Основные результаты исследования Подготовлено для Агентства социальной информации 18.09.2013 Перспективы НКО в качестве поставщиков общественной пользы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Общественная поддержка НКО в российских регионах: проблемы и перспективы Исследовательская группа ЦИРКОН По заказу Агентства социальной информации в.
Advertisements

Готовы ли НКО стать активными игроками на рынке социальных услуг? По материалам исследования «Перспективы НКО в качестве поставщиков общественной пользы»
Основные результаты исследования Подготовлено для Агентства социальной информации Перспективы НКО в качестве поставщиков общественной пользы.
1 «Третий сектор» в России: текущее состояние и перспективы развития Исследовательская группа ЦИРКОН Задорин И.В., Презентация на семинаре «Полития»,
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Стандартизация как способ обеспечения качества. 2 Стандартизация и получатель услуг Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление.
ЦИРКОН, 2006 г. Стр. 1 Исследовательская группа ЦИРКОН Социально-политическая активность молодежи Презентация выступления на семинаре «Полития», РОПЦ,
Программа «Укрепление общественной поддержки некоммерческих организаций» Осуществляется Агентством социальной информации фондом «Созидание» Центром развития.
«Добрый город» современный фандрайзинг для решения социальных проблем территории.
Современные технологии финансирования услуг в социальной сфере как инструменты повышения качества и результативности государственной и муниципальной социальной.
Состояние и уровень коррупции в органах местного самоуправления г.о. Тольятти г.о. Тольятти, 2011г.
© ЛИГО ГУ-ВШЭ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ ЛАБОРАТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА НАСЕЛЕНИЕ И ПРАКТИКИ ФИЛАНТРОПИИ.
«» ВСЕРОССИЙСКИЙ СОВЕТ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Эмпирическое исследование «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА НА МЕСТНОМ УРОВНЕ» При поддержке Высшей школы.
Результаты социологического опроса по проблемам и перспективам развития предпринимательства в Ростовской области 2008 год.
© ЛИГО ГУ-ВШЭ 2008 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ ЛАБОРАТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Доверие населения к НКО: проблема.
Этапы планирования потребности в персонале
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Модернизация общего образования края: ориентиры и задачи на 2008 год Вячеслав Владимирович Башев, руководитель агентства образования Окружное совещание.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
CAF Россия Фонды Местных Сообществ в России: практика, возможности и риски Аврорина Л.В. Руководитель программ, CAF Россия.
Транксрипт:

Основные результаты исследования Подготовлено для Агентства социальной информации Перспективы НКО в качестве поставщиков общественной пользы

2 Система гипотез Базовая гипотеза Большая часть НКО не готова к освоению рынка социальных услуг, не готова к конкуренции за него, не рассматривает развитие услуг как стратегию, которая обеспечивает их устойчивость. Вопросы к исследованию Готовы ли НКО к более активному участию в системе предоставления социальных услуг? Каковы основные барьеры для включения НКО в систему предоставления социальных услуг? Располагают ли НКО достаточными ресурсами для активизации работы на рынке социальных услуг? Каких ресурсов не хватает? Какой информационной поддержки не хватает НКО для укрепления своей роли на рынке социальных услуг? Готовы ли сами НКО «формировать потребителя»?

3 Качественная часть Схема исследования «Администрация»НКО Количественная часть 5 Всего25 Москва74 Саратовская область26 Свердловская область27 Воронежская область25 Калининградская область28 Бурятия26 Самарская область28 Нижегородская область25 Северная Осетия-Алания28 Волгоградская область23 Всего310 НКО 5 Всего25 Рассылка + Прямой поиск + «Снежный ком»

4 Осведомленность, отношение Что-то слышал, но подробности мне неизвестны; 50% Впервые слышу; 8% Затрудняюсь ответить; 7% Да, знаю в деталях; 35% Скорее положительно; 43% Скорее отрицательно; 13% Полностью отрицательно; 4% Затрудняюсь ответить; 6% Полностью положительно; 35% Вы что-нибудь знаете о происходящих сейчас изменениях на рынке социальных услуг? Как Вы относитесь к тому обстоятельству, что государство постепенно передает часть функций по оказанию социальных услуг негосударственным структурам – НКО и бизнесу?

