Сущность профессионального самоопределения. Профориентация Касьянова Татьяна Ивановна канд.пед.наук, доцент Институт государственного управления и предпринимательства.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация профориентационной работы в школе в рамках реализации содержания образования РК БУП НСО основного и среднего (полного) общего образования Лузан.
Advertisements

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
Роль профессиональной работы в предпрофильной подготовке учащихся.
Начальник центра научно-методического обеспечения воспитательной работы УО «РИПО»
Содержание разделов проекта «Мой выбор» Шаг 1: Проблема Шаг 2: Осознание проблемной области Шаг 3: Определение потребности и ее формулировка Шаг 4: Определение.
Актуализация проблематики выбора профессии.. Задачи Нашей задачей является, как можно значимей внести проблему выбора профессиональной деятельности в.
Профориентационная деятельность в школе. получение данных об интересах, способностях и возможностях обучающихся; обеспечение широкой вариативности профильного.
УЧРЕЖДЕНИЕ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ» ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ (в помощь выбирающему профессию)
Профориентация и ЕГЭ Как правильно выбирать профессию?
Творожникова В.А. Руководитель отдела профориентационной работы ГАУ РК «РИЦОКО»
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ПРОДУКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Выпускная квалификационная работа Выполнил: Усольцева.
Подготовил учитель высшей категории Шалдырван Г.М. Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3 ст. Зеленчукской»
Профориентационная работа в ОУ в условиях ФГОС нового поколения Составил: старший преподаватель кафедры развития профессионального образования ГОУ КК ККИДППО.
Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающегося: сущность, проблемы, критерии и условия организации Банцова М.Г., Братский.
Психологическое сопровождение процесса самоопределения старшеклассников Выполнил: педагог-психолог ГБОУ Борского психологического центра Колесникова Н.Ю.
Цели и задачи профориентационной работы в школе Выполнили: Сугралинова Мадина, Коляда Ангелина, Абилова Эльвена, Каскабасова Алия.
Нормативно-правовое обеспечение профориентационной работы МБОУ Лицей.
ТОМСК КЛАССЫ 03 Цель профориентационного содействия в школе - постепенно сформировать у ребенка внутреннюю готовность самостоятельно.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Профессиональная ориентация как условие социализации личности современного ученика Левина Оксана Евгеньевна, руководитель кабинета профориентации МОУ "Лицей.
Транксрипт:

Сущность профессионального самоопределения. Профориентация Касьянова Татьяна Ивановна канд.пед.наук, доцент Институт государственного управления и предпринимательства УрФУ

В чем суть профессионального самоопределения? До сих пор нет точного определения сущности «профессионального самоопре- деления». Поэтому обращение к данной проблеме занимает важное место в твор- ческом поиске не только педагогов и пси- хологов, но и философов, методологов, писателей, представителей различных направлений науки и искусства.

Н.С.Пряжников Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации.

Сущность самоопределения «Смысл самоопределения видят в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность» П.Г.Щедровицкий

Это важно! В современном мире усиливается внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения.

Ведущие специалисты- практики и теоретики, работающие в области профессиональной ориентации и профконсультирования: Е.А.Климов, А.Е.Голомшток, В.В.Назимов, Н.С.Пряжников, Е.И.Головаха, А.А.Кроник, В.М.Розин, Э.Ф.Зеер и др.

Схема построения личного профессионального плана Осознание ценности общественно полезного труда и необходимости профессиональной подготовки. Общая ориентировка в социально-экономической ситуации, в мире профессий. Выделение дальних и ближних целей и этапов. Знание о профессиях, специальностях. Представление о внутренних и внешних препятствиях, знание путей и способов преодоления препятствий. Самопознание, как важная основа самоопре- деления.

