Тема урока: «Гринев и Пугачев. Столкновение и сближение характеров» ( по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изображение народной войны и ее вождя Цель урока: проследить по тексту, как каждая встреча Гринева с Пугачевым раскрывает характеры героев, показывает.
Advertisements

Цели: -углубить понимание идейно- художественного богатства романа; -Учить разгадывать замысел автора; - Хорошо ориентироваться в тексте. По повести А.С.
Тема проекта: Художественное своеобразие повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Подготовка к написанию сочинения по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. Подготовка к написанию сочинения по повести А.С.Пушкина.
Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина Честь- хорошая, незапятнанная репутация. Репутация- общественная оценка. Нравственность – правила, определяющие.
Подготовка к сочинению Примерные темы сочинений: 1) Становление личности Петра Гринева. 2) Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». 3) «Береги честь.
Литературная игра по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Тест по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Сравнительная характеристика двух литературных героев. Пушкин – «певец самоотвержения, долга, совести…». Ю.Айхенвальд Для Пушкина в «Капитанской дочке»
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Стилистика и жанр пушкинских страниц.
Тема чести и милосердия в романе А. Пушкина «Капитанская дочка» «Береги честь смолоду» (Пословица) (Пословица)
Итоговый урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Учитель русского языка и литературы Тащилина Лариса Михайловна «Размышляем над прочитанным…»
Историческая основа повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
А.С. Пушкин ( ). Тема урока: А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Смысл названия. Маша Миронова – нравственный идеал писателя.
ТЕСТ (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка») 1. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в произведении, и присущими.
Повесть «Капитанская дочка» Литературная игра 2014 год.
Презентацию подготовила ученица 8 класса Татауровской школы Молокова Татьяна Викторина по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Использование гендерного подхода в образовательном процессе на примере изучения романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
1. развивать навыки самостоятельной работы с художественным текстом; 2. укреплять навыки в высказывании и аргументации своего мнения; 3. развивать навыки.
1. Возникновение и развитие 2. Художественный мир 3. События и герои.
Транксрипт:

Тема урока: «Гринев и Пугачев. Столкновение и сближение характеров» ( по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Цели урока: 1.продолжить формирование умения анализа художественного произведения, раскрытия характеров персонажей, умения аргументировать свою точку зрения;

2.развивать умение мотивировать свои мысли, добиться от учащихся осознанного понимания произведения; продолжить развивать умение работать в группах;

3) пробудить в детях желание быть лучше, помочь понять, что доброта облагораживает человека, развивает в нем лучшие человеческие качества.

Метод урока: работа в группах, коллективное обучение Оборудование урока: портреты писателя, иллюстрации к произведению, карточки, интерактивная доска, компьютерная техника

Мы приглашаем всех вас в путешествие в «век минувший», в ХVIII столетие.

1) Какое произведение мы изучаем? 2) Кто автор произведения?

Словарная работа: повесть - литературный жанр описательно- повествовательного типа. По объему повесть больше рассказа и шире изображает человеческую жизнь, в ней больше событий и действующих лиц. Чаще всего это история жизни человека, рассказанная либо от лица автора, либо от лица самого героя.

Чтобы раскрыть характеры героев, мы должны анализировать прочитанное произведение. А чтобы сделать это грамотно, мы должны не просто читать, а читать вдумчиво, внимательно.

1) Где и как происходит 1-ая встреча Гринева с Пугачевым? (в степи, в буран)

2) 2-ая встреча (на постоялом дворе; история с заячьим тулупом)

3-я встреча. Пугачев у стен крепости. 4-я встреча. Пугачев в Белогорской крепости. Какие страницы вызывают у нас ужас и возмущение? Чего мы не можем простить Пугачеву?

5-я встреча. В Бердской слободе. Герои находятся в противоположных лагерях, но у них нет ненависти друг к другу. Какие качества оценил Гринев в Пугачеве, а Пугачев –в Гриневе?

Вернемся снова к эпиграфу Береги честь смолоду. Проверим по нему каждого из героев. Гринев сберег свою человеческую и офицерскую честь? А Пугачев?

Пугачев и Гринев в этой встрече не враги. В этой встрече нет места лжи и непониманию, нет и обид.

Высказывание Короленко В.Г. «В этом нравственном поединке победителями оказываются оба - и Пугачев, и Гринев, оценивший свою дворянскую и человеческую честь выше жизни. Но на большую высоту здесь поднялся Пугачев, который не только воспринял душевную красоту Гринева, но нашел в себе силы принести ей в жертву собственное самолюбие: ведь Гринев отказывается принять в нем государя и служить ему, откровенно заявляет, что будет бороться против него…»

Эпиграф «Береги честь смолоду» мы прочитаем не как пословицу, а как народно-простодушное кредо ХVIII столетия. Для Пушкина ХVIII век- век чести»!

Итог: нравственные ценности, поднятые в этом произведении, актуальны и сейчас. Автор приблизил «век минувший» к «веку нынешнему», к современности. Каким должен быть человек в ХХI веке?

Смысл названия повести «Капитанская дочка» Критики ХVIII века считали, что главный герой – Гринев, а «Капитанская дочка» рассказ о том, как Петр Гринев женился на дочери капитана Миронова.

Тестовая проверка 1.Определите жанр произведения а)роман б)историческая повесть в)легенда г)семейно-бытовая хроника

2.Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица а)автора б)Пугачева в)Петра Гринева г)Маши Мироновой

3.Пугачев в повести представлен как а) мятежник, преступник б)историческое лицо – предводитель народного восстания в)романтический герой г)простой человек, пользующийся уважением народа

4.В чем заключается смысл названия повести? Маша Миронова – а)единственный женский персонаж повести б)идейный и художественный центр повести в)возлюбленная Петра Гринева г)дочь погибшего русского офицера

5.Авторская позиция проявляется в произведении с помощью а) композиции б)эпиграфов в)прямой авторской оценки г)выбора героя

6.Какие художественные приемы Пушкин не использовал для создания образа Пугачева? а)портрет б)авторская оценка в)речевая характеристика г)отношение других персонажей

7.С какой целью в повесть вводится сон Петруши? а)характеризует Гринева б)характеризует Пугачева в)предвещает дальнейшее развитие отношений двух персонажей г)подчеркивает кровожадность Пугачева