5 Диспозиция Конечно, это важный процесс. Тем более, если де-юре он не определен, де-факто он существует. Многие общественные организации, собственно говоря, и выполняют функции, которые решает город. Иногда они дублируются. Поэтому процесс нужный, процесс важный. Он должен идти (Москва, «Власть»). Данность такова, что мы уже по факту оказываем социальные услуги. Например, мы оказываем такую социальную услугу в сфере образования – это дополнительное образование (Воронеж, НКО). Мы этим занимаемся, и занимаемся очень успешно. Мы заявили о своем проекте три года назад, как только проект был готов и показан, мы заняли первое место в Свердловской области с этим проектом (Екатеринбург, НКО). Разгосударствление – не будущий, а текущий процесс Проектный образ деятельности

6 Видение собственной роли в процессе Скорее да; 37% Затрудняюсь ответить; 8% Определенно нет; 2% Скорее нет; 7% Определенно да; 46% Хотели бы Вы участвовать в системе предоставления социальных услуг населению после завершения преобразований в этой сфере (установления законодательных правил, оформления нужных регламентов и т.п.)? Наша задача заключается в том, чтобы обеспечить НКО благоприятные условия по производству социальных услуг. Нужно подготовить законодательную базу. (Воронеж, «Власть»). Если так одним словом, то это роль, конечно, координации и организации этого процесса (Калининград, «Власть»). Государство должно осуществить государственную поддержку и создать условия для того, чтобы социально ориентированные организации участвовали в этих процессах (Саратов, «Власть»).

7 Мы, я имею в виду, чиновники российские, не готовы чисто психологически. С другой стороны, управленчески не готовы передавать эти полномочия, в том числе и с определенным объемом софинансирования (Воронеж, «Власть»). Риски и препятствия Я боюсь, если такой процесс пойдет по направлениям социальной сферы, это приведет к ее коммерциализации. А задумка неплохая, но, как говорят, - не здесь и не сейчас (Воронеж, «Власть»). Коммерциализация Проблема доверия и передачи такой функции на уровень пока неизвестных игроков (Екатеринбург, «Власть»). Недоверие Путь виден, в принципе. Проблемы тоже видны. Сейчас мы их стараемся решить. Нужна стандартизация услуг и требований. То есть, мы предъявляем определенные требования по количеству, по качеству, по условиям предоставления услуги и по тем результатам, которые мы хотели бы получить. И должны потом спросить (Екатеринбург, «Власть»). Нет стандартов Важно, чтобы был принят определенный нормативный акт, который бы определял этот государственный социальный заказ конкретно некоммерческому сектору (Москва, «Власть»). Нет НПА Потеря качества Это позитивный процесс, если эти НКО действительно будут оказывать услуги населению, и показатели их работы будут достаточно конкретны и проверяемы (Саратов, «Власть»). Нет эффекта Пока не видно положительных результатов. Больше жалоб (Воронеж, НКО). Чиновники

8 Схема процесса За схемы без посредников – большинство (12% + 46%). Но… Заинтересованный потребитель обращается непосредственно к поставщику (НКО); 46% Заинтересованный потребитель обращается в государственные / муниципальные структуры, которые переадресуют запрос поставщику; 11% Государственные / муниципальные структуры выдают поставщику заказ на социальное обслуживание конкретных лиц / территорий / организаций; 21% Поставщик самостоятельно выявляет заинтересованных потребителей и предлагает им социальное обслуживание; 12% Другое; 1% Затрудняюсь ответить; 9% Если рассматривать Вашу организацию как поставщика социальных услуг, какой механизм запроса на эти услуги Вы бы предпочли в наибольшей степени?

