Учитель математики ГБОУ школы 246 Приморского района Санкт-Петербурга Зорина Елена Борисовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие метапредметных компетенций учащихся Лебедева Л.И.заместитель директора по научной работе, Орлова Т.Ю., заместитель директора по УВР ГБОУ школа.
Advertisements

второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта.
Развитие метапредметных компетенций учащихся Костюченко О.В., заместитель директора по УВР.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер «Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта»
Доклад подготовила Смирнова Л.В. Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Транксрипт:

Учитель математики ГБОУ школы 246 Приморского района Санкт-Петербурга Зорина Елена Борисовна

Современное состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам (далее – ФГОС), которые выдвигают новые социальные требования к системе школьного обучения. Введение ФГОС – это новый этап модернизации образования.

компетенций Основная тенденция развития Российского образования, реализованная в ФГОСах II поколения, - усиление роли компетенций в образовании.

Сегодня образование призвано решать свою главную задачу: формировать систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. В соответствии с Концепцией и Требованиями стандарта содержание планируемых результатов должно позволять осуществлять оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования. Реализация стандартов второго поколения

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012года 273-ФЗ; Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010года 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Работа школы по переходу на ФГОС ООО основывается на следующих документах:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012года 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010года 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений (организаций) Санкт-Петербурга на учебный год» от г. 907-р Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Перечень образовательных учреждений – базовых площадок по отработке введения ФГОС основного общего образования» от 08 августа 2012 года 2222-р

является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся; разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов РФ; в основе лежит системно - деятельностный подход; ориентирован на становление личностных характеристик выпускника; должен быть положен в основу деятельности ФГОС ООО

Нормативно-правовое Кадровое Организационно-методическое Информационное Мониторинговое Сопровождение введения ФГОС ООО в ГБОУ школа246 выстраивается по направлениям:

Универсальные учебные действия для ученика выстраиваются Универсальные учебные действия для ученика выстраиваются от действия к мысли

Универсальные учебные действия (УУД) Совокупность способов действия учащегося, связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию образовательного процесса Умение учиться Деятельность физическая и интеллектуальная

Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. Компетенция – заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: Регулятивные (организация учебной деятельности) Познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы) Коммуникативные (социальная компетентность и учёт позиции других людей)

ценностно-смысловые ценностно-смысловые общекультурные общекультурные учебно-познавательные учебно-познавательные информационные информационные коммуникативные коммуникативные социально-трудовые социально-трудовые личностное самосовершенствование личностное самосовершенствование

Образовательные компетенции: изучать; изучать; искать; искать; думать; думать; сотрудничать; сотрудничать; приниматься за дело; приниматься за дело; адаптироваться. адаптироваться.

Выдвинутая на мировом уровне стратегия – образование на протяжении всей жизни человека (взамен прежней установки образование на всю жизнь – меняет многие смысловые и ценностные ориентации, понимание сущности и структуры учения.

Самоопределение и саморазвитие человека осмысляются как самые эффективные жизненные стратегии. Умение учиться становится одним из главных условий успешного жизненного самоопределения.

В федеральной Концепции и Программе модернизации образования в России с развитием субъектности учащихся, их умением учиться связывается решение задачи совершенствования качества образования в целом.

Развивается: культура сотрудничества; культура работы с информацией; диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов как психологическое сопровождение формирования исследовательской деятельности; умение как творческий процесс; учение как саморазвитие.

Уровень развития метапредметных компетенций проявляется в образовательных продуктах: а) внешних: исследовательские работы; рефераты; книжки; макеты; задачники; презентации; карты; сценические постановки; поделки и т.п.

б) внутренних: организационно-деятельностные умения; способы познавательной деятельности; коммуникативные навыки; творческие способности.

У учащихся появляется возможность: быть ТВОРЧЕСКИМ, уметь по-новому смотреть на привычные вещи и ценящим инновации; САМООПРЕДЕЛЯТЬСЯ, уметь брать на себя ответственность за свое образование; РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ, уметь выбирать и использовать различные конструктивные способы их решения; быть УВЕРЕННЫМ в своих возможностях и иметь высокую самооценку; быть ТОЛЕРАНТНЫМ (эмоционально устойчивым), эмпатийно, доброжелательно относиться к многообразию жизни.

Программа развития УУД на уроках математики саморазвитие и самосовершенствование ученика формирование личностных ориентиров формирование опыта переноса и применения УУД в жизненных ситуациях формирование компетенций и компетентностей в предметной области «Математика» формирование навыков участия в учебно-исследовательской и проектной деятельности овладение приемами учебного сотрудничества формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий и информационной безопасности

Регулятивные: Познавательные: умения результативно мыслить и работать с информацией Личностные: умения самостоятельно делать выбор в мире ценностей и поступков Коммуникативные: умения общаться, взаимодействовать с людьми организация деятельности

Регулятивные - действия, с помощью которых учащиеся организуют учебную деятельность: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция. Регулятивные - действия, с помощью которых учащиеся организуют учебную деятельность: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция. УУД Познавательные - действия, с помощью которых учащиеся осуществляют процесс познания: общеучебные универсальные действия (самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации; структурирование знаний и др.); логические (анализ; синтез; доказательство; выбор оснований и критериев для сравнения и др.); постановка и решение проблемы. К оммуникативные - действия, с помощью которых учащиеся налаживают общение с разными людьми для решения учебных задач : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, условиями коммуникации.

