Достижение планируемых результатов начального образования: Метапредметные результаты Г.С.Ковалева О.Б.Логинова данные для обсуждения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методический анализ освоения курса «Проектная деятельность» Кирилова Ирина Юрьевна, зам. директора по УВР МАОУ «Лицей 38» г. Белгорода.
Advertisements

Апробация измерительных материалов для оценки метапредметных результатов Г.С.Ковалева О.Б.Логинова.
Освоение обучающимися основной образовательной программы начального общего образования фиксируется в ходе итоговой оценки. На итоговую оценку выпускников.
Апробация инструментария для оценки метапредметных результатов в начальной школе (комплексная работа) Ковалева Г.С.
«Предметом итоговой оценки освоения обучающимися является достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.
Итоговая диагностика познавательных метапредметных умений, 5 класс Демидова М.Ю., МЦКО
Г. Вологда, 11 декабря 2014 г. Первые результаты оценки качества начального образования в Вологодской области в 2013/2014 учебном году Ковалева Галина.
Особенности оценивания проектов. Учебный проект Учебный проект учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ у учащихся 7- х классов Методист экспертно - аналитического отдела ГАУ ДПО МЦКО Богданова.
Оценка метапредметных результатов. Нормативная основа: - Объект оценки – сформированность у обучающихся умственных действий, направленных на анализ и управление.
Cовременная система мониторинга качества образования в условиях реализации ФГОС.
ИТОГИ ДИАГНОСТИКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (6 КЛАССЫ ) МЦКО, 2015.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Групповой проект в рамках итоговых контрольных работ в 4 классах Заместитель директора по УВР НОО С. Ю. Семенцова Ноябрь 2014 г.
ИТОГИ ДИАГНОСТИКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (8 КЛАССЫ ) МЦКО, 2014.
Формирование любого умения проходит через этапы: 1. Приобретение первичного опыта и мотивация. 2. Получение теоретических знаний о новом способе (алгоритме)
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Руководитель МО НШ Мельник Ольга Анатольевна. отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к окружающему миру, личностные.
Представление результатов апробации модели оценки качества начального общего образования в Нижегородской области в рамках реализации проекта ИСИО РАО «ДОРАБОТКА,
Чабан Татьяна Юрьевна, г. Красноярск, 28 октября 2013 г. ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ КАК ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ « ЦЕНТР ОЦЕНКИ.
Транксрипт:

Достижение планируемых результатов начального образования: Метапредметные результаты Г.С.Ковалева О.Б.Логинова данные для обсуждения и использования в начальной и основной школе, в системе оценки качества образования

Круг обсуждаемых вопросов 1.Общая характеристика инструментария для оценки метапредметных результатов: подходы, алгоритм, формы и процедуры, измерительные материалы, показатели 2.Основные результаты, полученные в ходе оценки качества образования. Некоторые интерпретации, выводы и педагогические следствия. 2

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТРУМЕНТАРИЯ 3

4 Индивидуальные достижения учащихся Состояние системы начального образования предметные метапредметные личностные РЯ МАОМ Комплексные работы с текстом на межпредметной основе Основа: ПлРез блок «Выпуск- ник научится» РЯ Основа: ПлРез оба блока МА ОМ Анкеты: самооценка отношение мотивация Групповой проект: индивидуальный уровень ТО ЖЕ + Групповой проект: уровень группы Не допустимо Моральные дилеммы Контекстная информация, анкеты для учителей и родителей Предмет обсуждения

Общий алгоритм Требования ФГОС Планируемые результаты Кодификатор Спецификация Демоверсии Процедуры 5 Нормативная основа Измерители Материалы для фиксации данных

Для оценки сформированности метапредметных результатов выбраны: письменная работа с текстом и групповые проекты Чем обусловлен именно такой выбор? 6 Формы и процедуры

7 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ регулятивныекоммуникативныепознавательные целеполагание речевые средства, в т.ч. с опорой на ИКТ работа с инфор- мацией: поиск, запись, восприятие в т.ч. средствами ИКТ планирование способ действия контроль коррекция коммуникация при взаимодействии использование моделей, знаков и символов,схем логические опе- рации: анализ, синтез, сравнение, сериация, класси- фикация, обобще- ние, подведение под понятие, ана- логия, суждение чтение ИКТ Оценка по результатам выполнения Оценка в процессе выполнения Подходы