9 Готовность активно выходить на аудиторию Мы так и делаем. Посредством предоставления образовательных услуг, просвещения, пропаганды и проведения различных акций и мероприятий. Мы именно формируем сознательное потребление. И вокруг нас собирается целевая группа (Воронеж, НКО). Нужно искать, когда есть много возможностей. А если их не хватает? А наших возможностей даже не хватает на исполнение нужд тех, которых мы уже взвалили на свои плечи и несем за них ответственность (Воронеж, НКО). Скорее не готова. Потребители, в силу нашей специфики, они формируют свои потребности самостоятельно и обращаются к нам за помощью. Поэтому нет особой необходимости (Екатеринбург, НКО). Нет, сами мы не готовы однозначно. Если бы мы на этом зарабатывали деньги, мы бы такую категорию сформировали, с кем нам удобнее и приятнее работать. А здесь же вопрос стоит по-другому: кто обратится, тому и будем оказывать помощь. Поэтому нет, мы не формируем (Саратов, НКО).

10 Желательные направления деятельности Какими видами (направлениями) деятельности Вы (Ваша организация) хотели бы заниматься при благоприятных условиях, а какими бы принципиально не хотели?

11 Готовность расширения ассортимента Да, мы готовы. Мы желаем расширять ассортимент, развивать свои услуги, привлекать новых клиентов (Екатеринбург, НКО). Ассоциация многодетных семей постоянно расширяет свою аудиторию, принимает новых членов. Мы вот сейчас активизировались по поводу трудовых десантов, это долго рассказывать… Мы проекты пишем. Ассортимент? Да это может быть все, что угодно, все сферы деятельности, где проявляется социальное партнерство (Калининград, НКО). Я все допускаю. Что не противоречит состоянию здоровья и интересам наших людей. Ограничений у нас в допусках нет. И было бы неправильно, если бы мы какие- то ограничения ввели (Калининград, НКО). Мы уже 4 года говорим об этом и доказываем, реализовываем различные проекты, у нас комплексные проекты и программы по гармонизации межнациональных отношений (Калининград, НКО). Готовность, как правило, есть. Но…

12 Препятствия к расширению ассортимента Эта деятельность очень востребована. И нам не хватает человеческих ресурсов: кадров, волонтеров и сотрудников (Воронеж, НКО). Аудиторию расширить охота, но хотелось бы и от государства получать материальную помощь. Субсидиями, грантами и так далее (Екатеринбург, НКО). Мы стараемся найти нишу такую, чтобы мы могли платные и бесплатные услуги оказывать (Саратов, НКО). Однозначно, никакой переориентации быть не может, потому что у нас все в названии заложено, тут уже понятно, что ничем другим заниматься мы априори не можем (Саратов, НКО). В каждой категории есть своя специфика. В это надо погружаться. Это либо защита прав военнослужащих молодых. Либо помощь в случае с психиатрическими больными (Москва, НКО). Люди должны приходить в общественную организацию по зову сердца и по желанию. Мы не стремимся к увеличению организации. (Саратов, НКО). Люди Необходимость зарабатыватьДеньги Устав Камерность Специализация

13 НКО и другие поставщики Оцените, пожалуйста, степень своего согласия с каждым из перечисленных высказываний 48% 47% 39% 33% 27% 22% 35% 40% 36% 39% 47% 40% 8% 6% 12% 15% 12% 19% 6% 4% 10% 9% 11% 16% НКО на рынке социальных услуг обладают большей адаптивностью и гибкостью, чем государственные или муниципальные структуры НКО лучше понимают потребности людей, чем государственные или муниципальные службы НКО не стремятся зарабатывать на социальных услугах, как бизнес, поэтому могут не экономить на качестве НКО решают проблемы, которые не под силу ни государству, ни бизнесу НКО оказывают социальные услуги более качественно, чем государственные или муниципальные учреждения НКО оказывают социальные услуги более качественно, чем коммерческие структуры Полностью согласенСкорее согласенСкорее не согласенПолностью не согласенНе знаю

