Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова. Это начало всех начал. Именно благодаря произведениям.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Устное Народное Творчество. Фольклор Искусство народа, или фольклор (происходит от английских слов folk- народ, lore- мудрость, знание, то есть народное.
Advertisements

Литература Тема урока: Устное народное творчество.
Детский фольклор Работа : Шарофеевой Кати 7 В. Виды детского фольклора Пестушка - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца.
Памятка по литературе Устное народное творчество. Разработала Слезева Елизавета Дмитриевна, учитель начальных классов ГОУ СОШ «Школа здоровья» 1605 г.
Тема урока: «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО». Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 241 Ларченко Светлана Валерьевна сентябрь.
Сказки Песни Потешки Поговорки Считалки Пословицы Заклички Загадки ИгрыПраздники.
Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») поначалу охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную.
Фольклор Выполнила: Таранкова Ксения Ученица 10 класса «А» МБОУ СОШ 9.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4 города Кирово-Чепецка Муниципальное.
Жизнь человека в русском фольклоре. Малые жанры фольклора (младенчество, детство). Учитель русского языка и литературы ГБОУ ООШ пос. Пионерский Авдеева.
Занятие по детской литературе по теме "Жанры детского фольклора"
Подготовила ученица 6 – В класса МБОУ- СОШ 4 города Тула Фатеева Мария.
Духовное воспитание через уроки краеведения Работу выполнила учитель Нестерова Е.Н. МОУ Подужемской СОШ.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 2 «Солнышко» «Влияние фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста» Логопед Колпакова.
Выполнила:Чугунова Л.В., учитель русского языка и литературы МОУ Кузнецовской основной школы.
Устное народное творчество. Возникло устное народное творчество очень давно, в глубокой древности, когда люди еще не знали письма. Поэтому произведения.
Памятка по литературе для начальной школы Литературные жанры Разработала Слезева Елизавета Дмитриевна, учитель начальных классов Государственное бюджетное.
Понятие о былине. Былины и их исполнители. Былина«Вольга и Микула Селянович».
Понятие о фольклоре. Детский фольклор. Малые жанры фольклора.
Малые жанры фольклора Обобщающий урок по литературе в 5 классе Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 г. Колпашево Малыгина Анастасия Ивановна.
Транксрипт:

Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова. Это начало всех начал. Именно благодаря произведениям фольклора мы постигаем духовную культуру наших предшествующих поколений.

В плоть до конца 10 века восточные славяне, уже создавшие собственное государство – Киево -Новгородскую Русь, - не знали письменности. Этот период в истории словесности называется долитературным. Лишь после принятия христианства в 988 году русичи обрели письменную литературу. О днако даже спустя годы и столетия основная часть населения оставалась неграмотной. Поэтому не только в долитературный период, но и впоследствии многие словесные произведения не записывались, а передавались из уст в уста от поколения к поколению. Произведения эти стали называться фольклором, или устным народным творчеством.

Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folk-lоге народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.

М ы не знаем имен далеких творцов, сложивших много веков назад занимательные сказки, поэтические песни, занятные загадки, мудрые пословицы. Но с полным основанием можно сказать, что автор фольклора – гениальный, вечно живой и вечно молодой поэт – народ.

Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё до возникновения письменности. Произведения фольклора (сказки, былины, загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.

Для устного народного творчества характерно большое разнообразие жанров. Художественный талант народа находил свое выражение и в таких крупных поэтических жанрах, как былина, сказка, историческая песня, и в таких уникально малых жанровых формах, как пословица и поговорка, прибаутка и загадка.

Агафонова Е.Е. Былины Сказки Песни Потешки Заклички Пословицы Поговорки Загадки Считалки Скороговорки Пестушки Прибаутки Меню

произведения, основанные на вымышленных событиях. Сказки о животных участие фантастических сил, добывание чудесных предметов волшебные бытовые Герои - обычные люди : крестьяне, солдаты, работники, короли или цари, принцы и принцессы в обыденной обстановке С казка отличается от других произведений оптимистичным сюжетом: добро всегда побеждает, а злые силы или высмеиваются, или терпят поражение.