Инструментарий Комплексные работы на межпредметной основе: работа с текстом решение заданий с использованием логических операций, моделей, знаково- символических средств, схем Комплексные работы на межпредметной основе: работа с текстом решение заданий с использованием логических операций, моделей, знаково- символических средств, схем Первая часть – 1 урок Вторая часть – 2-3 урока Работа в группе: регуляция сотрудничество коммуникация работа с информацией использование ИКТ карта наблюдений лист планирования и продвижения по заданию презентация видеозапись листы самооценки материалы целенаправ- ленных наблюдений работы учащихся 8 карта эксперта

9 Общее понимание, ориентация в тексте поиск и выявление разного вида информации прямые выводы и заключения на основе фактов понимание основной идеи Детальное понимание содержания и формы текста анализ, интерпретация и обобщение информации сложные выводы оценочные суждения Выход за рамки текста, его использование для решения разнообразных задач без привлечения дополнительной информации с привлечением дополнительной информации историческая проблематика Научно-популярные тексты Занимательные опыты Александр Невский естественнонаучная проблематика обществоведческая проблематика Семья Комплексная работа Удивительные животные

10 Познавательный «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЗЕМЛЕ?» Конструкторский «МАКЕТ ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКИ» Исследовательский «КАК МЫ ПРОВО- ДИМ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ?» Социальный «ПОМОГИ БУДУЩЕМУ ПЕРВОКЛАССНИКУ» Дети, работая в малых группах, по 4-5 человек, уточняют тему проекта, планируют работу и готовят макет, плакат, или компьютерную презентацию, которую представляют классу. Они отмечают стикерами наиболее понравившуюся им работу и оценивают работу своей группы и свой вклад в работу группы. короткий текст, вопросы к нему и иллюстрации, загадки, пословицы список литературы макет – рисунок, или из ЛЕГО, или из пластилина + пояснения вопросы, опрос диаграмма текст-интерпретация выделяют возможные проблемы первоклассников и составляют план помощи/опеки Наблюдаем и оцениваем: замысел и планирование работы,ее исполнение, активность, инициативность, взаимодействие, конфликты, качество продукта, работу с информацией, использование ИКТ Групповые проекты

11 Познавательный Оценивается сформированность следующих регулятивных и коммуникативных действий Групповые проекты элементы целеполаганияконтроль своих и чужих действий планирование общей работыумение услышать партнера распределение обязанностей следование замыслу и плану выбор средств, в т.ч. ИКТ представление работы оценка работы разрешение конфликта а также поиск, отбор и обработка информации из нескольких источ- ников, постановка вопросов, привлечение личного опыта Конструкторский Социальный Исследовательский навыки конструкторской деятельности, отбор информации, привлечение личного опыта начальные формы рефлексии, рассуждение, обобщение, эмпатия, установление связей, привлечение личного опыта постановка вопросов, фиксация, обработка и визуализация данных, привлечение личного опыта

12 Особенности инструментария И для комплексной работы, и для группового проекта критерии оценки установлены так, что все учащиеся, достигающие повышенных уровней, гарантированно достигают и базовый уровень.

2. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. ИНТРЕПРЕТАЦИИ. ВЫВОДЫ 13

14 Статистика участия 31 регион, 834 школы, 1441 класс, учащихся 31 регион, 963 школы, 2018 классов, учащихся 31 регион, 808 школ, 1380 класс, учащихся В большинстве регионов и комплексные работы, и проекты выполняло от 300 до 1000 учащихся Краснодарский край – более 6000 учащихся Алтайский край – более 3000 учащихся Вологодская, Калининградская, Челябинская области – более 2000 учащихся Тамбовская область – более 5000 учащихся выполняло комплексную работу и 183 ученика – групповой проект

15 Комплексная работа: основные результаты Только базовый Повышенный Пониженный Не овладели основами смыслового чтения. Необходима индивидуальная коррекционная работа в ОШ Не овладели стратегиями смыслового чтения. Необходима коррекционная работа в ОШ Недостаточный

