Роль языковых явлений Подготовка к части С ГИА учеников 9 класса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Темы для лингвистического сочинения Л.В. Успенский: «В языке есть … слова. В языке есть … грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы.
Advertisements

Ученическая презентация Зачем нужна пунктуация?. Авторы работы: 1. Аверкина Анастасия 2. Евтеева Анна 3. Крысанов Андрей 4. Никишин Дмитрий 5. Юдина Яна.
СОЧИНЕНИЕ ГИА 9 класс. 1. Местоименные слова – слова вторичные, слова - заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без.
ГИА-2013 ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ. ОСНОВА НАПИСАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО СОЧИНЕНИЯ Правильное понимание задания – основа создания лингвистического сочинения.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Без знаков препинания в письменной речи обойтись невозможно. Пунктуация служит целям общения людей. При помощи знаков препинания пишущий выражает определённые.
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. ПЛАН: 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример.
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
Автор: Хохлова М.С., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2043.
Рекомендации. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингвистика (языкознание,
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
С2. Сочинение-рассуждение Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания АВТОР «ЦИТАТА». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера.
Работа над сочинением – рассуждением на лингвистическую тему ГИА-2013 Мастер-класс Подготовила учитель русского языка высшей категории Голомидова Маргарита.
Подготовка к созданию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Автор: Хохлова М.С., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2043.
Готовимся к ГИА. Легкое дело – тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить – тяжелое дело. В.О.Ключевский Нет таких звуков, образов и мыслей,
1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод.
Как писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2014.
Транксрипт:

Роль языковых явлений Подготовка к части С ГИА учеников 9 класса

РазделИзучаемые объекты ФонетикаЗвуки речи МорфемикаМорфемы, единицы, включаемые в состав слова ЛексикологияСловарный состав языка Грамматика Морфология Синтаксис Грамматические формы и категории слова как части речи Текст, предложения, словосочетания

Для чего нам нужна орфография? Метод систематизации правил правописания называется орфографией (греч. orthographía, от orthós – правильный и gráphõ – пишу). Проявление общественной функции орфографии выражается в единообразном написании слов, независимо от индивидуального и связанного с особенностями диалекта произношения, позволяющего облегчить использование письменной речи.

Для чего нужна морфемика? Морфе́мика морфемный строй языка (совокупность и типы вычленяемых в словах морфем), а также раздел языкознания, изучающий морфологические модели языка: типы и структуру морфем, их формальные разновидности (морфы) и закономерности расположения морфем в более протяжённых языковых единицах (основах, словоформах). Поскольку аффиксы грамматические морфемы относятся к сфере грамматики, морфемика может рассматриваться как часть грамматики, охватывающая аспекты морфологии и словообразования, описывающие аффиксы и выражаемые ими грамматические и словообразовательные значенияязыкасловах морфемязыкознанияформальныеморфыязыковых единицахосновах словоформахаффиксыграмматики морфологиисловообразованияграмматические

Итак, классификация морфем по функции, выполняемой в языке: МОРФЕМЫ СЛОВООБРАЗУЮЩИЕ - несут часть лексического значения и служат для образования новых слов ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ (словоизменительные) несут грамматическое значение и служат для образования грамматических форм слова

Для чего нужна лексикология? Лексикология (от греч. lexikós относящийся к слову (lexis слово) и logos слово, учение ) раздел языкознания, изучающий лексику (словарный состав) языка и слово как единицу лексики. Одной из основных задач лексикологии является исследование значений слов и фразеологизмов, изучение многозначности, омонимии, синонимии, антонимии и других отношений между значениями слов. Лексика это совокупность слов языка, его словарный (лексический) состав. Иногда этот термин используется в более узком значении по отношению к отдельным пластам словарного состава (устаревшая лексика, общественно- политическая лексика, лексика Пушкина и т. д.). Основная единица лексики слово.