14 Преимущества НКО Еще не отмерший человеческий подход. Индивидуальный подход. Гибкость, гуманистичность, индивидуальный подход (Москва, НКО). Гибкость Меньше формализма и бюрократии Неформальность. Естественно, мы просим документы. Но формальностей этих гораздо меньше, чем в государственных службах. У людей отбивается охота обращаться туда после тех требований, которые там выдвигаются. Там столько справок! (Воронеж, НКО). Гуманизм НКО это делает с горячим сердцем, прежде всего (Калининград, НКО). Мотивация Потому что НКО а) им это интересно, б) они разбираются во всех мелочах, с) очень часто в большинстве случаев, например, ветеранские организации, инвалидские, военнослужащих и т.д. - это, скажем так, личная заинтересованность (Воронеж, НКО).

15 Недостатки НКО Минус НКО, как поставщика социальных услуг, - это непостоянство состава волонтеров, добровольцев. Здесь наблюдается текучка (Воронеж, НКО). Кадры У традиционных поставщиков услуг тоже есть плюсы - это административные рычаги воздействия на различные инстанции (Воронеж, НКО). Нет власти А плюс госсектора – устойчивость. НКО, в этом смысле, наверное, менее устойчивы. То есть, материальная база у государственного сектора, конечно, крепче. Помещение, техника (Москва, НКО). Неустойчивость НКО на сегодняшний день не готовы к конкуренции психологически. Я им говорила - а что если нам с Вами рассмотреть вопрос о возможности создания объединения НКО в систему СРО. То есть, где Вы, сами организации будете себя оценивать, определять уровень услуг и выходить уже все-таки на какой-то уровень объединенный. Ну нет. Еще к этому не готовы (Москва, «Власть»). Неготовность к конкуренции Нет механизмов самооценки Неумение как-то дать самооценку, определить, где и в каких местах недорабатывают и почему ее социальные услуги, так скажем, не так востребованы государством (Москва, "Власть") «Нерыночность» Этого понимания у них нет. Того, что они выходят на рынок, их выбирают, их сравнивают. И качество услуг их, и работоспособность, и их актив (Москва, "Власть").

16 Состав делегируемых функций Мне так кажется, здравоохранение здесь вообще-то очень слабо к этому имеет отношение (Воронеж, «Власть»). Здравоохранение Я бы ни в коем случае не допустила бы образовательные услуги на НКО, всё-таки это должны быть люди подготовленные, имеющие лицензию, имеющие право на это, которые уже показали себя (Калининград, «Власть»). Образование Сами вопросы межнациональных отношений вряд ли надо в полной мере отдавать НКО это государственная политика, её надо решать политикам, то же касается и казачества (Саратов, «Власть»). Политика Работа общественного транспорта, вряд ли это можно передать какой-то НКО. Частные маршруты - это коммерческие структуры (Саратов, «Власть»). Коммерческие по природе Соцзащита Какие-то услуги не просто должны, а они нуждаются, кричат, что они должны быть разгосударствлены. Должен быть путь открыт, например, к оказанию гуманитарной помощи населению, снабжению малоимущих семей (Воронеж, НКО). Просвещение Различные просветительские проекты, направленные на развитие культуры (Калининград, «Власть»). Проведение мероприятий, мотивирующих на ответственное родительство, на семейные ценности (Екатеринбург, «Власть»). Помощь старикам. Недостаточное внимание уделяется старшему поколению (Калининград, «Власть»).

17 Готовность подсистем Если говорить о гипотетическом увеличении активности Вашей организации на рынке соцуслуг, в какой степени внутренние подсистемы Вашей организации к нему готовы?

