13.11.2013 1 Коршунов С.В. МГТУ им. Н.Э. Баумана О разработке нового Классификатора и Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подходы к формированию профилей подготовки в бакалавриате Предложения Рабочей группы по формированию профилей подготовки бакалавров и специализаций подготовки.
Advertisements

Порядок организации и осуществления подготовки кадров высшей квалификации в условиях реализации Федерального закона от 29 декабря 2013 г. 273-ФЗ «Об образовании.
Об особенностях разработки и реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальностям,
«ОЦЕНКА УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ РУДН НА ОСНОВЕ ОПРОСОВ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ» исследование независимого рейтингового агентства.
Об итогах Всероссийских олимпиад профессионального мастерства обучающихся по профессиям и специальностям СПО в 2014 году Черноскутова И.А., начальник отдела.
Министерство образования и науки РФ Фурсенко А.А., зам министра Биленкина И.П. Фурсенко А.А., зам министра Биленкина И.П. Департамент профессионального.
LOGO О результатах Коллегии Минобрнауки 25 января 2011 г. Т.М. Давыденко, директор Департамента профессионального образования 11 февраля 2011 г.
«Система образования, созданная обществом неизбежно становится зеркалом социальных отношений, в нем существующих» Б. Саймон Модернизация системы государственно-общественных.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Расширенное заседание рабочей группы по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения г. Москва, 13 июня 2017.
КООРДИНАЦИОННЫЕ СОВЕТЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России А.Б.
Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном.
ПРИКАЗ (Минобрнауки России) 2009г. Об утверждении Перечня вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования,
Мониторинг профильных предпочтений учащихся 9-х классов образовательных учреждений САО 2012/2013 учебный год.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АСПИРАНТУРЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Результаты ФЭПО по направлениям и специальностям В разрезе факультетов.
Проектирование основных образовательных программ (ООП) на основе ФГОС ВПО.
Фотеева Галина Михайловна, заместитель директора ГБОУ СПО « Пермский педагогический колледж 1», исполнительный директор Совета директоров ОУ ПО Пермского.
Особенности перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования Тетюшкина Светлана Александровна Инженер.
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л.
Транксрипт:

Коршунов С.В. МГТУ им. Н.Э. Баумана О разработке нового Классификатора и Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего образования в России 2013 г.

Функции Перечня (Классификатора) образовательных программ: 1.Элемент национальной образовательной статистики (для улучшения организации сбора данных, статотчетности). 2.Мониторинг образовательной деятельности. 3.Сопоставление структуры подготовки кадров в системе профессионального образования и потребности на рынке труда. 4.Для удобства международных сравнений. 5.Ничего не предписывает, но отражает лишь сложившуюся практику. Регламентирующие документы 1. Выдача дипломов государственного образца по Перечню. 2. ФГОС. 3. Госзадание (КЦП). 4. Госаккредитация и лицензирование образовательных программ. 5. Вступительные испытания. Международная стандартная классификация образования (МСКО-2011), ЕРК

История создания и изменения перечня направлений и специальностей высшего профессионального образования России. История создания перечня направлений и специальностей ВПО – это часть истории становления и развития высшего образования в России. Первое структурирование высшего образования – указы Петра I о двух видах деятельности «наука» и «служба». НаукаСлужба математика физика химия словесность педагогика медицина военно-морская сухопутная аграрная инженерная чиновничья Сенашенко В., Козлов В., Розина Н., Сенаторова Н. Классификатор (перечень) направлений и специальностей ВПО // Высшее образование в России. – – С

Из приказа Министра высшего образования СССР от 9 сентября 1954 г. 975 В целях устранения в высших учебных заведениях чрезмерной дробности специальностей и специализаций Совет Министров СССР и ЦК КПСС: приняли предложение Министерства высшего образования о введении перечня специальностей, предусматривающего подготовку специалистов более широкого профиля; обязали Министерство высшего образования по согласованию с заинтересованными ведомствами укрупнить существующие специализации внутри специальностей и установить перечень специальностей по новой технике; обязали укрупнить кафедры и факультеты высших учебных заведений в соответствии с задачами подготовки специалистов широкого профиля; в диплом молодого специалиста записывается только специальность и квалификация.

