Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького Кафедра социальной медицины, организации здравоохранения с курсом истории медицины Организация.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Комплексная программа профилактики стоматологических заболеваний.
Advertisements

Определение РСЧС Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных.
Организация и проведение производственного контроля на предприятиях.
Предварительные и периодические медицинские осмотры Игорь Леонидович Путилов Заместитель начальника Центрального Екатеринбургского отдела Управления Роспотребнадзора.
ИНЖЕНЕР-СТРОИТЕЛЬ Должностная инструкция Орындаған: ТПГС-27:Махан Н. Тукенов Ш.
СРС НА ТЕМУ: ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОЙ РАБОТЫ. (2 КРЕДИТ 5 ТЕМА) Преподаватель: Алекешева Л.Ж. Выполнила: Абиева А.А., МПД
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела административного и технологического.
День охраны труда. Система «Охрана труда» в организации Охрана труда - (ст.209 ТК РФ) определяется как система сохранения жизни и здоровья работников.
УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ Подготовила: студентка 3 курса направления подготовки «Менеджмент» профиль «Управление проектами» Казанцева.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
Основные функции Центра здоровья для детей. Центры здоровья для детей создаются на функциональной основе на базе амбулаторно- поликлинических отделений.
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (1 урок по теме) 9 класс Учитель – Иляхин А.А.
Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 августа 2009 года 597н «Об организации деятельности Центров здоровья по формированию здорового.
О О РАБОТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ В 2010 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2011 ГОД г. Костанай.
Семейная медицина: общие положения. Понятие о первичной медико-санитарной помощи. Основные функции семейного врача. Кандидат медицинских наук, врач высшей.
Понятие экологического контроля Цель экологического контроля Задачи экологического контроля (Закон Республики Узбекистан «Об охране природы») Объекты.
Нормативы качества окружающей среды. Понятие "нормативы качества окружающей среды" закреплено в Законе Республики Беларусь "Об охране окружающей среды"
Москва, 26 марта 2013 г. Чернигов Владимир Валерьевич, советник Министра сельского хозяйства РФ, п резидент АНО «Институт отраслевого питания» Основные.
НОТ Цели Обеспечение проведения исследований в области организации труда и управления производством, подготовки научно обоснованных мероприятий, направленных.
Организационное проектирование системы управления персоналом Основы управления персоналом Лекция 5.
Транксрипт:

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького Кафедра социальной медицины, организации здравоохранения с курсом истории медицины Организация санитарно- эпидемиологического обеспечения населения Лекция для студентов 5 курса медицинских факультетов к. мед. н. Т.И. Пивнева к. мед. н. Л.Н. Беленская

Вопросы, рассматриваемые в 1 части лекции: 1. Основные принципы и направления деятельности санитарно- эпидемиологической службы. 2. Структура и организация работы санитарно- эпидемиологической службы, санитарно-эпидемиологической станции. 3. Законодательное обеспечение и задачи государственного санитарно-эпидемиологического надзора. 4. Правовые основы деятельности санитарно- эпидемиологической службы. 5. Взаимодействие санитарно-эпидемиологической службы и лечебно-профилактических учреждений. 6. Пути совершенствования санитарно-эпидемиологической службы.

1. Основные принципы и направления деятельности санитарно-эпидемиологической службы. Профилактика рассматривается как система государственных, общественных и медицинских мер, направленных на создание для человека наиболее благоприятных условий жизни, отвечающих его физиологическим потребностям. По времени реализации профилактических мер относительно болезни различают: первичную, вторичную, третичную профилактику. Первичная профилактика – это комплекс мер по сохранению и укреплению индивидуального и общественного здоровья, профилактике возникновения болезней. В реализации первичной профилактики принимает активное участие помимо лечебных учреждений и санитарно-эпидемиологическая служба нашего здравоохранения.

