Модель урока в технологии развития критического мышления МОУ "Бабкинская СОШ"1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Белокопытова Е.В. учитель начальных классов МБОУ - СОШ 2.
Advertisements

Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Гусева Е. И., учитель химии и биологии МКОУ « Боровская СОШ »
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) Подготовила: Федорова Светлана Олеговна (учитель начальных классов)
Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
Развитие критического мышления на уроке. Критическое мышление Направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью, использование.
Развитие критического мышления через чтение и письмо Городской семинар на базе МОУ гимназия56, г. Томска выступление: Успеховой М.В.
Научно – практическая конференция учителей Технология «Развитие критического мышления и ее применение на уроках иностранного языка Учитель: Бабкина Т.А.
Формирование субъектной позиции ученика на предметах гуманитарного цикла.
Вызов Осмысление Рефлексия. Деятельность учителя. Задачи данной фазы Деятельность учащихся. Возможные приемы и методы Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому.
Транксрипт:

Модель урока в технологии развития критического мышления МОУ "Бабкинская СОШ"1

стадия вызова; стадия осмысления; рефлексия. Базовая модель состоит из 3 фаз: МОУ "Бабкинская СОШ"2

Её присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только дома, но и на уроке. Первая стадия – вызов МОУ "Бабкинская СОШ"3

Вызовом может служить познавательная задача, полемичные слова (цитата), обращение к жизненному опыту учащихся, составление кластера («корзины идей» при ответе на вопрос: «Что вы знаете о… ?») МОУ "Бабкинская СОШ"4

рассказ-предположение по ключевым словам; графическая систематизация в кластеры, таблицы, схемы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; рассматривание иллюстраций; мозговой штурм; плюс-минус-интересно; плюс-минус-вопрос. Приёмы и методы составления списка «известной информации»: МОУ "Бабкинская СОШ"5

Предполагается последовательное включение учащихся в мыслительную деятельность. Каждый ученик следует по пути от «простого» к «сложному». МОУ "Бабкинская СОШ"6

актуализированный опыт; активизированное знание; сформированный мотив. Результаты: МОУ "Бабкинская СОШ"7

Эта стадия позволяет учащимся: получить новую информацию, освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися. Вторая стадия – осмысление МОУ "Бабкинская СОШ"8

чтение текста с маркировкой по методу insert; ведение различных записей по типу двойных, тройных дневников и бортовых журналов, концептуальных таблиц; выделение ключевых слов; новый кластер; сюжетная таблица (кто? что? где? когда? сколько?). Приёмы и методы, актуальные на данном этапе: МОУ "Бабкинская СОШ"9

систематизированное новое знание; укрепление связей, заявленных на стадии вызова. Результаты: МОУ "Бабкинская СОШ"10

Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Третья стадия – рефлексия МОУ "Бабкинская СОШ"11

синквейн; эссе; сказка; телеграмма. Приёмы и методы, актуальные на данном этапе: МОУ "Бабкинская СОШ"12

присвоение знания; сформированное целостное представление о предмете; поставленные проблемы на дальнейшее продвижение. Результаты: МОУ "Бабкинская СОШ"13

С точки зрения традиционного урока эти этапы не представляют исключительной новизны: «вызов» – введение в проблему или актуализация имеющихся знаний учащихся; «осмысление» – изучение нового материала; «рефлексия» – закрепление материала, проверка усвоения знаний. Элемент новизны – это методические приёмы учебной работы. МОУ "Бабкинская СОШ"14