16 Комплексная работа: основные результаты Наблюдается резкая неоднородность результатов отдельных школ и классов

17 Комплексная работа: основные результаты Разброс46-87%15-84%7-76% Успешность выполнения отдельных заданий: средняя по группе и разброс

18 Комплексная работа: основные результаты Успешность выполнения отдельных заданий: наиболее легкие и наиболее трудные задания Группа умений Хорошо освоенные уменияПлохо освоенные умения Общее понимание текста определение главной мысли (84%) выбор утверждения на основе текста (84, 87%) выявление информации, явно заданной в тексте (86%) определение типа информационного источника (46%) выявление неявно заданной инфор- мации - в сноске (50%) сопоставление содержания трёх текстов (53%) Детальное понимание текст а обоснование вывода автора - один довод на основе текста/фото (84%) определение смысла выражения на основе текста (82%) определение назначения отдельных элементов текста (76%) определение значения слова (62%) объяснения на основе текста, уста- новление причинно-следственных связей в тексте (15%) пояснение смысла обобщенного понятия (26%) выявление фактов, на лежащих в основе вывода (45%) сопоставление информации из текста и иллюстрации (52%) Интерпретация текста, выход за рамки текста задания с явно выраженной гуманитарной составляющей, основанные на привлечении личного опыта (50-70%) задания, требующие привлечения знаний и умений из других предметов (исторических знаний, расчетов, естественнонаучных знаний) (10-30%)

19 Выбор проекта Большинство учителей предпочли проводить более знакомый проект – познавательный Что мы знаем о Земле

20 Групповой проект: основные результаты

21 Групповой проект: основные результаты

Групповой проект: основные результаты Только базовый Повышенный Ниже базового Около 80% учащихся, не достигающих базового уровня не овладели ни регулятивными, ни коммуникативными навыками (получили от 0 до 3 баллов за каждую из этих групп действий). У остальных 20% не сформированы, главным образом коммуникативные умения. В ОШ принципиально необходимо включение в практику работы учебных ситуаций, требующих коммуникации и учебного сотрудничества Конструкторский Познавательный Социальный Исследовательский 5133 Все проекты

23 Групповой проект: основные результаты Наблюдается резкая неоднородность результатов отдельных школ и классов

24 Групповой проект: основные результаты Разброс 60-87%59-74% Успешность выполнения отдельных групп действий

25 Групповой проект: основные результаты

26 Групповой проект: основные результаты

27 Групповой проект: основные результаты

28 Групповой проект: основные результаты показатель активного участия всех членов группы

29 Групповой проект: основные результаты

30 Групповой проект: основные результаты Частотность и характер затруднений; этапы их возникновения (по данным протоколов) Этап и характер затруднение Кол-во групп (%), испытывающих трудность Все проекты Познава- тельный Конструк- торский Социаль- ный Исследова- тельский Планирование45%18%54%52%43% Замысел21%38%18%33%19% Распределение функций16%12%14%18%10% Защита проекта13%5%18%10%4% Контроль исполнения9%10%11%7%6% Исполнение: отбор материала 8%03%5%9% Исполнение: следование плану 7%5% 9%6% Иные0-5%1-19%1-5%0-7%0-15%

31 Групповой проект: основные результаты Трудности на этапе замысла проекта обусловлены степенью осознанности проблематики и возможных вариантов исполнения особенностями взаимодействия (доминирует) хорошо знакома

32 Групповой проект: основные результаты Трудности на этапе планирования обусловлены неумением спрогнозировать объем работы, выделить последовательность действий, соотнести замысел с временными затратами (доминирует) особенностями взаимодействия (давление лидера)

33 Групповой проект: основные результаты Трудности на этапе замысла проекта обусловлены тем, что планы зачастую формальны, не служат основой для последующих действий

34 Групповой проект: основные результаты Трудности на этапе реализации обусловлены неумением управлять временем составлением формального плана, без должного представления о предмете действий и допустимых временных интервалов, требуемых для разных этапов работы; многие группы, например, не предусмотрели этап репетиции своего выступления несформированностью навыков контроля, в т.ч. – за временем непродуктивным использованием времени; отмечались: – дублирование функций, – борьба за лидерство – споры и ссоры недостаточной сформированностью – навыков работы с информацией – ИКТ-навыков

