Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова. Это начало всех начал. Именно благодаря произведениям фольклора мы постигаем духовную культуру наших предшествующих поколений.
В плоть до конца 10 века восточные славяне, уже создавшие собственное государство – Киево -Новгородскую Русь, - не знали письменности. Этот период в истории словесности называется долитературным. Лишь после принятия христианства в 988 году русичи обрели письменную литературу. О днако даже спустя годы и столетия основная часть населения оставалась неграмотной. Поэтому не только в долитературный период, но и впоследствии многие словесные произведения не записывались, а передавались из уст в уста от поколения к поколению. Произведения эти стали называться фольклором, или устным народным творчеством.
Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folk-lоге народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.
М ы не знаем имен далеких творцов, сложивших много веков назад занимательные сказки, поэтические песни, занятные загадки, мудрые пословицы. Но с полным основанием можно сказать, что автор фольклора – гениальный, вечно живой и вечно молодой поэт – народ.
Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё до возникновения письменности. Произведения фольклора (сказки, былины, загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.
Для устного народного творчества характерно большое разнообразие жанров. Художественный талант народа находил свое выражение и в таких крупных поэтических жанрах, как былина, сказка, историческая песня, и в таких уникально малых жанровых формах, как пословица и поговорка, прибаутка и загадка.
Агафонова Е.Е. Былины Сказки Песни Потешки Заклички Пословицы Поговорки Загадки Считалки Скороговорки Пестушки Прибаутки Меню
произведения, основанные на вымышленных событиях. Сказки о животных участие фантастических сил, добывание чудесных предметов волшебные бытовые Герои - обычные люди : крестьяне, солдаты, работники, короли или цари, принцы и принцессы в обыденной обстановке С казка отличается от других произведений оптимистичным сюжетом: добро всегда побеждает, а злые силы или высмеиваются, или терпят поражение.
С казка оживает именно в устном произношении. Она устно создавалась и устно передавалась из поколения в поколение. Известно, что сказочники не только рас- сказывали сказки, но и одновременно с этим творили их. Сказка - школа народного красноречия Ж изнеутверждающая идея сказок, их оптимизм вызывает ответные чувства. Сказка покоряет богатством вымысла, своими образами, переплетением фантастического и реального, удивительным сочетанием правды и вымысла. К расота русского слова, его волшебная сила раскрывается прежде всего в сказке. Сказка - это колыбель мысли. Меню
Агафонова Е.Е. Меню
Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). В первые термин «былины» введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году, он предложил его исходя из выражения «по былинам» в « Слове о полку Игореве », что значило «согласно фактам». Былины составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности
Главные герои былин - богатыри, воплотившие народный идеал патриотизма, силы и мужества: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович, а также великан Святогор, купец Садко, буян Василий Буслаев и другие
П о месту своего происхождения былины делятся на киевские, новгородские и обще- русские, более поздние. Всего науке известно около 400 былин Что касается места возникновения былин, то мнения разделяются : самая распространённая теория предполагает, что былины южно- русского происхождения, что их первоначальная основа южнорусская. Только со временем, вследствие массового переселения народа из Южной Руси на Русский Север, перенесены туда и былины.
Сюжет былин составляет жизненная основа, обогащённая фантастическим вымыслом: герои борются с чудовищами, одолевают в одиночку полчища врагов, мгновенно преодолевают большие расстояния. Содержание былин вырабатывалось в течение X, XI и XII веков, а установилось во вторую половину удельно-вечевого периода в XIII и XIV веках». « В XIV веке устраиваются пограничные крепости, острожки, устанавливается пограничная стража и в это время сложился образ богатырей, стоящих на заставе, оберегающих границы Святорусской земли» В.Халанский
Агафонова Е.Е. С егодня можно по пальцам перечесть людей, которые сумеют правильно, с точки зрения традиции, прочитать былину. И когда- то, в давние времена, таких людей тоже было немного. Можно сказать, что это была такая профессия - сказитель, или Баян, как их называли. Баяна брали с собой в долгое и опасное плавание по северным морям, чтобы команда не заскучала в дороге, и платили ему за его творчество деньги; Баян обязательно был при княжеском дворе, веселил князя и его гостей. В.Васнецов «Баян»
Настоящий сказитель былины берет в руки гусли и нараспев, не спеша, рассказывает о "событиях давно ушедших дней, преданьях старины глубокой". Так называл былины А.С.Пушкин. Гусли Гусляр
Агафонова Е.Е. г.Ялта Боян или баян - певец, имя которого несколько раз упоминается в "Слове о полку Игореве". Самое слово "боян" или "баян" (две эти формы исстари употребляются ; одно и то же лицо называется то Боян, то Баян) - хорошо известно у всех славян. Происходит от старославян- ского "ба[jon]ти", означавшего, с одной стороны: "ворожить", "заговаривать", с другой - "баснословить"
Агафонова Е.Е. Меню
Это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью. Колыбельная песня Пестушка Потешка Прибаутка Пословица Закличка Считалка Скороговорка Загадка Поговорка
П есня – это словесно-музыкальный жанр, небольшое лирическое или лиро-эпическое произведение, предназначенное для пения. Виды песен : В народных песнях выражаются чувства отдельного человека и в то же время многих людей. В них отражаются любовные переживания, размышления людей о нелегкой судьбе, события семейной и общественной жизни. исторические обрядовые плясовые лирические
И сторические песни связаны с различными историческими событиями и личностями: «Ермак готовится к походу на Сибирь» - о завоевании сибирских земель, «Степан Разин на Волге» - о народном восстании под предводительством Степана Разина, «Пугачев в темнице» - о крестьянской войне, которую вел Емельян Пугачев, «Под славным городом под Полтавой» - о битве армии Петра I со шведами. В народных исторических песнях повествование о каких - либо событиях сочетается с сильным эмоциональным звучанием.