Модель построения уроков в ТРКМЧП МОУ "Бабкинская СОШ"15

Тип урока Этап Работа с информационным текстом Работа с художественным текстом ВзаимообучениеУрок-исследование Вызов мозговой штурм; кластер; рассказ; подсказка; «тонкие» и «толстые» вопросы и т.д. рассказ-предположение по ключевым словам (по заголовку); графическая систематизация материала (кластеры и таблицы); верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; словарная работа; рассматривание иллюстраций и т.д. верные-неверные суждения; корзина идей и т.д. мозговой штурм Осмысление маркировка текста, ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов и т.д. чтение с остановками; маркировка текста, дневник; поиск ответов на поставленные в 1-ой части урока вопросы. зигзаг (мозаика) заполнение таблиц; поиск ответов на поставленные в 1-ой части урока вопросы. Рефлексиявозвращение к кластеру.Кластер, составление словаря по тексту произведения, написание сочинения, исследование по отдельным вопросам. сводная таблицапредсказание МОУ "Бабкинская СОШ"16

Системы действий учителя и учащихся МОУ "Бабкинская СОШ"17

ЭтапыДействия преподавателяДействия учащихся Этап "Вызов" (актуализация субъектного опыта) 1. Нарисуйте в тетрадях познавательный объект так, как вы его себе представляете. 1. Каждый в тетради рисует познавательный объект так, как его себе представляет. 2. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о познавательном объекте. 2. Вспоминают все, что связано с рассматриваемым познавательным объектом. 3. В тетради нарисуйте таблицу (маркировочную таблицу) с тремя одинаковыми колонками. Рисует на доске таблицу. 3. Рисуют маркировочную таблицу МОУ "Бабкинская СОШ"18

ЭтапыДействия преподавателяДействия учащихся Этап "Вызов" (актуализация субъектного опыта) 4. В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете о познавательном объекте. 4. Записывают в левую колонку все то, что вспомнили о познавательном объекте. 5. Обменяйтесь своими мнениями в паре. 5. Обмениваются друг с другом своими знаниями. 6. Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем о познавательном объекте?). Записывает на доске в левой колонке таблицы все, что говорят учащиеся. Первая колонка таблицы маркируется словом Знаю. 6. Каждый по очереди информирует класс о том, что он знает о рассматриваемом объекте. Левая колонка таблицы маркируется словом Знаю. Дополняют записи в левой колонке таблицы. МОУ "Бабкинская СОШ"19

ЭтапыДействия преподавателяДействия учащихся Этап "Осмысление" 1. Предлагает учащимся классифицировать записанные на доске знания по каким-либо основаниям. 1. Предлагают основания для классификации полученных об объекте сведений. 2. На доске оформляется структурно-логическая схема (в соответствии с проведенной классификацией). 2. Записывают структурно-логическую схему, обсуждая вопрос о распределении по предложенным основаниям полученных на предыдущем этапе сведений. МОУ "Бабкинская СОШ"20

ЭтапыДействия преподавателяДействия учащихся Этап "Чтение с пометками" 1. Предлагает каждому ученику текст. 1. Получают распечатку текста 2. Дает задание учащимся: читаем и делаем в тексте пометки (не более 10 минут). Пометки: V - знаю; - – противоречит моим первоначальным представлениям; ? – хочу узнать; + – это для меня новое. 2. Читают текст и на полях делают предложенные учителем пометки. 3. Предлагает учащимся продолжить работу с маркировочной таблицей индивидуально. Маркирует две оставшиеся колонки таблицы: Хочу узнать и Узнал новое. 3. Самостоятельно в тетрадях заполняют маркировочную таблицу в соответствии со сделанными в тексте пометками. МОУ "Бабкинская СОШ"21

ЭтапыДействия преподавателяДействия учащихся Этап "Чтение с пометками" 4. Предлагает учащимся обсудить данные, записанные во второй колонке в ходе самостоятельной работы. Заполняет вместе с учащимися вторую колонку таблицы Узнал новое. 4. Участвуют в обсуждении. 5. Предлагает учащимся обсудить данные, записанные ими самостоятельно в третью колонку таблицы Хочу узнать. Заполняет в ходе обсуждения вторую колонку таблицы на доске. 5. Участвуют в обсуждении. 6. Задает по ходу обсуждения вопросы учащимся: Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?, У кого есть энциклопедии? др. 6. Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты. МОУ "Бабкинская СОШ"22