БЛОКИ Личностный Метапредметный регулятивный познавательный коммуникативный Универсальные учебные действия – умение учиться

От греческого «мета» - то, что стоит «за». Первый известный метапредмет – «Метафизика» Аристотеля. В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце ХХ века в работах А.В.Хуторского, Ю.В.Громыко. В 2008году - один из ориентиров новых образовательных стандартов. Метапредмет. Метапредметность

Метапредметные результаты – мосты, связывающие все предметы, помогающие преодолеть горы знаний

метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Основным объектом оценки

Что формирует личность? Биологические факторы: генетика, наследственность, задатки, способности Социальные факторы развития: географические, политические, среда обитания Воспитание: образование, обучение, самообразование

Метапредметный подход на уроках математики обеспечивает переход к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности метапредметные (компетентностные) результаты формирование целостной картины мира в сознании ученика формирование подхода к изучаемому предмету как к системе знаний о мире в числах и фигурах

Уровни интеграции содержания учебного материала Высший уровень - философский «человек - общество - природа» Общепредметный уровень Внутрипредметный уровень

Смена образовательной парадигмы Традиционный взгляд прочные ЗНАНИЯ учитель –источник информации, знаний ученик – объект образовательного процесса ФГОС РАЗВИТИЕ личности учащегося учитель - СОавтор образовательного продукта ученик – активный участник образовательного процесса, деятель

ЗУНУУД ЗНАНИЯ «информация, присвоенная человеком» КОМПЕТЕНТНОСТЬ существует в форме реальной деятельности УМЕНИЯ «подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращаются в навыки» совершенствуется по пути интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, способ действия включается в базу внутренних ресурсов НАВЫКИ «действия, выполняемые автоматически» осознанна ЭЛЕМЕНТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ «присвоенные алгоритмы, позволяющие человеку быть адекватным социальной ситуации» позволяет решать целый класс задач

Система дидактических принципов Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества

Критерии результативности и эффективности урока способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть её субъектом обучение через открытие наличие дискуссий развитие личности учащегося осознание учеником своей деятельности ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения

«Математика – это есть средство, это есть инструмент такой же, как штангель и напильник для слесаря или топор и пила для плотника». Академик А. Н. Крылов «В принципе математика в основе своей не имеет какой- либо утилитарной цели, а представляет собой интеллектуальную дисциплину, практическая польза которой сводится к нулю». Ж. Дьедонне «Основная цель изучения математики в школе – воспитание интеллектуальной честности». Н. Вавилов

«Основная задача обучения математике в общеобразовательной средней школе – обеспечить прочное, сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования».

«В средней школе следует достигнуть в возможно большей мере воспитательных целей изучения математики, относящихся к интеллектуальной деятельности и формированию характера. Эти цели сводятся к процессам логического мышления, к рациональным качествам мысли и ее выражения, к духу наблюдения, пространственным и количественным представлениям, к интуиции и воображению в абстрактной области, к развитию внимания и способности сосредоточиться, к воспитанию настойчивости и привычки работать упорядоченно и, наконец, к формированию научного духа…».

«Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики; развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе; овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки; воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей»

«Главная цель средней общеобразовательной школы - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности».

«Воспитатель не стремится к определенному заранее результату. Усилия воспитателя направлены … на раскрытие (учеником) своих индивидуальных способностей, на поддержку его внутренней силы, а не на формирование конкретных нормативных способностей. Если обеспечены условия, необходимые для ПРОЦЕССА свободного развития человека, его личностного роста, то позитивные РЕЗУЛЬТАТЫ будут достигнуты самим человеком обязательно, хотя, возможно, не легко и не сразу».

«Гуманистический вариант педагогики направлен, в первую очередь, не на передачу информации, формирование знаний, усвоение способов деятельности, это ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ процесс, смыслом и целью которого является ПОМОЩЬ В ЛИЧНОСТНОМ РОСТЕ – в освоении и усилении самого себя, раскрытии своих способностей, в обогащении личного опыта, обретении ценностей и смыслов»

«Способность характеризует уровень достижений в интеллектуальной деятельности (то есть является ее результативной характеристикой). Стиль выступает как способ выполнения интеллектуальной деятельности (то есть является ее процессуальной характеристикой) Соответственно разные стили могут обеспечивать одинаково высокую успешность решения определенной задачи» М.А. Холодная

«Что касается организации стилевого поведения ребят в процессе обучения, то формирование персонального познавательного стиля предполагает учет следующих основных требований: 1. Создание условий для актуализации наличных познавательных стилей ребенка. 2. Обогащение стилевых характеристик его интеллектуального поведения за счет: – освоения полного репертуара познавательных стилей на всех уровнях стилевого поведения; – мобильности стилевого поведения (возможности перехода с одного стиля на другой в зависимости от собственных потребностей и требований проблемной ситуации); – взаимодействия разных познавательных стилей.» М.А. Холодная

1. Алгоритмический стиль. 2. Визуальный стиль. 3. Прикладной стиль. 4. Дедуктивный стиль. 5. Исследовательский стиль. 6. Комбинаторный стиль. 7. Игровой стиль.

