотивация школьников

Содержание критерия можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени Критерий «эффективное использование современных образовательных технологий в ПНПО, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе».

развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективную систему обучения (КСО); технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ); исследовательские методы в обучении; проектные методы обучения; технологию «дебаты»; технологию модульного и блочно-модульного обучения лекционно-семинарско- зачетную систему обучения технологию развития «критического мышления»; технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно- коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии систему инновационной оценки «портфолио»; технологию дистанционного обучения и др.

Генеральное направление развития гимназии «Формирование компетентностной среды гимназии как условие достижения качественного образования и успешной социализации личности гимназиста.

Миссия гимназии Миссия гимназии заключается в обеспечении универсального образования повышенного уровня, освоении универсальных способов познания действительности, формировании и укреплении гимназического содружества как общности взглядов, целей и стремлений.

Для выполнения миссии необходимо: создание условий для разностороннего, культурного, непрерывного развития обучающихся, создание условий для разноуровневого обучения учащихся гимназических и общеобразовательных классов, создание достаточных и необходимых условий для качественного образования и социальной успешности обучающихся и выпускников, создание в гимназии атмосферы культуры и образовательно-ценностных ориентаций.

Для реализации основного направления определены цели, в том числе: Выстраивание концепции отбора содержания образования и технологий образования так, чтобы универсальное образование было ведущим в развитии личности гимназиста основной школы и на его базе были освоены интегральные средства самообучения для интенсивной самостоятельной подготовки в10-11-х профильных классах.

. В гимназии 38 учителей. Приняли участие в опросе 27 учителей. 13 учителей гуманитарного направления, 13 учителей естественно-математического направления, 1 учитель физической культуры. Выбор образовательных технологий учителями гимназии.

Естественно-математическое направление (14 учителей.) Современные образовательные технологии в практике учителей гимназии. 1.Технология уровневой дифференциации обучения -10 чел. 2.Информационно-коммуникационные технологии - 9 человек 3.Игровые технологии - 9 человек 4.Проблемное обучение - 7 человек 5.Групповые технологии КСО - 6 человек 6.Технология проектного обучения - 5 человек 7. Здоровьесберегающие технологии - 5 человек 8.Технология модульного обучения - 4 человека 9.Технология развивающего обучения - 3 человека 10.Обучение в сотрудничестве - 3 человека 11.Технология критического мышления - 1 человек

Современные образовательные технологии в практике учителей гимназии. Гуманитарное направление (13 учителей.) 1.Игровые технологии - 12 человек 2.Групповые технологии КСО - 9 человек 3.Технология проектного обучения - 8 человек 4.Проблемное обучение - 8 человек 6. Информационно-коммуникационные технологии - 4 человека 5.Технология сотрудничества - 5 человек 7. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре - 4 человека 8.Технология развивающего обучения - 3 человека 9. Опережающие творческие задания - 2 человека 10.Технология критического мышления - 2 человека 11.Технология учебных подиум-дискуссий - 1 человек 12. Диалог культур - 1 человек 13.Технология модульного обучения - 1 человек

1.Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся - 27 чел.(100%) 2. Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса - 20 чел.(74%) 3. Информационно-коммуникационные технологии- 13 чел.(50%) 4. Технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса – 9 чел.(33%) 5. Технологии развивающего обучения – 9 чел.(33%) 6. Технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала- 6 чел. (22 %) 7. Здоровьесберегающие технологии – 5 чел.(19%) Современные образовательные технологии в практике учителей гимназии.

Концептуальная основа В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности, вытекающее из основных положений культурно-исторической концепции психического развития школы Л. С. Выготского … … где системно-деятельностный подход – идеальная форма, задающая норматив социально-желаемых характеристик личности, проектирующих установки, определяющий основные задачи и направления развития системы образования.

Требования ФГОС От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к новым стандартам – требованиям о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов Две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможность выбора Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость Результат образования – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни. В школе должны быть созданы кадровые, материально- технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Финансирование...