ЭтапыДействия преподавателяДействия учащихся Этап "Чтение с пометками" 7. Дает установку на домашнее задание: К следующему уроку необходимо ответить на возникшие вопросы по поводу новой информации. Если возникнут затруднения, попробуем разобраться вместе. 7. Выбирают тему для сообщения в соответствии возникшими вопросами. Записывают домашнее задание. Этап "Рефлексия" Предлагает учащимся разные способы инициирования рефлексии учащихся. Проводят рефлексию. Этап "Домашнее задание" Предлагает домашнее задание: напишите сказку (эссе и т.п.) (по выбору); составьте структурно-логическую схему с учетом новых знаний (по выбору учащихся). МОУ "Бабкинская СОШ"23

Ключевые слова «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы?» Таблицы «Толстые» и «тонкие» вопросы Игра «Как вы делаете?» Создание «личностного» текста. Методические приёмы технологии РКМЧП МОУ "Бабкинская СОШ"24

«Лови ошибку» Художественные формы письменной рефлексии. Решение творческих задач. Стратегия «Fishbone». Стратегия «РАФТ» МОУ "Бабкинская СОШ"25

Обязательным этапом работы над любым произведением является обмен мнениями. Реакция на текст будет более активной, если ее стимулировать вопросами, охватывающими три направления: - На что обратили внимание в тексте? Что запомнилось больше всего? Как думаете, почему? - Какие мысли возникли в связи с тем, что больше всего запомнилось? - Какие чувства испытали? Проблемный вопрос для совместного поиска может заранее подготовить учитель, но лучше, если он возникнет у учащихся. Только после этого может начаться дискуссия. По ходу диалога желательно вести "регистрационный журнал". В роли "регистрационного журнала" может выступать классная доска. Учитель не дает ответов на вопросы, ответы учащихся не хвалит и не ругает, но умело направляет к решению вопроса. Совместный поиск МОУ "Бабкинская СОШ"26

Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. "Двойные дневники" могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда дети получают задание прочитать текст большого объема дома. В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать эту цитату. 2 столбика:цитаты комментарии Двухчастный дневник МОУ "Бабкинская СОШ"27

Имеет третью графу - "письма к учителю". Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем о прочитанном. 3 столбика:цитата комментарии вопросы к учителю Трехчастный дневник МОУ "Бабкинская СОШ"28

Прием имеет своей целью обмен мнениями по наиболее актуальной проблеме для участников. Учитель формирует из детей 2 группы. Первая группа образует «внутренний» круг. Участники этой группы свободно высказываются по обсуждаемой проблеме. Участники 2 группы образуют «внешний круг», фиксируют высказывания участников внутреннего круга, готовя свои комментарии и вопросы. После окончания работы внутреннего круга учитель предлагает группе, образующей внешний круг, принять участие в обсуждении. Двухрядный круглый стол МОУ "Бабкинская СОШ"29

Основная задача приема-развитие творческого типа мышления. Обычно проводится в группах численностью 5-7 человек. Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент - до 15 мин. Второй этап - коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное- найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить. Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть отсрочен во времени и проведен на следующем уроке. Учебный мозговой штурм МОУ "Бабкинская СОШ"30

«Фишбоун» (рыбья кость). На верхней "косточке" записывается формулировка проблемы, а на нижней - факты, подтверждающие, что данная проблема существует. Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам. Фишбоун МОУ "Бабкинская СОШ"31

Диаманта- стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя из которых с противоположным значением, уместная для работы с противоположными по значению понятиями. 1, 7 строчки- антонимы существительные; 2 - два прилагательных к первому существительному; 3 - три глагола к первому существительному; 4 - два словосочетание с существительными; 5 - три глагола ко второму существительному; 6 - два прилагательных ко второму существительному. Например: Город Большой, древний Строится, растет, процветает Известный город, маленькая деревня Возрождается, развивается, кормит Красивая, родная Деревня. Диаманта МОУ "Бабкинская СОШ"32

