Анализ поэтического текста в 10 классе на уроке русского языка Учитель русского языка и литературы Соковых Надежда Николаевна ГБОУ СОШ 250 г. Санкт-Петербурга.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Поэзия сердца» и проза жизни. Прости! Не помни дней паденья, Тоски, унынья, озлобленья,- Не помни бурь, не помни слез, Не помни ревности угроз! Но дни,
Advertisements

Электронные учебные материалы к уроку литературы в 7 классе по творчеству И.С.Бунина Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель русского языка и литературы.
В ЕГЭ по литературе Лирика Н. А. Некрасова merelenko-su.uCoz.ru.
Презентация к уроку литературы в 9 классе). Автор и читатель.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Обучение анализу поэтического текста Круглова И.В. к.п.н., методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ.
Художественный анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе.
Анализ лирического стихотворения Восприятие. Истолкование. Оценка.
Обучение созданию рецензии на поэтический текст (презентация к уроку литературы в 9 классе)
В. Шаламов «Водопад» Урок литературы в 11 классе. Обучение композиционному анализу поэтического текста.
Анализ лирического произведения. А.С.Пушкин «К морю»
«И ЖИЗНЬ, И СЛЕЗЫ, И ЛЮБОВЬ Ф.И. ТЮТЧЕВА». ЕЛЕНА ДЕНИСЬЕВА- «ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ» Ф.И. ТЮТЧЕВА.
Типичные вопросы по лирическим произведениям. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической.
ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА А.С.Пушкина Анализ стихотворения «Вновь я посетил…»
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Кокунина Елена Владимировна, к.ф.н., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 37 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Выборга Имманентный.
Анализ стихотворного произведения В помощь учащимся Учитель – Дмитриева О.С. «СОШ 50» г.Курган.
Написание стихотворений - это не только творчество и самовыражение. Каждый автор знает, что это еще и тяжелая работа, в которой есть множество своих тонкостей.
Подготовка к ЕГЭ М.Ю.Лермонтов Когда волнуется желтеющая нива… 7 класс Анализ поэтического текста.
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтов. «Нет, не тебя так пылко я люблю…»
Транксрипт:

Анализ поэтического текста в 10 классе на уроке русского языка Учитель русского языка и литературы Соковых Надежда Николаевна ГБОУ СОШ 250 г. Санкт-Петербурга

План анализа 1. История создания стихотворения. 1. История создания стихотворения. 2. Ритм, метр, рисунок текста. 2. Ритм, метр, рисунок текста. 3. Анализ композиции (строфы, стих, микротемы, ключевые слова, время, пространство, композиционные приёмы). 3. Анализ композиции (строфы, стих, микротемы, ключевые слова, время, пространство, композиционные приёмы). 4. Художественные образы. 4. Художественные образы. 5. Анализ языковых уровней (аллитерация, ассонанс, лексика, морфологический уровень, синтаксический уровень). 5. Анализ языковых уровней (аллитерация, ассонанс, лексика, морфологический уровень, синтаксический уровень). 6.Тропы, фигуры. 6.Тропы, фигуры. 7. Тема, идея. 7. Тема, идея. 8. Вывод. 8. Вывод.

« Давно - отвергнутый тобою…» Н.А.Некрасов Давно – отвергнутый тобою, Давно – отвергнутый тобою, Я шёл по этим берегам Я шёл по этим берегам И, полон думой роковою, И, полон думой роковою, Мгновенно кинулся к волнам. Мгновенно кинулся к волнам. Они приветливо яснели. Они приветливо яснели. На край обрыва я ступил- На край обрыва я ступил- Вдруг волны грозно потемнели, Вдруг волны грозно потемнели, И страх меня остановил! И страх меня остановил! Поздней – любви и счастья полны, Поздней – любви и счастья полны, Ходили часто мы сюда, Ходили часто мы сюда, И ты благословляла волны, И ты благословляла волны, Меня отвергшие тогда. Меня отвергшие тогда.

