Светлой памяти Сергея Андреевича Чистовича, тепло души которого движет чистым помыслам развития Российской энергетики 15 предложений по устранению фундаментальных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
14 предложений по устранению фундаментальных первопричин высокой энергоёмкости российской энергетики Богданов Александр Борисович аналитик –технолог теплоэнергетики.
Advertisements

Всероссийский форум «Энергоэффективность в жилищном строительстве и ЖКХ» «Лысенковщина» в энергетике России Богданов Александр Борисович Главный специалист.
Некоммерческое партнерство содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства «Развитие» НОВАЯ МОДЕЛЬ РЫНКА И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ Алексей Макрушин Москва,
Высшая школа экономики Синхронизация тарифной политики в сфере водоснабжения и водоотведения с процессами либерализации рынка электроэнергии.
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.М.Хазиев.
IV двухсторонняя встреча ФСТ России – Совет европейских регуляторов энергетики (CEER) С.Г. Новиков Руководитель ФСТ России г. Флоренция 6 февраля 2012г.
Государственный Комитет РТ по тарифам.
Федеральный закон от ФЗ «О теплоснабжении» 2 Постановление Правительства Российской Федерации от
Тарифное меню 2008 года Перекрестное субсидирование Консультант-эксперт департамента цен и тарифов А.А. Пестова Департамент цен и тарифов.
Всероссийский форум «Энергоэффективность в жилищном строительстве и ЖКХ» Нормирование энергоемкости ЖКХ с применением показателей Анергия и Эксергия Богданов.
Требования действующего законодательства в сфере энергосбережения к деятельности регулируемых организаций в части : - принятия программ энергосбережения.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
О формировании тарифной политики на 2008 год Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
КОМИТЕТ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Тарифные решения в теплоэнергетике на 2012 год.
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные.
О некоторых проблемах государственного регулирования тарифов на коммунальные услуги в субъектах Российской Федерации Руководитель службы по тарифам Астраханской.
ДТЭиРТ Ярославской области Расчет затрат на электрическую энергию у регулируемых организаций.
Совещание с участием руководителей управляющих компаний, ТСЖ и органов исполнительной власти Ярославской области «Реализация региональной адресной программы.
Параметры эффективности централизованных систем теплоснабжения.
Разработка новейших стандартов, маркировки топливосберегающих технологий в системе государственных закупок энергии и мощности Аналитик теплоэнергетики.
Транксрипт:

Светлой памяти Сергея Андреевича Чистовича, тепло души которого движет чистым помыслам развития Российской энергетики 15 предложений по устранению фундаментальных первопричин высокой энергоемкости российской энергетики Богданов Александр Борисович Почетный член Союза Энергетиков Северо-Запада России г. Омск Сайт «ЭКСЕРГИЯ»: Слайд 1

Даже если реализуем программу снижения энергоемкости к 2020 году на 40%, то передвинемся со 141 на нескромное 105 место! В чем дело? Что, российские технари хуже соображают, чем западные? Нет дело не в технарях! Дело в регуляторах! 1.Дело в подмене рыночных отношений неэффективным регулированием. 2.Дело в отсутствии адекватной ответственности государственного регулятора МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ, ФСТ, РЭК, АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ за количественные показатели энергоемкости энергетики России (т.у.т./год). 1.Дело в подмене рыночных отношений неэффективным регулированием. 2.Дело в отсутствии адекватной ответственности государственного регулятора МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ, ФСТ, РЭК, АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ за количественные показатели энергоемкости энергетики России (т.у.т./год). 2 2

3. Дело в сознательном регулирования энергетикой, основанном на 10 видах субсидирования: а) скрытого перекрестного субсидирования (топливом и затратами) и б) явного перекрестного субсидирования (деньгами) в энергетике Причина в отсутствии ответственности регулятора за энергоемкость – «так легче править» 4. Зажатый тисками политического регулирования «избирателей» и «не избирателей», «своих» и «не своих» производителей энергии, российский регулятор никак не может применить самый эффективный принцип западных регуляторов, а именно 3-й принцип регулирования естественного монополиста коммунальных услуг - ценообразование на основе маржинальных, а не усредненных издержек 3 3