Лекция - хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в ТРКМЧП заключается в том, что она читается дозированно. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время "стопа" идет обсуждение или проблемного вопроса, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально. Лекция со стопами МОУ "Бабкинская СОШ"33

Во время чтения текста нужно делать на полях пометки, а после прочтения текста - заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. Пометки: "v"- "знаю", "-" - "противоречит моим первоначальным представлениям", "?" - "хочу узнать", "+" - "это новое для меня". Инсерт МОУ "Бабкинская СОШ"34

Прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, сказке. Правила оформления: ствол дерева - тема, ветви - предположения, листья - обоснования этих предположений. Дерево предсказаний (Белланс) МОУ "Бабкинская СОШ"35

Форма организации работы индивидуальная. Предварительная работа: учитель готовит карточки 3-х цветов (красный, зеленый, желтый) в форме яблок и развешивает их на яблоне - древе знаний. На каждой карточке пишется вопрос одного из 3-х уровней сложностей. На уроке учитель предлагает ребятам проанализировать свою работу при изучении темы и, взвесив свои возможности, "собрать урожай", учитывая, что "красные яблоки уже созрели" - они висят высоко, сорвать их тяжело, поэтому вопросы на них самые трудные; "желтые яблоки"- висят ниже, сорвать легче - вопросы тоже легче; "зеленые яблоки" - висят совсем низко, поэтому и вопросы самые простые. Ученики отвечают на вопросы в тетрадях, а учитель получает хороший материал для диагностики не только в освоении темы, но и уровня самооценки учащихся. Древо знаний МОУ "Бабкинская СОШ"36

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Правила оформления. Рисуем модель Солнечной системы: звезда(тема), планеты и их спутники. Кластеры могут быть "предварительными" (на стадии вызова) и "новыми" (на стадии рефлексии). Кластеры (автор Гудлат) МОУ "Бабкинская СОШ"37

Первоначальные стимулы для прогноза – название и картинка. Определите место и время действия. Определите характеры. Определите жанр текста. Как вы думаете, о чём будет рассказ? Первая остановка во время чтения. Характеры и место действия определились (подтверждено или опровергнуто предположение?) Завязывается сюжет, стартовый момент, проблема, реакция/последствия. Каковы были ваши предположения? Что заставило вас так подумать? Прочитайте эту часть рассказа вслух. Что, как вам кажется, произойдёт дальше? Вторая остановка во время чтения. Подтверждаются ли ваши предположения? Дети к этому моменту должны понять сюжет и дать точные прогнозы. Чтение с остановками МОУ "Бабкинская СОШ"38

Эти графические формы организации могут стать ведущим приемом на смысловой стадии. Учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли, ответы на вопросы: что мне известно по данной теме? что нового я узнал из текста? Дневники и бортовые журналы (Гудлат) МОУ "Бабкинская СОШ"39

Применяется при работе с небольшим классом. Ребята делятся на четвёрки, у каждого номер от 1-го до 4-го. После этого раздаются тексты. Коротко обсуждают название текста, тему. Каждый из 4-х ребят должен разобраться со своей частью текста. Всего 4 части, в каждой группе 4 участника. Значит, каждый должен разобраться со своей частью текста, а остальные 3 ему помогут понять другие 3 члена группы по очереди. После этого все первые номера объединяются для работы над своим отрывком. То же самое делают вторые, третьи и четвёртые номера. Таким образом, в классе 4 группы и каждая работает над своей частью текста. Группа более чем из 4 человек работает неэффективно. Если в классе 30 человек, можно ещё до начала работы поделить класс пополам, чтобы одна половина работала по методу «Зигзаг», вторая занималась самостоятельной работой. Учитель выступает как организатор и координатор. «+» ребёнок не проскакивает новую информацию, а привыкает вдумчиво читать. Антипод курсов быстрого чтения. Модель «Зигзаг» МОУ "Бабкинская СОШ"40