Семь типов самоопределения Н.С.Пряжников В конкретной трудовой функции; На конкретном трудовом посту; На уровне конкретной специальности; В конкретной профессии; Жизненное самоопределение (выбор образа и стиля жизни); Личностное самоопределение (нахождение самобытного образа «Я», постоянное развитие и утверждение этого образа); Самоопределение личности в культуре (вклад в развитие культуры в широком смысле: производство, искусство, наука, религия и т.д.).

Пять уровней самореализации в деятельности Агрессивное неприятие (деструктивный уровень); Стремление мирно избежать деятельности; Выполнение по образцу, по шаблону, по инструкции (пассивный уровень); Стремление усовершенствовать отдельные элементы; Стремление обогатить, усовершенствовать деятельность в целом (творческий уровень).

Три уровня осуществления деятельности: (А.Р.Фонарев) Исполнительский (работа по инструкции); На уровне планирования (специалист находит смысл в деятельности, предъявляет к ней новые требования); На уровне проектирования (творчест- во, чувство хозяина, превращение труда в культуру).

Соотношения «личностного» и «профессионального» пространства 1. «Личностное» (более широкое) и «профессиональное» пространство существуют без пересечения (человек функционирует формально, отбывая время на работе и считая его потерянным); 2. Полное совмещение, когда человек не мыслит себя вне работы, и свое «личное» втискивает в профессиональные рамки; 3. Частичная идентификация личности со своей профессиональной ролью; 4. Полное включение профессиональных ценностей в личное пространство, значительно более широкое и многомерное

Различные варианты соотношения «личностного» и «профессионального» пространства Схема...

Особенности профессионального самоопределения в современных условиях Расширение пространства выбора профессиональ- ного пути; Негарантированный характер занятости; Динамичность и неопределенность структурной занятости; Социальное неравенство, касающееся шансов различных категорий молодежи в выборе профес- сии и профессиональном образовании; Повышение собственной ответственности за приня- тие индивидуального решения.

Зона оптимального выбора профессии это совмещение – хочу – могу – надо.

МОГУ Здоровье Способности Интеллект Темперамент Характер Опыт

ХОЧУ Интересы Склонности Направленность Мотивы Жизненные ценности

надо Потребности общества в кадрах: * ситуация на рынке труда; * прогноз рынка труда; * информация о профессиях;

Профессиограмма Классификационная карточка профессий. Доминирующие виды деятельности. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (способности, личностные качества, интересы, склонности). Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности. Области применения профессиональных знаний. История профессии. Некоторые профессии, которые также подходят человеку с данным типом личности. Учебные заведения, обучающие данной профессии.

Классификационная карточка наименование профессии; доминирующий способ мышления; область базовых знаний; профессиональная область; межличностное взаимодействие; доминирующий интерес; дополнительный интерес; условия работы.

Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, с: Учебное пособие подготовлено по результатам исследований, проведенных на факультете психологии Моск. гор. пед. универ. в рамках совместного российско- французского проекта. Материалы пособия ориентированы на оказание помощи учащимся средней школы, выбирающим свою будущую профессиональную карьеру.

Атлас профессий (надо) С полным «Атласом профессий» можно познакомиться на сайте Минздравсоцразвития России

Профориентационный вестник для учащихся «Мой выбор – моя профессия» ОТРАСЛЕВЫЕ ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ УЗНАЙ О СОДЕРЖАНИИ ПРОФЕССИЙ XXI ВЕКА В ПОМОЩЬ ВЫПУСКНИКУ На сайте службы занятости Свердловской области: szn.gossaas.ru

Что Я «хочу»? – Что для меня привлекательно? К чему я стремлюсь? Составляющие направленности желание стремление интересы склонности потребности убеждения установки ценности идеалы

Тип профессии. Требования профессии к человеку Человек –природа Любовь к природе понимание ее законов. Наблюдательность, эмоциональная устойчивость. Человек –техника Высокий уровень развития наглядно- образного мышления, пространственных представлений, технические способности. Человек –человек Умение устанавливать и поддержи- вать контакты с людьми, эмпатия, доброжелательность, умение владеть собой, речевые способности. Человек –знаковая система Абстрактное мышле- ние, внимание, высокая работоспособность, усидчивость. Человек –художественный образ Развитый художественный вкус, высокая чувствительность, богатое и яркое воображение, наглядно-образное мышление.