, 22. Специальности в высших учебных заведениях 20. Специальности в университетах 21. Специальности в педагогических и библиотечных институтах 1954 г. ( 975 от ) ГруппыСпециальностиСпециализации Специальности Специальности Специализации Специализации

(в ТиТ-16) 380 (в ТиТ-234) Срок обуче- ния 1975 г. ( 831 от ) ГруппыСпециальностиСпециализации 5 лет 4г.7мес. 4г.4 мес. 4 года 4г.6 мес. 5л.6 мес. 5л.10 мес.

) 1987 г. ( 790 от ) Группы Специальности Специализации 300(ТиТ-172)31(ТиТ-23) Изменение структуры классификатора в е годы 1994 г. ( 180 от ) Образовательные области Направления подготовки (бакалавриат)Магистерскиепрограммы 89(ТиТ-36) 5 1) ГруппыСпециальностиСпециализации 421(ТиТ-258) 32(ТиТ-23) более 1100 более 4000 Перечень направлений: кадровое обеспечение научно-исследовательской и научно- педагогической сфер деятельности. Согласован с номенклатурой научных специальностей Перечень специальностей: потребности отраслей промышленности, сельского хозяйства и социально-культурной сферы. Согласован с перечнем специальностей СПО

Реализация уровневого высшего профессионального образования в Российской Федерации до 2007 г ,5 лет специалист 530 специальностей ВПО Общее среднее (полное) образование Годы обучения 120 направлений подготовки ВПО 4 года бакалавр 2 года магистр 2 года магистр 1 – 1,5 года специалист 4 года бакалавр

Областьзнаний: Техника и технологии 1999г. Направления подготовки бакалавров и магистров Технические науки 38 направлений Направления подготовки дипломированных специалистов 72 направления Магистерские программы Специальности 280 специальностей Специа- лизации Введение в Перечень направлений подготовки дипломированных специалистов

Перечень направлений подготовки бакалавров (магистров) Образовательные области Направления подготовки (бакалавриат)Магистерскиепрограммы 95 (ТиТ-41) 5 ГруппыСпециальностиСпециализации Перечень специальностей 3. Перечень направлений подготовки ДС и специальностей Образовательные области Направления подготовки ДС 87(ТиТ-80) 4 СпециальностиСпециализации 310 (ТиТ-289) 2000 г. ( 3200 от )

Проект классификатора (предложения Координационного совета УМО и НМС) Образователь- ные области Направления подготовки гг. Бакалавр (степень) Магистр (степень) Бакалавр (квалификация) Магистр по специальности Дипломированный специалист Магистерские программы Специальности 4 г+2 г 4 г+2 г 5 л

Экономика Экономика и управление управление Экономика Экономика и управление управление Техникаи технологии технологииТехникаи КультураиискусствоКультураиискусство …… Образовательные области …… Укрупненные группы Направления подготовки …… специальностиспециальностиспециальностиспециальности специальностиспециальностиспециальностиспециальности …… ПрограммыПрограммыПрограммыПрограммы ПрограммыПрограммыПрограммыПрограммы …… МагистрМагистр БакалаврБакалавр

Перечень направлений (специальностей) ВПО 2005 года (приказ Минобрнауки России от г. 4): 10 образовательн ых област ей ; 28 групп направлений (специальностей); 122 направлени я бакалавриата, магистратуры; 63 направления специалитета; 521 специальность. В сфере инженерных наук: 17 групп, 47 направлений подготовки бакалавров, 53 направления подготовки специалистов, 310 специальностей.