Синквейн даёт возможность подвести итог полученной информации, изложить в нескольких словах сложные идеи, чувства и представления. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. На первой строчке записывать одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записывают 3 глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвёртой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает своё отношения к теме. Последняя строчка – это резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Синквейн МОУ "Бабкинская СОШ"41

На стадии вызова с ключевыми словами можно составить рассказ или расставить их в определенной последовательности. На стадии осмысления будем искать подтверждение своим предположениям, расширяя объем изучаемого материала. На стадии рефлексии можно использовать прием "Составление телеграммы, инструкции, памятки". Ключевые (опорные) слова МОУ "Бабкинская СОШ"42

Предлагается ассоциативный ряд, отражающий содержание текста. Учащимся нужно найти лишнее понятие, что позволяет определить уровень владения материалом. Задание направлено на развитие предметных компетентностей. Что лишнее МОУ "Бабкинская СОШ"43

Прием может быть использован на любой из 3 фаз урока. "Тонкие вопросы"- это вопросы, требующие простого, односложного ответа (Кто автор рассказа «Злоумышленник»?). Их записываем в правую колонку. В левой колонке -вопросы, требующие развернутого ответа ("толстые вопросы"). Толстые и тонкие вопросы ТОНКИЕ ? Что? Когда? Может...? Будет...? ТОЛСТЫЕ ? Дайте 3 объяснения, почему...? Почему Вы думаете...? Почему Вы считаете...? В чем различие...? Предположите, что будет, если...? Что, если...? МОУ "Бабкинская СОШ"44

Детям предлагается придумать вопросы, отражающие содержание текста, что позволяет определить глубину овладения материалом. Задание направлено на формирование информационных и коммуникативных компетентностей, способствует обогащению словарного запаса. Внимание уделяется анализу составленных вопросов ("тонких" и "толстых"). Ромашка вопросов МОУ "Бабкинская СОШ"45

Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов, используем данный приём Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию. Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно- следственных связей. Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза. Вопрос к тексту МОУ "Бабкинская СОШ"46

РЕПРОДУКТИВНЫЕ ВОПРОСЫ (простые) ПАМЯТКА ДЛЯ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ 1.Какие события описываются, проигрываются (в статье, рассказе, документе, инсценировке…) 2.Что называют…? (при условии, что в тексте было определение слова). 3.Перечислите основных участников событий. 4.Назовите этапы события. 5.Назовите действия участников ситуации. МОУ "Бабкинская СОШ"47

ПРОДУКТИВНЫЕ ВОПРОСЫ ПАМЯТКА ДЛЯ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ I. Вопросы на анализ В чём причины? Каковы последствия? Что послужило толчком к событиям? II. Вопросы на обобщение Каковы итоги? Какой вывод можно сделать? Дайте общую оценку. III. Вопросы на прогнозирование Как вы думаете, что будет, если…? МОУ "Бабкинская СОШ"48

ПРОДУКТИВНЫЕ ВОПРОСЫ ПАМЯТКА ДЛЯ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ IV. Проектные вопросы( вопросы на синтез информации) Что можно было бы сделать, чтобы ситуация не стала столь запутанной? Предложите свои пути выхода из кризиса, из создавшейся проблемы. V. Вопросы на выделение сущности Что составляет основу? В чём смысл ситуации? Какова главная идея (мысль)? VI. Вопросы на обоснование позиции, идеи Почему вы считаете, что…? Чем вы можете доказать? Приведите аргументы, подтверждающие… Обоснуйте свою позицию. МОУ "Бабкинская СОШ"49