Противоречия перекрестного субсидирования: ТАРИФЫ НЕ ОТВЕЧАЮТ ИЗДЕРЖКАМ А) реальные «маржинальные издержки» отражают технологию и изменяются как 1 к 8÷20 (39 видов технологией производства, потребления, база, пик, климат, расстояния и т.д.) Б) реальные тарифы по «усердным издержкам»: отражают политический заказ «избиратель» - население (село, социальная сфера, церковь), «не избиратель» - промышленность, «свой» - монополия (ТГК, ОГК, сетевая компания ) или «не свой» и.т.д. 39 видов и категорий А) по видам товара 1.Энергия 2.Мощность 3.Резерв 4.Долгосрочный резерв Б) по категориям 1.Раздельная Эл. Эн. 2.Раздельная Тепл. Эн. 3.Комбинированная энергия производителя 4.Комплиментарная энергия потребителя 5.Комплиментарный холод С) По качеству энергоемкости 1.База, 2.Полубаза, 3.Пик, 4.Внебалансовая Д) прочие товары: Реактивная энергия, подпитка теплосети, конденсат производства, зола, техническая вода, и т.д. и т.п. 4 4

На чем основана политика регулятора МЭР, ФСТ, РЭК? На УСРЕДНЕНИИ! Передовые западные рыночные экономики еще в ~1930÷1950 годах отказались от «усреднения» и перевели рыночные отношения на основе « маржинальных издержек !» с соотношением цен Мах/Мин до 20 к 1 1.Еще со времен ГОСПЛАНА и в настоящее время СМИ сформировало общественное мнение, что предприятия и промышленность якобы субсидируют население. Это глубочайшее заблуждение сформировано формальным регулятором, игнорирующим знания, физические законы, принцип неразрывности производства и потребления тепловой и электрической энергии. 2.Именно коммунальный сектор, каждый городской житель как основной закупщик отработанного тепла от ТЭЦ, реально дотирует затраты на топливо как для промышленного потребителя, так и для шести сельских жителей! Просто надо понимать технологию ТЭЦ и уметь считать! 3.Отсутствие конкретной количественной ответственности МЭР, регулирующих органов за качественные показатели энергоемкости России регионов, субъектов, приводит непрерывному росту энергоемкости России 4.Несмотря на многочисленные поездки за рубеж по изучению опыта американских английских французских, чилийских энергетиков, современные регуляторы не осознали смысл и суть: почему в странах с рыночной экономикой тарифный и нагрузочный менеджмент еще с ~30-х годов прошлого столетия основан на анализе маржинальных (предельных 1 к 10÷20) издержек, а российский регулятор и через 20 лет принимает к рассмотрению только средние издержки по «котловому методу» разнесения затрат от 1970года 5.Главная БЕДА – формальная политика тарифообразования регулирующими органами, ведущая к необоснованному монопольному субсидированию производства раздельной (конденсационной) электроэнергии с затратами топлива в 2,2 раза выше, чем это технологически возможно при производстве совместной (комбинированной) 5 5

10 видов скрытого и явного перекрестного субсидирования в энергетике России, действующие с 10 января 1950г. и до настоящего времени! 1. Субсидирование производства ЭЭ за счет ТЭ 2 Субсидирование потребления ЭЭ за счет потребителей ТЭ 3 и 4 Субсидирование Мощности и Резерва за счет Энергии 5 и 6 Политическое Субсидирование социальных потребителей -Избирателей, за счет промышленности 7 и 8 Субсидирование «Расстояний» - Дальних потребителей за счет Ближних потребителей 9. Субсидирование «по Времени» а) Новых потребителей за счет Старых, ранее подключенных потребителей. Б) RAB – регулирование Новых за счет существующих и будущих 10 Субсидирование Новых технологий, Энергосбережения Экологически чистых технологии за счет Всех производителей и потребителей Энергии Современный регулятор, позволяет себе поднимать вопрос только о якобы перекрестном субсидировании населения за счет промышленности. Отчасти это так и есть, но это только малая, 1/10 часть огромного, но невидимого «Айсберга перекрестного субсидирования» в Российской энергетике 6 6