История создания санитарно-эпидемиологической службы Первые должности санитарных врачей появились в 1872 году. Первым санитарным врачом был Малиссон. В 1891 г. возникла первая городская санитарно-эпидемиологическая станция в Москве, в функции которой входили следующие вопросы: - гигиенической экспертизы пищевых продуктов, воды, почвы, атмосферного воздуха; - изучение условий труда рабочих. Система проведения санитарно-противоэпидемиологических мероприятий в Украине формировалась длительное время. Этим занимались земские санитарные организации. Интенсивное развитие государственной санитарно- эпидемиологической службы относится к 30-м годам XX столетия. В 70-х годах была проведена централизация управления и финансирования санитарно- эпидемиологической службы, что дало возможность более эффективно использовать кадровые и материально-технические ресурсы, целенаправленно разрабатывать и внедрять профилактические меры с учётом эпидемиологической обстановки конкретного населённого пункта, района, области.

Содержание понятия «санитарно-эпидемиологическое дело» Раскрывая деятельность санитарно-эпидемиологической службы, необходимо определить содержание понятия «санитарно- эпидемиологическое дело», которое включает: Государственные и общественные противоэпидемические, санитарно-гигиенические и оздоровительные меры; Санитарное законодательство; Практическую деятельность органов и учреждений санитарно- эпидемиологической службы Украины; Научно-исследовательскую работу по гигиене, эпидемиологии, организации санитарно-эпидемиологического дела; Систему подготовки, повышения квалификации санитарных кадров; Гигиеническое воспитание населения.

Постепенно сформировалась санитарно-эпидемиологическая служба Украины – орган государственного управления, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность по руководству санитарно-эпидемиологическими мероприятиями на территории Украины. Она входит в состав Минздрава Украины. В настоящее время Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Украины – это система организаций, учреждений, подразделений, деятельность которых направлена на профилактику инфекционных болезней, профессиональных заболеваний, отравлений, массовых неинфекционных заболеваний, радиационных поражений людей, предупреждения вредного влияния на их здоровье и жизнь факторов окружающей среды. Создаётся коллегия санитарно-эпидемиологической службы Украины, состав и положение которой утверждает Кабинет Министров Украины. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы организации деятельности санитарно эпидемиологической службы. Решение этой коллегии проводится в жизнь приказами государственного главного санитарного врача Украины. Для научного и методического обеспечения функционирования государственной санитарно эпидемиологической службы Украины главный государственный санитарный врач Украины создаёт на правах консультации научный совет. Финансирование организаций и учреждений государственной санитарно- эпидемиологической службы Украины осуществляется за счёт государственного бюджета. Организации и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины являются юридическими лицами, имеют самостоятельный баланс, печать со своим наименованием, бланки и штамп. Структуру, численность работников, штатные расписания, прейскуранты организаций и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины утверждает главный государственный санитарный врач Украины в порядке, установленном законодательством.

Принципы деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы 1. Государственный характер санитарно-эпидемиологической деятельности. Этот принцип закреплён в законодательных документах, согласно которых санитарно- гигиенические и санитарно-противоэпидемические нормы и правила являются обязательными для всех ведомств и служб. 2. Научно-плановая основа санитарно-гигиенических и противоэпидемических мер, которые включают исследование влияния различных факторов внешней среды на здоровье человека и разработку соответствующих норм, правил, направленных на обеспечение необходимых условий жизни и труда. Все эти меры выполняются в плановом порядке. 3. Единство санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий. Совместно с выполнением в оперативном или плановом порядке противоэпидемических мероприятий по ликвидации вспышек инфекций проводится также комплекс санитарно-гигиенических, оздоровительных, профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья населения. Это обеспечение доброкачественной питьевой водой, пищевыми продуктами, улучшение качества атмосферного воздуха, условий труда, отдыха и т.д. 4. Единство предупредительного и текущего санитарного надзора – одной из основных функций организаций и учреждений государственной санитарно- эпидемиологической службы, которые выполняются едиными методами на всей территории Украины. 5. Участие разных служб и ведомств организаций, предприятий, учреждений и граждан в проведении санитарных и противоэпидемических мероприятий соответственно существующих законодательных документов. 6. Участие в международном сотрудничестве с обеспечением санитарно- эпидемиологического благополучия населения.