35 Групповой проект: основные результаты Конфликты

36 Групповой проект: основные результаты Конфликты

37 Групповой проект: основные результаты Конфликты

38 Групповой проект: основные результаты

39 Групповой проект: основные результаты

40 Групповой проект: основные результаты Трудности на этапе представления и защиты проекта, оценки работы групп и своего вклада обусловлены особенностями взаимодействия (преимущественно, давление лидера) недостаточной сформированностью оценочных действий, отсутствием опыта самостоятельной оценочной деятельности недостаточной сформированностью коммуникативных навыков (теряют мысль, сбиваются, не держат коммуникативную задачу, не соблюдают регламент, не находят слов и т.п.)

41 Групповой проект: основные результаты Трудности, характерных для разных типов проектов 41 Познавательный просмотровое чтение отвлечение на интересное постановка вопросов к составленным текстам Конструкторский Социальный Исследовательский трудности технологического порядка при изготовлении объемных деталей из бумаги ранжирование проблем (для выбора главных) аргументация своих предложений постановка (и формулирование!) вопросов представление результатов в виде таблицы и диаграммы

42 Полученные данные и практика обучения 42 Уровень школы/учителя Доступ к ИКТ и техническая поддержка Квалификация кадров Позиционирование учителя Уровень класса Инновационные практики обучения Учебные ситуации Индивидуализация обучения Интеграция знаний, связь с жизнью Совместность Использование ИКТ Учебные задания для формирования лич- ностных и метапред- метных действий Данные подтверждают необходимость использова- ния инноваций и уточняют их направленность

43 Полученные данные и система оценки 43 Необходимость целен Данные свидетельствуют о необходимости целенаправленного и поэтапного формирования метапредметных действий с помощью специальных практик обучения. Одно из средств – это система промежуточной и – особенно! – текущей форми- рующей оценки. В первую очередь, поддержки со стороны системы оценки требует формирование коммуникативных умений навыков планирования и организации работы оценочной самостоятельности и навыков контроля разработка поэтапных кодификаторов разработка заданий на основе – уже созданных моделей – новых моделей

Спасибо за внимание! Ольга Борисовна Логинова 44

ПРИЛОЖЕНИЕ 45

Результаты TIMSS-2011: степень вовлеченности учащихся в обучение Результаты TIMSS-2011: степень вовлеченности учащихся в обучение Математика, 4 класс Математика, 8 класс

Кто прав? Женя и Саша спорили о том, нужен ли лидер, когда работаешь в группе. Женя считает, что лидер нужен обязательно, а Саша считает, что можно прекрасно обойтись и без лидера. А. Какой из доводов Жени кажется тебе наиболее убедительным? Лидер в команде обязательно нужен, потому что … Б. Какой из доводов Саши кажется тебе наиболее убедительным? Команда может прекрасно обойтись и без лидера, потому что … В. А что подсказывает тебе твой опыт – лучше работать в команде с лидером, или без лидера? Лучше … 47 и НШ, и ОШ

Готовим презентацию Группа, состоящая из четырёх человек – Артёма, Кати, Вероники и Назара, – должна за неделю подготовить и представить классу сообщение о …. Ребята решили представить в презентации …. Ребята запланировали следующие дела и встречи: -подбираем материалы … -составляем вопросы … -подбираем иллюстрации и делаем фотографии -готовим презентацию -проводим обсуждение/репетицию … А. Вопрос о распределении обязанностей Б. Вопросы планирования и согласования дат В. Проблемы коммуникации – выбор адекватных реплик, обращений, инструкций, … 48 и НШ, и ОШ

Планируем исследование Контекст: Ребята решили проверить справедливость (узнать, выяснить, найти) … А. Вопрос о гипотезах Б. Вопрос о способах получения ответа на поставленную проблему В. Вопросы о планировании и согласований действий Г. Проблемы обработки полученных данных Д. Проблемы коммуникации – выбор адекватных реплик, обращений, инструкций, написание отчетных материалов … 49 ОШ