18 Оценка издержек на запуск Скажите, пожалуйста, для каждого из видов деятельности, как Вы оцениваете требуемые ресурсы для запуска и развития этой деятельности (финансовые, кадровые, трудовые и т.п.)?

19 Взаимодействие с населением 50% 47% 36% 33% 40% 27% 43% «Граждане – жертвователи» (сбор финансовой, материальной помощи, пожертвований) «Граждане – сотрудники» (привлечение граждан в качестве волонтеров) «Граждане – зрители» (публичные акции и мероприятия с привлечением населения) «Граждане – клиенты» (оказание услуг целевой аудитории) Используется сейчас Не используется сейчас Скажите, пожалуйста, в каких формах Ваша организация сейчас взаимодействует с населением? В каких из этих форм взаимодействие Вашей организации с населением хотелось бы расширить или начать, если форма еще не используется)? Доля ответов «Хотелось бы расширить или начать» в зависимости от того, используется ли сейчас эта форма взаимодействия или нет

20 Источник проблем В системе оказания социальных услуг есть три ключевых элемента - заказчик (государство), поставщик (НКО или другие операторы услуг) и потребитель (население). Как Вы считаете, с каким из этих элементов сейчас в наибольшей степени связаны препятствия, барьеры к масштабному выходу НКО на рынок социальных услуг? Поставщик. НКО в силу тех или иных причин не могут и/или не хотят осваивать рынок социальных услуг; 13% Затрудняюсь ответить; 17% Потребитель. Население в силу тех или иных причин не может и/или не хочет обращаться к НКО за социальными услугами; 7% Заказчик. Государство в силу тех или иных причин не может и/или не хочет делегировать НКО полномочия по оказанию социальных услуг; 63%

21 Ожидания НКО от государства Запустить процесс Ожидания наши состоят в том, чтобы заказы государства расширялись (Екатеринбург, НКО). Ожидание, что государство, наконец, будет у нас заказчиком социальных услуг, и мы сможем с полным правом и ответственностью взять себе какие- то услуги. Потому что мы реально сможем сделать лучше, чем государство (Воронеж, НКО). Я жду, что наше государство быстрей начнет передавать часть своих полномочий общественным организациям (Калининград, НКО). Информационная поддержка Техническая поддержка Упрощение процедур отчетности Это информационная поддержка. Это механизм социального заказа (Воронеж, НКО). Например, мы с удовольствием сделали бы социальный склад. Где? Помещения нет. Как благотворительная организация, мы не имеем право тратить деньги наших спонсоров на оплату аренды офиса. Техническая поддержка к доступу сети. Тоже все делается на собственные личные средства (Воронеж, НКО). Я бы хотел, чтоб упростилась процедура отчетности. Очень много времени затрачивается на бюрократические бумаги. Просто пачки (Екатеринбург, НКО).

22 Опасения НКО Как Вы полагаете, будет ли обеспечено государством адекватное законодательное и административное сопровождение процесса разгосударствления сферы социальных услуг? Как Вы полагаете, будет ли обеспечено государством адекватное (конкурентоспособное) финансирование оказания переданных от него социальных услуг? Скорее да; 38% Затрудняюсь ответить; 25% Определенно нет; 7% Скорее нет; 28% Определенно да; 2% Скорее да; 28% Затрудняюсь ответить; 24% Определенно нет; 7% Скорее нет; 37% Определенно да; 4%