Вопросы и задания по тексту: Что понравилось? Что было интересно? Что нового узнали? Выскажи свое мнение. Оцени достоверность и полноту информации. Обсуди с товарищем полученную информацию с разных точек зрения. Соотнеси свою точку зрения с позицией автора. Воспользуйся другими источникам для установления достоверности информации. Приемы развития умения оценивать информацию МОУ "Бабкинская СОШ"50

Дискуссия - от лат. "исследование", "разбор", "обсуждение какого-либо вопроса". Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является: уважение к различным точкам зрения ее участников, совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача - обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором - это возможность переосмысления полученных сведений, сравнения собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Групповая дискуссия МОУ "Бабкинская СОШ"51

Использование дискуссионных форм работы способствует выработке у учащихся навыков совместной деятельности, умение слушать и слышать, способности стать на точку зрения партнера или склонить собеседника к собственной. Проблема, которая выносится на дискуссию, должна быть спорной неоднозначной, должна содействовать активному вовлечению учащихся в диалог. Правила ведения дискуссии: 1) Будьте открытыми и годовыми к обсуждению проблемы. 2) Высказывайте свое мнение свободно и давайте возможность высказываться другим. 3) Внимательно слушайте других. Стремитесь вникнуть в то, что они говорят. 4) Уважайте чужое мнение. Не говорите: "Вы не правы", а только - "Я с вами не согласен". 5) Споря об очевидном, не теряйте время. 6) Не стремитесь любым путем одержать победу в споре. Помните: истина не принадлежит вам, как не принадлежит никому. МОУ "Бабкинская СОШ"52

Дает возможность работать с текстом в целом-на уровне его идеи и проблематики, позволяет избежать учащимся однозначной трактовки событий и явлений. Она интересна еще и тем, что позволяет детям овладеть приемами аргументации, научного доказательства, умения отстаивать собственную точку зрения, критически подходить к чужим и собственным суждениям. Технология перекрестной дискуссии включает следующие этапы: 1. Формулировка дискуссионного вопроса. Вопрос должен быть проблемным и не иметь однозначного ответа. 2. Формулировка аргументов "за" и "против". 3. Озвучивание аргументов: вначале "за", затем "против". Здесь необходимо внимательно слушать друг друга, чтобы не повторять сказанное. Перекрестная дискуссия МОУ "Бабкинская СОШ"53

Учащимся предлагается разбиться на пары и начертить таблицу и заполнить ее. После того, как оба списка готовы, одна пара присоединяется к другой паре. Они сравнивают записи и приходят к определенному выводу, который вывешивается на доске, чтобы с ним могли ознакомиться другие группы, приводя примеры, цитаты из текста. Таблица включает 3 столбика: 1) аргументы "за"; 2) вопросы для дискуссии; 3) аргументы "против". МОУ "Бабкинская СОШ"54

1. Выделение ключевых слов. 2. Разбиение длинных предложений на более короткие по принципу "Одно предложение-одна мысль". 3. Перестановка предложений для создания текста с трехчастной формой. 4. Создание концепта для уменьшения его объема и приближения субъекта и предиката действия друг к другу. 5. Синонимическая замена отдельных слов текста. Приемы интерпретации текста математических задач МОУ "Бабкинская СОШ"55

формирует воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов; важен для развития речи и эмоционального развития ребенка. Прием драматизации (инсценирования): МОУ "Бабкинская СОШ"56

Учитель загадывает нечто (предмет, литературного или исторического персонажа и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: " да", "нет", "и да, и нет". После игры обязательное краткое обсуждение: Какие вопросы были сильными? Какие - слабыми и почему? Да-нетка МОУ "Бабкинская СОШ"57

ЧТОБЫ УЗНАТЬ - НАРИСУЙ Прием дает возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки. Психорисунок, цветопись МОУ "Бабкинская СОШ"58

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока. Лови ошибку МОУ "Бабкинская СОШ"59