АНТОНИМЫ: позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их, помогают высказать мысль с большей точностью, делают речь яркой и убедительной. СИНОНИМЫ: помогают избежать однообразия изложения, разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной, позволяют всесторонне охарактеризовать образ, помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание, позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки, позволяют тонко и красочно описывать явления, способствуют точности и ясности высказывания, дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение. УСТАРЕВШИЕ СЛОВА: служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи, делают речь яркой и убедительной, служат для передачи торжественности момента, служат для воссоздания исторической обстановки, служат средством речевой характеристики персонажа, используются для создания комического эффекта, иронии; помогают автору убедить читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий, подчёркивают достоверность сказанного, служат названиями реалий прошлых лет. ДИАЛЕКТИЗМЫ: помогают передать местный колорит, особенности речи героев. СЛОВА С ПРЯМЫМ ЗНАЧЕНИЕМ: служат для обозначения предметов, признаков, действий. СЛОВА С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ: выступают как одно из средств выразительности речи. СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА: используется писателями как языковая основа произведения, употребляется в любых условиях общения, служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними. РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА: создаёт стилистическую окраску слова, одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков); используется для словесной характеристики героя. ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ: помогают понять, о какой профессии идёт речь в предложенном тексте, служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п., служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа, служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент.

КНИЖНЫЕ СЛОВА: позволяют автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности, убедить в необходимости желаемого поведения, помогают писателю подчеркнуть и обсудить общественно-важную проблему, служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности, служат речевой характеристикой персонажей. ЭПИТЕТЫ: усиливают выразительность, образность языка произведения; придают художественную, поэтическую яркость речи; обогащают содержание высказывания; выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак; создают живое представление о предмете; оценивают предмет или явление; вызывают определённое эмоциональное отношение к ним; помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ: придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность, характеризуют все стороны жизни человека. ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР: помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов, средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения, средство передачи монотонности и однообразия действий, повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования, средство выражения многократности или длительности действия.

Для чего нужно знать грамматику? Грамматика (др.-греч. γραμματική от γράμμα «буква») как наука является разделом языкознания, который изучает грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке (словоформ, синтагм, предложений, текстов). Эти закономерности грамматика формулирует в виде общих грамматических правил. Грамматика –это раздел науки о языке, включающий морфологию и синтаксис (а также морфемику).др.-греч.языкознанияграмматический стройсловоформсинтагм предложенийтекстов грамматических правил

Для чего нужна морфология? Морфология – это та часть грамматического строя языка, которая объединяет грамматические классы слов (части речи), принадлежащие этим классам грамматические (морфологические) категории и формы слов. Морфология - это раздел грамматики, изучающий части речи (существительные, прилагательные, глаголы и т.д.) и их формы. Без знания частей речи в русском языке не обойтись. Во-первых, от знания частей речи зависит письменная грамотность человека, ведь многие орфографические правила основаны на умении определять часть речи конкретного слова. Во-вторых, знание частей речи формирует у человека пунктуационную грамотность.

Части речи Части речи, различаемые в современном русском языке Самостоятельные части речи Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол Наречие Предикатив Причастие Деепричастие Служебные части речи Предлог Союз Частица модальные слова междометия (и звукоподражательные слова) междометиязвукоподражательные слова

Для чего нужен синтаксис? Си́нтаксис (от др.-греч. σύνταξις «построение, порядок, составление») раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний.др.-греч.лингвистики предложенийсловосочетаний Синтаксис включает в себя : связь слов в словосочетаниях и предложениях; рассмотрение видов синтаксической связи; определение типов словосочетаний и предложений; определение значения словосочетаний и предложений; соединение простых предложений в сложные.

1. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ помогают перечислить действия героев; позволяют увидеть одновременные, последовательные действия предмета; конкретизируют признак предмета. 2. ОБРАЩЕНИЕ называет собеседника, того, к кому (звательная функция): Лена, дай мне одну краску. выражает к нему определённое отношение говорящего, то есть выполняет оценочную функцию: Живёте на износ, бесценная наша,... раскрывает авторское представление о герое: Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.в лирике выполняет изобразительно-выразительную роль, усиливая лирическое настроение текста: "Куда бежишь, тропинка милая 3. ВВОДНЫЕ СЛОВА выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.): конечно, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, по-видимому, действительно и др. Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека. выражают чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.): к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, как нарочно и др. Но, к несчастью, в это время подвернулся губернатор. указывают на связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот и др. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой. указывают на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами и др. Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища. указывают на экспрессивный характер высказывания: лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др. По правде говоря, я не очень рассчитывал на его помощь. указывают на источник сообщаемого: по словам, по сообщению, по мнению, по слухам и др. По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути. используются также для привлечения внимания собеседника к сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, прте, пожалуйстаи др. Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти. 4. ОБОСОБЛЕННЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ помогают конкретизировать определяемое существительное, уточнить признак предмета: Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими. помогают автору полнее раскрыть отличительные свойства предмета; помогают автору "сжать" информацию, позволяя в определении передать содержание, которое можно выразить и придаточной частью СПП: Выросшие за лето медвежата играли на камнях... (сравните: Медвежата, которые выросли за лето, играли на камнях...) 5. ОБОСОБЛЕННЫЕ НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ помогают автору ярко, многогранно представить предмет: Здесь уже начинался город, с высокими домами, с шумом трамваев. помогают автору дополнить и усилить картину, установить причинно-следственные связи: Степан, в рваной телогрейке, пыльных сапогах, был похож на бродягу.

5. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ поясняют или уточняют нарицательное существительное; помогают автору уточнить, кого он подразумевает, раскрывает содержание определяемого слова-местоимения: А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед. 6. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА выражают добавочное действие к основному; помогают автору уточнить основное действие с помощью добавочного, выраженного деепричастным оборотом; помогают автору выделить качество основного действия: Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы. помогают автору обозначить цель основного действия: Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт. помогают автору конкретизировать причину основного действия: Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. помогают автору конкретизировать время основного действия: И лишь повзрослев, понял что это задание дала маме её совесть. помогают автору обозначить условие, вопреки которому совершается основное действие: Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами. помогают автору сказать об условии основного действия: Но, внимательно всмотревшись, он понял: серое пятно в кустах - это олень Песчаных холмов. помогают автору точнее сказать о том, как, каким образом совершается действие: Толик вглядывался в Тёмино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле? помогают автору сравнить одно с другим на основании общего для них признака: Он уже горел вовсю, словно факел. 7. ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ несут значение исключения, то есть выполняют ограничительную функцию; помогают автору внести в предложение значения включения или исключения: Он не видел ничего, кроме Таборки. 8. ОБОСОБЛЕННЫЕ УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ помогают автору конкретизировать предшествующий член предложения: В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ помогают автору обозначить одно и то же понятие другими словами: Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства... помогают автору внести дополнительные разъяснения или замечания: Рабочие лесопромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили.

10. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ССП с противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО помогают автору показать, что одно событие противопоставлено другому: После пятого урока у меня был кружок, но я не остался. ССП с соединительными союзами И, ДА (=И), НИ...НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, КАК...ТАК И, НЕ ТОЛЬКО...НО И помогают автору показать последовательно происходящие события: Город кончался, и вскоре показалось море. ССП с разделительными союзами ИЛИ, ЛИБО, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО позволяют автору указать на чередование событий: То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СПП с придаточным изъяснительным помогают автору раскрыть смысл глагола в главной части: Я должен немедленно доказать ей, что "предполагаемый диагноз" предположили напрасно, что всё будет хорошо. СПП с придаточным определительным помогают автору раскрыть признак существительного из главной части: Она не могла пройти мимо человека, который недомогал. СПП с придаточным времени помогают автору указать на время протекания действия в главной части: Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. СПП с придаточным цели помогают автору указать на цель, с которой выполняется действие в главной части: Она ела для того, чтобы не умереть. СПП с придаточным причины помогают автору указать на причину, по которой происходят действия в главной части: Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос... СПП с придаточным условия помогают автору указать на условие, при котором действие в главной части станет возможным: Кабы люди за все друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. 12. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ помогают автору показать одновременно происходящие события: Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо по крыше. помогают автору пояснить смысл сказуемого из первой части: Наконец мы дождались: позвонил папа. помогают автору указать на причину того, о чём говорится в первой части: Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником. помогают автору дополнить то, о чём говорится в первой части: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. помогают автору противопоставить два события: Лето припасает - зима поедает. помогают автору уточнить, в какое время (когда) происходит событие, о котором говорится во второй части: Кончил дело - гуляй смело. помогают автору указать на условие, при котором совершается действие во второй части: Посеешь ветер - пожнёшь бурю. помогают автору сделать вывод из того, о чём говорится в первой части: Дети стали большими - им надо серьёзно учиться. помогают автору передать быструю смену событий: Раздался выстрел - зверь упал. помогают автору сравнить события: Скажет слово - соловей поёт.