Спасибо за внимание! 7 Электроэнергия ТЭЦ, как самый высококачественный продукт, никак не может и не должна быть дешевле чем на ГРЭС (с одинаковым топливом и параметрами). А отработанное (сбросное) тепло турбин, наоборот должно быть почти бесплатным, а никак не по цене «альтернативной» котельной (как настаивают работники Минэнерго РФ). Именно искусственное занижение цены на электроэнергию, и завышение цены на тепло ТЭЦ является главной причиной инвестиционной непривлекательности самых эффективных топливосберегающих технологий в России. 7 7

Заниженный политическим регулятором в 8÷6раз для «своих» потребителей тариф на уровне 0,36÷1,6руб/кВтч против обоснованного 6÷10 руб/квтч на конденсационную (но не комбинированную) электроэнергию для компенсации технологических потерь энергии собственных нужд электросетевого комплекса и для котельных делает абсолютно бессмысленным внедрение любых новейших топливосберегающих технологий: ТЭЦ, тепловых насосов, аккумуляции тепла, тригенерации, солнечных нагревателей! 8 8 Политизированный парадокс! Тываэнерго имеет самые большие потери в линиях - 55,5%, и одновременно самые низкие тарифы- 36÷62коп

Пример абсурда перекрестного субсидирования «своих» ! Снижение энергоемкости отопления подстанций в 35 раз никому (ФСК МРСК) не выгодно! При переходе от электроотопления на отопление сбросным теплом трансформаторов с температурой до 60÷70°С с тепловыми насосами и аккумулированием тепла в грунте снижение первичного топлива составляет до35 раз! Причина: «смешной тариф 0,36÷1,60руб/кВтч» при реальной цене остро пиковой энергии в 6÷10руб/кВтч для отопления подстанций и подогрева масляных выключателей (ФСК и МРСК). Пример абсурда перекрестного субсидирования «своих» ! Снижение энергоемкости отопления подстанций в 35 раз никому (ФСК МРСК) не выгодно! При переходе от электроотопления на отопление сбросным теплом трансформаторов с температурой до 60÷70°С с тепловыми насосами и аккумулированием тепла в грунте снижение первичного топлива составляет до35 раз! Причина: «смешной тариф 0,36÷1,60руб/кВтч» при реальной цене остро пиковой энергии в 6÷10руб/кВтч для отопления подстанций и подогрева масляных выключателей (ФСК и МРСК). 9 9

Причины роста энергоемкости производства электрической и тепловой энергии России: 1.Искусственное законодательное и нормативное разделение технологически «неразрывной энергетики» на федеральную «Электроэнергетику» и на региональную «Теплоэнергетику» 2.Переход к модели ОРЭ с общим пулом выработки электроэнергии электростанциями без адекватного нормативного учета эффективности комбинированного производства 3.Прекращение развития магистральных тепловых сетей *Источник: информационная база данных ЗАО «АПБЭ» Из-за «Физического» метода и его производных (включая ныне усиленно рекламируемый «метод альткотельной») происходит массовое отключение потребителей от ТЭЦ и строительство котельных с перерасходом топлива до 80%. Отпуск тепловой энергии с коллекторов ТЭС Отпуск электрической энергии с шин ТЭС Тепловая нагрузка выбыла или замещается котельными и электрическим подогревам Снижение с 1992г. по 2009г. отпуска тепла от коллекторов ТЭС по сравнению с отпуском электроэнергии с шин ТЭС более чем в 1,55 раза вызвало необоснованный рост энергоемкости ВВП России (ущерб) более чем на 35млн. тут/год

Минэкономразвития своим бездействием дотирует топливом потребителей электрической энергии за счет потребителей сбросного тепла ТЭЦ

