Лекция 8 Экономические инструменты стимулирования природоохранной деятельности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Э. У. Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды – это фактические или возможные потери в народном хозяйстве, которые возникли или.
Advertisements

Практическое занятие 8 Экономические механизмы природопользования и охраны окружающей среды К.М. Костырев 2012г. Томский политехнический университет.
Практическое занятие 9 Экономические механизмы природопользования и охраны окружающей среды.
Документирование деятельности в области охраны окружающей среды.
Иванов Дмитрий Анатольевич директор Центра энергосбережения и экологии ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Федеральный закон от ФЗ «Об охране окружающей среды» Платность природопользования, виды негативного воздействия Постановлением Правительства.
Общие положения Нормирование качества среды – установление пределов, в которых допускается изменение ее естественных свойств. Обычно норма устанавливается.
Финансирование природоохранных мероприятий Лекция 1. Финансирование мероприятий по природопользованию. Система экологических фондов.
Директор Департамента природопользования ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Передня Татьяна Валерьевна 03 июля 2013г. Федеральный закон «О водоснабжении.
Лекция 8 Методы оценки экономического ущерба от загрязнения окружающей природной среды.
Плата за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Выполнили: Зарманбетова Диана Пацкая Анна.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
Савельева О.И. Генеральный директор ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Практика реализации инвестиционных программ в сфере утилизации.
ОРГАНИЗАЦИОННО- ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ СТОЧНЫМИ ВОДАМИ В СУБЪЕКТАХ РФ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Тема урока: Административное регулирование природопользованием.
ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ Центр прикладной экономики Новации бюджетного законодательства.
СИСТЕМА УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ВЫБРОСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.В. Цибульский НИИ Атмосфера, Санкт-Петербург, Россия.
1 Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики О механизмах государственной поддержки энер О механизмах государственной поддержки энергоэффективных.
Лекция 10 Экологизация экономики. Конечные результаты в природопользовании Традиционное эколого-экономическое мышление можно описать моделью «черного.
Основные требования к содержанию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской.
Транксрипт:

Лекция 8 Экономические инструменты стимулирования природоохранной деятельности

Инструменты Плата за загрязнение Ценовая политика Финансово-кредитный механизм Налоговые льготы Ускоренные нормы амортизации природоохранных основных фондов Льготное кредитование Субвенции и ссуды на установку природоохранного оборудования Купля –продажа прав на загрязнение.

экономическое стимулирование природоохранной деятельности Является средством, которое позволяет соединить интересы дальнейшего развития экономики и охраны окружающей среды. Система стимулирования охраны природы и рационального использования природных ресурсов предполагает повышение заинтересованности всех субъектов хозяйственной деятельности в выполнении природоохранных требований, в соблюдении норм и правил использования природных ресурсов.

Плата за загрязнение окружающей среды Задачи Принципы Этапы развития Методика Проблемы

Задачи платежей Стимулирование предприятий в выполнении природоохранных норм и правил и доведении выбросов и сбросов вредных веществ до допустимых размеров. Аккумулирование дополнительных средств на проведение природоохранной деятельности.

Основные принципы Плата за загрязнение природной среды должна стимулировать предприятия в осуществлении природоохранных мероприятий и улучшении экологической обстановки в районе расположения данного предприятия. Должны предусматриваться платежи за каждый ингредиент, содержащийся в выбросах (сбросах) данного предприятия. Плата за загрязнение природной среды должна носить единый межотраслевой подход (т.е. плата зависит не от принадлежности предприятий к конкретной отрасли, а от состава и массы выбросов). Плата за загрязнение природной среды должна учитывать региональную экологическую неоднородность территорий (т.е. в разных регионах может возникать различный ущерб от равного загрязнения). Порядок взимания платы за загрязнение природной среды должен быть разработан на основе действующих законов, расчеты платы должны быть максимально просты и удобны. Размер платежей не должен зависеть от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Плата взимается за: выброс загрязняющих веществ в атмосферу; сброс в водные бассейны; за размещение отходов.

Норматив платы За выбросы, сбросы загрязняющих веществ, вывоз отходов в пределах допустимых нормативов (ПДВ, ПДС) … в пределах установленных лимитов (ВСВ, ВСС) … за превышение установленных лимитов.

Расчет норматива платы норматив платы, представляет собой часть величины годового удельного экономического ущерба, который возмещает затраты на предотвращение воздействия выбросов или сбросов загрязняющих веществ на реципиентов и достижение допустимого уровня выбросов и сбросов. Нормативы платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ по ингредиентам определены как произведение нормативов платы на показатель относительной опасности конкретного ингредиента (Ai), который является величиной, обратной ПДК. Все вещества были приведены к значению ПДК для С02, равному 1мг/куб. м.

Источники платежей Уровень загрязнения Норматив платы источник ПДВ, ПДСNсебестоимость ВСВ, ВСС5 x N Из прибыли предприятия Сверх ВСВ.ВСС 25 x N

На сумму платежей за загрязнение окружающей природной среды влияют 1. Общая масса выбросов (сбросов, размещения отходов) загрязняющих веществ. 2. Структура загрязняющих веществ по агрессивности к природной среде. 3. Соблюдение установленных экологических нормативов ПДВ и ПДС. 4. Состав выбросов (сбросов, размещение отходов) загрязняющих веществ. 5. Уровень использования ресурсосберегающих технологий. 6. Проведение природоохранных мероприятий в заданные сроки и объемы. 7. Совершенствование работы действующего природоохранного оборудования.