Значение способностей (могу) Способности определяют область оптимальной деятельности и ее плодотворность Способности сравнивают с мотором, а темперамент и характер – с топливом, которое необходимо для работы этого мотора.

Признаки способностей Легкость и быстрота освоения деятельности. Гибкость, возможность совершать действия разными способами. Легкость переноса навыков на другие виды деятельности Отзывчивость не помощь, существенное повышение эффективности деятельности в ответ на нее.

Способности Физические – сила, быстрота реакции, выносливость, гибкость и др. Психические – общие : умственные способности, волевые качества. с пециальные музыкальные, литературные, организаторские, технические, математические и т.д.

ЭТО ВАЖНО! Примерно на 50-60% способности предопределены врожденными характеристиками, а на оставшиеся 40-50% - условиями жизни человека.

Разновидности способностей Лингвистические Логико-математические Пространственные Межличностные

ЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ Правильный выбор профессии – согласование между профессиональными требованиями и стандартами с одной стороны и человеческими склонностями, интересами, потребностями, задатками, способностями, талантами с другой. Неправильный выбор профессии – ведет к формированию «профессионального стресса», который выражается в отсутствии удовлетворения от работы, в неврастении, психосоматических заболеваниях (язва желудка, экзема, астма), усталости.

Группы выборов Навязанный выбор Генетический или оперотропический выбор Свободный выбор

Навязанный выбор Родительский сценарий Династический выбор Родительское завещание Консультационный выбор Профессиональная эстафета Телевизионный выбор Компенсаторный выбор Стадный выбор Социально-инфраструктурный выбор Терминально-прагматический выбор Криминогенный выбор, или антипрофессии Патологический выбор

Генетический, или оперотропический выбор Выбор профессии, определяемый латентными генами называется генетически детерминированным или, оперотропическим (opero - профессия, tropismus - притяжение).

Сквозная профессия Циклические профессии Профессия – трамплин Профессия -ступенька Свободный выбор

Ранняя юность (13-17 лет) Этап ранней юности - осознание таких категорий, как ЧТО ЕСТЬ Я, МИР, ЖИЗНЬ, СМЕРТЬ. В данный период жизни человек решает вопросы: КЕМ БЫТЬ? КАКИМ БЫТЬ? C КЕМ БЫТЬ?

Новообразования ранней юности Физиологическое созревание; Формирование абстрактно- теоретического и понятийного мышления; Социальная идентификация; Освоение нравственности и морали; Выбор карьеры. Желание спроектировать жизненный план.

Кризисы ранней юности Кризис социальной принадлежности (успешный выход – «Я нужен»)

Резервы развития Возможность осуществить свободный выбор. Главный фактор - социальная среда.

Сложности профориентационного выбора в возрасте ранней юности: Необходимость воспроизвести, спроектировать портрет будущего работника на рынке труда, готового «жить и работать по-рыночному». В целом этот образ достаточно противоречив,что отражает сложные реалии и специфику современ- ного российского рынка. Формирование реалистических и сбаланси- рованных оценок социальной и личной ситуации, и на этой основе утверждение реалистических ориентиров профессионального выбора и самоопределения.

При профессиональном самоопределении в юности необходимо учитывать: динамичность ценностных ориентаций в области образования и профессиональной деятельности; многообразие факторов, детерминирующих характер и особенности профессиональных намерений; степень устойчивости профессиональных намерений; содержание социальных и профессиональных ожиданий, адекватность уровня притязаний; самооценку способностей и возможностей; существующие в обществе стереотипы в сфере профессиональной деятельности.