Что же делать? 1) Пересчитать показатели энергоемкости ТЭЦ без скрытого субсидирования. 2)Отказаться от абсурдной государственной статистической отчетности ТЭЦ с КПД =108,4% Что же делать? 1) Пересчитать показатели энергоемкости ТЭЦ без скрытого субсидирования. 2)Отказаться от абсурдной государственной статистической отчетности ТЭЦ с КПД =108,4% КПД не может быть больше 100%!!!! Абсурдный КПД 108,4% вместо реального значения 78,2% КПД не может быть больше 100%!!!! Абсурдный КПД 108,4% вместо реального значения 78,2% Д.т.н. Андрющенко А.И., Теплоэнергетика, г., участник дискуссии по топливоиспользованию января 1950года ЭНИН РАН и МОНИТО: «Удельные расходы топлива на ТЭЦ не являются объективными показателями совершенства ТЭЦ. Более того, их применение для формирования тарифов тормозит развитие теплофикации городов и приводит к перерасходу топлива..» 12

3) Внедрить систему «Классификация качества энергоемкости: «А, В, С, D, E, F, G» потребляемой тепловой и электрической энергии 13

4) Изучать и внедрять неведомые и недоступные для регулируемой Российской энергетики самые эффективные заморские топливосберегающие технологии, такие как: 1.Дания. Аккумуляторы тепловой энергии на «ТЭЦ АВЭДОРЕ» имеет более 25 лет ( снижает кап. затраты и энергоемкость на 15-20%, а в России нет даже постановки задачи!) 2.Канада. Сезонные, грунтовые аккумуляторы тепловой энергии (заменяет пиковые источники и снижает на 15-20% энергоемкость, а в России нет постановки задачи!) 3.Финляндия. Тригенерация - системы централизованного теплоснабжения+охлаждения+выработки ЭЭ в едином цикле, 4.Системы низкотемпературного отопления 50/40 °С 5.Системы низкотемпературного транспорта 110/30 °С с тепловыми насосами. (Даже нет постановки задачи !) 1.Дания. Аккумуляторы тепловой энергии на «ТЭЦ АВЭДОРЕ» имеет более 25 лет ( снижает кап. затраты и энергоемкость на 15-20%, а в России нет даже постановки задачи!) 2.Канада. Сезонные, грунтовые аккумуляторы тепловой энергии (заменяет пиковые источники и снижает на 15-20% энергоемкость, а в России нет постановки задачи!) 3.Финляндия. Тригенерация - системы централизованного теплоснабжения+охлаждения+выработки ЭЭ в едином цикле, 4.Системы низкотемпературного отопления 50/40 °С 5.Системы низкотемпературного транспорта 110/30 °С с тепловыми насосами. (Даже нет постановки задачи !) 14

5) Внедрять новый показатель стат. отчетности, адекватно отражающий энергоемкость ТЭЦ и устраняющий основы перекрестного субсидирования топливом на ТЭЦ «U» - относительная энергоемкость комбинированного производства ТЭЦ 15

6) Регулировать качество энергоемкости, а не тарифы. 7) Перейти на тарифообразование на основе маржинального дохода (издержек) 8) Запретить вороватый метод «PAB - регулирования» 9) Контролировать исполнение единых для всех принципов тарифообразования по 7 реперным точкам. Контролировать «три западных» и «пять Российских» главных принципа формирования тарифов для естественного монополиста – А) доступ любого потребителя с системе – Б) обоснованность применения затрат – С) тарифообразование на основе маржинальных издержек как 20 к 1 (База, Полубаза, Пик) 1.Потребление энергии (мощности) первично, производство энергии (мощности) вторично; 2.Потребление и производство энергии неразрывно во времени; 3.Потребление и производство неразрывно в пространстве; 4.На конкурентный рынок предоставляется не один, а два вида энергетической продукции: а) взаимозаменяемый товар субститут – энергия, и б) дополняемый к энергии комплиментарный товар - мощность; 5.На конкурентном рынке не должно быть скрытого перекрестного субсидирования, одних потребителей за счет других потребителей Регулирование показателей ТЭЦ на основе графика «Россандера» по 7-и реперным точкам теплофикации 16