- Процесс важнее результата - Полученный опыт ценнее приобретенного навыка - Содержательный пример богаче общего вывода

Структура урока при реализации деятельностного подхода Этап 1: Мотивирование к учебной деятельности. Знакомство с проблемой Учитель: Обеспечивает познавательный интерес к теме урока Создает учебную ситуацию Побуждает школьников применить знания и опыт, соответствующие данной ситуации Помогает ученикам осознать проблему, сформулировать вопросы

Структура урока при реализации деятельностного подхода Этап 2: Построение нового знания Учитель: Организует освоение содержания учебной темы Предоставляет ученикам материал для изучения, наблюдений

Продуктивные задания: что необходимо помнить Задание должно быть интересно ученику Тема задания должна быть выполнима Тема должна быть оригинальной Формулировка задания должна быть конкретной и четкой

Структура урока при реализации деятельностного подхода Этап 3: Применение полученных знаний Ученик выбирает уровень выполнения задания - информативный, импровизированный, эвристический выбирает способ деятельности - индивидуальный, коллективный самоорганизуется для выполнения ситуативного задания выполняет ситуативное задание

Структура урока при реализации деятельностного подхода Этап 4: Рефлексия учебной деятельности Ученик соотносит полученный результат с поставленной целью проводит самоанализ и самооценку собственной деятельности

Технологическая карта урока позволяет спроектировать учебный процесс от цели до результата вписать конкретный урок в систему уроков определить возможности реализации межпредметных связей определить УУД, формирующиеся в процессе изучения темы

Технологическая карта урока Инвариантная часть Название темы с указанием часов на её изучение Планируемые результаты: (предметные, личностные, метапредметные) Межпредметные связи Этапы изучения темы Деятельность учителя Деятельность учащихся

Учитель, готовый к реализации ФГОС, – какими качествами он должен обладать?

57 Метапредметные Предметные Личностные Результаты образования Развитие «компетентности к обновлению компетенций»

Система оценивания образовательных результатов

Индивидуально – личностные результаты Оцениваемые результаты: Предметные результаты Метапредметные результаты Достижения в различных сферах деятельности Неоцениваемые результаты: Личностные качества Ценностные ориентации Профессиональный выбор Внутришкольная оценкаВнешкольная оценка (олимпиады, конкурсы, выставки, соревнования, смотры) Формальная оценка по предмету (баллы, отметки) Оценка портфолио Неформальная оценка (оценочные суждения) Внешние эксперты Педагогическая оценка Оценка товарищей Самооценка

Группы результатов по методам оценивания Количественны е результаты Квалиметрическ ие результаты Неявные результаты можно определить в абсолютных значениях, в измеряемых параметрах; качественный показатель, можно измерять в виде балльной шкалы, где каждому уровню соответствует определенный уровень качества; оценка может быть экспертной, на основе интуиции, через создание условий для их измерения Объекты формальной оценки Объекты неформальной оценки

таблицы образовательных результатов « портфель достижений» Где накапливать оценки?

таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов таблицы ЛИЧНОСТНЫХ результатов Группы таблиц образовательных результатов

Отметки заносятся в таблицы результатов: метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год обязательно) предметные контрольные работы (один раз в четверть обязательно) оцениваются письменные или устные задания (от урока к уроку - по решению учителя и образовательного учреждения) Группы результатов по методам оценивания

Учебный портфель (портфолио) Основа индивидуального маршрута обучения Набор материалов, которые учащийся собирает по ходу работы: «накопитель» достижений «Накопительная» функция

Основные разделы «Портфеля достижений» показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам) показатели метапредметных результатов показатели личностных результатов Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик

Учебный портфель (портфолио) отражает динамику развития учащегося помогает учащемуся проводить рефлексию собственной учебной работы служит формой самооценки результатов учащегося помогает учащемуся самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями Модельная функция – индивидуальный образовательный проект

текущие за задачи, решённые при изучении новой темы итоговые Оценки?

Признаки трёх уровней успешности: Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи Максимальный уровень (НЕобязательный) решение «сверхзадачи» По каким критериям оценивать?

Текущие (предметные) Итоговая оценка – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов Как определять итоговые оценки?

продуктивные задания метапредметные диагностические работы диагностика результатов личностного развития Новые формы и методы оценки

Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником действий и качеств по заданным параметрам) самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности) результаты учебных проектов результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников Какие нужны новые формы и методы оценки?