Этапы разработки Перечня: Разработка Примерного Перечня направлений (специальностей) ВПО Разработка проектов ФГОС ВПО бакалавров и магистров и их закупка и утверждение в Минобрнауки России Формирование и утверждение в Минобрнауки России Перечня направлений подготовки бакалавров и магистров Разработка совместно с вузами и согласование с работодателями их объединениями, федеральными агентствами и министерствами проекта Перечня моноспециальностей Инициативная разработка проектов ФГОС по специальностям и их представление в Минобрнауки России совместно с федеральными органами исполнительной власти Утверждение в Правительстве РФ Перечня моноспециальностей Утверждение в Минобрнауки России проектов ФГОС по специальностям Постановления Правительства , , 521 от Приказы МОН , , , 1352 от

Действующая система общероссийских классификаторов: 1. Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО, первая версия 1993г. ) – классифицируются по группам направлений подготовки и специальностей. 2. Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК, введен в 1995г. ) – послевузовское профессиональное образование – классифицируются по отраслям наук. 3. Общероссийский классификатор начального профессионального образования (ОКНПО, введен в 1995г. ) – классифицируются по группам рабочих профессий. Система кодификации специальностей, используемая в ПЕРЕЧНЯХ совмещена с системой кодификации, используемой в Классификаторах. Но все три классификатора не согласованы между собой

ШифрОтрасль науки,Отрасли науки, группа специальностей,по которым специальностьприсуждается ученая степень ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ Математика Вещественный, комплексный и Физико- математические функциональный анализ Дифференциальные уравнения, Физико- математические динамические системы и оптимальное управление Математическая физика Физико- математические ей Номенклатура научных специальностей

(48:ХХ) МСКО-2011 (горизонтальная классификация) Образование 1 Подготовка учителей и педагогическая наука 14 Наука 4 Науки о жизни 42 Физические науки 44 Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли 5 Инженерия и инженерное дело 52 Производственные и обрабатывающие отрасли 54 Архитектура и строительство 58 Образовательные программы (14:ХХ) Математика и статистика 46 Компьютерное дело 48 (58:ХХ) ( 54:ХХ) Образовательные программы (52:ХХ) области (8) группы (25) (46:ХХ) ( (44:ХХ) Образовательные программы (42:ХХ)

Инженерия и инженерное дело Инженерное черчение, механика, металлообработка, электротехника, телеком- муникация, энергетика и химическая инженерия, обслуживание автомобилей, инженерное проектирование. 54 Производственные и обрабатывающие отрасли Производство продуктов питания и напитков, ткани, одежды, обуви, кожаных изделий, материалов (древесина, бумага, пластмасса, стекло и т.д.), горное дело и добыча полезных ископаемых. 58 Архитектура и строительство Архитектура и городское планирование: структурная архитектура, ландшафтная архитектура, общинное планирование, картография; строительные работы, строительство; гражданское строительство. 62 Сельское, лесное и рыболовное хозяйство Сельское хозяйство, производство сельскохозяйственных культур и выращивание скота, агрономия, животноводство, плодоводство и садоводство, лесное хозяйство и методы производства лесной продукции, природные парки, дикая природа, рыболовство, рыболовная наука и технология. 8 Службы 84 Транспорт Морское дело, командный состав судов, наука кораблевождения, летные экипажи, авиа- диспетчеры, железнодорожные перевозки, автодорожные перевозки, почтовые службы. 5 Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли

Классификация OECD FOS-2007 (The review of field of science and technology) Organisation for Economic Co-operation and Development 1. Техника, технологии и инженерные направления 1.1.Civil engineering 2.2. Electrical engineering, Electronic engineering, Information engineering 2.3. Mechanical engineering 2.4. Chemical engineering. 2,5. Materials engineering 2.6. Medical engineering 2.7. Environmental engineering 2.8. Environmental biotechnology 2.9. Industrial biotechnology Nano-technology Other engineering and technologies области (6 шт.)группы (42 шт.) 1. Естественные науки 3. Медицина и здравоохранение 4. Сельскохозяйственные науки 5. Общественные науки 6. Гуманитарные науки 1.1. Математика 1.2. Компьютерные и информационные науки