Основные направления деятельности государственной санитарно- эпидемиологической службы Выполнение государственного и санитарно-эпидемиологического надзора. Определение приоритетных мероприятий в профилактике заболеваний, а также в охране здоровья населения от вредного влияния окружающей среды. Изучение, оценка и прогнозирование показателей. Здоровья населения в зависимости от состояния среды обитания, вредно влияющего на здоровье населения. Разработка предложений по обеспечению санитарного и эпидемиологического благополучия населения. Контроль по устранению причин и условий возникновения и распространения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний, отравлений людей. Государственный учёт инфекционных и профессиональных заболеваний и отравлений. Установление санитарно-гигиенических требований к продукции, выдача сертификата к ней. Методическое обеспечение и контроль за определением уровня безопасности отходов. Реализация этих направлений деятельности санитарно-эпидемиологической службы возможна путём выполнения комплекса общегосударственных, санитарно гигиенических, противоэпидемических, оздоровительных мероприятий с целью создания наиболее улучшенных условий жизни.

2. Структура и организация работы санитарно- эпидемиологической службы Министерство здравоохранения Украины Главное санитарно-эпидемиологическое управление Республиканская санитарно-эпидемиологическая станция Областная санитарно-эпидемиологическая станция Городская санитарно-эпидемиологическая станция Районная санитарно-эпидемиологическая станция города Районная санитарно-эпидемиологическая станция сельского района Ведомственная санитарно-эпидемиологическая служба Бассейновая санитарно-эпидемиологическая станция на водном транспорте Портовая санитарно-эпидемиологическая станция Линейная санитарно-эпидемиологическая станция Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства путей сообщения Дорожная санитарно-эпидемиологическая станция Линейная санитарно-эпидемиологическая станция Санитарно-эпидемиологическая служба управления внутренних дел Главное управление карантинных инфекций Министерства здравоохранения Украины

Структура областной санитарно-эпидемиологической станции Отделение метрологии и стандартизации Организационный отдел (администрация) Санитарно-гигиенические отделения o Гигиены труда o Коммунальной гигиены o Гигиены питания o Лаборатория с отделениями: Физико-химических методов исследования Для определения остаточного количества ядохимикатов в пищевых продуктах и внешней среде Токсикологическое Эпидотдел с отделениями o Противоэпидемическое o Паразитологическое o Профилактики СПИД o Баклаборатория o Вирусологическая лаборатория Отдел особо опасных инфекций o Лаборатория Отдел дезинфекции o Отделение профилактики, дезинфекции, дезинсекции и дератизации Отделение мониторинга и информационной технологии

Свыше 600 организаций – разработчиков нормативных документов Донецкого региона заняты разработкой и внедрением НД на различные виды продукции. В структуре Донецкой областной санитарно-эпидемиологической станции с 1994 г. создан отдел государственной санитарно- гигиенической экспертизы и предсаннадзора, выполняющий координирующую роль, методическое руководство по санитарно- гигиенической экспертизе нормативной документации (НД) новых видов продукции, технологических процессов. Создан информационный банк данных нормативных документов на продукцию и сырьё. Специалистами санитарно-эпидемиологических станций принимались действенные меры по организации и использованию продукции, не имеющей нормативных документов и получившей отрицательную гигиеническую оценку. Например, в области запрещено применение пластмассовых труб производства Чехии в жилом строительстве, поливинилхлоридных изделий производства Германии на Мариупольском опытно-экспериментальном заводе.