С казка оживает именно в устном произношении. Она устно создавалась и устно передавалась из поколения в поколение. Известно, что сказочники не только рас- сказывали сказки, но и одновременно с этим творили их. Сказка - школа народного красноречия Ж изнеутверждающая идея сказок, их оптимизм вызывает ответные чувства. Сказка покоряет богатством вымысла, своими образами, переплетением фантастического и реального, удивительным сочетанием правды и вымысла. К расота русского слова, его волшебная сила раскрывается прежде всего в сказке. Сказка - это колыбель мысли. Меню

Агафонова Е.Е. Меню

Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). В первые термин «былины» введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году, он предложил его исходя из выражения «по былинам» в « Слове о полку Игореве », что значило «согласно фактам». Былины составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности

Главные герои былин - богатыри, воплотившие народный идеал патриотизма, силы и мужества: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович, а также великан Святогор, купец Садко, буян Василий Буслаев и другие

П о месту своего происхождения былины делятся на киевские, новгородские и обще- русские, более поздние. Всего науке известно около 400 былин Что касается места возникновения былин, то мнения разделяются : самая распространённая теория предполагает, что былины южно- русского происхождения, что их первоначальная основа южнорусская. Только со временем, вследствие массового переселения народа из Южной Руси на Русский Север, перенесены туда и былины.

Сюжет былин составляет жизненная основа, обогащённая фантастическим вымыслом: герои борются с чудовищами, одолевают в одиночку полчища врагов, мгновенно преодолевают большие расстояния. Содержание былин вырабатывалось в течение X, XI и XII веков, а установилось во вторую половину удельно-вечевого периода в XIII и XIV веках». « В XIV веке устраиваются пограничные крепости, острожки, устанавливается пограничная стража и в это время сложился образ богатырей, стоящих на заставе, оберегающих границы Святорусской земли» В.Халанский

Агафонова Е.Е. С егодня можно по пальцам перечесть людей, которые сумеют правильно, с точки зрения традиции, прочитать былину. И когда- то, в давние времена, таких людей тоже было немного. Можно сказать, что это была такая профессия - сказитель, или Баян, как их называли. Баяна брали с собой в долгое и опасное плавание по северным морям, чтобы команда не заскучала в дороге, и платили ему за его творчество деньги; Баян обязательно был при княжеском дворе, веселил князя и его гостей. В.Васнецов «Баян»

Настоящий сказитель былины берет в руки гусли и нараспев, не спеша, рассказывает о "событиях давно ушедших дней, преданьях старины глубокой". Так называл былины А.С.Пушкин. Гусли Гусляр

Агафонова Е.Е. г.Ялта Боян или баян - певец, имя которого несколько раз упоминается в "Слове о полку Игореве". Самое слово "боян" или "баян" (две эти формы исстари употребляются ; одно и то же лицо называется то Боян, то Баян) - хорошо известно у всех славян. Происходит от старославян- ского "ба[jon]ти", означавшего, с одной стороны: "ворожить", "заговаривать", с другой - "баснословить"

Агафонова Е.Е. Меню

Это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью. Колыбельная песня Пестушка Потешка Прибаутка Пословица Закличка Считалка Скороговорка Загадка Поговорка

П есня – это словесно-музыкальный жанр, небольшое лирическое или лиро-эпическое произведение, предназначенное для пения. Виды песен : В народных песнях выражаются чувства отдельного человека и в то же время многих людей. В них отражаются любовные переживания, размышления людей о нелегкой судьбе, события семейной и общественной жизни. исторические обрядовые плясовые лирические

И сторические песни связаны с различными историческими событиями и личностями: «Ермак готовится к походу на Сибирь» - о завоевании сибирских земель, «Степан Разин на Волге» - о народном восстании под предводительством Степана Разина, «Пугачев в темнице» - о крестьянской войне, которую вел Емельян Пугачев, «Под славным городом под Полтавой» - о битве армии Петра I со шведами. В народных исторических песнях повествование о каких - либо событиях сочетается с сильным эмоциональным звучанием.

