Проблемы и эффективные модели здоровьесбережения детей в рамках реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Результаты реализации направлений МРСО, связанных с введением ФГОС ступеней общего образования, повышением квалификации и введением нового порядка аттестации.
Advertisements

«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». Всемирная организация.
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Автор: доцент кафедры педагогических инноваций КОИРО к. б.н. Козловская.
Программа развития школы на период 2008 – 2013 годы Цель создания программы: определить общую стратегию и создать условия для эффективного развития школы.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: « Организация физкультурно- оздоровительной и спортивно- массовой работы в Лицее как составляющая здоровьесозидающей деятельности.
Министерство образования Пермского края Региональный паспорт общеобразовательной услуги «кадетское образование»
Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Реализация ФГТ как фактор преемственности ДОУ и школы Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад 3 «Солнышко» п. Адамовка Волошина Н.А.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
Часть 3 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
к структуре ООП ДО к условиям реализации ООП ДО к результатам освоения ООП ДО ФГОС.
Здоровьесбережение в образовательной деятельности Педагогический совет г. Зам. директора по НМР – Рябова О.Н.
Представление мини-проекта: «»Мониторинг и оценка внеурочной деятельности школьников в условиях внедрения ФГОС ООО»
Педсовет: «Анализ эффективности внеурочной деятельности в школе» МКОУ «Розовская СОШ»
Транксрипт:

Проблемы и эффективные модели здоровьесбережения детей в рамках реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Этимологический экскурс Праславянский *sъdorvъ, где sъ = др.-инд. su «хороший» и *dorvo-, связанное чередованием с дерево, т.е. «из хорошего дерева» Здоровенный… ровно из матёрого дуба вытесан (Мельников-Печерский)

Здоровье «Состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» Из преамбулы Устава Всемирной организации здравоохранения Состояние полного благополучия!!!

Здоровье как образовательное целеполагание -1 Можно ли «обучить здоровью» как учебному предмету? Установка на здоровье есть установка на позитивное, оптимистическое отношение к жизни («уныние как смертный грех» Универсальный критерий здоровья – чувство, что жить – захватывающе интересно, что ты постоянно включен в «свободную игру умственных и физических сил» Mens sana in corpore sano (Ювенал: бодрый ум в бодром теле не знает страха пред смертью)

Здоровье как образовательное целеполагание - 2 Установка ученика на здоровье предполагает возникновение у него знания/отношения: К собственной образовательной деятельности во всех ее учебных и внеучебных аспектах (чем, собственно, я занят? зачем это нужно лично мне? кому кроме меня? что у меня получается и как я это оцениваю? кто еще это оценивает и как я отношусь к этим оценкам? И т.д.)

Здоровье (как состояние полного благополучия) – универсальный показатель образовательной успешности Физическое здоровье (медицинский аспект) Духовное здоровье (Пушкин: «Отцы-пустынники и жены непорочны»; «уныние есть расслабление души и изнеможение ума») Социальное здоровье (качество жизни) Интерес как inter esse Школа: культура знания; физическая культура (культура тела); культура питания; культура социальной коммуникации; культура диалога себя нынешнего с собой завтрашним

Социокультурный аспект -1 Безусловное превращение проблематики сохранения и укрепления здоровья детей в одно из ведущих содержательных направлений образовательной деятельности. Не только в педагогическом, но и в детском сообществе всё более укрепляется представление о здоровье как универсальной ценности, важнейшем исходном условии жизненной успешности человека. Не слишком определенный традиционный призыв «заботиться о здоровье» всё более трансформируется в установку нести ответственность за здоровье и условия, от которых оно зависит. И исключительно важно, чтобы осознание этой ответственности становилось личностно важным и для учителей, и для самих учащихся, начиная с начальных классов.

Социоокультурный аспект - 2 На региональном, муниципальном и учрежденческом уровнях управления образованием произошло резкое усиление внимания к развитию инклюзивного обучения детей-инвалидов в массовой школе (создание безбарьерной среды). При этом особенно ценно, что совместное обучение создает не только выдающийся социальный, но и мощный социально-психологический и социокультурный эффект, значение которого для нашего общества трудно преувеличить.