Для чего нужна пунктуация? Пунктуа́ция (ср.-век. лат. punctuatio от лат. punctum точка) система знаков препинания в письменности какого-либо языка, а также правила их постановки в письменной речи. лат.знаков препинания языка Пунктуация делает наглядным синтаксический и интонационный строй речи, выделяя отдельные предложения и члены предложений, что облегчает устное воспроизведение написанного. синтаксическийинтонационный

Для чего нужна пунктуация? Знак препинания Смыслоразличительная функция знака препинания Общие замечания о роли знаков препинания (возможны и как тезис вступления к работе о роли знаков препинания, и как вывод в сочинении на лингвистическую тему) Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения. Передают логику предложения, связь между частями предложения. Вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами. Передают на письме оттенки смысла. Могут быть средством выражения состояния пишущего. Основное назначение пунктуации - передавать логику предложения, связь между его частями. Знаки препинания отмечают начало или конец синтаксической единицы. Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции. Запятая Указывает на следование объектов и событий друг за другом. Информирует о наличии в предложении структурно равноправных элементов. Точка Указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего. Указывает на завершённость высказывания. Указывает на законченность мысли. Вопросительный знак в конце предложения Указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания, требует ответа. Указывает на ожидание ответа. Восклицательный знак в конце предложения Показывает, насколько сильно автора волнует содержание его собственного высказывания. Указывает на эмоциональную напряжённость Двоеточие Ставят, когда хотят показать, что далее следует пояснение сделанного сообщения (перед рядом однородных членов, в бессоюзном сложном предложении, перед прямой речью) Указывает на разъяснение предыдущей части высказывания.

Тире Хотят указать, что в предложении есть пропуск каких-либо слов. Указывает на следование событий друг за другом. Указывает на временной интервал. В обозначении чередования: хотят сказать, что в диалоге сменился автор или от прямой речи перешли к обычному тексту. Указывает на варианты названия. Значение противоположности (Я мрачен - ты весел). Указывает на значение следования - одно событие следует за другим - внезапно, вопреки ожиданиям (Отступил - и вдруг споткнулся). Указывают, что событие происходит т закономерно, как следствие предыдущего. (Хочешь есть - работай вместе со всеми). Кавычки Хотят указать, что заключенное в них сообщение принадлежит не автору. Обозначают границы прямой речи или цитаты. Заключают в кавычки сообщение, от которого пишущий хочет «откреститься». Скобки Ставят, когда хотят указать, что сообщение несёт не основную, а дополнительную информацию. Указывают на вспомогательный характер информации. Точка с запятой Указывает на то, что именно здесь граница основной части сообщения, но далее есть другая информация - для размышления читателя. Многоточие Передаёт недосказанность, недоговорённость. Отражает эмоциональную окраску речи - передаёт прерванность мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением. Указывает на неполноту информации. Может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл. Для чего нужна пунктуация? Знак препинания Смыслоразличительная функция знака препинания

Примеры заданий части С Тест 1 «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Лев Васильевич Успенский Тест 2 «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Лев Васильевич Успенский Тест 3 «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». Константин Александрович Федин Тест 4 «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего». Александр Афанасьевич Потебня Тест 5 «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Тест 6 «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует свих героев». Литературная энциклопедия Тест 7 «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». Константин Георгиевич Паустовский Тест 8 «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?». Борис Николаевич Головин Тест 9 «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Лев Васильевич Успенский Тест 10 «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». Иван Александрович Гончаров

Тест 11 «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». А. А. Зеленецкий Тест 12 «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». Маргарита Николаевна Кожина Тест 13 «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение». Ираида Ивановна Постникова Тест 14 «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»». Александр Александрович Реформатский Тест 15 «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». Александр Александрович Реформатский Тест 16 «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»». Светлана Ивановна Львова Тест 17 «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли». Н. Шамфор Тест 18 «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Александр Иванович Горшков Тест 19 «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». Борис Викторович Шергин Тест 20 «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». Ираида Ивановна Постникова

Тест 21 «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя». Георг фон Габеленц Тест 22 «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Дмитрий Сергеевич Лихачёв Тест 23 «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Е. В. Джанджакова Тест 24 «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». Георгий Яковлевич Солганик Тест 25 «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». Николай Гаврилович Чернышевский Тест 26 «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». Илья Наумович Горелов Тест 27 «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика». Михаил Васильевич Исаковский Тест 28 «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу». Михаил Викторович Панов Тест 29 «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». Лев Николаевич Толстой Тест 30 «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Георгий Владимирович Степанов

Тест 31 «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». Поль Рикёр Тест 32 «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». Из учебника русского языка Тест 33 «Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет». Андрей Александрович Мирошниченко Тест 34 «Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью». Андрей Александрович Мирошниченко Тест 35 «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Владимир Галактионович Короленко Тест 36 «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста». Нина Сергеевна Валгина