Колыбельная песня один из древнейших жанров фольклора. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали маги- ческие элементы, приобретали значе- ние доброго пожелания на будущее. Меню

Пестушка ( от слова пестовать, то есть нянчить, холить ) короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая: Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки, А в ручки фатюнюшки, А в роток говорок, А в головку разумок. Когда ребенок начинает учиться ходить, говорят: Большие ноги Шли по дороге: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, Топ, топ, топ, топ! Меню

Потешка элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребенка к действию. «Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши ) Ладушки-ладушки, где были? У бабушки! А что ели? Кашку! А что пили? Бражку! Кашка масленька! Бражка сладенька! (Бабушка добренька!) Попили, поели, ш-у-у-у... Шуууу!!! (Домой) Полетели! На головку сели! ("Ладушки" запели) Сели посидели, Дальше (Домой) полетели!!!

Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки алели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Котятки, котятки, Малые ребятки! А кто у вас больший? А кто у вас меньший? - Мы все подрастем, За мышами пойдем. Один дедушка-кот Будет дома сидеть Да на печке лежать, Нас с добром поджидать.

Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь? Раным-рано поутру Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!» А коровки в лад ему Затянули: «Му-му-му!» Ты, Буренушка, ступай, В чисто поле погуляй, А вернешься вечерком, Нас напоишь молочком. Меню

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать ) стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например: Сова, совинька, сова, Большая голова, На колу сидела, В стороны глядела, Головой вертела. Скрип, скрип, скрипачок, Купи новый башмачок: Кошке Машке, Коту Николашке; Кобылке Нениле, Мерину Гавриле; Утке Анютке, Селезню Васютке; Кочету Никите, Курице Улите. А лады, лады, лады, Поехали на зады. Продали морковку, Купили коровку. А коровка с кошку Доят понемножку! Меню

Е сть в народном творчестве удивительный жанр. Удивляет он своей лаконичностью и одновременно глубиной и емкостью содержа ния. Это – пословица, краткое устойчивое выражение, прочно вошед шее в разговорную речь. Как правило, она содержит важную и вполне законченную мысль, воплощенную в образ. П ословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка "Что посеешь, то и пожнёшь", "Без труда не вытащишь рыбку из пруда", "Каков поп, таков и приход", "Не красна изба углами, а красна пирогами" Пословица - краткое, ритмически организованное образное народное изречение, афористическое высказывание. Имеет обычно двухчастную структуру, подкреплённую ритмом, рифмой: Меню

образное выражение, оценивающее какое-либо явление жизни. В отличие от пословицы, поговорка представляет собой не целое предложение, а часть высказывания ("Семь пятниц на неделе", "Чужими руками жар загребать", "Положить зубы на полку"). «Битый небитого везёт»

Агафонова Е.Е. Пословиц и поговорок великое множество. На каждый случай жизни имеется у народа своё мудрое изречение. Иногда даже бывает так, что в разных пословицах формулируются абсолютно противоположные, часто взаимоисключающие мысли выбирай в зависимости от надобности.Работа не волк, в лес не убежит,- сказал, и можно перевернуться на другой бок и продолжать спать спокойно; не пословица, а настоящая палочка-выручалочка для ленивых. А если нужно кого-то заставить работать, то можно вот такой пословицей его подогнать: Хочешь есть калачи, так не сиди на печи! Тепло укутанного в жару человека, боящегося простудиться неженку высмеивают так: Шуба греет дурак преет! А ответить на это можно тоже пословицей: Пар костей не ломит.