Это важно! Период ранней юности отличается расплывчатостью, аморфностью профессио- нальных планов, которые чаще всего имеют характер мечты. Подросток «…чаще всего воображает себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональ- ных ролях, но окончательный психологи- ческий обоснованный выбор профессии сделать не может» (Э.Ф. Зеер)

Личностные и профессиональные планы старшеклассников формулируются то слишком конкретно (стать именно таким-то специалис- том, поступить на такой-то факультет), то, напротив, чересчур в общем виде («служить прогрессу человечества», «быть полезным обществу человеком»). В первом случае цель недостаточно гибкая для реализация; во втором случае – неопределенность затрудняет необходимую для успешного самооп- ределения концентрацию сил.

Наибольшая трудность для старшеклассника заключается в совмещении ближней и дальней временной перспективы. Ближняя перспектива – непосред- ственно сегодняшняя и завтрашняя деятельность. Дальняя перспектива – долгосроч- ные жизненные планы.

Значительное место в жизни старших школьников занимает поиск понимания в общении. Общение самостоятельная ценность. В общении две противоположные тенденции: расширение сферы общения; растущая индивидуализация.

Расширение сферы общения: увеличение времени, которое расходуется на общение; расширении социального пространства (появление в числе ближайших друзей учащихся других школ, колледжей и лицеев, студентов, рабочих); расширение географии общения; феномен - «ожидание общения» ( поиск общения, постоянная готовность к контактам).

Растущая индивидуализация отношений: строгое разграничение природы взаимоотношений с окружающими; высокая избирательность в дружес- ких привязанностях; максимальная требовательность к общению в диаде.

Проблема профессионального самоопределения не может решаться только в общении со сверстниками, социальный опыт которых приблизительно одинаков; обращение к взрослым неизбежно, но при условии, что оно будет иметь доверительную форму. Природа отношений между учителем, профконсультантом и школьником в ходе консультирования, должна соответствовать потребностям, удовлетворения которых старшеклассник ищет в общении.

Юность (18–22 года) Начало самостоятельной взрослой жизни. Для него характерно достижение духовной и социальной зрелости, появление профессио- нального опыта, завершение профессионального самоопределения. Человек, как бы пропустивший предыдущий этап, оказывается неготовым к решению проблем данного этапа своей жизни.

Новообразования юности Независимое существование (материальное, моральное, социальное); Принятие решения о начале карьеры. Прогноз профессионального будущего; Освоение общественной морали; Переход от действия на уровне «Я» должен» к «Мы» должны»; Установление прочных интимных отношений. Понимание их природы.

Кризис юности Кризис идентификации: «Я знаю, зачем я родился».

Резервы развития Развитие сензитивности. Возможность узнать, изучить себя. Формирование ответственности за свой выбор, за себя. Независимое материальное существование

Молодость (23–30 лет) Социальная ситуация развития Новая семья; Работа (профессиональное окружение); Другие связи (отдых, хобби); Окружающее общество.

Новообразования молодости Жизнь в новой семье. Проблемы психологической совместимости; Освоение родительской роли; Принятие решения о развитии карьеры; Выработка индивидуального стиля жизни; Принятие жизненных обязательств по отношению к другим людям. Я как мать (отец) должна (должен).

Кризис молодости Кризис социального бытия «Я способен быть в этом обществе». (Не получилось и не хочу - «Психологическая смерть»).

Резервы развития Независимое материальное существование. Возможность по-новому спланировать профессиональную карьеру.

Схема соответствия профориентационных задач и образовательно-возрастных групп Уровни профессионального самоопределения Учащи еся Выпуск ники Студен ты Взрослые работающие специалисты Безрабо тные 1. Формирование готовности к самоопределению Конкретный профессиональный выбор Освоение профессии и уточнение специализации в ходе учебы Совершенствование в выбранной профессии Освоение смежных профессий. ++.

Профессиональная ориентация является вторичной по отношению к социальной. Молодой человек сначала выбирает не конкретную профессию и тем более не учебное заведение, где он ее получит, а будущий образ жизни, связанный с определенным положением и характером труда.