Структура городской и районной СЭС города Отделение метрологии и стандартизации Санитарно-гигиенический отдел с отделениями: гигиены питания гигиены труда гигиены детей и подростков Коммунальной гигиены радиологическая группа токсикологическое химико-физическая лаборатория для всех отделений Эпидотдел с отделениями: противоэпидемическое паразитологическое баклаборатория Дезинфекционный отдел с отделениями (при отсутствии дезстанции): эвакуации и очаговой дезинфекции камерной дезинфекции и санитарной обработки госрасчётные профилактические дезинфекции, дезинсекции, дератизации Отделение мониторинга и информационной технологии

Структура районной и сельской санитарно-эпидемиологической станции Районная сельская санитарно-эпидемиологическая станция Санитарно-гигиенический отдел: Врач по специальности (по гигиене питания, труда, коммунальной и гигиене детей и подростков) Химико-физическая лаборатория Эпидотдел: Врач по специальности (эпидемиолог, вирусолог, паразитолог, этмолог) Баклаборатория Дезинфекционное отделение

Категории санитарно-эпидемиологических станций Районная сельская СЭС:I категория - свыше 60 тыс. населения II категория тыс. населения III категория - до 30 тыс. населения Городская СЭС без I категория тыс. - 1 млн. населения районного деления II категория тыс. населения III категория тыс. населения Городская СЭС с I категория тыс. – 800 тыс. населения районным делением II категория тыс. населения III категория - до 400 тыс. населения Республиканская, I категория – 2 млн. населения краевая, областная II категория млн. населения III категория тыс. - 1 млн. населения IV категория - до 500 тыс. населения

В зависимости от типа и категории санитарно-эпидемиологической станции утверждается число должностей этого учреждения. Основными специалистами санитарно эпидемиологической станции являются санитарные врачи, эпидемиологи и их помощники санитарные фельдшера). Обеспеченность кадрами врачей гигиенического профиля составляет 2,7 на 100 тыс. населения. Соотношение врачей и средних медицинских работников составляет 1:2,7. Кроме того, в санитарно-эпидемиологических станциях работают инженеры, физики, биологи, энтомологи, техники, юрисконсульты и вспомогательный персонал. В положении о государственном саннадзоре предусмотрены функции органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы различных уровней управления. Под уровнем управления понимается место данного органа в системе соподчинённости и взаимодействия в отрасли: I уровень- (низовой) сельских районов санитарно- эпидемиологических станций и городских санитарно-эпидемиологических станций без районного деления; II уровень- районных санитарно-эпидемиологических станций в городах с районным делением (г. Донецк) III уровень- краевые, областные санитарно-эпидемиологические станции IV уровень- республиканские санитарно-эпидемиологические станции V уровень- главное санэпидуправление республики.

Различают 2 принципа управления: Двух - звеньевой – в административно – финансовом отношении подчиняется соответствующему органу здравоохранения, а организационно – методическое руководство осуществляется вышестоящей организацией санитарно-эпидемиологической службы. Централизованный принцип управления (новая форма управления) – это полное подчинение всех СЭС республиканской и в административно-финансовом отношении, и в организационно- методической работе. Основной задачей специалистов санитарно- эпидемиологических станций является проведение государственного санитарного надзора, который осуществляется в двух основных формах: Предупредительного санитарного надзора. Текущего санитарного надзора.

Предупредительный саннадзор состоит из следующих этапов: - стадия выбора участка для строящихся и реконструируемых объектов. Задачей саннадзора на этой стадии является санкционирование выбора места расположения объекта с учётом соблюдения санитарно-защитной зоны, возможности рациональных решений по водоснабжению, охране окружающей среды от загрязнения и требований по благоустройству территории. Даётся санитарное заключение на выбранный участок. - этап проектирования, где проводится согласование и выборочное рассмотрение проектов строящихся и реконструируемых объектов. Даётся санитарное заключение на проект. - стадия строительства и реконструкции объектов. На этой стадии проводится систематическое наблюдение за ходом строительства и реконструкции объектов с целью недопущения отклонения строительства от санитарных норм и правил. - стадия ввода объектов в эксплуатацию. На этой стадии даётся заключение на возможность ввода объекта в эксплуатацию.