23 Условия На Ваш взгляд, от чего в наибольшей степени зависят перспективы успешного выхода Вашей организации на рынок социальных услуг и/или укрепления своих позиций на нем? Что в наибольшей степени может этому способствовать? 59% 40% 36% 33% 31% 30% 28% 27% 25% 20% 14% 13% 10% 9% 5% Адекватное законодательное и административное обеспечение процесса разгосударствления социальной сферы Качество услуг, которые может оказывать организация Реальная готовность органов госвласти и местного самоуправления допустить НКО на рынок социальных услуг Равный доступ НКО к государственному и муниципальному заказу, честные конкурсы Активность организации по продвижению себя в качестве поставщика социальных услуг Доверие со стороны населения к НКО Квалификация персонала организации Ресурсная обеспеченность (кадровая, материально-техническая) организации Внешняя информационная поддержка, реклама НКО в качестве поставщиков социальных услуг Полная бюджетная компенсация стоимости оказанных услуг Готовность других НКО объединяться в пулы и консорциумы для совместной работы по государственному и муниципальному заказу Наличие спроса на социальные услуги со стороны потребителей Добросовестная конкуренция со стороны коммерческих структур в пересекающихся сегментах рынка соцуслуг Личная воля руководства организации Приемлемые издержки на освоение новых услуг

24 Барьеры Какие еще ограничения со стороны общественного мнения, препятствующие расширению доли НКО на рынке социальных услуг, Вы могли бы назвать? 63% 34% 23% 13% 3% 5% Низкая информированность населения об НКО Консерватизм получателей социальных услуг (доверяют только государственным структурам) Потребители не считают НКО достаточно профессиональными В контексте закона об "НКО - иностранных агентах" граждане боятся вообще иметь дела с любыми НКО Другое Ничего из перечисленного

25 Отношение к продвижению и публичности Как Вы считаете, может ли повышение уровня публичности деятельности Вашей организации способствовать ее большей эффективности? Затрудняюсь ответить; 10% Скорее да; 42% Определенно нет; 1% Скорее нет; 7% Определенно да; 39% Использует ли Ваша организация какие-то из перечисленных видов продвижения? 90% 70% 68% 61% 60% 53% 6% 18% 20% 23% 30% 8% 6% 11% 10% 15% 4% 6% 8% 7% Распространение информации среди друзей, знакомых Информационные мероприятия (собрания) для всех желающих Конференции и иные информационные мероприятия с участием третьего сектора Публичные акции Направленное формирование потребителя через адресную работу в целевых аудиториях Прямая реклама своих услуг (наружная, в прессе, в электронных СМИ, в интернете) ДаНет, но хотели бы использоватьНет, и не будем использоватьНе знаю

26 Какая информационная поддержка нужна? 57% 54% 48% Поддержка информационной кампании, направленной на продвижение НКО как поставщиков социальных услуг Поддержка информационной кампании, направленной на общее укрепление имиджа НКО Поощрение СМИ, рекламных агентств, которые предлагают спецпроекты по поддержке социально ориентированных НКО (проводить конкурсы, помогать СО НКО при ведении переговоров со СМИ Организационная поддержка проведения мероприятий НКО Скажите, какого рода информационная поддержка со стороны государства или специализированных инфраструктурных НКО (ресурсных центров и т.п.) могла бы быть наиболее полезной?

27 Влияние негативных кампаний В течение последнего времени вокруг НКО сложился довольно неблагоприятный информационный фон - в СМИ получили широкое освещение закон о статусе «иностранного агента», серия прокурорских проверок НКО, высказывания руководителя страны о миллиарде долларов, поступивших на счета НКО из-за рубежа и т.п. Как Вы считаете, изменила ли такая информационная политика уровень доверия к НКО и, как следствие, потенциал спроса на социальные услуги со стороны НКО? Да, потенциальный спрос на услуги НКО стал гораздо ниже; 12% Нет, к существенному изменению потенциала спроса такая информационная политика не привела; 43% Затрудняюсь ответить; 25% Да, потенциальный спрос стал ниже, но не принципиально; 20%