Доброму слову – добрый ответ Добрый человек придёт, словно свет принесёт. Не одежда красит человека, а его добрые дела Добрый сын – отцу радость, худой – печаль. Худо тому, кто добра не делает никому Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Умную речь хорошо и слушать Слово горы ворочает Наговорились, как меду напились Без языка и колокол нем. Меню

Загадка метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое- нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании этого вопрошаемый и должен отгадать задуманный предмет. В древности загадка средство испытания мудрости, теперь народная забава Цель загадки - испытать сообразительность, учить видеть мир по-новому, поэтому она является не самостоятельным жанром, а прикладным. Название жанра "загадка" происходит от слова "гадати" - думать, рассуждать. "Гадание" - выяснение чего-то скрытого, затемнённого

Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она дает это определение в иносказательной, нарочито затемненной форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша нельзя скушать» (лампа). 1.Загадки – описания признаков предмета 2.Загадки – противопоставления. 3. Загадки – сравнения. 4. Загадки – описания действий предмета 5. Загадки – вопросы. Виды загадок

В древности загадке приписывалось особое таинственное значение : в народном эпосе она является одним из видов так называемого «Божьего суда».Люди верили,что отгадывание загадки ведёт к исполнению желаний, освобождает от опасности. З а г а д к и - э т о в е л и к а я с о к р о в и щ н и ц а ч е л о в е ч е с к о й м ы с л и. О н и с о б р а л и в с е б е м у д р о с т ь и т я г у к з н а н и я м. М у д р о с т ь б ы л а в п о ч ё т е в с е г д а. П о п р о б у й т е п р о в е р и т ь с в о ю д о г а д л и в о с т ь и с о о б р а з и т е л ь - н о с т ь. П о и г р а й т е в и г р у " у г а д а й к а ". З агадки предельно кратки, имеют ритмическую структуру, что нередко подчёркивается рифмой: "Висит груша - нельзя скушать", "Без рук, без ног, а ворота отворяет", "Сидит девица в темнице, а коса на улице". Меню

Принимать привык Егорка От людей земной поклон. Как заря, на нем ермолка. Ждет нас под осиной он. Заворчал живой замок, Лёг у двери поперёк. Две медали на груди, Лучше в дом не заходи Глазищи, усищи, хвостище! А моется всех чище.

Без рук, а рисует, без зубов, а кусает. Кланяется, кланяется, придет домой - растянется Летит - пищит, сядет - молчит. Кто его убьет, тот свою кровь прольет

И шумлива, и длинна, ходит поперек бревна. В нашем доме тоже есть для нее всегда дела. Где дрова нужны для печек, там работает... Долговязый Тимошка бежит по узенькой дорожке. Его следы - твои труды. Моя обычная работа – На мух и комаров охота. Мне кочка мшистая – подушка. Я – голосистая... С крыльями, да не летает. Пропитанье добывает В бурных водах среди льдин Сын Антарктики...

Водой налит, огнем горит, На стол встанет песенку затянет. У лошадки рубашка – Матросская тельняшка, Хотя на море не была, Сухопутною слыла. Меню

Заклички один из видов заклинательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здо-ровья, счастья, богатства. Дождик, лей-лей-лей На меня и на людей. На людей по ложке, На меня по крошке,. А на Бабу-Ягу Лей по целому ведру! Радуга-дуга, Не давай дождя. Давай солнышка Колоколнышка.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются. Жаворонки, жавороночки! Прилетите к нам, Принесите нам лето теплое, Унесите от нас зиму холодную. Нам холодная зима надоскучила, Руки, ноги отморозила. Меню

Считалка - небольшой стишок, с помощью которого определяют, кто водит в игре. Считалка элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм : Аты- баты, шли солдаты, Аты- баты, на базар. Аты- баты, что купили? Аты- баты, самовар. Аты- баты, сколько стоит? Аты- баты, три рубля Аты- баты, он какой? Аты- баты, золотой. Аты- баты, шли солдаты, Аты- баты, на базар. Аты- баты, что купили? Аты- баты, самовар. Аты- баты, сколько стоит? Аты- баты, три рубля. Аты- баты, кто выходит? Аты- баты, это я!

Скороговорка фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют раз- витию речи.Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные. Е хал грека через реку. Видит грека: в реке рак, Сунул грека руку в реку - Рак за руку греку - цап! Б ык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа. От топота копыт пыль по полю летит. Б ублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испек спозаранку Д ятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб. Меню

httplit.1september.ruarticle.phpID=