Колыбельная песня один из древнейших жанров фольклора. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали маги- ческие элементы, приобретали значе- ние доброго пожелания на будущее. Меню
Пестушка ( от слова пестовать, то есть нянчить, холить ) короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая: Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки, А в ручки фатюнюшки, А в роток говорок, А в головку разумок. Когда ребенок начинает учиться ходить, говорят: Большие ноги Шли по дороге: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, Топ, топ, топ, топ! Меню
Потешка элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребенка к действию. «Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши ) Ладушки-ладушки, где были? У бабушки! А что ели? Кашку! А что пили? Бражку! Кашка масленька! Бражка сладенька! (Бабушка добренька!) Попили, поели, ш-у-у-у... Шуууу!!! (Домой) Полетели! На головку сели! ("Ладушки" запели) Сели посидели, Дальше (Домой) полетели!!!
Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки алели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Котятки, котятки, Малые ребятки! А кто у вас больший? А кто у вас меньший? - Мы все подрастем, За мышами пойдем. Один дедушка-кот Будет дома сидеть Да на печке лежать, Нас с добром поджидать.
Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь? Раным-рано поутру Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!» А коровки в лад ему Затянули: «Му-му-му!» Ты, Буренушка, ступай, В чисто поле погуляй, А вернешься вечерком, Нас напоишь молочком. Меню
Прибаутка (от баять, то есть рассказывать ) стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например: Сова, совинька, сова, Большая голова, На колу сидела, В стороны глядела, Головой вертела. Скрип, скрип, скрипачок, Купи новый башмачок: Кошке Машке, Коту Николашке; Кобылке Нениле, Мерину Гавриле; Утке Анютке, Селезню Васютке; Кочету Никите, Курице Улите. А лады, лады, лады, Поехали на зады. Продали морковку, Купили коровку. А коровка с кошку Доят понемножку! Меню
Е сть в народном творчестве удивительный жанр. Удивляет он своей лаконичностью и одновременно глубиной и емкостью содержа ния. Это – пословица, краткое устойчивое выражение, прочно вошед шее в разговорную речь. Как правило, она содержит важную и вполне законченную мысль, воплощенную в образ. П ословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка "Что посеешь, то и пожнёшь", "Без труда не вытащишь рыбку из пруда", "Каков поп, таков и приход", "Не красна изба углами, а красна пирогами" Пословица - краткое, ритмически организованное образное народное изречение, афористическое высказывание. Имеет обычно двухчастную структуру, подкреплённую ритмом, рифмой: Меню
образное выражение, оценивающее какое-либо явление жизни. В отличие от пословицы, поговорка представляет собой не целое предложение, а часть высказывания ("Семь пятниц на неделе", "Чужими руками жар загребать", "Положить зубы на полку"). «Битый небитого везёт»
Агафонова Е.Е. Пословиц и поговорок великое множество. На каждый случай жизни имеется у народа своё мудрое изречение. Иногда даже бывает так, что в разных пословицах формулируются абсолютно противоположные, часто взаимоисключающие мысли выбирай в зависимости от надобности.Работа не волк, в лес не убежит,- сказал, и можно перевернуться на другой бок и продолжать спать спокойно; не пословица, а настоящая палочка-выручалочка для ленивых. А если нужно кого-то заставить работать, то можно вот такой пословицей его подогнать: Хочешь есть калачи, так не сиди на печи! Тепло укутанного в жару человека, боящегося простудиться неженку высмеивают так: Шуба греет дурак преет! А ответить на это можно тоже пословицей: Пар костей не ломит.