Дата написания: 1855 год, апреля. Теперь – один, забыт тобою, Чрез много роковых годов, Брожу с убитою душою Опять у этих берегов. И та же мысль приходит снова – И на обрыве я стою, Но волны не грозят сурово, А манят в глубину свою…

Из истории создания стихотворения Имя Некрасова привыкли соотносить с фразами: «Сейте разумное, доброе, вечное…», « Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» и т.д. Имя Некрасова привыкли соотносить с фразами: «Сейте разумное, доброе, вечное…», « Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» и т.д. Всё так и есть: Некрасов для нас в первую очередь – поэт гражданский, пафос которого всегда призывал идти Всё так и есть: Некрасов для нас в первую очередь – поэт гражданский, пафос которого всегда призывал идти «… в огонь, за честь отчизны, за убежденье, за любовь…» Любовь в данном случае и во многих его произведениях звучит в гражданском, социальном смысле. «… в огонь, за честь отчизны, за убежденье, за любовь…» Любовь в данном случае и во многих его произведениях звучит в гражданском, социальном смысле. Но сегодня мы обратимся к интимной лирике поэта. Но сегодня мы обратимся к интимной лирике поэта.

Адресат стихотворения « Давно - отвергнутый тобою…» Нетрудно догадаться, что стихотворение посвящено Авдотье Яковлевне Панаевой, гражданской жене поэта, с которой его связывало 15 лет жизни. Некрасов любил эту женщину ревнивой, изнурительно-трудной любовью…Совместная жизнь их была адом, на какое-то время они расставались, потом возвращались друг к другу…

Ямб – двусложный размер стиха с ударением на втором слоге. / / / / / / ДАВ – НО - ОТ- ВЕРГ- НУ – ТЫЙ – ТО – ДАВ – НО - ОТ- ВЕРГ- НУ – ТЫЙ – ТО – / / БОЮ БОЮ Метрический рисунок определяется четырёхстопным ямбом, что придаёт грустную мелодичность стихотворению. Метрический рисунок определяется четырёхстопным ямбом, что придаёт грустную мелодичность стихотворению.

Рифмуются 1 и 3 строки, 2 и 4, рифма ПЕРЕКРЁСТНАЯ Давно – отвергнутый тобою, Давно – отвергнутый тобою, Я шёл по этим берегам Я шёл по этим берегам И, полон думой роковою, И, полон думой роковою, Мгновенно кинулся к волнам. Мгновенно кинулся к волнам. В каждом стихе наблюдается КОНСТАНТА - последнее сильное место в строке (ударный слог). В каждом стихе наблюдается КОНСТАНТА - последнее сильное место в строке (ударный слог).

Микротемы Стихотворение оформлено одной строфой из 20 строк. Стихотворение оформлено одной строфой из 20 строк. В нём можно выделить три микротемы: В нём можно выделить три микротемы: Давно… Давно… Поздней… Поздней… Теперь… Теперь… Лирический герой доведён потерей любимой до отчаяния. Он перебирает в памяти историю взаимоотношений с НЕЙ на протяжении многих лет. Лирический герой доведён потерей любимой до отчаяния. Он перебирает в памяти историю взаимоотношений с НЕЙ на протяжении многих лет. Можно выделить ключевые слова: отвергнутый, забыт, грозно, убитою душою, роковые годы, думой роковою. Можно выделить ключевые слова: отвергнутый, забыт, грозно, убитою душою, роковые годы, думой роковою. Аллитерация звука[ Р] передаёт ощущение тревоги, отчаяния. Ассонанс звуков: [о], [у], [ю]-передаёт боль. Аллитерация звука[ Р] передаёт ощущение тревоги, отчаяния. Ассонанс звуков: [о], [у], [ю]-передаёт боль.

Композиционное построение В стихотворении использован приём антитезы: В стихотворении использован приём антитезы: ДАВНО, когда лирический герой, «полон думой роковою», хотя и «кинулся к волнам», но страх остановил его. Так бывает, когда ещё не всё потеряно и остаётся надежда. Подтверждение этому – возврат отношений «ПОЗДНЕЙ».Это счастье взаимной любви, признаний, а главное ДАВНО, когда лирический герой, «полон думой роковою», хотя и «кинулся к волнам», но страх остановил его. Так бывает, когда ещё не всё потеряно и остаётся надежда. Подтверждение этому – возврат отношений «ПОЗДНЕЙ».Это счастье взаимной любви, признаний, а главное - это ЕЁ «благословение», благодарность волнам, вовремя остановившим ЕГО. - это ЕЁ «благословение», благодарность волнам, вовремя остановившим ЕГО.