10) Разработать и внедрить новый вид энергетического товара – « Комплиментарная энергия». В Дрездене для удержания потребителей продают сразу два комбинированных товара!!. АНЕГРИЯ на порядок точнее характеризует энергоемкость товара! Или 67%потерь на оптовом рынке ЭлектроЭнергии или же % потерь на рынке комплиментарной энергии ТЭЦ! 17

12) а) Снизить в 1,45 раз платежи для потребителей от ТЭЦ за счет его законного права на комплиментарную (комбинированную) энергию ТЭЦ без скрытого перекрестного субсидирования; б) Поднять в 1, 5 раза платежи для потребителей конденсационной электроэнергии Как сейчас делает регулятор! Договора: а)на раздельную электрическую энергию ГРЭС и б) раздельную тепловую энергию котельных Как надо делать? Договор на комплиментарную (комбинированную) электрическую + тепловую энергию ТЭЦ Эффект в экономии: а) топлива б) платежей КПД производства Эл.Энерг. 35% 82%2,25 раз КПД производства Тепла 82% Суммарное КПИТ использования топлива 55% 82%1,5раза Платежи за Эл. Энергию ~400руб~600рубРост в 1,5раза Платежи за Тепло~2200руб~1200рубСнижение в 1,8 раза Суммарные Платежи~2600руб~1800рубСнижение в 1,45 раза! 18

13) Обязать Минэкономразвития готовить «Национальный доклад..» о ходе реализации 261-ФЗ» и нести конкретную, а не абстрактную ответственность за снижение энергоемкости (в т.у.т)! 1.Первая причина высокой энергоемкости ВВП – законодатели исключили из проекта закона ответственность за реализацию государственной политики в области энергосбережения в виде «Национального доклада..» 2.Вторая причина высокой энергоемкости ВВП - нет конкретной и личной ответственности за конкретные показатели энергоемкости (т.у.т.) у главного регулятора энергоемкости Минэкономразвития (МЭР) 3.Третья причина высокой энергоемкости ВВП - раз нет ответственности, то, как следствие нет потребности: 1.в знаниях формирования энергоемкости 2.в мотивации снижения энергоемкости Исключено из окончательной редакции закона 261-ФЗ «Об энергосбережении….» Проект Федерального закона « Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности принятый во втором чтении Статья 6. Национальный доклад о ходе реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности 1. Федеральный орган исполнительной власти осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности ежегодно, до 15 мая, формирует и представляет в Правительство Российской Федерации Национальный доклад «О ходе реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». 19

14 ) Перенимать технологический и нравственный опыт регулирования теплофикации в Финляндии, Дании, Германии! Вот чего надо добиваться России!!! Хельсинки обслуживание компаний HELEN Доля теплофикации в производстве тепла: В 1985г – 56% В 2003г – 75% В 2009г – 91% (и только 9% от котельных! Вот чего надо добиваться России!!!) 99% Доля теплофикации в производстве электроэнергии!!! Вот чего надо добиваться России!!! Компания покрывает 69% потребности города теплофикационной ЭЭ электроэнергии и только 31% ЭЭ закупается на рынке конденсационной ЭЭ Жесткая позиция Правительства Финляндии по теплофикации (в МЭР -Минэкономразвития России, нет никакой позиции! Есть только красивые общие фразы и заигрывание с электроэнергетикой) Строительство современных, эффективных тепловых сетей (наличие теплосети - самое ценное что еще осталось от советской энергетики ) Возвратный теплоноситель проходит под тротуарами, что позволяет растапливать снег. Более низкая температура теплоносителя повышает эффективность ТЭЦ (самое эффективное решение) Развивается тригенерация. В 2009г компания имела 85 МВт присоединенной нагрузки центрального охлаждения. План 2020г–250 МВт Тарифы на электроэнергию и тепло не регулируются. Компания держит цену на электроэнергию несколько ниже рынка. На тепло – с учетом конкуренции со стороны децентрализованного теплоснабжени. (это и есть замалчиваемый МЭР с 1960г к применению в России так называемый «метод Вагнера») Жесткая позиция Правительства Финляндии по теплофикации (в МЭР -Минэкономразвития России, нет никакой позиции! Есть только красивые общие фразы и заигрывание с электроэнергетикой) Строительство современных, эффективных тепловых сетей (наличие теплосети - самое ценное что еще осталось от советской энергетики ) Возвратный теплоноситель проходит под тротуарами, что позволяет растапливать снег. Более низкая температура теплоносителя повышает эффективность ТЭЦ (самое эффективное решение) Развивается тригенерация. В 2009г компания имела 85 МВт присоединенной нагрузки центрального охлаждения. План 2020г–250 МВт Тарифы на электроэнергию и тепло не регулируются. Компания держит цену на электроэнергию несколько ниже рынка. На тепло – с учетом конкуренции со стороны децентрализованного теплоснабжени. (это и есть замалчиваемый МЭР с 1960г к применению в России так называемый «метод Вагнера») 20