Доброму слову – добрый ответ Добрый человек придёт, словно свет принесёт. Не одежда красит человека, а его добрые дела Добрый сын – отцу радость, худой – печаль. Худо тому, кто добра не делает никому Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Умную речь хорошо и слушать Слово горы ворочает Наговорились, как меду напились Без языка и колокол нем. Меню
Загадка метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое- нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании этого вопрошаемый и должен отгадать задуманный предмет. В древности загадка средство испытания мудрости, теперь народная забава Цель загадки - испытать сообразительность, учить видеть мир по-новому, поэтому она является не самостоятельным жанром, а прикладным. Название жанра "загадка" происходит от слова "гадати" - думать, рассуждать. "Гадание" - выяснение чего-то скрытого, затемнённого
Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она дает это определение в иносказательной, нарочито затемненной форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша нельзя скушать» (лампа). 1.Загадки – описания признаков предмета 2.Загадки – противопоставления. 3. Загадки – сравнения. 4. Загадки – описания действий предмета 5. Загадки – вопросы. Виды загадок
В древности загадке приписывалось особое таинственное значение : в народном эпосе она является одним из видов так называемого «Божьего суда».Люди верили,что отгадывание загадки ведёт к исполнению желаний, освобождает от опасности. З а г а д к и - э т о в е л и к а я с о к р о в и щ н и ц а ч е л о в е ч е с к о й м ы с л и. О н и с о б р а л и в с е б е м у д р о с т ь и т я г у к з н а н и я м. М у д р о с т ь б ы л а в п о ч ё т е в с е г д а. П о п р о б у й т е п р о в е р и т ь с в о ю д о г а д л и в о с т ь и с о о б р а з и т е л ь - н о с т ь. П о и г р а й т е в и г р у " у г а д а й к а ". З агадки предельно кратки, имеют ритмическую структуру, что нередко подчёркивается рифмой: "Висит груша - нельзя скушать", "Без рук, без ног, а ворота отворяет", "Сидит девица в темнице, а коса на улице". Меню
Принимать привык Егорка От людей земной поклон. Как заря, на нем ермолка. Ждет нас под осиной он. Заворчал живой замок, Лёг у двери поперёк. Две медали на груди, Лучше в дом не заходи Глазищи, усищи, хвостище! А моется всех чище.
Без рук, а рисует, без зубов, а кусает. Кланяется, кланяется, придет домой - растянется Летит - пищит, сядет - молчит. Кто его убьет, тот свою кровь прольет
И шумлива, и длинна, ходит поперек бревна. В нашем доме тоже есть для нее всегда дела. Где дрова нужны для печек, там работает... Долговязый Тимошка бежит по узенькой дорожке. Его следы - твои труды. Моя обычная работа – На мух и комаров охота. Мне кочка мшистая – подушка. Я – голосистая... С крыльями, да не летает. Пропитанье добывает В бурных водах среди льдин Сын Антарктики...
Водой налит, огнем горит, На стол встанет песенку затянет. У лошадки рубашка – Матросская тельняшка, Хотя на море не была, Сухопутною слыла. Меню
Заклички один из видов заклинательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здо-ровья, счастья, богатства. Дождик, лей-лей-лей На меня и на людей. На людей по ложке, На меня по крошке,. А на Бабу-Ягу Лей по целому ведру! Радуга-дуга, Не давай дождя. Давай солнышка Колоколнышка.
Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются. Жаворонки, жавороночки! Прилетите к нам, Принесите нам лето теплое, Унесите от нас зиму холодную. Нам холодная зима надоскучила, Руки, ноги отморозила. Меню
Считалка - небольшой стишок, с помощью которого определяют, кто водит в игре. Считалка элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм : Аты- баты, шли солдаты, Аты- баты, на базар. Аты- баты, что купили? Аты- баты, самовар. Аты- баты, сколько стоит? Аты- баты, три рубля Аты- баты, он какой? Аты- баты, золотой. Аты- баты, шли солдаты, Аты- баты, на базар. Аты- баты, что купили? Аты- баты, самовар. Аты- баты, сколько стоит? Аты- баты, три рубля. Аты- баты, кто выходит? Аты- баты, это я!
Скороговорка фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют раз- витию речи.Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные. Е хал грека через реку. Видит грека: в реке рак, Сунул грека руку в реку - Рак за руку греку - цап! Б ык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа. От топота копыт пыль по полю летит. Б ублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испек спозаранку Д ятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб. Меню
httplit.1september.ruarticle.phpID=