Но предупредительный саннадзор проводится не только за объектами строительства, реконструкции, а также за введением новых технологических процессов, оборудования, приборов, инструментов, химических веществ, Разработкой технических документов (например, нормы проектирования, стандарты, технологические условия на новые виды сырья, строительных материалов, промышленных изделий). Причём эта работа проводится комплексно с проектными институтами, конструкторскими бюро, архитектурными управлениями и НИИ. Второй формой государственного саннадзора является текущий саннадзор, который проводится с целью систематического санитарно- эпидемиологического контроля за различными народнохозяйственными объектами, здоровьем населения, анализа факторов, его формирующих и разработки оздоровительных и профилактических мероприятий.

3. Законодательное обеспечение и задачи государственного санитарно- эпидемиологического надзора Важнейшие направления деятельности органов государственного саннадзора закреплены в ст. 33 – 37 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» от г. В 2004 г. вышло постановление 173 Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в Положение о государственной санитарно- эпидемиологической службе Украины». Основные задачи, содержание и формы работы, а также права и обязанности должностных лиц СЭС регламентируются соответствующими положениями о них и приказами Минздрава.

Минздрав Украины в области государственного саннадзора осуществляет следующие задачи: Разрабатывает и утверждает в установленном порядке общие для всех санитарно-гигиенические и санитарно-противоэпидемические правила и нормы. Разрешает применение новых химических веществ, средств и методов производства при производстве и обработке продуктов питания и других химических продуктов. Осуществляет мероприятия по санитарной охране территории страны от заноса и распространения карантинных и других инфекционных болезней. Осуществляет контроль за за качеством производимых для медицинских целей сывороточно-вакцинных и диагностических препаратов, аллергенов и питательных средств. Руководит работой санитарно-эпидемиологической службы, координирует деятельность не входящих в эту систему учреждений здравоохранения. В пределах обслуживаемой территории проводят в полном объёме предупредительный и текущий саннадзор за всеми объектами, а также противоэпидемические мероприятия.

Основной задачей государственного саннадзора является контроль за проведением санитарно-гигиенических и санитарно- противоэпидемических мероприятий, направленных на: предупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей среды (почвы, водоёмов, атмосферного воздуха); оздоровление условий труда на промышленных предприятиях и сельскохозяйственном производстве; предупреждение и снижение профессиональных заболеваний; создание наиболее благоприятных условий для нормального развития и обучения детей и подростков; оздоровление питания, внедрение рационального питания, предупреждение отравлений и заболеваний алиментарного происхождения; предупреждение, снижение и ликвидацию инфекционных и паразитарных заболеваний.

Функции госаннадзора Функция контроля – осуществляется контроль за санитарно-гигиеническим режимом, соблюдением санитарных норм и правил, здоровьем людей, занятых на объектах, качеством лечебно - профилактического обслуживания. Функция оперативного реагирования – осуществление оперативного слежения и периодической оценки гигиенической ситуации на подконтрольных объектах. На основе изучения гигиенической обстановки на объектах врач составляет квалифицированное заключение и разрабатывает гигиенические рекомендации. Организационная функция – проведение мероприятий по реализации гигиенических рекомендаций. Пропагандистская функция – сюда входит пропаганда здорового образа жизни, гигиеническое обучение населения. Республиканские, областные, бассейновые санитарно эпидемиологические станции выполняют работу по обеспечению организационного и методического руководства санитарно-эпидемиологических станций городов, районов, портовых и линейных участков на водном и железнодорожном транспорте.

Организационно-методическая работа вышеуказанных санитарно-эпидемиологическихстанций состоит из следующих разделов: изучение состояния здоровья населения (общей, профессиональной, инфекционной заболеваемости, состояние физического развития); управление планированием оздоровительных, санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий на обслуживаемой территории; анализ материально-технической базы санитарно-эпидемиологических станций, разработки и проведение мер по её укреплению; анализ обеспеченности, укомплектованности санитарно- эпидемиологических станций; совершенствование организационных форм и методов работы, изучение и внедрение автоматизированных систем управления в деятельность санитарно-эпидемиологических станций; анализ деятельности санитарно-эпидемиологических станций, изучение эффективности их работы.