АНТИТЕЗА Этому «ДАВНО» противопоставлено «ТЕПЕРЬ». «Теперь» одиночество и безнадежность на возврат « любви и счастья» с НЕЙ толкают лирического героя в глубину волн, которые уже не «грозят сурово», а « манят». Этому «ДАВНО» противопоставлено «ТЕПЕРЬ». «Теперь» одиночество и безнадежность на возврат « любви и счастья» с НЕЙ толкают лирического героя в глубину волн, которые уже не «грозят сурово», а « манят».

Тема и идея стихотворения Это стихотворение о ЛЮБВИ. Это стихотворение о ЛЮБВИ. Идея – невозможность жить без любимой, вплоть до крайней степени самоотвержения. Идея – невозможность жить без любимой, вплоть до крайней степени самоотвержения.

Тропы и фигуры Природа в стихотворении как бы принимает участие в судьбе лирического героя: волны « приветливо яснели», но когда герой ступил на край обрыва, «грозно потемнели».Теперь они не грозят, а «манят» - здесь поэт использует ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Этим автор достигает художественного эффекта: читатель глубоко воспринимает драму лирического героя. Природа в стихотворении как бы принимает участие в судьбе лирического героя: волны « приветливо яснели», но когда герой ступил на край обрыва, «грозно потемнели».Теперь они не грозят, а «манят» - здесь поэт использует ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Этим автор достигает художественного эффекта: читатель глубоко воспринимает драму лирического героя. Метафора « убитая душа» помогает осмыслить трагическую развязку в отношениях героев. Метафора « убитая душа» помогает осмыслить трагическую развязку в отношениях героев.

ИНВЕРСИЯ, ЭПИТЕТЫ В стихотворении использован приём ИНВЕРСИИ: В стихотворении использован приём ИНВЕРСИИ: « на край обрыва я ступил», «ходили часто мы сюда», « и на обрыве я стою». « на край обрыва я ступил», «ходили часто мы сюда», « и на обрыве я стою». Этот приём помогает глубже передать внутреннее состояние лирического героя, Этот приём помогает глубже передать внутреннее состояние лирического героя, акцентировать внимание читателя. акцентировать внимание читателя. Этому же способствуют и ЭПИТЕТЫ: Этому же способствуют и ЭПИТЕТЫ: «роковые», «грозно», « убитая душа», « сурово грозят», хотя последний используется с отрицанием НЕ. «роковые», «грозно», « убитая душа», « сурово грозят», хотя последний используется с отрицанием НЕ. Используется общеупотребительная книжная лексика. Используется общеупотребительная книжная лексика.

Синтаксический и морфологический уровни В стихотворении использованы сложные предложения и простые, осложнённые причастными оборотами. В стихотворении использованы сложные предложения и простые, осложнённые причастными оборотами. В тексте присутствуют такие части речи, как личные местоимения (я, тобою, мы), называющие центральные образы ; В тексте присутствуют такие части речи, как личные местоимения (я, тобою, мы), называющие центральные образы ; существительные, обозначающие место( берег, край обрыва, волны); наречия, определяющие временные рамки( давно, поздней, тогда, теперь); глаголы движения(шёл, кинулся, брожу, стою); прилагательные, причастия и наречия описательного характера(мгновенно, приветливо, часто, сурово, отвергнутый, отвергшие, роковые и т.д.) существительные, обозначающие место( берег, край обрыва, волны); наречия, определяющие временные рамки( давно, поздней, тогда, теперь); глаголы движения(шёл, кинулся, брожу, стою); прилагательные, причастия и наречия описательного характера(мгновенно, приветливо, часто, сурово, отвергнутый, отвергшие, роковые и т.д.)

ЭЛЕГИЯ Это стихотворение написано в жанре ЭЛЕГИИ, передаёт рефлексию лирического героя. Это стихотворение написано в жанре ЭЛЕГИИ, передаёт рефлексию лирического героя. ЭЛЕГИЯ – (от греч. жалобный напев флейты) лирическое произведение с печальным настроением, жалобное, скорбное. ЭЛЕГИЯ – (от греч. жалобный напев флейты) лирическое произведение с печальным настроением, жалобное, скорбное.

« Панаевский цикл» Н.А.Некрасова Мы познакомились с одним из стихотворений Некрасова, посвящённых Авдотье Яковлевне Панаевой. Стихи характеризует жгучая исповедальность, в них запечатлены многие эпизоды из жизни Панаевой и Некрасова. Дороги поэта и его будущей МУЗЫ пересеклись в один из дней 1845 года. Этот день Некрасов называл самым счастливым в своей жизни.