Общая формула П = (Пн + Пл + Псл) х К Пн = Мн х N Пл = (Мл – Мн) х 5N Псл = (Мф – Мл) х 25N

Экологический фонд Формируется за счет платежей за загрязнение, штрафов, добровольных пожертвований. Распределение ЭФ ФЭФ 10%РЭФ 30%МЭФ 60%

Этапы развития механизма платежей 1990 г. – эксперимент в 28 городах и регионах – постановление о внедрении (13;632) – инфляция, работа ЭФ ликвидация ЭФ 2002 – прекращение взимания платежей – принятие новых нормативов, восстановление действия механизма

Загрязнение атмосферы Наименование загрязняющих веществ Нормативы платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ (руб.) в пределах установленных допустимых нормативов выбросов в пределах установленных лимитов выбросов Бензапирен Золы углей Пыль цементных производств Свинец и его соединения Соединения ртути Синтетические моющие вещества

Загрязнение атмосферы передвижными источниками Вид топлива Единица измерения Нормативы платы за 1 единицу измерения (руб.) Бензин неэтилированныйтонна 1,3 Дизельное топливотонна 2,5 Керосинтонна 2,5 Сжатый природный газтыс. метров 3 1,2 Сжиженный газтонна 1,2

Загрязнение водных ресурсов Наименование загрязняющих веществ Нормативы платы за сброс 1 тонны (руб.) в пределах установленных допустимых пределов сброса в пределах установленных лимитов Анилин Ванадий Масло соляровое Нефтепродукты Фосфаты

Задача на платежи Используя данные таблицы, определите платежи предприятия за загрязнение атмосферы, если коэффициент экологической ситуации в регионе составляет 1,4.За какое время окупятся атмосфероохранные мероприятия по доведению выбросов до ПДВ, если их стоимость составляет тыс. рублей. Выгодно ли их проводить с экономической точки зрения, если уровень цен и нормативы платы остаются неизменными? ВеществоПДВ т/год ВСВ т/год Фактический выброс т/год Норматив платы рублей Углеводород Окислы азота пыль

за размещения отходов I класс опасности ,2 руб./т., II класс опасности - 745,4 руб./т., II класс опасности руб./т., IV класс опасности - 248,4 руб./т., V класс опасности - 0,4 руб./т. или 15 руб./ м3

Финансово – кредитный механизм Источники: Бюджет разных уровней; Внебюджетное финансирование; Собственные средства предприятий. Направления расхода: Целевые природоохранные программы и мероприятия НТП Экологические услуги

Схема финансирования П Б ЭФ

Субвенции Вид государственного финансового пособия местным органам власти или отдельным отраслям хозяйства, предоставляемые на определенные цели на безвозмездной основе.

Купля –продажа прав на загрязнение ОС Этот механизм нацелен на отбор наиболее эффективных ПОМ и достижение конечных целей этих мер, т.е. сохранение или улучшение качества ОС. Применяются следующие системы: Система «пузыря»; Компенсационные программы; Система производственных квот.

Принцип «пузыря» При котором 2 или несколько стационарных источника загрязнения имеют право в рамках установленных для них ПДВ i перераспределять между собой права на загрязнение. ПДК i ПДВ i 1 2 Если удельные затраты на достижение ПДВ i на предприятии 1 меньше, чем плата за загрязнение, но больше, чем затраты на предприятии 2, то выгоднее заплатить предприятию 2, чтобы оно снизило выбросы у себя. Суммарные издержки минимизируются.

пример источникОбъем загрязнений Удельные издержки руб руб. Задача – уменьшить суммарный выброс до 400 т А) единый уровень в 200 т (100 х х 20 = 5000) Б) уменьшить на одинаковую величину по 150 т (150 х х 20 = 4500) В) минимизировать затраты (300 х 10 = 3000)

Компенсационные программы Фирма может приобрести возможность открытия или расширения производства (сопровождающегося загрязнением среды)в тех регионах, где запрещается дальнейшее усиление экологической нагрузки, путем покупки соответствующих разрешений у уже действующего в данном регионе предприятия, берущего на себя дополнительные обязательства по сокращению выбросов (сбросов).

Система производственных квот Дает возможность обмениваться установленными квотами на поступление некоторых загрязняющих веществ в ОС, связанных, в свою очередь, с определенным уровнем производственной деятельности. (Киотский протокол. Глобальный выброс парниковых газов.)

Необходимые условия торговли выбросами Установленные стандарты на качество природной среды; Четко определены имущественные права на экологические ресурсы (ассимиляционный ресурс ОПС и ее отдельных региональных систем). Механизм торговли выбросами повышает заинтересованность к улучшению качества ОПС.

Литература «Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» от 26 января 1993 года (в ред. Приказа Госкомэкологии РФ от 15 февраля 2000 года 77) Постановление Совета Министров РСФСР от 9 мая 1991 года 13 «Об утверждении на 1991 год нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения». Постановления 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» 28 августа 1992 Постановлением Правительства РФ 5 «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ и услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), и порядка формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» от 5 августа 1992 года. письмо Министерства по налогам и сборам РФ «О платежах за загрязнение окружающей природной среды» от 31 октября 2001 года ВТ-6-21/833). статья 7 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год» Постановление Правительства РФ 344 от 12 июня 2003 года