Профилактика и преодоление неуспеваемости обучающихся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Неуспеваемость школьников Для методического семинара «Причины неуспеваемости школьников» Учитель физики Петунина А.Б. Высшая категория.
Advertisements

МОУ "Любимовская СОШ" Работа с неуспевающими Материалы по предупреждению неуспеваемости учащихся.
Внутренние причины по отношению к школьнику. Недостатки биологического развития: А). Дефекты органов чувств Б). Соматическая ослабленность В). Особенности.
Взаимодействие классного руководителя с учителями – предметниками по работе с неуспевающими учениками, с одаренными детьми для улучшения учебно-воспитательного.
МОУ СОШ с углубленным изучением математики и физики 4 города Георгиевска Общешкольные меры предупреждения неуспеваемости школьников Вот и закончилась третья.
Методические рекомендации для работы со слабоуспевающими учащимися Автор: Швецова И.В., заместитель директора по УВР учебный год.
Методы и приемы работы со слабоуспевающими учащимися Методическое совещание.
РМОУ Станционно- Ояшинская СОШ Модель системы работы школьного методического объединения учителей физики, математики, информатики 2009год.
Работа учителя с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно- познавательной деятельности.
Работа со слабоуспевающими учащимися (методические рекомендации) Учитель русского языка и литературы Решетникова Галина Николаевна МОУ: Побединская средняя.
Профилактика и преодоление неуспеваемости учащихся.
Организация работы с детьми из «группы риска»при подготовке к ГИА Туленкова Н.В. Учитель математики МОУ «Просторская средняя общеобразовательная школа»
Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости.
Внутреннее отношение к школьнику. Недостатки биологического развития личности Недостатки психического развития личности Недостатки воспитанности личности.
Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема. Формы и методы работы с неуспевающими. Понятие школьной неуспеваемости. Понятие школьной.
Пути преодоления неуспеваемости. Почему ребенок плохо учится?
Контроль – это проверка процесса и результата труда. Он позволяет проникнуть в существо учебно – воспитательного процесса. Контроль в педагогическом труде.
МБОУ «Общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого - либо значительного.
Система диагностики и коррекции как снятие психолого- педагогических трудностей при обучении математике слабоуспевающего ученика начальной школы.
Транксрипт:

Профилактика и преодоление неуспеваемости обучающихся

Работа по преодолению неуспеваемости обучающихся включает: Выявление причин неуспеваемости; Выявление причин неуспеваемости; Индивидуальный план работы по ликвидации пробелов в знаниях. Индивидуальный план работы по ликвидации пробелов в знаниях.

Классный руководитель: Своевременный контроль успеваемости ученика по классному журналу; Своевременный контроль успеваемости ученика по классному журналу; Своевременное информирование родителей; Своевременное информирование родителей; Контроль посещаемости; Контроль посещаемости; Работа с родителями по созданию необходимых для обучения условий. Работа с родителями по созданию необходимых для обучения условий.

Учитель: Индивидуальная работа на уроке в соответствии с рекомендациями психолога; Индивидуальная работа на уроке в соответствии с рекомендациями психолога; Рекомендации родителям по оказанию помощи ученику; Рекомендации родителям по оказанию помощи ученику; Индивидуальные дополнительные занятия; Индивидуальные дополнительные занятия; Организация работы консультантов по предмету; Организация работы консультантов по предмету; Индивидуальное консультирование. Индивидуальное консультирование.

Психолог: Изучение уровня интеллектуального развития учащегося, его наклонностей; Изучение уровня интеллектуального развития учащегося, его наклонностей; Изучение психологического состояния ребенка; Изучение психологического состояния ребенка; Рекомендации учителям; Рекомендации учителям; Социально-психологический тренинг. Социально-психологический тренинг.

Социальный педагог: Контроль посещаемости; Контроль посещаемости; Индивидуальная работа с ребенком и родителями; Индивидуальная работа с ребенком и родителями; Обсуждение на Совете профилактики; Обсуждение на Совете профилактики; Работа с правоохранительными органами. Работа с правоохранительными органами.

Администрация общеобразовательного учреждения Контроль работы по ликвидации пробелов на уроке, во внеурочное время; Контроль работы по ликвидации пробелов на уроке, во внеурочное время; Контроль работы учителей, классных руководителей с дневниками обучающихся; Контроль работы учителей, классных руководителей с дневниками обучающихся; Контроль тетрадей индивидуальной работы с учеником; Контроль тетрадей индивидуальной работы с учеником; Контроль работы социально- психологической службы. Контроль работы социально- психологической службы.