К основным методам работы специалистов санитарно- эпидемиологических станций относятся: Динамическое санитарное наблюдение и обслуживание объектов надзора обслуживаемой территории; Лабораторные исследования и инструментальные измерения в процессе санитарного надзора; Математическая и статистическая обработка данных с целью обобщения материалов гигиенических и эпидемиологических наблюдений, изучения различных параметров здоровья населения и анализа работы санитарно-эпидемиологических станций. Кооперация труда специалистов санитарно эпидемиологических станций осуществляется внутри структурных подразделений при решении какой-либо конкретной задачи.

Для правильной организации работы санитарно-эпидемиологических станции необходимо планирование её деятельности. Применяются два метода: Функционально-отраслевой метод планирования. Проблемно-тематический метод планирования. Функционально-отраслевой метод включает составление плана по отдельным отраслям и разделам работы. Проблемно-тематический метод включает планирование работы по общим для всех подразделений вопросам. Это позволяет обеспечивать комплексность в работе. Планы отделений затем сводятся в единый комплексный план санитарно-эпидемиологической станции. Общий план состоит из следующих основных разделов: - Организационно-методические мероприятия и работа с кадрами в городской санитарно-эпидемиологической станции и районной санитарно- эпидемиологической станции затрачивается25 – 30% времени врача в областной санитарно-эпидемиологической станциизатрачивается 60-70% времени врача - Проведение предупредительного саннадзора в городской санитарно-эпидемиологической станции и районной санитарно- эпидемиологической станции затрачивается10 – 15% времени врача - Проведение текущего саннадзора затрачивается 45% времени врача 70 – 80%времени фельдшера - Анализ состояния здоровья (санэпидсосотояние объектов) затрачивается % времени. - Резерв времени (санпросветработа) затрачивается4% времени.

В плане текущего санитарного надзора предусматриваются проверки: Рейдовые; Тематические; Комплексные. Рейдовые проверки планируются по узким вопросам, чтобы в короткий срок обследовать большое число объектов или все объекты. Выполняются всеми сотрудниками отделения одновременно. Проводятся в течение 1 – 3 дней. Тематические проверки планируются для изучения большого круга вопросов с использованием лабораторно-инструментальных методов. Комплексные проверки планируются для проведения обследований объектов совместно со специалистами других отделений СЭС или специалистами других ведомств. Годовой планвключает основные проблемы и направления, сроки выполнения указываются в квартале. Утверждаются заведующими отделом и главным врачом СЭС. Текущий план составляется поквартально на основании годового плана. В нём детально и конкретно планируются все мероприятия. Сроки выполнения указываются помесячно. Утверждается зав. отделением, а для заведующих – главным врачом или заведующим отделом. На основании текущего плана составляют индивидуальные месячные планы-графики. Комплексные планысоставляются для реализации мероприятий совместно со специалистами других ведомств. Составляются на 1 – 5 лет, согласовываются с соответствующими ведомствами и подписываются руководством СЭС и ведомств.

4. Правовые основы деятельности органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы Санитарно-эпидемиологические органы и учреждения в своей работе руководствуются: Основами законодательства республики о здравоохранении (Конституцией, законами, актами президента и Кабинета Министров Украины). Положением о саннадзоре в стане, определяющем функции, обязанности, права органов, учреждений, руководителе и специалистов санитарно-эпидемиологической службы. Совокупностью санитарно-гигиенических и санитарно- противоэпидемических норм и правил, государственных и отраслевых стандартов, технических условий и других законодательных документов.