Является вторичным текстом, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму (в рисунок, схему, таблицу) способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах и вкус к такой работе. Опорный конспект составляется учителем для учеников (чтобы дети усвоили представленную в нем информацию) или детьми (тогда учитель оценит, насколько они поняли прочитанный или услышанный исходный текст) или совместными усилиями учителя и детей в диалоге (для создания атмосферы поиска, маленького открытия). Опорный конспект МОУ "Бабкинская СОШ"60

Таким образом, умение составлять опорный конспект - одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний. Применение опорных конспектов на уроках истории, что немаловажно, приводит к изменению системы проверки знаний. Теперь, это не просто проверка знания параграфа или пункта темы, а контроль за знанием целых тем, событий, причинно-следственных связей. Блок-тема зашифрована в систему знаков-опор. Это символы, слова, даты, стрелки перехода или превращения, знака противостояния или союза. При этом большинство этих знаков унифицировано. Они позволяют выявить и зафиксировать общие причины и тенденции исторического процесса. Знаки опорного конспекта сгруппированы в отдельные мини-блоки, в среднем каждый опорный конспект состоит из восьми-десяти таких, помеченных номерами мини-блоков. Завершает цепочку знаков вывод по теме или оценка последствий событий. Опорный конспект МОУ "Бабкинская СОШ"61

В этом виде деятельности идет детальная поэтапная разборка материала. Ученики самостоятельно ставят перед собой проблему и самостоятельно ищут пути ее решения для достижения конечной цели по следующему алгоритму: ПРОБЛЕМА: ЧТО ЕСТЬ ДЛЯ РЕШЕНИЯ: ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ: РЕШЕНИЕ: Лист решения проблем МОУ "Бабкинская СОШ"62

Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными. Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз. Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития! Важно нормальное, человеческое отношение к ученикам, важна обстановка, в которой они живут. Ошибка находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой. Недопустимо использовать слова: «Об этом будем говорить позже, потом», все надо решать сразу. Правила работы с детьми 1-3 МОУ "Бабкинская СОШ"63

Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно». Нельзя говорить: «Кто прочитает лучше Кати?» Недопустимо сравнивать ученика с кем-либо, сравнивайте его только с его успехами, продвижениями в развитии! На уроке все должны находиться в спокойном состоянии, а не в стрессовом! Школьник должен знать, что его в школе любят, ему верят, его прощают. Почаще напоминайте ученикам, что их мнение важно для вас. Правила работы с детьми 2-3 МОУ "Бабкинская СОШ"64

Эмоциональный отклик лучше вежливого равнодушия, даже пусть нарушение школьной дисциплины. Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время. На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения. Больше всего дети утомляются в бездействии. Почаще ставьте себя на место ребенка. Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков. Не забывайте, что на уроке продолжается жизнь ребенка! Правила работы с детьми 3-3 МОУ "Бабкинская СОШ"65

Ничего не сообщайте в готовом виде, новое ученик открывает в систематическом выполнении упражнений. Начинайте задания в общей формулировке, это вам поможет: увидеть, на что способен учащийся в этой деятельности; создать ситуацию помощи менее успевающим учащимся через сильных; сформулировать задание более конкретно. ПАМЯТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ НА КАЖДЫЙ УРОК: 1-3 МОУ "Бабкинская СОШ"66

Держите паузу после постановки задания. Не спешите с оценкой ответа, чтобы не прерывать ученика. Не оставляйте без обсуждения ни одного ответа, даже неверного. Приучайте обосновывать свои ответы без напоминания. ПАМЯТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ НА КАЖДЫЙ УРОК: 2-3 МОУ "Бабкинская СОШ"67

Приучайте слушать ответы учащихся, одноклассников. Приучайте самостоятельно воспринимать задания на слух, без дополнительного объяснения, на какие моменты нужно обратить внимание. Правильное выразительное чтение на любом уроке. Продумывайте варианты ответов учеников и вашу реакцию на ответы. ПАМЯТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ НА КАЖДЫЙ УРОК: 3-3 МОУ "Бабкинская СОШ"68