15) Изучать опыт США борьбы с перекрестным субсидированием а) Ваучерами на эффективные технологии, б) Рынком комплиментарной энергии Питер Ван Дорен «Дерегулирование электроэнергетики США» 1998г ( 1) Политики и монополисты, кого существующий режим субсидирует, беспокоятся о потере этих субсидий в результате дерегулирования. 2) Субсидирование в форме ваучеров (талонов) более совместимо с рыночной инновационной деятельностью. Например, если услуги традиционной энергетики в сельской местности по эффективным ценам окажутся дороги, и политическая система отреагирует на это выдачей нуждающимся соответствующих талонов, то они могли купить микротурбины, (Комментарий Богданова - либо другие топливосберегающие технологии - тепловые насосы, аккумуляторы тепловой энергии, тригенерация, солнечные нагреватели и т.д.) за счет предоставленных субсидий и таким образом сберечь некоторую сумму денег, которую они потратили бы на электроэнергию при использовании традиционного источника. 3) Ваучерная система более прозрачна для общественного контроля. Наоборот, перекрестные субсидии уже скрытым образом включены в существующие тарифы, поэтому избиратели ничего о них не знают. Если бы общественность имела более точные сведения, многие перекрестные субсидии были бы отменены. 4) Ежегодные прямые ваучерные субсидии со скользящей шкалой более совместимы с рыночной экономикой, чем перекрестные субсидии. Кстати, перекрестные субсидии после серьезной проверки не получили бы общественного одобрения, но даже если бы получили, то в любом случае явно выделенные Конгрессом или штатами ассигнования более эффективны, чем скрытое перекрестное субсидирование, искажающее ценовые пропорции. 5) Вместо того чтобы с помощью грубой силы отделять генерацию от передачи и распределения и регулировать сеть как транспорт общего пользования, почему бы просто не устранить федеральные и региональные органы и нормы регулирования существующих вертикально интегрированных предприятий и не позволить рыночным силам найти «наилучшие» экономические решения? Богданов А.Б. Перекрестное субсидирование в энергетике России ЭнергоРынок г 21

С уважением, аналитик-технолог А.Б.Богданов 15 сентября2013. С уважением, аналитик-технолог А.Б.Богданов 15 сентября2013. Заключение: Узаконенная в России система скрытого и явного перекрестного субсидирования - «Айсберг перекрестного субсидирования», 90% которого (подводная часть) скрыто от понимания добросовестных производителей и потребителей энергии, и только 10% проблем как-то видно и обсуждается. Существующие регуляторы энергетики (ФСТ, РЭК, ФАС) - это формальные исполнители (приставы), которым отвечать за энергоемкость энергетики страны (как себя позиционируют ФСТ) «..вне пределов компетенции…»! Именно Минэкономразвития, как главный регулятор, должно создать экономические условия по выявлению и устранению размеров скрытого и явного субсидирования в энергетике России, обеспечивая конкретное снижение энергоемкости ВВП в тоннах условного топлива. Вывод: Задача снижения энергоемкости - это уже не сколько техническая задача, сколько задача нравственного развития общества, нации ! 22