Права должностных лиц СЭС: Беспрепятственное посещение объектов саннадзора в любое время и предъявление требований об устранении обнаруженных санитарных нарушений. Участие в отводе участков под строительство, определение мест водозабора и условий спуска сточных вод, вредных выбросов в атмосферу. Рассмотрение проектов планировки и застройки населённых мест и промышленных предприятий. Участие в приёмке вводимых в эксплуатацию жилых домов, зданий культурно- бытового назначения, промышленных и других предприятий и сооружений. Проведение выемки пищевых продуктов, изделий, предметов и материалов для лабораторного анализа и гигиенической экспертизы и проведение пробы пищевых продуктов. Для эпидемиологов дополнительно разрешается: временно отстранять от работы больных лиц или бактерионосителей, могущих быть источником распространения инфекционных болезней; требовать госпитализации инфекционных больных, представляющих опасность для окружающих; подвергать карантину лиц, имевших контакты с инфекционными больными; обеспечивать дезинфекцию очага инфекционных заболеваний; решать вопрос о проведении профилактических прививок населению или отдельным его группам (как, например, сейчас делают прививки против дифтерии, гриппа).

Права принудительного воздействия Запрещение и приостановление действующих объектов. Запрещение применения химических веществ и продуктов при наличии опасности для здоровья. Наложение денежного штрафа на должностных лиц и граждан. Возбуждение перед органами прокуратуры вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности. За нарушение требований санитарного законодательства, не выполнение постановлений Кабинета Министров Украины на должностные лица в Донецкой области ежегодно накладывается до 25 тысяч штрафов на сумму до гр., передаются в органы прокуратуры области до 100 дел, закрываются до 9000 объектов. За низкую санитарную грамотность, несвоевременное прохождение медосмотров и другие нарушения санитарного законодательства отстраняются более лиц.

5. Взаимодействие СЭС и ЛПУ. В последние годы всё большее значение приобретает санитарное обследование тех объектов, которые в гигиеническом и эпидемиологическом отношении могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье населения. Так, контроль за пищевыми предприятиями, водопроводными сооружениями, лечебно-профилактическими учреждениями, детскими дошкольными и школьными учреждениями должен проводится с учётом эпидемиологического анализа. В реализации противоэпидемической работы принимает активное участие лечебно-профилактические учреждения, медико-санитарные части и санитарно-эпидемиологические станции, которые работают в тесном взаимодействии. Генеральная цель такого взаимодействия направлена не только на борьбу с возникшими инфекционными заболеваниями, но и на их предупреждение и снижение среди отдельных групп городского и сельского населения, ликвидацию отдельных инфекций. Противоэпидемическая работа строится на основе глубокого изучения эпидемической обстановки в республике, крае, области, города, районе. Противоэпидемические мероприятия направлены на обеззараживание источника инфекции; разрыв механизма передачи возбудителя и пресечение распространения инфекционных заболеваний; повышение невосприимчивости населения к инфекции.

Выполнение целого ряда противоэпидемических мероприятий выполняет Участковый терапевт или участковый педиатр с помощью и под контролем врача кабинета инфекционных заболеваний (КИЗ) поликлинического звена городской больницы и эпидемиологов территориальной СЭС. Это является залогом раннего выявления и ликвидации инфекционных заболеваний, профилактики их распространения, выявление бактерионосительства, гельминтозов. Противоэпидемическая работа участкового терапевта, педиатра при выявлении у больного туберкулёза должна координироваться с работой СЭС и противотуберкулёзного диспансера. Так, врач КИЗа, при необходимости, должен проконсультировать больных с острыми инфекционными заболеваниями для уточнения диагноза, назначения лечебно профилактических мероприятий и решения вопроса о госпитализации, взятия их на учёт, при необходимости – проведения дополнительного обследования, осуществления долечивания реконвалесцентов после выписки их стационара. Работники СЭС проводят, например, эпидобследование очага, эвакуацию больного, дезинфекцию (если в городе нет отдельной дезстанции, которая обеспечивает это). Противотуберкулёзный диспансер должен взять на учёт контактных лиц, Осуществлять активное лечение больного, активно обследовать контактных лиц.