Что дальше? формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Традиционная педагогика Учитель учит - Учитель знает все - Учитель думает - Учитель говорит - Учитель управляет - Учитель активен - Учитель определяет содержание обучения - Учитель авторитарен - Учитель - субъект обучения,

Традиционная педагогика Учитель учит - ученик учится; Учитель знает все - ученик не знает ничего; Учитель думает - ученик воспроизводит знания; Учитель говорит - ученик слушает; Учитель управляет - ученик подчиняется; Учитель активен - ученик пассивен; Учитель определяет содержание обучения - ученик к нему приспосабливается; Учитель авторитарен - ученик несвободен; Учитель - субъект обучения, ученик - объект обучения.

Изменения в образовательном процессе Традиционная форма реализации образовательного стандарта – урок, лекция, семинар Результат – знания умения и навыки по предмету в соответствии с требованиями стандарта. Инновационная форма - организация самостоятельной работы обучающихся на занятии и вне его. Результат – надпредметные понятия, ключевые компетентности, опыт социального взаимодействия

Инновационная педагогика Учитель сопровождает - ученик учится, исследует; Учитель и ученик ищут знания; Учитель думает - ученик думает; Учитель и ученик общаются; Учитель и ученик взаимодействуют; Учитель активен для активности ученика; Учитель и ученик определяют содержание; Учитель авторитарен - ученик несвободен; Учитель и ученик – субъекты образовательного процесса.

«Устный счет в народной школе» Н. Богданов- Бельский

Требования к учителю В документах ФГОС: уметь выбирать и использовать современные образовательные технологии; использовать технологии оценивания; применять современные технологии проектирования образовательной среды.

Учитель, преподаватель как активный субъект внедрения ФГОС в собственную практику должен уметь принимать на себя целый ряд новых педагогических «ролей», к которым относятся следующие: сценарист и режиссёр образовательного пространства, развивающей среды класса, школы вуза; эксперт-консультант по «вопросам детства и юности», связанным со школьным и вузовским образованием; исследователь-практик, ориентированный на инновационное поведение в профессии; руководитель творческой (проектной) группы, социальный менеджер в рамках школы и вуза и осуществляемого ею социального партнёрства. Лебедев О.Е.

Современный ребенок: какой он? (Фельдштейн Д.И., 2010) креативность, энергичность мышления, волевые качества, понимание текста. эмоциональный дискомфорт, неразвитость внутреннего плана действий, неразвитость тонкой моторики руки, психические отклонения.

По наблюдениям учителей мотивация – низкая, внешняя; отношение к учебной деятельности – как к неизбежному; интеллектуальные возможности и способности - вымывается середина; волевая сфера плохо развита; саморегуляция – проблематична.

Идеальная технология: легко вписывается в учебный процесс; позволяет достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету; обеспечивает внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода; обеспечивает интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность; обеспечивает доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, комфортность образовательной среды; отличается особым вниманием к индивидуальности человека, его личности; предполагает развитие творческой, исследовательской деятельности, дивергентного мышления, а если повезет, то и творческого.

Идеальная технология позволяет: однозначно и четко определить цели обучения (почему и для чего учим?); определить структуру изучаемого материала и структуру деятельности участников (как работаем?) отобрать основу содержания (что изучаем?); оптимально организовать учебный процесс (каким образом?); выбрать методы, приемы и средства обучения (с помощью чего?); учитывать необходимый уровня подготовки и особенности учеников и учителя (кто учится и учит?); предпочесть соответствующие методы оценки результатов обучения (что мы получили и каким образом проверили?); описать все полученное, тиражировать и добиваться аналогичного результата.

Главная проблема образования Мы готовим людей к рабочим местам, которых еще созданы не для всех по специальности, к использованию информационных ресурсов, которых пока недостаточно, для решения проблем, о существовании которых мы пока не знаем.

Литература Материалы вебинара «Современные образовательные технологии в учебном процессе»,Жебровская О. О. video.yandex.ruusers/ /view/ Г. К. Селевко «Энциклопедия образовательных технологий», т.1,2.М: НИИ школьных технологий, 2006г. Результаты опроса учителей гимназии по применению современных образовательных технологий. А. П. Карташкова, замдир. по УВР

Спасибо за внимание!