Организационно-управленческий аспект На уровне органов управления образованием и руководства образовательных учреждений, на уровне непосредственных участников образовательного процесса началось осознание проблематики сохранения и укрепления здоровья как принципиально многофакторного процесса. Одним из самых ярких его свидетельств – развитие связей межведомственного взаимодействия системы образования с системами здравоохранения, внутренних дел, культуры и другими в интересах сохранения укрепления физического и духовно-нравственного здоровья учащихся.

Материально-технический аспект Продолжает расширяться спортивная база, на которой реализуется новая программа физической культуры, обусловленная повсеместным введением в учебный план общеобразовательной школы третьего часа на этот предмет. Знаменательно, что этот фактор не только вызвал существенный рост числа межшкольных центров для ведения уроков и внешкольной спортивной работы и усиление внимания к приведению спортивных залов ОУ в соответствие с гигиеническими требованиями СанПиН к условиям обучения, но и мобилизовал такую неожиданную форму укрепления здоровья, как танцы: освоение многих из них приводит к очевидным оздоравливающим эффектам.

Организационно-спортивный аспект Активно действующим фактором укрепления здоровья школьников становится развитие всероссийских и региональных спортивно- физкультурных движений на конкурсной основе. Среди них, прежде всего, такие масштабные соревнования, как "Президентские состязания", "Президентские спортивные игры", всероссийский конкурс на лучшее общеобразовательное учреждение, развивающее физическую культуру и спорт, "Олимпиада начинается в школе" и т.д.

Школьное питание как фактор здоровья Качественный рывок в организации питания в общеобразовательных учреждениях, обозначившийся с момента начала реализации НОИ «Наша новая школа», стал базовым трендом: все регионы стремятся капитально отремонтировать пищеблоки подведомственных образовательных учреждений и оснастить их современным технологическим оборудованием. И хотя не везде это удается сделать в краткие сроки, задача добиться существенного роста численности детей, получающих в школе двухразовое горячее питание, приобретает всё большую актуальность.

В заключение – ещё раз – о СУБЪЕКТЕ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ Важнейшим эффектом, заслуживающим специального внимания и всестороннего развития, выступает процесс становления самих школьников как субъектов, знающих состояние своего здоровья и сознательно и ответственно следящих за его укреплением. Этому в значительной степени способствует совокупность таких шагов, как введение мониторинга физического развития учащихся («паспортов здоровья»), мониторинга ситуации с употреблением ими наркотических и психоактивных веществ, а также ведение «Дневника здоровья», «Дневника спортивных достижений» и т.п.

Базовые смысловые константы Образование человека есть, в конечном счете, результат его (этого человека) собственной осознанной образовательной деятельности Содержание образования есть исключительно содержание этой деятельности (а отнюдь не то, что написано в программах и учебниках и произносится учителем) Следовательно, результативность и эффективность системы образования проявляется не в том, что делает она и ее работники и даже не в том, что «системно» делают ученики, а в том, чего они достигают (и свободно проявляют!) в своем собственном социокультурном становлении и развитии Задача системы образования – создать такие условия, при которых каждый ученик к годам мог бы достичь своего индивидуального социокультурного максимума и проблематизировать себя в социуме

ФГОС: Две стороны одной медали: подлинная индивидуализация образования со стороны учителя (школы) невозможна без становления субъектной позиции ученика Индивидуальная образовательная программа максимально универсальна, но сориентирована в «системе координат» личности конкретного ученика Вопрос: как интегрирована в образовательную программу ОУ и в ИОП учеников проблематика здоровья?

Здоровье подростка Подростковый возраст несет с собой перемены во всем, в том числе и в состоянии здоровья. И психологические проблемы отнюдь не меньше колеблют состояние подростка, нежели физические. Чаще они связываются в единое целое, что становится тяжелым грузом для ребенка, просто не подозревающего о том, какие испытания ждут его в этот период По данным социологов, каждый десятый ребенок-подросток задумывается о самоубийстве: он чувствует себя «потерянным»

Помочь юному человеку в поиске самого себя Диалог: - с собой; - со временем – прошлым, настоящим и будущим; - с миром – «малым» и «большим»; Диалог в деятельности – души, сердца и рук Сотворение себя? Обретение себя?