28 Отношение к негативным кампаниям Естественно, не в лучшую сторону информационные кампании повлияли на имидж НКО (Воронеж, «Власть»). На само население, наверное, никак. У нас количество людей, которые участвуют в деятельности НКО, небольшое (Калининград, «Власть»). Кто же пойдет в организацию, которой нельзя доверять? Естественно, потенциал спроса падает (Воронеж, «Власть»). Мне кажется, что население об этом даже особо и не задумывалось. Это его особо не касается - агенты и агенты. Мне кажется, что населению больше результат интересен. Что вот эта организация есть, что вот она работает, действительно хорошие отзывы и к ней можно обратиться (Екатеринбург, «Власть»). Поскольку мы не относимся, и у нас нет иностранных грантов, собственно и российских тоже нет, поэтому нас не проверяли, и спрос не упал. И я не вижу, чтобы к нам упало доверие. Мне кажется, у нас сейчас наоборот наблюдается рост доверия (Воронеж, НКО). Я считаю, что принят закон правильный по иностранным агентам. Если ты работаешь на территории России, и получаешь деньги западные, и расшатываешь ситуацию в России… Мы все жители, граждане РФ должны заниматься поднятием статуса России, повышением роли, а не вытаскивать все то грязное белье, которое в каждом государстве есть (Саратов, НКО). Недавно отказались от серьезного проекта на полтора миллиона именно по этой причине, деньги должны были прийти из США. Мне кажется, это приостановило развитие НКО (Калининград, НКО). Но мы действительно пострадали, потому что у нас встала вся работа. Мы за свой счет вынуждены были предоставлять документы проверяющим органам (Саратов, НКО). Доверие, оно как было к нам, так и остаётся, потому что люди судят не по количеству проверок, которые прошли в нашей организации, а по реальной помощи, которую мы им оказываем (Саратов, НКО).

29 Основные выводы (1) Общее Передача части государственных функций по оказанию социальных услуг – правильная и своевременная мера. Так считают обе стороны процесса: представители администраций готовы делегировать эту часть своих функций, представители активной части третьего сектора готовы брать на себя эту ответственность. Естественно, каждая из сторон имеет целый набор ожиданий и опасений от этих преобразований, но потенциал сотрудничества можно оценить как довольно высокий - к взаимодействию готовы обе стороны. Частности Осведомленность высока. Случаи полного непонимания или низкой информированности единичны. Но есть сбои интерпретации: Часть респондентов понимают под разгосударствлением привычную проектную работу. Еще часть - как расширение возможностей допуска НКО к государственным закупкам в социальной сфере.

30 Основные выводы (2) Разгосударствление социальной сферы не существует как отдельный будущий процесс. Выполнение социальных функций (нынешнее!) некоммерческими организациями и составляет основное содержание процесса разгосударствления. Ergo, выход на рынок социальных услуг не воспринимается как освоение новой практики. Главный субъект, тормозящий процесс (по мнению НКО), - государство. Главное препятствие: не оформлены условия делегирования. Риски: недоверие заказчика и потребителя, коммерциализация, потеря качества. За схемы взаимодействия с аудиторией без посредников – большинство НКО. Но готовность активно выходить на аудиторию невысока. Готовность расширять ассортимент услуг, как правило, есть. Но есть и препятствия: ресурсы, документы, потеря специализации и камерности

31 Основные выводы (3) Преимущества НКО – гуманизм, гибкость, внутренняя мотивация. Недостатки НКО – недостаточные ресурсы и «нерыночность». Ожидания НКО от государства – запуск и некоторая поддержка (в первую очередь – информационная). Главное опасение – неадекватное финансирование. Главная проблема сектора – малая информированность населения. Но деятельность по собственному продвижению воспринимается скорее, как вынужденная, отнимающая много сил и ресурсов, но необходимая в жизни организации. Довольно распространена и позиция, в соответствии с которой НКО вообще не нуждаются в рекламе, поскольку лучше всего о них говорят их дела. Негативные информационные кампании скорее не отразились на спросе. Случаи прямого ущерба единичны, на поведение людей кампании не повлияли.

Благодарим за внимание! Исследовательская группа ЦИРКОН Skype: zircon.r.g. 8(495) ,