По каждому случаю острого инфекционного заболевания врач, поставивший диагноз, в течение 12 часов направляет в СЭС «Экстренное извещение», о случае туберкулёза направляется «Извещение о больном туберкулёзом» в противотуберкулёзный диспансер. После получения благоприятных клинических анализов переболевших инфекционными заболеваниями следует переводить в группу диспансеризуемых в зависимости от общего состояния их здоровья. Необходимо провести целенаправленную санпросветработу по месту жительства и по месту работы больных Таким образом, содержание совместной противоэпидемической работы СЭС и ЛПУ сводится к: работе в очаге инфекционного заболевания, учёта каждого случая заболевания; диспансеризации заразоносителей, инфекционных реконвалесцентов и контактных в очагах; иммунопрофилатике населения; планированию санитарно-противоэпидемической работы на территории обслуживания; санитарно-просветительной работе по профилактике инфекционных заболеваний; анализу инфекционной и паразитарной заболеваемости.

6. Пути совершенствования санитарно-эпидемиологической службы Лишь при участии совместных усилий медработников всех звеньев системы здравоохранения во взаимодействии со всеми министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями можно добиться снижения заболеваемости населения, укрепления его здоровья. Дальнейшее совершенствование организации работы СЭС возможно только на основе глубокого анализа деятельности СЭС, расчёта показателей, сравнения и оценки работы различных подразделений СЭС.

примерные нормативные показатели деятельности СЭС: Полнота охвата строящихся и реконструируемых объектов -100%. Кратность их обследования- 1 раз в квартал. в год этот средний показатель составляет- 3,5 (2 – 5 раз). Частота выявляемых отступлений от проектов на этих объектах- 2,6% (до 17%). Частота ввода в эксплуатацию строящихся объектов без согласования - 1 – 6% Дневная нагрузка по обследованию объектов в ходе текущего саннадзора составляет у врача- 1 обследование у фельдшера- 2 – 2,5 обследований. Кратность обследований объектов в год составляет - 8,6 (от 3,7 до 12,2 раз) Удельный вес врачебных обследований- 20 – 30% Удельный вес обследованных объектов с применением лабораторно- инструментальных методов в городе- 70 – 80% на селе- 30 – 40% Кратность обследований объектов с применением лабораторно- инструментальных методов - 4 – 5 раз (1 – 8 раз)

Дальнейшие задачи по повышению эффективности и качества работы санитарно-эпидемиологической службы связаны с: Улучшением материально-технической базы (80% СЭС размещены в приспособленных зданиях). Улучшением финансирования СЭС до уровня 5 – 7% от общего бюджета здравоохранения, на гигиеническое обучение – 1,5% (создание центров здоровья). Повышением техноёмкости санэпиднадзора путём расширения сети автоматизированных постов контроля за окружающей средой, создание при всех СЭС лабораторно-технической базы и оснащение врача индивидуальными техническими средствами экспресс-индикации. Созданием при СЭС служб и технологий мониторинга за популяционным здоровьем населения. Постепенный переход общественной профилактики на индивидуальные формы с использованием разнообразных программ. Создание стабильной и надёжной системы поддержания и повышения профессионального уровня медицинских кадров санитарно- эпидемиологической службы. Активным переходом санитарно-эпидемиологической службы на государственно-рыночные механизмы хозяйствования. Дальнейшая интеграция гигиенической науки и практики государственного санитарно-эпидемиологического надзора – залог быстрого перехода на качественно новый уровень охраны и укрепления здоровья населения.

Список используемой литературы: 1. Беляев Е.Н., Фокин М.В. // Социально-гигиенический мониторинг: методология, региональные особенности, управленческие решения. – М., – С. 33 – Итоги и перспективы научных исследований по проблеме экологии человека и гигиены окружающей среды. / Под ред. Ю.А. Рахманина. – М., Ревич Б.А. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения. Введение в экономическую эпидемиологию: Учебное пособие. – М., Соціальна медицина та організація охорони здоров я / Під заг. ред. Ю.В. Вороненка, В.Ф. Москаленка. – Тернопіль: Укрмедкнига, – 680 с.

Спасибо за внимание!