Причины неуспеваемости Внутренние по отношению к школьнику Внешние по отношению к школьнику Недостатки биологического развития Недостатки психического развития личности Недостатки воспитанности личности Недостатки образования личности Недостатки опыта влияний школы Недостатки влияний внешкольной среды 1.Дефекты органов чувств. 2.Соматическая ослабленность. 3.Особенности ВНД, отрицательно влияющие на учение. 4.Психопатоло- гические отклонения. 1.Слабое развитие эмоциональной сферы. 2.Слабое развитие воли. 3.Отсутствие познавательных интересов, мотивов, потребностей. 1.Недостатки в развитии качеств личности. 2.Недостатки в отношении к учителям, коллективу, семье. 3.Недостатки в трудовой воспитанности. 1.Пробелы в знаниях и специальных умениях. 2.Пробелы в навыках учебного труда. 1.Недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр. 2.Недостатки воспитательных влияний школы. 1.Недостатки влияний семьи. 2.Недостатки влияний сверстников. 3.Недостатки влияний культурно- производствен- ного окружения.

Профилактика неуспеваемости

В процессе контроля за подготовленностью обучающихся Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у школьников наибольшие затруднения; Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у школьников наибольшие затруднения; Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении; Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении; Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки; Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки; По окончании изучения темы или раздела обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьников, выявлять причины отставания. По окончании изучения темы или раздела обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьников, выявлять причины отставания.

При изложении нового материала Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала; Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала; Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала; Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала; Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний; Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний; Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта; Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта; Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при устных ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы; Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при устных ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы; Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях; Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях; Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность; Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность; Учить умениям планировать работу, выполнять её в должном темпе и осуществлять контроль. Учить умениям планировать работу, выполнять её в должном темпе и осуществлять контроль.

При организации самостоятельной работы вне класса Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения; Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения; Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками; Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками; Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками; Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками; Согласовывать объём домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников. Согласовывать объём домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему ученику 1.Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и прочее). 2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности. 3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и другое). 4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашний заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и другое). 5. Различные формы взаимопомощи. 6. Дополнительные занятия учителя с учеником.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

В процессе контроля за подготовленностью обучающихся Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе; Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе; Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски; Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски; Предложение учащимся примерного плана ответа; Предложение учащимся примерного плана ответа; Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления; Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления; Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала Применение мер поддержания интереса к усвоению темы; Применение мер поддержания интереса к усвоению темы; Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала; Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала; Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.; Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.; Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых; Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых; Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее; Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее; Напоминание приема и способа выполнения задания; Напоминание приема и способа выполнения задания; Указание на необходимость актуализировать то или иное правило; Указание на необходимость актуализировать то или иное правило; Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений; Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений; Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению; Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению; Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих; Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих; Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

При организации самостоятельной работы Выбор для слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа; Выбор для слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа; Более подробное объяснение последовательности выполнения задания; Более подробное объяснение последовательности выполнения задания; Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек- консультаций, карточек с направляющим планом действий. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек- консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Меры предупреждения неуспеваемости ученика Всестороннее повышение эффективности каждого урока! Всестороннее повышение эффективности каждого урока! Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов! Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов! Индивидуальный подход к учащемуся! Индивидуальный подход к учащемуся! Специальная система домашних заданий! Специальная система домашних заданий! Усиление работы с родителями! Усиление работы с родителями! Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение! Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение!

Памятка для работающих с неуспевающими учениками Фамилия, имя, отчество ученика. Фамилия, имя, отчество ученика. Класс. Класс. По каким предметам не успевает. По каким предметам не успевает. Поведение ученика. Поведение ученика. Причины, которые привели к плохой успеваемости. Причины, которые привели к плохой успеваемости. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используют в работе с учеником. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используют в работе с учеником. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика. Сколько времени уже длится эта работа. Сколько времени уже длится эта работа. Какие результаты наблюдаются, есть ли результаты работы. Какие результаты наблюдаются, есть ли результаты работы.

«Быстрое накопление знаний, приобретаемых при слишком малом самостоятельном участии, не очень плодотворно. Ученость также может родить лишь листья, не давая плодов.» Лихтенберг Г.