Приоритеты профориентационной работы Помощь в адаптации к реальным социально- экономическим условиям (с учетом будущих изменений) Формирование способности ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации. Формирование морально-волевого тыла («тыл» - социально-профессиональная или учебно-професс. среда). Формирование готовности к внутренним компромиссам (искусство уступать в малом). Формирование ценностно-смыслового ядра личности (построение иерархии ценностей). Подготовка к достойному поведению в ситуациях ненормативного жизненного и профессионального кризиса.

Группы задач профессионального самоопределения Информационно-справочные, просветительские. Диагностические (в идеале помощь в самопознании). Морально-эмоциональная под- держка. Помощь в выборе, принятии решения.

Стратегии профконсультирования Допустимые: Тестологическая Информационно-просветительская Рационалистическая «Глубинная», психоаналитическая «Гуманистическо-психотерапевтическая» Организационно-управленческая «Частичные услуги» Идеологическая ( воспитательная, мировоззренческая ) «Принудительная» Активизирующая

Стратегии профконсультирования Нежелательные Стратегия «обмана» Стратегия самообмана: директивное консультирование; игра в «терапию»; деструктивно-рекомендательная; адаптивно-манипулятивная;

Профориентационные методы Информационно-справочные, просветительские: Профессиограммы. Справочная литература. Информационно-поисковые системы. Профессиональная реклама и агитация. Экскурсии на предприятия. Встречи со специалистами. Познавательные лекции. Профориентационные уроки. Учебные фильмы и видеофильмы. СМИ. Ярмарки профессий.

Методы профессиональной психодиагностики Опросники профессиональной мотивации. Опросники профессиональных способностей. «Личностные» опросники. Проективные личностные тесты. Беседы-интервью (открытые и закрытые). Методы наблюдения Сбор косвенной информации о клиенте. Психофизиологические обследования. «Профессиональные пробы». Использование игровых и тренинговых ситуаций. Исследование и наблюдение в труд. деятельности. Исследование на тренажерах.

Соотношение типов личности и типов профессиональной среды ( по Голланду ) Тип личности Тип профессиональной среды РИСКПА Р И С К П А

Методы морально-эмоциональной поддержки Группы общения. Тренинги. Методы групповой и индивидуальной психотерапии. Публичные выступления. Игры с элементами психотренинга. Положительные (успешные) примеры самоопределения. «Праздники труда»

Методы помощи в выборе и принятии решения Построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий). Построение системы различных вариантов действий (выделение наиболее оптимальных вариантов профессиональных перспектив). Использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов.

Уровни решения задач самоопределения Проблема решается «вместо» клиента. Проблема решается «вместе» с клиентом. Постепенное формирование у клиента готовности к самостоятельному решению проблемы выбора.

Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения Постепенно сформировать у клиен- та внутреннюю готовность самостоя- тельно и осознанно планировать, кор- ректировать и реализовывать перспек- тивы своего развития (профессиональ- ного, жизненного и личностного).

Сайт службы занятости Свердловской области: szn. gossaas.ru На сайте профориентация молодежи информация для школьников, родителей и педагогов, («прививка от безработицы»). Информация носит ориентирующий характер и позволяет: получить сведения о востребованности квалифици- рованных работников на развивающемся рынке труда; знакомит с содержанием труда по особо актуальным для экономики профессиям (специальностям); отсылает на другие информационные источники, в том числе для самостоятельного поиска работы и получения информации об услугах службы занятости.

Важность профессионального самоопределения в неразрывной связи профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни, так как современное понимание карьеры предполагает не только успешность в данной профессиональной деятельности, но и успешность всей жизни.

Источники, содержащие информацию профориентационного характера: - единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) azps.ru - профориентационное тестирование в режиме on-line (тестирование деловых качеств) тесты по профориентации - тесты по профориентации - Ваш личный психолог в Интернете (тесты по профориентации) – информация по профориентации школьников - справочник профессий о профессиональном здоровье

Касьянова Татьяна Ивановна