Classification of Instructional Programs (CIP) США Разделен на шесть типов программ: I. Все послешкольные (от среднего до PhD) II. Ординатура в медицине и ветеринарии III. Профессионально-техническое образование в старших классах школы IV. Военное образование для офицеров запаса V. Программы усовершенствования и свободного времени VI. Школьные программы

Уровни классификации CIP I. Укрупненная группа направлений ХХ. (01. СЕЛЬСКЛЕ ХОЗЯЙСТВО И СМЕЖНЫЕ НАУКИ;… 11. КОМПЬЮТЕРНЫЕ НАУКИ И ИНФОРМАТИКА;… 13. ОБРАЗОВАНИЕ; 14. ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ; … 30. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ НАУКИ…) – всего 54 (из них к высшему профессиональному образованию относится 30 групп). II. Направления ХХ.ХХ (01.09 Зоотехника; … Информатика; … Педагогика; … Строительство; … Теория систем; …. ХХ.99 Другие) – 295 направлений ВПО. III. Специальность (профиль) ХХ.ХХХХ ( Птицеводство; … Искусственный интеллект и робототехника; … Строительство и эксплуатация транспортных сооружений) – 1000 профилей ВПО.

УГНПС ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ Геодезия и землеустройство Геология, разведка и разработка полезных ископаемых Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника Металлургия, машиностроение и материалообработка Авиационная и ракетно-космическая техника Оружие и системы вооружения Морская техника Транспортные средства Приборостроение и оптотехника Электронная техника, радиотехника и связь Автоматика и управление Информатика и вычислительная техника Химическая и биотехнологии Воспроизводство и переработка лесных ресурсов Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров Архитектура и строительство Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды 17 УГНПС из 29

Модель нового классификатора Наименова- ние области образования Укрупненные группы направлений подготовки магистров, бакалавров, специальностей высшего образования, направлений подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре Уровень образования Направления подготовки магистров (М), бакалавров (Б) и специальности подготовки специалистов (С) из действующих Перечней Новый код АСМБ Код по действую- щему перечню ИНЖЕНЕР- НОЕ ДЕЛО, ТЕХНОЛО- ГИИ И ТЕХНИ- ЧЕСКИЕ НАУКИ 12. МАШИНОСТРОЕНИЕ Всего в ТиТ 23 УГНПС, включая Информационную безопасность Науки об обществе – 8, Гуманитарные науки – 5, Искусство – 5. Всего 57 А Машиностроение С Проектирование технологи- ческих машин и комплексов МБ150700Машиностроение МБ Технологические машины и оборудование МБ Автоматизация технологических процессов и производств МБ151600Прикладная механика140800

Укрупненные группы специальностей и направлений подготовки АРХИТЕКТУРА ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА 09ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА 10ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЭЛЕКТРОНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СИСТЕМЫ СВЯЗИ ФОТОНИКА, ПРИБОРОСТРОЕНИЕ, ОПТИЧЕСКИЕ И БИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРО- И ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА И ТЕХНОЛОГИИ МАШИНОСТРОЕНИЕ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИИ 17ОРУЖИЕ И СИСТЕМЫ ВООРУЖЕНИЯ 18ХИМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ 19ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ 20ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСТНОСТЬ И ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО 21ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ, ГОРНОЕ ДЕЛО, НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО И ГЕОДЕЗИЯ 22ТЕХНОЛОГИИ МАТЕРИАЛОВ 23ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА АЭРОНАВИГАЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ 26ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ И ВОДНОГО ТРАНСПОРТА 27УПРАВЛЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ 28НАНОТЕХНОЛОГИИ И НАНОМАТЕРИАЛЫ 29ТЕХНОЛОГИИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Web-сайт УМО: Коршунов Сергей Валерьевич Спасибо за внимание!